дело №2а-1328/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 12 марта 2020 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Басинской Е.В.
при секретаре Тарских Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Красноярска к администрации г.Красноярска о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г.Красноярска обратился с иском к администрации г.Красноярска в котором просит, с учетом уточнения, возложить на административного ответчика обязанность принять меры, направленные на обеспечение ра2она жилищного строительства «ул.Цимлянская-ул.Пригорная»: в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и направить на утверждение в Красноярский городской Совет депутатов программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программу комплексного развития транспортной инфраструктуры, программу комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа город Красноярск в части территории «ул.Цимлянская-ул.Пригорная»; в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить проект планировки и межевания территории индивидуального жилищного строительства «ул.Цимлянская-ул.Пригорная».
Требования мотивировал следующим. Прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска по поручению прокуратуры г.Красноярска проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при выделении администрацией города земельных участков на территории жилого района «ул.Цимлянская - ул.Пригорная» в Октябрьском районе г.Красноярска под индивидуальное жилищное строительство, в том числе проверка обеспечения данного жилого района коммунальной инфраструктурой, обустройства улично-дорожной сети. По результатам проверки установлено, что на территории г.Красноярска расположен жилой район «ул.Цимлянская - ул.Пригорная», территориально расположенный в Октябрьском районе между земельными участками с кадастровыми номерами У и У. В соответствии со сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), земельный участок территории жилого района «Х» принадлежит к функциональной зоне: «зона застройки индивидуальными жилыми домами зона объектов дачного хозяйства, садоводства, озелененные территории общего пользования, иные озелененные территории, зона застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажа), коммунально-складская зона, зона территорий общего пользования в границах коридоров общего пользования». В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г.Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, указанный жилой район расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Так, согласно представленным департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска сведениям, за период с 2015 года по 01.12.2018 на территории жилого района «ул.Цимлянская-ул.Пригорная» было предоставлено 101 земельный участок, из них многодетным гражданам - 95, инвалидам или семьям, имеющих в своем составе инвалидов- 6. По информации департамента градостроительства за период 2012 по 2018 на указанной территории выдано 79 разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства. Предоставление земельных участков в целях строительства на территории г.Красноярска осуществляется администрацией города в порядке, установленном ст.ст. 29,30 Земельного кодекса РФ, а с 2013 года и Административным регламентом, утвержденным распоряжением администрации города от 03.10.2013г.. Предоставление многодетным семьям и инвалидам земельных участков для ИЖС является способом реализации закрепленного Конституцией РФ права на жилище. Право на жилище обеспечивается не только формальным предоставлением земельного участка, но и созданием условий для жилищного строительства, обеспечением возможности реальной реализации этого права. Как разъяснил Конституционный суд РФ в постановлении от 10.11.2016 №23- П, правовое регулирование призвано обеспечить надлежащее исполнение органами государственной власти возложенной на них Конституцией РФ, ее статьей 40 (ч. 1 и 2), обязанности по созданию условий для осуществления права каждого на жилище, выступающей одновременно и в качестве гарантии его реализации. Приведенное конституционное предписание составляет основу законодательного регулирования жилищных отношений. В условиях ИЖС реализация права на жилище предполагает не только постройку дома, но и обеспечение возможности его использования. В настоящий момент, на территории жилого района «ул.Цимлянская-ул.Пригорная» не созданы условия, позволяющие полноценно эксплуатировать построенные и строящиеся жилые дома и использовать их как постоянное место жительства, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта - г.Красноярска, что выражается в отсутствии асфальтированных дорог на названной территории, отсутствии возможности технологического присоединения к сетям электроснабжения и водоснабжения. Муниципальное образование осуществляет планирование и строительство дорог и инженерных сетей в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, которым предусматривается принятие документов территориального планирования в качестве условия застройки территории. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории; Вместе с тем по информации департамента градостроительства администрации г.Красноярска от 10.09.2019 № 04/4782-дг проект планировки и межевания территории жилого района «ул.Цимлянская-ул.Пригорная» не утвержден в установленном законом порядке. Генеральный план городского округа г.Красноярк утвержден решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 года №7-107. В соответствии с п.5 ст.26 Градостроительного кодекса РФ, реализация генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета. В соответствии с п.5.1 указанной статьи, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов разрабатываются органами местного самоуправления городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих городских округов. Таким образом, программы комплексного развития транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры подлежали утверждению административным ответчиком не позднее 13.09.2015г.. Вместе с тем, согласно информации администрации города, программа комплексного развития социальной инфраструктуры разработана и находиться на согласовании в структурных подразделениях администрации, соответственно до настоящего времени не утверждена. Проект решения Красноярского городского Совета депутатов «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Красноярск на 2019-2033 годы» размещен на официальном сайте администрации города Красноярска 03.10.2018 и только внесен для утверждения в Красноярский городской Совет депутатов. Также в настоящее время не разработана и не утверждена программа комплексного развития транспортной инфраструктуры. По вышеизложенным фактам нарушений закона прокуратурой Октябрьского района 28.01.2019 в адрес главы города Красноярска было внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства. Вместе с тем до настоящего времени администрацией города Красноярска должных мер по устранению, изложенных в представлении прокуратуры района нарушений, не принято. Таким образом, на сегодняшний день, администрацией г.Красноярска не созданы условия и предпосылки для развития данной территории и не определены направления ее дальнейшего развития, поскольку в нарушение перечисленных требований закона планировка территории жилого района «ул.Цимлянская-ул.Пригорная» не осуществлялась, решения о развитии территории принято не было. Следствием бездействия администрации города Красноярска стало то, что на территории жилого района «ул.Цимлянская-ул.Пригорная» до сих пор не выполнены необходимые условия в виде подключения к инженерным коммуникациям, развития улично-дорожной сети. Администрация г.Красноярска в лице уполномоченных органов, предоставляя гражданам для индивидуального жилищного строительства земельные участки на территории, не имеющей транспортной и инженерно-коммунальной инфраструктуры, не принимает должных и эффективных мер по их созданию, тем самым допуская нарушение конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья, так как отсутствие надлежащих дорог создает препятствия для оказания скорой медицинской и пожарной помощи в случае подобной необходимости, а также права на комфортное проживание, своевременное и качественное получение коммунальных услуг, и благоприятную окружающую среду, для реализации которых необходимо наличие канализации, водоснабжения и своевременного вывоза мусора. Подобное бездействие нарушает права собственников и арендаторов земельных участков, в том числе лиц, относящимся к льготной категории (инвалиды, многодетные семьи), получившие земельные участки под ИЖС, что является недопустимым. Указанные нарушения действующего законодательства стали возможными в связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами администрации г.Красноярска своих служебных обязанностей, отсутствием контроля за их работой со стороны руководства.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Красноярска Могилев А.В. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика администрации г.Красноярска ФИО1, действует на основании доверенности от 10.12.2019г., образование подтверждено дипломом, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержав доводы письменных возражений на иск, мотивированных следующим. Приказом Госстроя от 01.10.2013 № 359/ГС «Об утверждении методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов» утверждены методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов. В п. 2 и п. 3 Приложения к «Методическим рекомендациям по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов», указано, что программы разрабатываются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных генеральных планов таких поселений, городских округов и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества оказываемых потребителям услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов. Программы подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений. Представительным органом местного самоуправления на территории города Красноярска, в соответствии со ст. 27 Устава города Красноярска (принят Решением Красноярского городского Совета депутатов от 24.12.1997 № В-62), является Красноярский городской Совет депутатов. Таким образом, администрация города Красноярска в рамках своей компетенции и своих полномочий, закрепленных в Уставе города Красноярска, не обладает полномочиями по утверждению комплексных программ развития поселения. Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов. Согласно п. 2 данных требований, программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 № 1050 утверждены требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов. Согласно пункту 2 требований, программа устанавливает перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития поселения, городского округа, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 № 1440 утверждены требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов. Программы устанавливают перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, включая те, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии указанных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта, договорами о комплексном освоении территорий или о развитии застроенных территорий. В данных программах указаны органы, разрабатывающие и утверждающие программы мероприятия, включаемые в программы, сроки, на которые разрабатываются программы. В соответствии с п. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. Согласно пункту 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 45 Устава города Красноярска, администрация города Красноярска в установленном настоящим Уставом и другими правовыми актами города порядке осуществляет, в том числе, следующие полномочия: разрабатывает и осуществляет планы и программы развития города; осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам городского самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. По информации Управления архитектуры администрации города Красноярска Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разработана. Проект Решения Красноярского городского Совета депутатов «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Красноярск на 2019-2033 годы», внесен для рассмотрения в Красноярский городской Совет депутатов. На сегодняшний день указанный проект решения направлен на доработку по замечаниям экспертно-правового отдела аппарата Красноярского городского Совета депутатов. Функциональное и территориальное зонирование территории, а также размещения объектов транспортной инфраструктуры предусмотрены в составе генерального плана городского округа города Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107. Постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833 утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общего пользования городского округа Красноярск, включая микрорайон «ул. Цимлянская - ул. Пригорная». Помимо этого, в развитие Генерального плана городского округа г. Красноярск, администрацией города разработан проект «Программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа г. Красноярск». На данный момент осуществляется доработка проекта программы. По сообщению департамента социального развития в настоящее время Проект программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа город Красноярск проходит согласование в органах администрации города Красноярска. Из вышеизложенного следует, что программы комплексного развития не могут противоречить положениям Генерального плана города Красноярска. Возложение на муниципальное образование город Красноярск в лице администрации города Красноярска обязанности утвердить программы в части территории жилого микрорайона «ул. Цимлянская - ул. Пригорная» идет в разрез с требованиями п. 5.1. ст. 26 Градостроительного кодекса РФ. поскольку данные программы, исходя из градостроительного законодательства, должны быть разработаны применительно к городскому округу Красноярск в целом, комплексно, куда входит, в том числе и территория жилого микрорайона «ул. Цимлянская - ул. Пригорная». Разработка и утверждение программ в отношении одного микрорайона города невозможна, так как коммуникации и дороги неразрывно связаны между собой и их расширение, строительство на территории города возможно лишь поэтапно, в установленные сроки, в рамках реализации вышеуказанных программ. Для разработки и утверждения программ комплексного развития инфраструктуры городского округа Красноярск требуется целый ряд процедур и мероприятий, установленных законом. Сроки реализации проектов не зависят полностью от администрации города Красноярска, так как проекты программ рассматривает и утверждает представительный орган местного самоуправления - Красноярский городской Совет депутатов, перед их утверждением требуется проведение публичных слушаний, а при наличии замечаний со стороны жителей города потребуется последующее внесение изменений в проекты, проведение повторных публичных слушаний. При этом указанные сроки для разработки и утверждения соответствующих нормативных правовых актов, ничем не обоснованы, не учитывают специфику деятельности администрации города Красноярска и её органов, наличие финансовых средств. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится в том числе, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Исходя из системного толкования норм права проект планировки территории является градостроительным документом, который разрабатывается на основании генерального плана территории, правил землепользования и застройки на территорию квартала, микрорайона, а также других территорий, являющихся элементами планировочной структуры, которые подлежат освоению. Подготовка документации по планировке территории является обязательной только в связи с наступлением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, законодательством не предусмотрено сроков по разработке и утверждению планировки и межевания территории. Часть 3 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает правило о том, что полномочия органов местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Частью 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Уполномоченными органами администрации города Красноярска разработан целый ряд программ социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры города Красноярска, которые сейчас находятся на разных стадиях по утверждению и доработке. Разработка нормативно-правового акта по планировке территории относится к исключительной компетенции органам местного самоуправления и осуществляется в рамках реализации принятых программ в строгом соответствии с документами территориального планирования в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ по собственной инициативе либо по заявлению физических и юридических лиц, путем проведения публичных слушаний. Как указывает Конституционный суд РФ, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу ст. 3 Конституции РФ и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам (Определение КС РФ от 15 июля 2010 г. № 931-0-0). Органы прокуратуры и суды не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, предрешая за них вопросы местного значения, поскольку прокуратура, в силу ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», осуществляет надзор за исполнением законодательства. Иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10,11,118 Конституции Российской Федерации). Обязанность совершения определенных действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом только в случаях предусмотренных законом. В противном случае нарушается принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Представитель заинтересованного лица управления архитектуры администрации г.Красноярска ФИО2, действует на основании доверенности от 11.11.2019г., образование подтверждено дипломом, в судебном заседании возражала против заявленных административных исковых требований, поддержав доводы письменного отзыва, мотивированного следующим. В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В силу пункта 11.1 Положения об управлении архитектуры администрации города, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 16.08.2012 № 124-р, к задачам управления архитектуры относится обеспечение подготовки документов территориального планирования города, правил Землепользования и застройки города, документации по планировке территорий, местных нормативов градостроительного проектирования, разработки программ комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры города, а также внесения изменений в такие документы. Для обеспечения возложенных задач управление архитектуры обеспечивает: подготовку, проверку, согласование, рассмотрение документов территориального планирования, проектов планировки территории, проектов межевания территорий и представляет их на рассмотрение Главе города (пп. 1 п. 17.1); разработку, согласование программ комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры города, а также внесение в них изменений (пп. 4 п. 17.1). Вопросы утверждения программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры городского округа г. Красноярск относятся к прямой компетенции органов местного самоуправления. При этом органы прокуратуры не вправе подменять органы местного самоуправления, предрешая за них вопросы местного значения. Кроме того, поставленные прокурором сроки разработки и утверждения указанных программ не учитывают специфику деятельности ответчика, планирование деятельности, наличие финансовых средств. В настоящее время Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разработана. Проект решения Красноярского городского Совета депутатов «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Красноярск на 2019 - 2033 годы», внесен для рассмотрения в Красноярский городской Совет депутатов. На сегодняшний день указанный проект решения направлен на доработку по замечаниям экспертно-правового отдела аппарата Красноярского городского Совета депутатов. С учетом того, что администрацией города принято решение об актуализации на 2021 год схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года (постановление от 30.12.2019 № 1000) и выполнение работ по актуализации схемы теплоснабжения запланировано на 2020 год, а в дальнейшем планируется выполнение работ по актуализации схем водоснабжения и водоотведения (в III квартале 2020 года), с целью предотвращения неэффективности использования бюджетных средств, доработка программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Красноярска и направление ее для утверждения в Красноярский городской Совет депутатов, возможны только после внесения изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск, которое планируется в 2020 году, а также после актуализации и утверждения схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Таким образом, минимальный срок разработки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Красноярска - конец 2020 - начало 2021 гг. Кроме того, прокурором необоснованно заявлено требование о возложении на административного ответчика обязанности об утверждении программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры города в части территории жилого района «ул. Цимлянская - ул. Приторная», поскольку такие программы, исходя из градостроительного законодательства, должны разрабатываться применительно к территории городского округа - город Красноярск в целом. Обязанность разрабатывать самостоятельные программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры для отдельных территории городского округа градостроительным законодательством на органы местного самоуправления не возложена. Также административным истцом не представлено доказательств нарушения прав граждан несвоевременным утверждением программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры. Проект планировки и межевания территории жилого района «ул. Цимлянская - ул. Пригорная» на территории г.Красноярска не утвержден в установленном законом порядке. Согласно статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации разработка документации по планировке территории жилого района «ул. Цимлянская - ул. Приторная» не является обязательной. Разработка и утверждение нормативно-правового акта по планировке территории относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления и осуществляется в рамках реализации принятых программ в строгом соответствии с документами территориального планирования в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ по собственной инициативе либо по заявлению физических и юридических лиц. Функциональное и территориальное зонирование территории, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, размещения объектов транспортной инфраструктуры предусмотрены в составе генерального плана городского округа город Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107. Для обеспечения жителей, проживающих на данной территории объектами транспортной инфраструктуры, постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015 № 833 утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, в рамках которого обеспечивается возможность строительства и реконструкции улично-дорожной сети, мостовых переходов, пешеходных переходов, путепроводов, объектов инженерной инфраструктуры, а также обустройства площадей, скверов, бульваров, парков, лесопарков в границах красных линий. Данных, свидетельствующих о том, что органом местного самоуправления допущены нарушения выполнения предусмотренных указанных выше мероприятий в части организации дорожно-уличной сети, инженерных коммуникаций (электро-, водоснабжение) в районе индивидуального жилищного строительства «ул. Цимлянская - ул. Приторная» в Октябрьском районе города Красноярска прокурором суду не представлено, оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по принятию нормативно-правового акта не имеется. Требовать возложения на орган местного самоуправления обязанности принять меры по разработке проекта планировки и межевания территории нельзя, поскольку данное требование заявлено административным истцом преждевременно, направлено в обход законодательно установленной процедуры (статьи 45-46 ГрК РФ). Вместе с тем, процессуальным законодательством не предусмотрена подмена функций органа местного самоуправления судом. Разработка и утверждение проекта планировки и межевания территории осуществляется с соблюдением процедуры и на условиях, установленных федеральным законодательством (статьи 45-46 ГрК РФ) и порядком, установленном на местном уровне - распоряжение администрации г.Красноярска от 18.07.2017 №213-р "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию решения о подготовке документации по планировке территории" (срок предоставления услуги 30 дней); распоряжение администрации г. Красноярска от 20.07.2017 № 216-р "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию решения об утверждении документации по планировке территории" (срок предоставления услуги 6 мес. 7 дней). Установленный порядок требует совершения от органа местного самоуправления определённых действий. В силу статьи 10 Конституции РФ, устанавливающей принцип разделения властей, суд не может подменять собой другие органы государственной власти, органы местного самоуправления. При проверке законности решения органа местного самоуправления суд не полномочен подменять функции органа местного самоуправления и принимать за него решение. Судебные акты судов общей юрисдикции в силу статьи 3 КАС РФ о задачах судопроизводства, не могут подменять собой решения органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений. Также административным истцом не представлено доказательств нарушения прав граждан отсутствием утвержденного проекта планировки и межевания территории жилого района «ул. Цимлянская - ул. Пригорная».
Представитель заинтересованного лица департамента градостроительства администрации г.Красноярска ФИО3, действует на основании доверенности от 14.10.2019г., образование подтверждено дипломом, в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, поддержав доводы представителя администрации г.Красноярска.
Представитель департамента транспорта администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще и своевременно, предоставил суду письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свою позицию следующим. Вопросы утверждения программ комплексного развития социальной, коммунальной, транспортной инфраструктуры городского округа Красноярска, разработки и утверждения планировки и межевания территории города, относится к прямой компетенции органов местного самоуправления городского округа Красноярска. Органы прокуратуры не вправе подменять органы местного самоуправления города Красноярска, предрешая за них вопросы местного значения и вмешательство в нормотворческую деятельность органов местного самоуправления по названному вопросу является нарушением его компетенции. Предложенные прокуратурой сроки (6 месяцев) по утверждению программ не обоснованы. Также пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа, то есть в целом, а не в отдельной его части. Понуждение органа местного самоуправления принять вышеназванные нормативные акты не приведет к восстановлению прав лиц проживающих на территории улиц Цимлянская - Приторная, в чьих интересах прокуратурой заявлен административный иск. К такому выводу пришел Восьмой кассационный суд общей юрисдикции по аналогичному административному делу, рассмотренному в Свердловском районном суде г. Красноярска.
Представитель заинтересованного лица Красноярского городского Совета депутатов в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще и своевременно, предоставил суду письменные пояснения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свою позицию следующим. Из положений ГрК РФ следует, что программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры городского округа должны быть разработаны применительно к городскому округу Красноярск в целом, а не в отношении отдельной его территории. Обязанность разрабатывать самостоятельные программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры для отдельных территорий городского округа градостроительным законодательством на органы местного самоуправления не возложена. Согласно пункту 3 Методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных приказом Госстроя от 01.10.2013 № 359/ГС, установлено, что программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления городских округов. Таким образом, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры рекомендовано утверждать представительным органам местного самоуправления. В соответствии со статьями 26, 27 Устава города Красноярска представительным органом городского самоуправления в городе Красноярске является Красноярский городской Совет депутатов. Согласно пункту 2 статьи 28 Устава города Красноярска к компетенции городского Совета относится принятие общеобязательных правил по всем вопросам городского значения, предусмотренным федеральным законом и Уставом. Администрация города Красноярска, в силу подпункта 3 пункта 1, пункта 2 статьи 45 Устава города Красноярска, разрабатывает и осуществляет планы и программы развития города; реализуя указанные полномочия, осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность. Учитывая изложенное, полагает, что требование о возложении обязанности утвердить программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры на администрацию города Красноярска направлено на вмешательство в распределение компетенции между органами местного самоуправления. Аналогичный вывод содержится в кассационном определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.11.2019 № 88А-476/2019. Законодательством не предусмотрена соответствующая обязанность органа местного самоуправления определять срок, в течение которого ему необходимо принять меры по разработке и утверждению проекта планировки и межевания территории. Не во всех случаях для строительства линейного объекта требуется подготовка документации по планировке территории. Вопрос о конкретной территории, в отношении которой требуется подготовка документации по планировке территории (в отношении одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры) должен решаться органом местного самоуправления в соответствии с целями, для которых осуществляется подготовка документации по планировке территории. Из административного искового заявления следует, что нарушение прав неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлен административный иск, выражается в необеспечении необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой выделенных под индивидуальное жилищное строительство земельных участков на территории «ул. Цимлянская - ул. Приторная», в том числе льготной категории граждан. Согласно п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Однако избранный прокурором способ защиты нарушенного права в виде понуждения органа местного самоуправления принять указанные в административном иске нормативные правовые акты и определении срока, в течение которого нормативные правовые акты необходимо принять, не приведет к восстановлению прав лиц, в чьих интересах прокурором заявлен административный иск. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ). Выполняя обязанности по организации в границах городского округа электро- и водоснабжения населения, водоотведения, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения орган местного самоуправления самостоятельно принимает нормативные правовые акты, необходимые для исполнения данных обязанностей. Вмешательство в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления в указанном случае является нарушением его компетенции. Избранный прокурором способ защиты нарушенного права является ненадлежащим. Таким образом, вопросы утверждения программ комплексного развития социальной, коммунальной, транспортной инфраструктуры города Красноярска, разработки и утверждения проекта планировки и межевания территории индивидуального жилищного строительства «ул. Цимлянская - ул. Приторная», строительства сетей холодного водоснабжения и водоотведения, улично-дорожной сети указанной территории, относятся к прямой компетенции органов местного самоуправления города Красноярска. При этом органы прокуратуры не вправе подменять органы местного самоуправления, предрешая за них вопросы местного значения, поскольку прокуратура, в силу статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляет надзор за исполнением законодательства. Поставленные прокурором сроки для разработки и утверждения соответствующих нормативных правовых актов не учитывают специфику деятельности органов местного самоуправления, наличие финансовых средств.
Представители заинтересованных лиц департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска, департамента социального развития администрации г.Красноярска в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще и своевременно.
Исходя из положений ст.96, 97 КАС РФ, суд признает уведомление участников процесса о времени и месте судебного разбирательства надлежащим, и приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при объявленной явке, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в частности из сведений ИСОГД территория жилого района в границах ул.Цимлянской – ул.Пригорной» находится в Октябрьском районе г.Красноярска и предусмотрена Генеральным планом городского округа г.Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года №7-107, с изменениями: решением №В-190 от 21.11.2016г. решением Красноярского городского Совета депутатов №В-25 от 29.01.2019г. (л.д.13-17,78-121).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г.Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. № В-122, жилой район «ул.Цимлянская – ул.Пригорная» находится в территориальных зонах: застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1); застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4); делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1); объектов образования (О-2); коммунально-складских (П-3); инженерных объектов (И); объектов садоводства (СХ-2); рекреационной лесопарковой (Р-1); территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ); городской рекреации (Р-3); иных зеленых насаждений (З-2).Участок находится в границах территории: проект планировки и межевания территории жилого района «ФИО4 – ул.Приручейная» - проект планировки в разработке; Проект планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа город Красноярск – проект планировки утвержден; проект планировки и межевания территории Северо-Западной левобережной части города Красноярска – проект планировки в разработке; проект планировки и межевания территории, расположенной в жилом районе по ул.Цимлянская – ул.Пригорная, ограниченной ул.Калинина – ул.Назаровской – проект планировки в разработке. Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск – утвержден постановлением №833 от 25.12.2015г. «Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск» (с изменениями: постановление №278 от 28.04.2017г., постановление №398 от 19.06.2018г., постановление №801 от 11.12.2018г.).
Пунктом 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов разрабатываются органами местного самоуправления городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих городских округов.
Из указанных положений ГрК РФ следует, что программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры городского округа должны быть разработаны применительно к городскому округу Красноярск в целом, а не в отношении отдельной его территории. Обязанность разрабатывать самостоятельные программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры для отдельных территорий городского округа градостроительным законодательством на органы местного самоуправления не возложена.
В силу подпункта 3 пункта 1, пункта 2 статьи 45 Устава города Красноярска администрация г.Красноярска разрабатывает и осуществляет планы и программы развития города; реализуя указанные полномочия, осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.
Проект планировки территории и проект межевания территории являются видами документации по планировке территории (ч.4 ст.41 ГрК РФ).
Согласно ч.1 ст.41.1 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Согласно части 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 статьи 45 ГрК РФ.
Частью 2 статьи 41 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 41 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, если планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Во исполнение данного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. № 269 утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Таким образом, не во всех случаях для строительства линейного объекта требуется подготовка документации по планировке территории.
Вопрос о конкретной территории, в отношении которой требуется подготовка документации по планировке территории (в отношении одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры) должен решаться органом местного самоуправления в соответствии с целями, для которых осуществляется подготовка документации по планировке территории.
Из административного искового заявления следует, что нарушение прав неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлен административный иск, выражается в необеспечении необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой выделенных под индивидуальное жилищное строительство земельных участков на территории «ул.Цимлянская – ул.Пригорная», в том числе льготной категории граждан (многодетным гражданам, инвалидам либо семьям, имеющим в своем составе инвалидов).
Согласно п.4, 5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Однако избранный прокурором способ защиты нарушенного права в виде понуждения органа местного самоуправления принять указанные в административном иске нормативные правовые акты и определить срок, в течение которого нормативные правовые акты будут приняты, не приведет к восстановлению прав лиц, в чьих интересах прокурором заявлен административный иск.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Закона № 131-ФЗ).
Выполняя обязанности по организации в границах городского округа электро- и водоснабжения населения, водоотведения, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения орган местного самоуправления самостоятельно принимает нормативные правовые акты, необходимые для исполнения данных обязанностей. Вмешательство в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления в указанном случае является нарушением его компетенции. Избранный прокурором способ защиты нарушенного права является ненадлежащим.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных административных исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Октябрьского района г.Красноярска к администрации г.Красноярска о возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.В. Басинская