ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1327/2022 от 22.02.2022 Раменского городского суда (Московская область)

50RS0039-01-2022-000790-37

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 февраля 2022г.

Раменский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Балашовой А.А.,

при секретаре Трифоновой Н.М.,

с участием представителя административного истца Приговоровой И.А., представителя административного ответчика Овчаровой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1327/2022 по административному иску Забелиной Е. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными действия по совершению государственной регистрации права собственности, обязании в установленном порядке рассмотреть заявление о прекращении государственного кадастрового учета и государственной регистрации перехода прав и возврате документов без их проведения,

УСТАНОВИЛ:

Забелина Е.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, которым просит:

- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по совершению государственной регистрации права собственности <номер> от <дата> на земельный участок по адресу:
местоположение установлено относительно ориентира: жилой дом, расположенный в
границах участка, адрес ориентира: <адрес><номер> от <дата> на земельный участок по адресу:
местоположение установлено относительно ориентира: жилой дом, расположенный в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, <номер> от <дата> на жилой дом по адресу: <адрес>;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и
картографии по Московской области в установленном законом порядке рассмотреть
заявление Забелиной Е.А. от <дата> о прекращении государственного кадастрового учета и государственной регистрации перехода прав и возврате документов без их проведения № <номер>.

В обоснование административного иска указано, что <дата> между Забелиной Е.А. и Мешалкиным В.Н. (даритель) был заключен договор дарения земельных участков и жилого дома со служебными строениями и сооружениями:

земельный участок площадью 750 кв.м., кадастровый <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира: жилой дом, расположенный в границах участка, адрес ориентира: <адрес>;

земельный участок площадью 841 кв.м., кадастровый <номер>,
категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения
личного подсобного хозяйства, адрес объекта: местоположение установлено относительно
ориентира: жилой дом, расположенный в границах участка, адрес ориентира: <адрес>,
<адрес>;

- жилой дом со служебными строениями и сооружениями, кадастровый номер
<номер> назначение: жилое, общей площадью 55,4 кв.м., инвентарный <номер>, адрес объекта: <адрес>.

<дата>Забелина Е.А. и Мешалкин В.Н. через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг обратились с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, предоставив договор дарения от <дата> Заявлению присвоен регистрационный номер <номер> со сроком исполнения <дата>.

<дата> этими же лицами, через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг, совместно было подано заявление о прекращении государственной регистрации прав по договору дарения от <дата>, на основании п. 1 ст. 31 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Несмотря на поданное заявление о прекращении государственной регистрации, <дата> административный истец получила выписки из ЕГРН, из которых следует, что административным ответчиком произведена государственная регистрация перехода права собственности на Объекты недвижимости на Забелину Е.А.

Заявление о прекращении государственной регистрации прав по договору дарения от <дата> оставлено административным ответчиком без рассмотрения.

Из заявления административного истца на государственную регистрацию прав усматривается, что государственная регистрация перехода права собственности на Объекты недвижимости на имя Забелиной Е.А. должна быть завершена <дата> На момент подачи заявления о прекращении государственной регистрации (<дата>) срок для принятия решения о прекращении оказания государственной услуги ещё не истек (<дата>.). Таким образом, действия административного ответчика по осуществлению государственной регистрации перехода права собственности на Объекты недвижимости без рассмотрения заявления о прекращении государственной регистрации прав, являются незаконными, преждевременными, совершенными вопреки воли сторон сделки.

Административный истец Забелина Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила к участию в деле своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца Приговорова И.А. поддержала требования иска по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный ответчик – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности Овчарова Е.Г. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенных в письменных возражениях.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9, 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч.ч.9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1, 2 ч. 9 настоящей ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что <дата> между Забелиной Е.А. и Мешалкиным В.Н. (даритель) был заключен договор дарения земельных участков и жилого дома со служебными строениями и сооружениями:

земельный участок площадью 750 кв.м., кадастровый <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира: жилой дом, расположенный в границах участка, адрес ориентира: <адрес>;

земельный участок площадью 841 кв.м., кадастровый <номер>,
категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения
личного подсобного хозяйства, адрес объекта: местоположение установлено относительно
ориентира: жилой дом, расположенный в границах участка, адрес ориентира: <адрес>,
<адрес>;

- жилой дом со служебными строениями и сооружениями, кадастровый номер
<номер> назначение: жилое, общей площадью 55,4 кв.м., инвентарный <номер>, адрес объекта: <адрес>.

<дата>г. Забелина Е.А. и Мешалкин В.Н. через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, предоставив договор дарения от <дата> Заявлению присвоен регистрационный номер <номер> со сроком исполнения до <дата>.

<дата>г. этими же лицами, через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг, совместно в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было подано заявление о прекращении государственной регистрации прав по договору дарения от <дата>., на основании п. 1 ст. 31 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

<дата> административный истец получила выписки из ЕГРН, из которых следует, что административным ответчиком <дата>. произведена государственная регистрация перехода права собственности на Объекты недвижимости на Забелину Е.А.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии со ст. 14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии со ст. 29 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных ст. 25 настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу ст. 16 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется в течение 9 рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона до осуществления государственной регистрации прав рассмотрение представленных для осуществления государственной регистрации прав заявления и (или) документов может быть прекращено на основании совместного заявления лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственной регистрации прав.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав прекращаются не позднее рабочего дня, следующего за днем представления предусмотренных настоящей статьей заявления или судебного акта либо требования судебного пристава-исполнителя (ч. 7 ст. 31 Закона N 218-ФЗ).

Из материалов дела усматривается, что в установленные законом сроки (в течение 9 рабочих дней) представленные документы были рассмотрены, и проведены регистрационные действия.

Согласно актуальным сведениями ЕГРН <дата> было зарегистрировано право собственности Забелиной Е.А. в отношении вышеуказанных объектов недвижимости.

Согласно описи документов, приятных для оказания государственных услуг, в нарушение ч. 1 ст. 31 Закона № 218-ФЗ, 11.01.2022г. в 11:42 и в 11:45 поступили заявления от Мешалкина В.Н. и Забелиной Е.А. о прекращении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и возврате документов без их проведения.

Ввиду того, что регистрационные действия были совершены ранее (до поступления совместного заявления Забелиной Е.А. и Мешалкина В.Н. о прекращении рассмотрения представленных для осуществления государственной регистрации прав заявления и документов), прекратить государственную регистрацию и возвратить документы без ее проведения не представляется возможным.

Кроме того, суд также отмечает, что с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Забелина Е.А. обращалась совместно с Мешалкиным В.Н., а данный административный иск подан в суд только одной Забелиной Е.А.

Таким образом, несмотря на доводы представителя административного истца, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик действовал в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством, произведенные им действия по государственной регистрации перехода права собственности на Объекты недвижимости по совместному заявлению Забелиной Е.А. и Мешалкина В.Н. являются законными и не нарушают прав и законных интересов административного истца, в связи с чем, административное исковое заявление Забелиной Е.А. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Забелиной Е. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области:

- о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по совершению государственной регистрации права собственности <номер> от <дата> на земельный участок по адресу:
местоположение установлено относительно ориентира: жилой дом, расположенный в
границах участка, адрес ориентира: <адрес>, <номер> от <дата> на земельный участок по адресу:
местоположение установлено относительно ориентира: жилой дом, расположенный в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, <номер> от <дата> на жилой дом по адресу: <адрес>;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и
картографии по Московской области в установленном законом порядке рассмотреть
заявление Забелиной Е.А. от <дата> о прекращении государственного кадастрового учета и государственной регистрации перехода прав и возврате документов без их проведения № <номер>, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение составлено 28 февраля 2022г.