ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1323/2021 от 20.01.2022 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Принято в окончательной форме 20.01.2022 г.

УИД 76RS0021-01-2021-001786-53

Дело № 2а-1323/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2021 года г. Тутаев

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Мазевич Я.Ю.,

при секретаре Ворониной Т.Ю.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного истца по устному ходатайству ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании незаконным приказа,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, в котором просит признать незаконным приказ Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района № 721-з от 26.08.2021 года об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; обязать Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером из земель населенных пунктов, площадью 222526 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указано, что 2020 году ФИО1 обратился в Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района (далее – ДМИ) с заявлением о формировании земельного участка, утверждения схемы участка, для последующего его предоставления через аукцион по договору аренды, для сельскохозяйственного производства из земель находящихся в государственной неразграниченной собственности. ДМИ была согласована схема земельного участка площадью 230818 кв.м, расположенного по адресу: Ярославская область, Тутаевский р<данные изъяты>. На основании межевого плана, подготовленного административным истцом, земельный участок площадью 230818 кв.м был поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номе . После постановки земельного участка на кадастровый учет ДМИ было установлено, что часть спорного земельного участка расположена в охранной зоне, для устранения указанного недоразумения ДМИ было предложено административному истцу за его счет произвести разделение сформированного участка на два самостоятельных объекта, в связи, с чем ДМИ был вынесен приказ от 21.07.2020 года №461-3 «О разделении земельного участка». На основании межевого плана ООО «Фаза» об образовании двух земельных участков путем разделения земельного участка с кадастровым номером , на кадастровый учет были поставлены два земельных участка площадью 8292 кв.м и 222526 кв.м. Земельному участку площадью 222526 кв.м был присвоен кадастровый . 16 августа 2021 года ДМИ ФИО1 было написано заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером . Приказом ДМИ № 721-з от 26.08.2021 года в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка ФИО1 было отказано, так как установлено пересечение (наложение) в точке 57 границы указанного земельного участка с особо охраняемой природной территорией регионального значения – памятником природы «<адрес>». Полагает указанный приказ незаконным, так как согласно публичной кадастровой карте каких-либо охранных зон в точке 57 границы земельного участка нет.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные административные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного истца по устному ходатайству ФИО2 позицию доверителя поддержала, просила оспариваемый приказ отменить, заявленные административные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района, в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании заявленные административные требования просил оставить без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица – Депаратмента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, в судебное заседание не явился, ранее представил отзыв на административный иск, в котором просил заявленные административные требования оставить без удовлетворения, рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Ярославской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из анализа приведенных норм следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частью 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решения, действий (бездействия) органа, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возложена на указанные органы, должностных лиц.

Административный истец обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, а также подтверждать факты, на которые административный истец ссылается, как на основания своих требований.

В судебном заседании установлено, что 16 августа 2021 года ФИО1 обратился в Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области с заявлением, в котором просил провести аукцион по продаже (или на право заключения договора аренды) земельного участка, находящегося в государственной (или муниципальной) собственности, площадью 222256 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером . Цель использования земельного участка (разрешенное использование) аренда на 49 лет (л.д. 30).

Приказом ДМИ от 721-з от 26.08.2021 года в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером из земель населенных пунктов, площадью 222 526 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, было отказано. Основанием к принятию данного решения послужило то, что указанный земельный участок не может быть предметом аукциона, так как установлено пересечение (наложение) в точке 57 границы земельного участка с особо охраняемой природной территорией регионального значения – памятником природы «<адрес>» (л.д. 5).

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Из выписки из ЕГРН следует, что земельный участок с кадастровым номером образован из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, поставлен на кадастровый учет 18.11.2020 года, имеет площадь 222 526 кв.м (л.д. 44-54).

Из сведений публичной кадастровой карты Росреестра следует, что граница земельного участка с кадастровым номером пересекается (накладывается) в т. 57 с особо охраняемыми природными территориями регионального значения – памятником природы «<адрес>» (л.д. 109-113).

Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015).

Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ определен порядок образования земельного участка в целях его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона.

Оспариваемый отказ Администрации в проведении аукциона обусловлен тем, что испрашиваемый земельный участок имеет пересечение (наложение) в точке 57 границы земельного участка с особо охраняемой природной территорией регионального значения – памятником природы «<адрес>».

Согласно пп. 5.1 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона.

Из указанной нормы следует, что для отказа в проведении аукциона по предоставлению в аренду земельного участка по мотиву нахождения участка в ЗОУИТ необходимо наличие одновременно следующих условий:

- земельный участок полностью расположен в границах ЗОУИТ,

- установленные ограничения использования земельных участков в ЗОУИТ не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 106 Земельного кодекса РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).

Постановлением Правительства Ярославской области от 06.03.2015 года № 237-п (ред. от 28.01.2021) «О выделении зон ограниченного хозяйственного использования и об утверждении Положения о памятнике природы «<адрес>» утверждено Положение о памятнике природы «<адрес>» (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», которым установлен режим особой охраны территории памятника природы, в том числе перечень запрещенных и разрешённых видов хозяйственной и иной деятельности.

Согласно п.п. 15.1. Положения запрещаются любые виды деятельности рекреационного и иного природопользования, влекущие за собой нарушение сохранности памятника природы, а также противоречащие целям объявления данного комплекса памятником природы, в том числе: предоставление земельных участков для целей, не соответствующих целям создания памятника природы, в том числе для садоводства, огородничества, жилищного строительства, для строительства баз и домов отдыха, а также смена разрешенного вида использования для указанных целей; разработка и распашка земель дополнительно к существующим площадям; распашка земель (за исключением мер противопожарного обустройства лесов); проведение рубок древесных насаждений, кустарников и подроста, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 15.4 - 15.6, 15.9 данного пункта; повреждение, поломка деревьев и кустарников; подсочка деревьев; применение ядохимикатов (в том числе пестицидов, агрохимикатов), химических средств защиты растений и стимуляторов роста, открытое складирование и хранение минеральных удобрений; видоизменение ландшафтов; уничтожение почвенного покрова; палы травы и растительных (в том числе порубочных) остатков; разведка и разработка (добыча) полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые, торф и сапропель); деятельность, влекущая за собой уменьшение водности и ухудшение гидрологического и гидрохимического режима территории, разрушение берегов <адрес> и притоков; изменение береговой линии <адрес> и притоков, за исключением мероприятий, связанных с охраной и реабилитацией водных объектов; безнадзорный выгул, а также натаска, нагонка и притравка собак; промысловый сбор грибов, ягод, недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений; добывание видов грибов, лишайников, растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Ярославской области (далее - редкие и исчезающие виды), уничтожение или нарушение мест их обитания (произрастания); промышленное рыболовство; лов рыбы самоловными снастями (ставными сетями, вентерями, ловушками), электроудочками, острогами, способами багрения, глушения, гона, а также при помощи иных орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенных к применению правилами рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. № 453 «Об утверждении правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна», за исключением рыболовства в научно-исследовательских целях и в целях развития аквакультуры (рыбоводства); обывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, за исключением добывания в научных целях и в порядке регулирования численности и выбраковки больных и травмированных животных; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных, загрязнение и разрушение нерестилищ и нагульных участков рыб; осуществление хозяйственной деятельности и посещение мест массового размножения и миграций наземных позвоночных и птиц, гнездования и выращивания потомства объектов животного мира, формирования сообществ редких и исчезающих видов (с апреля по июнь включительно); добывание останков ископаемых организмов; организация коллективного отдыха населения, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок, лагерей; разведение костров вне специально оборудованных мест; вытаптывание травяного покрова вне пределов тропиночной сети; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн; размещение кладбищ, скотомогильников, мест размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; загрязнение и захламление территории памятника природы, включая акваторию водных объектов, устройство свалок мусора и отходов; сброс сточных вод; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, заправка топливом и мойка транспортных средств; движение механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и стоянка вне дорог и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие, а также движение и стоянка на акватории водных объектов моторных лодок, гидроциклов, иных водных моторных транспортных средств, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 15.7 данного пункта, а также иных транспортных средств, движение и стоянка которых разрешены Положением; любые формы активной и массовой рекреации вне специально выделенных зон ограниченного хозяйственного использования; уничтожение или повреждение специальных знаков, информирующих о наличии, границах памятника природы и (или) его охранной зоны, об ограничениях природопользования на его территории, а также иных специальных знаков.

Согласно п.п. 15.2. Положения допускается использование памятника природы в следующих целях: научные, в том числе мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов; эколого-просветительские, в том числе проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов; рекреационные (транзитные) прогулки; природоохранные, в том числе сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов грибов, лишайников, растений и животных, а также в целях, не противоречащих целям объявления природных объектов и комплексов памятником природы и установленному в их отношении режиму охраны, в том числе: осуществление сельскохозяйственной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения в ранее отведенных границах земельных участков с учетом требований, предусмотренных подпунктами 15.1 и 15.9 данного пункта; сенокошение с учетом требований, установленных подпунктом 15.1 данного пункта; пчеловодство с учетом требований, установленных подпунктами 15.1, 15.3 данного пункта; природно-познавательный туризм с учетом требований, установленных подпунктами 15.1, 15.3 данного пункта, и при согласовании с единой дирекцией ООПТ; любительская и спортивная охота и рыболовство с учетом требований, предусмотренных подпунктами 15.1 и 15.5 данного пункта; рыболовство в научно-исследовательских целях, развитие аквакультуры (рыбоводства) в целях акклиматизации и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов при согласовании с единой дирекцией ООПТ в порядке, предусмотренном подпунктом 15.8 данного пункта; забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, для технологических нужд существующих жилых и хозяйственных объектов, прокладка кабельных линий связи (за исключением объектов капитального строительства) методом горизонтально-направленного бурения без проведения земляных работ в границах памятника природы, ремонт существующих дорог (включая дорожные сооружения) при согласовании с единой дирекцией ООПТ материалов оценки воздействия на окружающую среду, обосновывающих отсутствие негативного воздействия на памятник природы и подготовленных в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации"; использование объектов животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области; непромысловый сбор грибов, ягод, недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений; обустройство кормушек и гнездовий для птиц; благоустройство территории, содержание существующих дорог (включая дорожные сооружения), подсадка деревьев и кустарников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области и при согласовании с единой дирекцией ООПТ в порядке, предусмотренном подпунктом 15.8 данного пункта; установка специальных знаков, информирующих о наличии, границах памятника природы и (или) его охранной зоны, об ограничениях природопользования на их территории, установка ограничителей прохода и проезда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области и при согласовании с единой дирекцией ООПТ в порядке, предусмотренном подпунктом 15.8 данного пункта.

Согласно п. 15.3. Положения виды разрешенного использования земельных участков в границах памятника природы.

Согласно п.п. 15.3.1. Положения для расположенных в границах памятника природы земельных участков из состава земель любых категорий, а также земель, не прошедших государственный кадастровый учет, либо земель, категория которых не установлена, определяются следующие основные виды разрешенного использования земельных участков: деятельность по особой охране и изучению природы; охрана природных территорий.

Согласно п.п. 15.3.2. Положения для расположенных в границах памятника природы земельных участков из состава земель любых категорий, а также земель, не прошедших государственный кадастровый учет, либо земель, категория которых не установлена, определяются следующие вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков: сенокошение; пчеловодство (без размещения капитальных строений и сооружений); природно-познавательный туризм (без размещения капитальных строений и сооружений); охота и рыбалка (без размещения капитальных строений и сооружений).

Судом установлено, что использование административным истцом земельного участка с кадастровым номером , с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства в пределах площади наложения не соответствует режиму памятника природы и видам разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, из совокупности представленных доказательств следует, что обжалуемый отказ Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области № 721-з от 26.08.2021 года является законным, содержит сведения об основаниях к отказу, прав административного истца не нарушающим, ввиду чего заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.Ю. Мазевич