ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1325/18 от 24.08.2018 Шатурского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1325/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Шатура Московская область 24 августа 2018 года

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

с участием адвоката Мосалевой О.Н.,

при секретаре Родиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации городского округа Шатура Московской области о признании незаконными действий и бездействия о снятии с рассмотрения публичных слушаний вопроса об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства, бездействия по неорганизации публичных слушаний по вопросу об изменения вида разрешенного использования земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «под организацию промышленного производства», а также собственником находящего на этом земельном участке нежилого здания по изготовлению нестандартного оборудования.

В апреле 2018 года она обратилась через МФЦ с заявлением об изменении вида целевого назначения здания на «здание под разведение домашнего скота», назначение «нежилое здание», а также об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «под разведение домашнего скота».

Письмом Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Шатура от 31.05.2018 ей было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка в связи с тем, что по заключению Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов. Предоставить копию данного заключения отказались.

30.05.2018 в ее адрес администрацией городского округа Шатура Московской области направлен протокол публичных слушаний от 20.04.2018, согласно которому вопрос об изменении целевого назначения объекта капитального строительства снят с рассмотрения, т.к. в проекте генерального плана городского округа Шатура принадлежащее ей здание находится в функциональной зоне «П-производственная зона». При этом, градостроительный план администрации городского округа Шатура Московской области не утвержден.

Письмом от 11.05.2018 ей направлено заключение по результатам публичных слушаний от 20.04.2018, где также указано, что вопрос снят с рассмотрения без указания оснований снятия.

В нарушение требований закона предварительные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использований земельного участка вообще не организованы административным ответчиком, решение главы администрации городского округа Шатура Московской области по зданию не принято.

Просит признать незаконными действия ответчика по снятию с рассмотрения публичных слушаний 20.04.2018 вопроса об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства - нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; бездействия по неорганизации публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель «земли населенных пунктов»; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, оказав ей государственную услугу по изменению вида разрешенного использования земельного участка и нежилого здания.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, ее представитель - адвокат Мосалева О.Н. поддержала административный иск, просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика - администрации городского округа Шатура Московской области ФИО2, действующая на основании доверенности, административный иск не признала, мотивируя тем, что согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Шатура от 29.11.2017 № 8/45, расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов. В соответствии с п. 13.1.14 Административного регламента предоставления государственной услуги принятия решения об изменении, установлении, установлении соответствия вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.11.2017 № 13ВР-1771, порядок предоставления которой утвержден постановлением администрации городского округа Шатура от 12.12.2017 № 3304, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является невозможность расположения земельного участка с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия, в связи с чем заявителю было отказано в предоставлении государственной услуги. Согласно протоколу публичных слушаний вопрос об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства был снят с голосования, поскольку находится в функциональной зоне «П-производственная зона», а также в связи с тем, что в отношении данного земельного участка приостановлено предварительное следствие в связи с не установлением лица, совершившего мошеннические действия в отношении данного земельного участка. За снятие с голосования вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка проголосовало 17 человек, присутствующих на публичных слушаниях.

Заинтересованное лицо, привлеченное к участию в деле на основании ст. 47 КАС РФ, - представитель Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области ФИО3, действующий на основании доверенности, административный иск не признал, пояснив, что объект капитального строительства и земельный участок административного истца попадают в санитарно-защитную зону предприятия, поэтому их вид разрешенного использования не может быть изменен.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером и расположенного на нем нежилого здания по адресу: <адрес> (л.д. 15-30).

23.03.2018 ФИО1 обратилась в администрацию городского округа Шатура Московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования здания, расположенного по адресу: <адрес>, с «производство по изготовлению нестандартного оборудования» на «здание под разведение домашнего скота».

25.05.2018 было подано заявление об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка, расположенного по тому же адресу, с «организация промышленного производства» на «личное подсобное хозяйство» (л.д. 7).

Письмами Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Шатура Московской области от 12.04.2018 и 31.05.2018 ФИО1 было сообщено, что ей отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка по тем основаниям, что на основании заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне предприятия, сооружений и иных объектов (л.д. 37, 38, 39-41).

Согласно заключению по результатам публичных слушаний по вопросу изменения вида целевого назначения объекта капитального строительства от 20.04.2018, по итогам голосования по вопросу, обсуждаемому на публичных слушаниях, было принято решение о снятии с рассмотрения вопроса об изменении вида целевого назначения объекта капитального строительства с кадастровым номером , общей площадью 176,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с «здание по производству и изготовлению нестандартного оборудования», назначение: «нежилое здание» на «здание под разведение домашнего скота, назначение: нежилое здание» (л.д. 67).

Из протокола публичных слушаний № 4 от 20.04.2018, следует, что по данному вопросу выступил председательствующий ФИО5, который поинтересовался у ФИО1 каковы результаты возбужденного в 2015 году уголовного дела в отношении объекта капитального строительства. ФИО1 пояснила, что 01.07.2015 СО МО МВД России «Шатурский» вынесено постановление о приостановлении предварительного расследования в отношении данного объекта. После данного пояснения председательствующим ФИО5 на голосование был поставлен вопрос о снятии с рассмотрения вопроса об изменении вида целевого назначения объекта капитального строительства с кадастровым номером , общей площадью 176,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 68-69).

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства.

Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации подразделяет земли на категории, предусматривая в пункте 2, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Как следует из ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Как следует из ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Согласно п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Исходя из смысла приведенных положений закона для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента.

Частью 3 ст. 85 Земельного кодека Российской Федерации также предусмотрено, что собственники земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Данное положение конкретизировано в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).

Статьей 39 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 ГрК РФ).

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).

Частью 9 статьи 39 ГрК РФ предусмотрено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний.

Частью 12 статьи 39 ГрК РФ предусмотрено, что физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

В соответствии п. 3.1.5. Положения о публичных слушаниях в городском округе Шатура, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Шатура МО от 12.09.2017 N 4/42 (ред. от 29.11.2017) "Об утверждении Положения об организации проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории городского округа Шатура и Порядка предоставления предложений и замечаний по вопросу, рассматриваемому на публичных слушаниях в сфере градостроительной деятельности" обязательному рассмотрению на публичных слушаниях подлежат вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.

Согласно п. 6.11. Положения орган, уполномоченный на проведение публичных слушаний, готовит заключение по вопросам, рассматриваемым на публичных слушаниях.

В соответствии с п. 8.1. глава, Совет депутатов с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимают решение об утверждении или отклонении обсуждаемых проектов.

Судом установлено, что вопрос об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, не был рассмотрен в установленном законом порядке, администрация, назначив проведение публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, обязана принять соответствующее решение по итогам публичных слушаний, в связи с чем нельзя признать законными действия администрации городского округа Шатура Московской области по снятии с рассмотрения публичных слушаний данного вопроса.

Рассматривая требование административного истца о признании незаконными действий административного ответчика по неорганизации публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель «земли населенных пунктов», суд не находит оснований для его удовлетворения.

Письмом Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Шатура от 31.05.2018 ФИО1 было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка в связи с тем, что по заключению Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 названного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.

К числу документов территориального планирования относятся схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Одним из видов документации по планировке территории является проект планировки территории (статья 41 данного Кодекса).

Согласно пункту 2, подпункта 3 п. 3 ст. 17 Устава Городского округа Шатура Московской области, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования выносятся на публичные слушания по инициативе населения, Совета депутатов городского округа или главы городского округа Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов городского округа, назначаются Советом депутатов городского округа, а по инициативе главы городского округа - главой городского округа.

План землепользования и застройки городского округа Шатура утвержден Решением Совета депутатов городского округа Шатура Московской области N 8/45 от 29.11.2017.

В соответствии со ст. 10 Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Шатура Московской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Шатура Московской области от 29 ноября 2017 г. N 8/45 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Шатура Московской области" изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренный в составе градостроительного регламента, установленного частью III настоящих Правил, осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства в порядке, установленном Правительством Московской области и настоящими Правилами.

Условия и порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, установлены Законом Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 27 Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Шатура Московской области изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов в порядке, установленном настоящими Правилами.

Из приведенных положений следует, что собственники земельных участков, входящих в состав земель, отнесенных к землям населенных пунктов, вправе самостоятельно, по своему усмотрению, использовать принадлежащие им земельные участки без дополнительных согласований и разрешений. Однако данное использование не может являться произвольным ввиду того, что любое использование земельного участка осуществляется в строгом соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, вопрос об изменении вида разрешенного использования может решаться по заявлению гражданина, поданного в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, без проведения публичных слушаний.

На основании изложенного, административный иск подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО1 к администрации городского округа Шатура Московской области о признании незаконными действий и бездействия о снятии с рассмотрения публичных слушаний вопроса об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства, бездействия по неорганизации публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

Признать незаконными действия администрации городского округа Шатура Московской области о снятии с рассмотрения публичных слушаний 20.04.2018 вопроса об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства - нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию городского округа Шатура Московской области рассмотреть заявление ФИО1 об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства - нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.

В удовлетворении требования о признании бездействия администрации городского округа Шатура Московской области по неорганизации публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель «земли населенных пунктов» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А. Грошева

Мотивированное решение изготовлено 30.08.2018

Судья Н.А. Грошева