ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-13253/20 от 03.02.2021 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а-4952/2021

23RS0041-01-2020-020841-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2021 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд города Краснодара в составе:

Председательствующего Ланг З.А.,

секретаря судебного заседания Великой А.А.,

с участием помощника судьи Шенгер Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке административного судопроизводства исковое заявление ФИО1, к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар, администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа Департамента Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар за от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство двухэтажной многоуровневой парковки, обязании выдать разрешение на строительство,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар, администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа Департамента Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар за от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство двухэтажной многоуровневой парковки, как не соответствующей требованиям ГрК РФ; обязании Департамента выдать ему разрешение на строительство расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов — для строительства многоэтажной автостоянки, адрес <адрес> двухэтажной многоуровневой парковки в соответствии с представленной проектной документацией , изготовленной в 2018 году в ООО АБ «Архи Лайн» без истребования дополнительных документов

Исковые требования ФИО1 мотивирует тем, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов — для строительства многоэтажной автостоянки, находящийся по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и договором уступки права аренды по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время им принято решение на указанном участке осуществить строительство двухэтажной многоуровневой парковки площадью <данные изъяты> кв.м., в связи с чем, в соответствии с заданием на проектирование ООО АБ «Архи Лайн» была подготовлена проектная документация для планируемого строительства вышеуказанной парковки. Далее он обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительство указанного нежилого здания, приложив к заявлению проектную документацию, необходимые согласования, технические условия на подключение к сетям инженерных коммуникаций и иные предусмотренные Градостроительным Кодексом РФ необходимые документы. Однако, ДД.ММ.ГГГГ им получен отказ за в выдаче ему разрешений на строительство, причинами которого послужило не предоставление результатов инженерных изысканий, договора на проведение мероприятий по разработке септика и вывоза бытовых отходов, а также не утверждение заказчиком проектной документации, иных причин Департаментом указано не было. Устранив указанные причины, он вновь обратился в Департамент архитектуры с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство парковки, однако получил отказ мотивированный отсутствием необходимого утверждения проектной документации застройщиком в соответствии с ч. 15 ст. 48 ГрК РФ, иных причин указано не было. В очередной раз устранив нарушения, им вновь сдано заявление в Департамент о выдаче разрешения на строительство, однако получил отказ, в котором указано, что в связи с тем, что земельный участок на котором планируется осуществить строительство объекта, расположен в 3-м поясе СЗЗ артериальной скважины и водозабора, для которого, установлен специальный режим использования и определен комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды в соответствии с СаНПиН 2.1.4.1110-02 и ему предложено предоставить согласование с Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю на размещение указанного объекта на данном земельном участке. После получения названного отказа он еще дважды обращался в Департамент архитектуры с заявлением о выдаче разрешения на строительство и ему дважды было отказано, названные отказы Департамента считает незаконными, в связи с чем, он вынужден обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав с вышеуказанными исковыми требованиями.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, по доверенности — ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивает по основаниям, изложенным в иске, пояснив суду, что ч. 10 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. 7 названной нормы права. Таким образом, из этого следует, что перечень документов, указанных в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ является исчерпывающим, в связи с чем, требования Департамента о предоставлении дополнительных согласований, истребование договора на вывоз бытовых отходов, противоречит требованиям ст. 51 ГрК РФ. Ответчик на протяжении более одного года по различным причинам незаконно требует от истца предоставления дополнительных документов и согласований, не предусмотренных градостроительным кодексом, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель ответчиков по доверенности — ФИО3 в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что земельный участок на котором истцом планируется строительство парковки, расположен в зоне средних и высших учебных заведений. В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п. 1 земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне транспортной инфраструктуры. Согласно правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 года № 19 п. 6, рассматриваемый участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами. Истцу сообщалось о необходимости предоставить договор на вывоз бытовых отходов, а также предоставить согласование с Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю на размещение объекта капитального строительства на данном земельном участке: бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова. Более того, при рассмотрении проектной документации установлено, что параметры машино-мест не соответствуют СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей», а сама проектная документация не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 16.02.2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Таким образом, возложение на Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар обязанности выдать разрешение на строительство объекта на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> в отсутствие в материалах дела данных о соответствии закону представленных документов, в том числе градостроительной и проектной документации, неправомерно.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает необходимым исковые требования ФИО1 удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправлением и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Судом достоверно установлено, что ФИО1 на основании договора уступки права аренды по договору аренды земельного участка (л/с ) от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером , земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в охранных зонах инженерных коммуникаций, для строительства многоэтажной автостоянки по адресу: <адрес>

ФИО1 обратился в Департамент Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство двухэтажной многоуровневой парковки, предоставив проектную документацию, соответствующие согласования, технические условия на подключение к сетям инженерных коммуникаций.

Вместе с тем, письмом Департамента за от ДД.ММ.ГГГГ истцу в выдаче разрешения было отказано на том основании, что при рассмотрении представленных им документов выявлено, что им в соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ не были представлены результаты инженерных изысканий, договоры на проведение мероприятий по разработке септика и вывоза бытовых отходов, кроме того, представленная проектная документация не утверждена Заказчиком.

Как следует из искового заявления ФИО1, истец устранив все имеющиеся недостатки и нарушения снова обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар, однако письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство парковки с указанием следующих причин: проектная документация не утверждена застройщиком, не представлено согласование с Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю на размещение объекта капитального строительства на данном земельном участке; не представлены технические условия на вынос инженерных коммуникаций попадающих в зону строительства.

Истец считает отказ Департамента Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, считает, что им представлен полный пакет документов указанный в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, при этом перечень документов указанный в данной норме права является исчерпывающим, в связи с чем, требования Департамента о предоставлении дополнительных согласований, истребование договора на вывоз бытовых отходов, противоречит требованиям ст. 51 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ч. 1 ст. 41 ЗК РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленных ст. 40 ЗК РФ.

Разрешение на строительство согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос». Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений нас строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка;

градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с ч. 15 ст. 48 настоящего Кодекса проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); разделы, содержащиеся архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства); положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в п. 1 ч. 5 ст. 49 ГрК РФ), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч.12.1 ст. 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в п. 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; документы, предусмотренные законодательством РФ об объектах культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством РФ подлежит установлению зона с особыми условиями территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению; копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития.

В соответствии с ч. 10 ст. 51 ГрК РФ указано, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. 7 настоящей статьи документов.

Из анализа норм градостроительного законодательства РФ следует, что перечень документов, указанных в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, является исчерпывающим, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истцом представлены все необходимые документы к заявлению о выдаче разрешения на строительство парковки, а именно проектную документацию (заключение по инженерно-геологическим изысканиям, выполненным ИП ФИО7, договор на строительство септика и т.д..

При этом, в соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. Вместе с тем, представленная суду, а ранее в Департамент архитектуры проектная документация изготовлена ООО АБ «Архи Лайн» в 2018 году, постановление Правительства на которое ссылается Департамент принято ДД.ММ.ГГГГ, что суд расценивает как то, что на момент обращений истца за разрешением на строительство каких-либо нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к подготовке проектной документации, кроме указанного Постановления РФ, не имелось, из отказов Департамента не следовало, что представленная документация не соответствует требованиям, о несоответствии указано лишь в одном из отказов.

В данном случае, суд также учитывает всю представленную переписку истца с ответчиком, из которой следует, что каждый раз Департамент архитектуры отказывая истцу в выдаче разрешения на строительство, мотивировал таковые новыми обстоятельствами, так в частности согласно отказу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство парковки, в связи с необходимостью предоставления договора на проведение мероприятий по разработке септика и на вывоз бытовых отходов, также разъяснена необходимость утверждения проектной документации застройщиком. Данные причины истцом как следует из материалов дела были устранены и он вновь обратился за получением разрешения на строительство, однако, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры истцу также было отказано в выдаче разрешения на строительство, по той причине, что проектная документация представленная истцом не утверждена застройщиком, при том, что как указывалось выше данное обстоятельство истцом уже было устранено.

В последующем, согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодара от 03.12.2019 года ФИО1 вновь было отказано в выдаче разрешения на строительство, на том основании, что поскольку земельный участок расположен в 3-м поясе СЗЗ артериальной скважины и водозабора, устанавливается специальный режим использования и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды в соответствии с САНПИН 2.1.4.1110-02, в связи с чем, необходимо предоставить согласование с Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю на размещение объекта капитального строительства на данном земельном участке.

В письме Департамента архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ, уже разъясняется то, что в п. 2.2 градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ «Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства» земельный участок с кадастровым номером расположен в 3 поясе зоны санитарной охраны артезианской скважины и водозабора, в связи с чем, необходимо получить технические условия на вынос инженерных коммуникаций попадающих в зону строительства.

При этом, согласно письму Департамента архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уже указывается на несоответствие параметров машино-мест требованиям СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей», а также указывается, что проектная документация составлена с нарушениями, в частности в текстовой части раздела проектной документации «Пояснительная записка» не указаны реквизиты технических условий, отчетной документации по результатам инженерных изысканий;в графической части раздела проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» отсутствует план земляных масс, в виду данных обстоятельств ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство.

Таким образом, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодара фактически на протяжении года по различным причинам отказывал истцу ФИО1 в выдаче разрешения на строительство, при том, что отказы Департамента носили всегда разный характер, не смотря на то, что ФИО1 предоставлялась одна и та же проектная документация и все необходимые документы, предусмотренные градостроительным законодательством.

При таких обстоятельствах у Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче истцу разрешения на строительство, в связи с чем, заявленные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар, Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа Департамента Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар за от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство двухэтажной многоуровневой парковки, обязании выдать разрешение на строительство — удовлетворить.

Признать недействительным отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «двухэтажная многоуровневая парковка, расположенная по адресу: <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, обязав ответчика устранить нарушения путем выдачи разрешения ФИО1, на основании представленных им документов на строительство двухэтажной многоуровневой парковки на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером , категория земель — земли населенных пунктов.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара, со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 8.02.2021 года.

Председательствующий: