ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1329/2022 от 07.10.2022 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2022 года г.Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Цыганове А.А.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Государственной жилищной инспекции Тульской области по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-1329/2022 по административному иску ФИО6 ФИО118, ФИО6 ФИО119 к Государственной жилищной инспекции Тульской области о признании незаконным и отмене решения Государственной жилищной инспекции Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, о признании ненадлежащим исполнением государственного жилищного надзора при рассмотрении и проверки заявления и документов Государственной жилищной инспекции Тульской области послуживших основанием принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ФИО7, ФИО1 обратились в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Тульской области о признании незаконным и отмене решения Государственной жилищной инспекции Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, о признании ненадлежащим исполнением государственного жилищного надзора при рассмотрении и проверки заявления и документов Государственной жилищной инспекции Тульской области послуживших основанием принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что они являются собственниками жилого помещения - <адрес>, находящегося в многоквартирном <адрес> по адресу: <адрес>.

В соответствии с Решением Государственной жилищной инспекции Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, включены в реестр лицензий Тульской области за управляющей организацией ООО «УютДом».

В соответствии с оспариваемым решением определена дата внесения изменений в реестр лицензий Тульской области (дата начала действия договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО «УютДом») - с ДД.ММ.ГГГГ.

В оспариваемом решении указано, что основанием принятия решения стали:

Соответствие заявления документов положениям пунктов 2 и 3 приложения к Приказу /пр от ДД.ММ.ГГГГ (то есть, соответствие Приказу Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр «Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее - «Приказ /пр»).

Достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, перечень которых определен пунктом 3 приложения к Приказу /пр.

Отсутствие противоречивых сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления.

Выполнение требования, предусмотренного ч.2 ст. 198 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - «ЖК РФ»), о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя.

Отсутствие вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом.

Отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение было подписано заместителем начальника государственной жилищной инспекцией Тульской области ФИО8

В связи с представлением управляющей организацией ООО «УютДом» (выступающей истцом по гражданскому делу ) заверенной копии оспариваемого решения ГЖИ в качестве приложения к дополнительным пояснениям ООО «УютДом» (поступили в суд (согласно отметке суда) ДД.ММ.ГГГГ, а вручены стороне ответчиков - ФИО7, ФИО1 в судебном заседании только ДД.ММ.ГГГГ), административным соистцам только ДД.ММ.ГГГГ стало известно об оспариваемом Решении ГЖИ.

Ранее ДД.ММ.ГГГГ об оспариваемом решении ГЖИ соистцам не могло быть известно в связи со следующими обстоятельствами.

ГЖИ, привлеченная в дело в качестве третьего лица, в судебное заседания не явилась, каких либо пояснений и документов в суд ранее ДД.ММ.ГГГГ и ФИО7 и ФИО1 не направляло. В связи с регистрацией и фактическим проживанием с ДД.ММ.ГГГГ по иному адресу: <адрес>. Адрес фактического проживания и регистрации административного истца <адрес> длительное время не менялся и не изменился на момент подачи настоящего заявления (ФИО7 зарегистрирована по адресу <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время). До ДД.ММ.ГГГГ - момента вручения оспариваемого решения ГЖИ в зале суда в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, в адрес ФИО7, ФИО1 не поступало каких-либо письменных и иных уведомлений, извещений с надлежащим образом оформленной копии оспариваемого решения ГЖИ. Доказательства обратного отсутствуют. Таким образом, административный иск подан в суд в течение трех месяцев со дня (ДД.ММ.ГГГГ), когда административным соистцам стало известно о содержании оспариваемого решения и о нарушении прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением.

Из представленных ДД.ММ.ГГГГ пояснений ООО «Уют Дом» соистцам также стало известно содержание протокола якобы состоявшегося общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с реквизитами: регистрационный номер протокола: ; дата протокола (дата окончания подсчета голосов): ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <адрес> (дата общего собрания (очная часть ДД.ММ.ГГГГ), заочная часть: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который был подписан председателем общего собрания/председателем Совета дома ФИО2 (<адрес>), секретарем общего собрания ФИО11 (<адрес>), членами счетной комиссии: ФИО10 (<адрес>), ФИО3 (<адрес>).

Согласно тексту данного протокола:

общее собрание созвано по инициативе ФИО2 (<адрес>);

собрание проведено в форме очно-заочного голосования;

в собрании приняли участие собственники помещений многоквартирного дома, обладающие 2 327,2 голосами,

общая площадь жилых и нежилых помещений составляет: 3 297, 7 кв.м.,

кворум общего собрания составляет: 70,6 % от общего числа голосов;

кворум имеется.

Общим собранием были приняты следующие решения:

Выбрать председателем собрания - ФИО2, <адрес>, секретарем общего собрания ФИО11 (<адрес>), членами счетной комиссии: ФИО12 (<адрес>), ФИО3 (<адрес>) с наделением правом подписи протокола общего собрания собственников помещений с данной повесткой дня. Проголосовали: за 2285,6 кв.м. (98,74 %); воздержались: 41,6 кв.м. (1,26 %).

Избрать председателем совета дома ФИО2 (<адрес>) Проголосовали: за 2285,6 кв.м.(98,74 %); воздержались: 41,6 кв.м. (1,26 %).

Расторгнуть договор управления многоквартирным домом с действующей управляющей организацией с ДД.ММ.ГГГГ. Выбрать способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией. Выбор управляющей организации - ООО «УютДом» ОГРН <***>. Утвердить и заключить договор управления многоквартирным домом с ООО «УютДом» с ДД.ММ.ГГГГ.

Утвердить лицами, уполномоченными провести процедуру расторжения договора управления с действующей управляющей организацией (ООО «Ваш Дом») инициаторов собрания и членов совета дома.

Утвердить заключение собственниками помещений от своего имени соответственного прямого договора с ресурсоснабжающими организациями с ДД.ММ.ГГГГ Проголосовали: за 2 285,6 кв.м. (98,74 %); воздержались: 41,6 кв.м. (1,26 %).

Счетная комиссия установила:

Количество индивидуальных письменных решений (бюллетеней) сособственников, признанные недействительными - 0 шт.

Количество голосов собственников, индивидуальные письменные решения (бюллетени) которых признаны недействительными - 0 кв.м.

О проведении вышеуказанного собрания и голосования соистцам ничего не было известно, никаких объявлений о проведении собрания размещено в установленном порядке не было.

Оспариваемое решения не отвечает вышеперечисленным критериям законности, установленных ЖК РФ и Приказом /пр, является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям:

решение о переходе дома в управление ООО «Уют Дом» принято с ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит волеизъявлению общего собрания собственников о расторжении договора с ранее управлявшей домом организацией только с ДД.ММ.ГГГГ и заключением договора с ООО «УютДом» только с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, решение ГЖИ не соответствует ст. 44 ЖК РФ о статусе и компетенции общего собрания собственников, повестке дня и принятым собственниками решений, не соответствует положениям Приказа /пр, принято с существенным нарушением прав собственников.

ГЖИ Тульской области не проверялось фактическое выполнение решения общего собрания собственников процедуры расторжения договора с ранее управлявшей домом организацией ООО «Ваш Дом» с ДД.ММ.ГГГГ Документальные доказательства надлежащего расторжения договора со стороны собственников многоквартирного дома с ООО «Ваш Дом» отсутствуют;

ГЖИ Тульской области не проверяло надлежащим образом решение общего собрания собственников помещений, в том числе на предмет действительного волеизъявления титульных собственников квартир, ничтожности решения в связи с участием в собрании не собственников квартир, не проверяло, в связи с этим, наличие кворума голосов титульных собственников квартир. Обращает внимание суда, что в соответствии с Актом с подписями собственников квартир, полученных в результате поквартирного обхода собственников многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ (копия прилагается), установлено противоречие сведений в протоколе: в частности, например, о якобы собственнике <адрес> - ФИО3 (согласно текста Протокола общего собрания - члене инициативной группы и члене счетной комиссии). Указанным актом установлено, что собственником <адрес> является ФИО4, а ФИО3 не являлась собственником, что ставит под вопрос законность участия ФИО3 в общем собрании как не собственника, более того, участие как члена комиссии по подсчету голосов, что ставит под сомнение сам подсчет голосов и наличие кворума). Вышеуказанный акт был передан с жалобой от ДД.ММ.ГГГГ в ГЖИ Тульской области, оставленным ГЖИ без внимания и без проведения соответствующей проверки;

должностное лицо - заместитель начальника ГЖИ - не имело законных прав на подписание оспариваемого решения.

Полагают, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы административных истцов как собственников квартиры дома, в отношении которого ГЖИ приняло оспариваемое решение, не соответствующее решению собственников, процедуре принятия решений, определенных ЖК РФ, ГК РФ и Положением /пр.

В доводах уточненного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ административные истцы указывают на то, что с доводами представителя заинтересованного лица ООО «УютДом» о применении срока исковой давности не согласны по двум основаниям: отсутствуют доказательства осведомленности истцов об оспариваемом Решении ГЖИ до декабря 2021 г.; заявление ООО «УютДом» как ненадлежащей стороны о применении исковой давности правового значения не имеет, исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное ненадлежащим ответчиком, не является основанием для применения судом исковой давности.

ГЖИ Тульской области при принятии оспариваемого решения допустило следующие нарушения:

Не проверило на предмет достоверности, отсутствия противоречий представленных документов, а также признаков ничтожности общего собрания собственников, в частности на предмет действительного волеизъявления титульного собственника квартиры, правильности реквизитов документов о собственности, площади квартиры на праве собственности, процента голосующих квадратных метров. Примеры нарушений приведены в уточненном иске. В решениях для голосования собственников имеются многочисленные неточности, исправления.

Общее собрание собственников оформлено протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, а уже ДД.ММ.ГГГГ (через неделю после якобы состоявшегося собрания собственников) ГЖИ Тульской области принимает спорное Решение . В столь короткий срок (за неделю) заинтересованным собственникам процессуально по времени невозможно оспорить якобы состоявшееся Решение собственников. Следовательно, ключевой оправдательный довод в отзыве ГЖИ Тульской области о том, что ГЖИ Тульской области перед приятием спорного Решения ожидало возможного оспаривания перехода дома под управление ООО «УютДом», является несостоятельным как по временному подходу, так и по компетентностному подходу, поскольку не может исключать ответственность органа госжилнадзора за ненадлежащее исполнение обязанностей и реализацию полномочий (компетенций) по проведению надлежащего и полного правового анализа переданных на рассмотрение документов на предмет признаков ничтожности общего собрания собственников, выявления недостоверных и противоречивых сведений, что предусмотрено в Приказе /пр и Положении о ГЖИ Тульской области.

Таким образом, совокупность имеющихся недостоверных сведений и противоречий, которые прямым образом влияют на кворум и обусловливают признаки ничтожности общего собрания собственников (обязанность по выявлению которых возложена на ГЖИ), должны были быть выявлены при надлежащем исполнении обязанностей государственного жилищного надзора со стороны ГЖИ Тульской области. Допущенные нарушения не позволяют сделать вывод о надлежащем исполнении ГЖИ Тульской области обязанности по проведению надлежащего государственного жилищно-правового надзора в соответствии с Приказом /пр и Положении о Государственной жилищной инспекции Тульской области (Приложение к Постановлению правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ), а Решение ГЖИ нельзя признать законным.

Также указывают на то, что решение ГЖИ Тульской области принято с имеющимися противоречивыми сведениями, а именно в протоколе общего собрания указана дата начала управления домом с ДД.ММ.ГГГГ, а в решении ГЖИ с ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение ч. 2 ст. 198 ЖК РФ ГЖИ Тульской области не представило доказательства осуществления надлежащих действий по исключению многоквартирного дома из лицензии, выданной ранее управляющей организации ООО «Ваш Дом».

Подписание спорного решения заместителем начальника ГЖИ Тульской области незаконно, поскольку у заместителя начальника нет соответствующих полномочий в силу установленного принципа единоначалия начальника ГЖИ Тульской области при принятии решений, предусмотренный п.п. 1 п. 7 Положения о Государственной жилищной инспекции Тульской области.

По уточненным требованиям административные истцы просили суд:

- признать рассмотрение и проверку заявления и документов Государственной жилищной инспекции Тульской области, послуживших основанием для принятия решения Государственной жилищной инспекции Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, ненадлежащим исполнением государственного жилищного надзора.

- признать незаконным и отменить решение Государственной жилищной инспекции Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ о включении с ДД.ММ.ГГГГ в реестр лицензий Тульской области за управляющей организацией ООО «УютДом» сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Протокольным определением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены ООО «УютДом», ООО «Ваш Дом».

Протокольным определением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники помещений в вышеуказанном жилом доме на дату принятия оспариваемого решения: ФИО9, ФИО13, ФИО14, ФИО15 ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56,ФИО57, ФИО58, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, ФИО115, администрация г.Тулы.

Административный истец ФИО7 в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении, адресованном суду, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

Административный истец ФИО1, являясь также представителем административного истца ФИО7 по доверенности, в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Тульской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержала все ранее представленные отзывы на административное исковое заявление, согласно которым в соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Данной норме, по сути, корреспондируют положения части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Довод административных истцов об отсутствии пропуска срока давности для оспаривания решения Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что истцам об оспариваемом решении стало известно лишь в декабре ДД.ММ.ГГГГ года, по мнению Инспекции, является необоснованным, так как в соответствии со статьями 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управляющая организация может приступить к осуществлению деятельности по управлению многоквартирным домом только при условии внесения органом, осуществляющим государственный жилищный надзор, сведений об управлении этим многоквартирным домом именно этой управляющей организацией в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Внесение же изменений в реестр лицензий осуществляется на основании решения органа, осуществляющего жилищный надзор. Административные истцы являются собственниками жилого помещения – <адрес> МКД по <адрес>. Тот факт, что собственник помещения в МКД на протяжении длительного времени может не знать о том, какой управляющей организацией осуществляется управление его домом, по мнению Инспекции является нелогичным и абсурдным.

Довод о нарушении оспариваемым решением прав и охраняемых законом интересов административного истца Инспекция также считает необоснованным, так как сторонами правоотношений, урегулированных положениями Приказа №, являются орган государственного жилищного надзора и лицо, направившее в данный орган заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта; административные истцы ФИО7 и ФИО1 таковыми лицами не являются. Конкретные права, свободы и законные интересы, нарушенные оспариваемым решением, административными истцами не указаны.

Ссылаясь на стати 195, 162, 198 ЖК РФ указывает, что порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр (далее – Порядок №938).

Порядком предусмотрено, что управляющей организацией в орган государственного жилищного надзора направляется заявление о внесении в реестр лицензий сведений об управлении многоквартирным домом данной управляющей организацией. Заявление должно отвечать ряду требований в части реквизитов, а также иметь в качестве приложения ряд документов.

В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения представленного заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется их проверка на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка ;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка ;

в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;

д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.

По результатам проверки принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 Порядка :

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;

в) о приостановлении рассмотрения заявления.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Инспекции поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий Тульской области, а также документы общего собрания собственников, которым в качестве УК выбрано ООО «УютДом». Данное заявление и приложенные к нему документы общего собрания были рассмотрены в течение 10 дней, что предусмотрено п. 4 Порядка /пр.

Из заявления ООО «УютДом» следовало, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, выбран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией. В качестве управляющей организации выбрано ООО «УютДом».

Обращаясь ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, ООО «Уют Дом» представило документы, перечень которых определен в пункте 3 Порядка.

Признаки ничтожности протокола общего собрания собственников помещений в МКД в период рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Тульской области, отсутствовал.

Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном дому усматривается, что в голосовании приняли участие 2327,2 кв.м голосов собственников, что составляет 70,6% голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме.

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией было принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Тульской области сведений об управляющей организацией ООО «УютДом» с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, заявление о внесении изменений в реестр лицензий Тульской области, а также документов общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>, которым в качестве управляющей организации было выбрано ООО «УютДом», Инспекцией рассмотрены в пределах полномочий и в сроки, установленные Порядком . Нарушений действующего законодательства Инспекций допущено не было.

На момент принятия Инспекцией оспариваемого решения, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не было признано.

Основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий определены в пункте 9 Порядка . Таковыми являются:

а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 Порядка 938;

б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 Порядка 938, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка 938.

В соответствии с п. 14 Порядка 938 в редакции (с ДД.ММ.ГГГГ), действовавшей в период поступления в Инспекцию и рассмотрения заявления ООО «Уют Дом» о внесении изменений в реестр лицензий Тульской области сведений о многоквартирном <адрес>, в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом.

Как следует из вышеприведенной правовой нормы, единственной оговоркой при осуществлении внесения изменений в реестр лицензий субъекта в период действия являлось внесение изменений не ранее срока, определенного в договоре управления МКД. Учитывая, что предоставленный в Инспекцию в пакете документов договор управления многоквартирным домом , датирован ДД.ММ.ГГГГ, внесение изменений в реестр лицензий являлось допустимым начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем внесение изменений с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ соответствовало требованиям Порядка в действовавшей редакции.

Необходимо отметить, что в действующей в настоящее время редакции Порядка ДД.ММ.ГГГГ) формулировка, содержащаяся в п. 14, является иной: «в случае принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления многоквартирным домом и иных случаях, не предусмотренных в подпункте «а» пункта 14 настоящего Порядка, - с первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного договором управления многоквартирным домом, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решением общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.».

Таким образом, по мнению Инспекции, законодатель разделяет понятия срока, определенного договором управления МКД, и срока, определенного в решении общего собрания.

Необходимо также отметить, что, как следует из вышеприведенных положений Порядка , одним из факторов, исключающих принятие решения о внесении изменений в реестр лицензий субъекта, является наличие вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Между тем, ООО «УК «Ваш Дом», осуществлявшее управление МКД по <адрес> на дату принятия собственниками помещений в вышеуказанном МКД решения о выборе в качестве управляющей организации ООО «Уют Дом», Арбитражным судом Тульской области было признано банкротом.

Таким образом, в ходе рассмотрения документов, поступивших от ООО «Уют Дом», Инспекцией решение о внесении изменений в реестр лицензий было принято в предусмотренный Порядком -ти дневный срок.

Учитывая вышеизложенное, Инспекция считает, что доводы о нарушении ею требований законодательства, затрагивающем права административных истцов и выразившихся в нарушении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий <адрес>, являются необоснованными.

Представитель заинтересованного лица ООО «Уют Дом» ФИО116 в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причину неявки не сообщила. Ранее в судебных заседаниях исковые требования не признавала, просила отказать в их удовлетворении. Полагала, что решение Государственной жилищной инспекции Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. Также полагала, что административными истцами пропущен срок обращения с данным административным иском в суд, поскольку административные истцы знали о смене управляющей компании в 2019 году.

Представитель заинтересованного лица ООО «УК «Ваш Дом» в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил.

Заинтересованные лица ФИО9, ФИО13, ФИО14, ФИО15 ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56,ФИО57, ФИО58, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, ФИО115, в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, письменных объяснений не представили.

Заинтересованные лица ФИО66, ФИО81, ФИО82, в письменных отзывах на административное исковое заявление просили административные исковые требования ФИО1 и ФИО7 удовлетворить.

Выслушав объяснения административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Государственной жилищной инспекции Тульской области по доверенности ФИО5, показания свидетеля ФИО114, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО7 является собственником ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.

Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра установлены ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.

Как указано в ч. 4 ст. 195 ЖК РФ сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в указанных реестрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 15 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110 лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. С 1 мая 2015 г. формирование и ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В силу ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений о заключении, прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом лицензиатом вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, установленные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее - Приказ от 25 декабря 2015 года N 938/пр).

Из содержания п. 2 Приказа от 25 декабря 2015 года № 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.

Постановлением Правительства Тульской области от 29.12.2014 №723 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Тульской области» утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Тульской области.

Государственная жилищная инспекция Тульской области (далее - Инспекция) является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, регионального оператора, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно п. 4.1 Положения (в редакции, действующей на момент возникших спорных правоотношений) Инспекция осуществляет, в том числе, региональный государственный жилищный надзор в порядке, установленном правительством Тульской области с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Государственная Жилищная инспекция Тульской области осуществляет лицензионный контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно п. 7 Положения начальник Инспекции: руководит на принципах единоначалия деятельностью Инспекции; осуществляет распределение обязанностей между работниками Инспекции, утверждает Положение об отделах, согласовывает должностные регламенты.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника государственной жилищной инспекции Тульской области ФИО117 утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий Тульской области. Пунктом 2 данного приказа ФИО8 – заместитель начальника государственной жилищной инспекции Тульской области – начальник контрольно-финансового отдела, ФИО122 – старший государственный инспектор государственной жилищной инспекции Тульской области, ФИО123 – главный государственный инспектор контрольно-финансового отдела государственной жилищной инспекции Тульской области назначены уполномоченными на оформление заключения, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.

Пунктом 3 настоящего Приказа ФИО8 – заместитель начальника государственной жилищной инспекции Тульской области - начальник контрольно-финансового отдела, назначена уполномоченным лицом на принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего порядка.

Следовательно, оспариваемое решение принято уполномоченным лицом (органом) в рамках предоставленной ему компетенции.

Проверяя законность принятого Государственной Жилищной инспекцией решения, суд исходит из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела ранее управление многоквартирным домом 66 по <адрес> осуществляла управляющая компания ООО «УК «Ваш Дом». Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Ваш Дом» решением Арбитражного суда <адрес> признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «УютДом» обратилось (вх.3693) в Государственную жилищную инспекцию Тульской области с заявлением о внесении в реестр лицензий Тульской области изменений в связи с заключением управляющей организацией ООО «УютДом» договора управления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78 т. 1). К заявлению был приложен пакет документов, предусмотренных Порядком : протокол общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом (протокол от ДД.ММ.ГГГГ); копия договора управления от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного лицензиатом с собственниками помещений; документы, подтверждающие полномочия генерального директора ООО «УютДом» в соответствии с п. 1 ч. 3 ст.40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №14-ФЗ, копия приказа о назначении генерального директора ООО «УютДом», копия решения учредителя ООО «УютДом», копия выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «УютДом», копия лицензии ООО «УютДом» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; опись предоставляемых документов.

Основанием для заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, является протокол от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений.

Так согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, очная часть собрания проведена ДД.ММ.ГГГГ, форма собрания: очно-заочное.

Заочная часть проводилась путем оформления индивидуальных письменных решений (бюллетеней) собственниками в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По первому вопросу повестки было решено выбрать председателем собрания ФИО2 (<адрес>), секретарем собрания ФИО11 (<адрес>), членами счетной комиссии ФИО10 (<адрес>), ФИО3 (<адрес>).

По второму вопросу повестки решено выбрать совет дома в следующем составе: ФИО2 (<адрес>), ФИО11 (<адрес>), ФИО10 (<адрес>), ФИО3 (<адрес>), выбрать председателем совета ФИО2 (<адрес>).

По третьему вопросу повестки решено расторгнуть договор управления с действующей управляющей организацией с ДД.ММ.ГГГГ. Выбрать способ управления многоквартирным домом: управление управляющей организацией ООО «УютДом». Утвердить и заключить договор управления с управляющей организацией ООО «УютДом» с ДД.ММ.ГГГГ, а также наделить управляющую организацию ООО «УютДом» правом принятия в лице своих представителей всей документации, необходимой для управления многоквартирным домом. Утвердить лицами, уполномоченными провести процедуру расторжения договора управления с действующей управляющей организацией и заключения договора управления с ООО «УютДом», инициаторов собрания и членов совета дома. Утвердить заключение собственниками помещений в многоквартирном доме от своего имени, соответственно прямого договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, прямого договора на оказание услуг по обращения с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращения с твердыми коммунальными отходами с ДД.ММ.ГГГГ.

По данному вопросу проголосовали ЗА – 2285,6 кв.м. (98,74%), против 0 к.в.м, воздержались 41,6 кв.м. (1,26%).

Судом установлено и следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и ООО «УютДом» был заключен договор управления многоквартирным домом.

Согласно п.1.1.Договора, договор заключен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п.3.1 Договора, настоящий договор заключен сроком на 1 год и вступает в силу с даты включения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий Тульской области за Управляющей организацией. Договор считается продлённым на следующий 1 год, если за 60 календарных дней до окончания срока действия договора Управляющая организация или общее собрания собственников не примет решение о расторжении договора.

Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определены Порядком, утвержденным Приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 №41716).

Согласно п. 2 Порядка, в редакции действующей в момент возникших спорных отношений, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; реквизиты договора управления многоквартирным домом; реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; данные о реорганизации лицензиата.

Пункт 3 Порядка, в редакции действующей в момент возникших спорных отношений, содержит исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению о внесении изменений в реестр:

а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);

в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;

д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

е) копия договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;

з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;

и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица):

- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;

- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;

- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом;

к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата:

- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования;

- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;

л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица):

- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния;

- копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния;

- копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния;

- справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником;

м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).

Как указано в пункте 4 Порядка рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.

В пункте 5 Порядка предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;

(подпункт в ред. Приказа Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр)

д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 181.5 ГК РФ, в редакции действующей на дату принятия спорного решения, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Согласно пункту 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

В соответствии с п. 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;

в) о приостановлении рассмотрения заявления.

Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (п. 8 Порядка).

Как следует из пункта 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:

а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;

б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.

Копия решения органа государственного жилищного надзора в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю по адресу, указанному им в заявлении (п. 11 Порядка).

Государственная жилищная инспекция Тульской области провела проверку заявления и предоставленных документов на предмет соблюдения условий в соответствии с п. 5 вышеуказанного Порядка.

На основании решения Государственной жилищной инспекции Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в реестр лицензий Тульской области», сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, включены в реестр лицензий Тульской области за управляющей организацией ООО «УютДом».

Датой внесения изменений в реестр лицензий Тульской области (датой начала действия договора управления многоквартирным домом) определена – ДД.ММ.ГГГГ.

В решении указано, что основанием принятия решения стали:

1. Соответствие заявления документов положениям пунктов 2 и 3 приложения к Приказу № 938/пр от 25.12.2015 (то есть, соответствие Приказу Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее - «Приказ № 938/пр»).

2. Достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, перечень которых определен пунктом 3 приложения к Приказу № 938/пр.

3. Отсутствие противоречивых сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления.

4. Выполнение требования, предусмотренного ч.2 ст. 198 Жилищного Кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя.

5. Отсутствие вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом.

6. Отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Судом установлено, что в системе ГЖИ Тульской области были опубликованы сведения о проведенном собрании ДД.ММ.ГГГГ, прикреплен протокол общего собрания, опубликованы сведения об управляющей компании ООО «УютДом», о заключении договора управления ДД.ММ.ГГГГ с данной управляющей компанией, дата внесения в реестр лицензий ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетель ФИО114 поясняла суду, что работает главным государственным инспектором контрольно-финансового отдела ГЖИ <адрес> с декабря ДД.ММ.ГГГГ года. Проверка документов происходит следующим образом: от лицензиатов поступает заявление, оно регистрируется, и секретариат уже распределяет между сотрудниками. Они принимают эти документы в течение 10 рабочих дней, осуществляют предварительную проверку на соответствие требованиям приказа . Какие точно были представлены документы ООО «УютДом» точно не помнит, но, как правило, это протокол проведения общего собрания собственников, договор управления, подписанный жителями, весь комплект документов проверяется на подлинность. Заявления проверяются на наличие обязательной информации, номер лицензии, ИНН лицензиата, основания заключения договора, размещение информации в ГИЗ ЖКХ. Достоверность сведений проверяется наличием представленного протокола собрания собственников, адрес дома, имеется ли инициатор собрания, заполнение протокола. Наличие кворума в отношении каждого заявления они не проверяют. На сайте арбитражного суда проверяется является ли организация банкротом. Также проверяют все ли вопросы, которые обсуждались на общем собрании собственников, относятся к их компетенции. Сверку участников собрания собственников и фактических собственников квартир не проверяют, так как таких требований нет. При первоначальном поступлении заявления оно принимается в срок не более 10 рабочих дней. После рассмотрения принимается решение либо о включении в реестр лицензий, либо о приостановлении рассмотрения на срок, не превышающий 30 рабочих дней.

В силу статьи 21 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, служащих основанием для внесения сведений в соответствующий реестр) лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен).

Лицензирующие органы формируют и ведут в электронном виде реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основанием для внесения соответствующей записи в реестр лицензий является решение, принятое лицензирующим органом в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч. 4 ст. 21).

Как указано в ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ запись в реестр лицензий вносится лицензирующим органом в день принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии.

Следовательно, в силу ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ запись в реестр лицензий должна быть внесена в день возникновения основания для этого.

В соответствии с п. 14 Порядка 938 в редакции (с 12.01.2019), действовавшей в период поступления в Инспекцию и рассмотрения заявления ООО «Уют Дом» о внесении изменений в реестр лицензий Тульской области сведений о многоквартирном доме №66 по ул. Руднева г. Тулы, в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом.

Поскольку ООО «УютДом» обратилось в Государственную жилищную инспекцию Тульской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в реестр лицензий Тульской области изменений в связи с заключением управляющей организацией ООО «УютДом» договора управления вышеуказанным многоквартирным жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ, решение Государственной жилищной инспекции Тульской области «О внесении изменений в реестр лицензий Тульской области» принято ДД.ММ.ГГГГ, то, принимая во внимание вышеприведенные нормы законодательства, дата внесения изменений в реестр лицензий Тульской области (дата начала действия договора управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ, указана в решении правомерно.

Таким образом, заявление о внесении изменений в реестр лицензий Тульской области, а также документы общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>, которым в качестве управляющей организации было выбрано ООО «УютДом», Государственной жилищной инспекцией Тульской области рассмотрены в пределах полномочий и в сроки, установленные Порядком .

Оспариваемые действия ГЖИ соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права собственников данного жилого дома, поскольку порядок включения сведений о вышеуказанном многоквартирном доме в региональный реестр лицензий в части перечня домов, управление которыми осуществляет ООО «УютДом» не нарушен.

Согласно частям 1 и 2 статьи 44, части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся выбор способа управления многоквартирным домом.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований данного Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику (часть 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При исследовании обстоятельств дела установлено, что решение общего собрания собственников помещений, на основании которого заключен договор управления и принято решение о выдаче лицензии, на момент принятия Инспекцией оспариваемого решения в судебном порядке не оспорено, недействительным не признано.

Наличие у Инспекции полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия общим собранием собственников помещений в МКД соответствующего решения не свидетельствует о наличии у органа государственного жилищного надзора права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных законом сроков.

Применительно к рассматриваемому делу это означает, что при внесении сведений в региональный реестр лицензий Инспекция не могла не учитывать волю собственников жилых помещений относительно избранного ими способа управления многоквартирным домом, подтвержденную решением собрания и реализованную фактически. Иное создавало бы угрозу нарушения прав собственников в результате действий административного органа.

Из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме составляет 3 297,7 голосов. Количество голосов, принявших участие в голосовании – 2 327,2 голосов. Кворум общего собрания составляет 70,6%.

Доводы ФИО1 и ФИО7 о допущенных ошибках в указании фамилии собственников квартир, правильности реквизитов документов о собственности, площади квартир, приведенные в обоснование заявленных требований, фактически сводятся к несогласию с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которое в установленном порядке на дату принятия оспариваемого решения ГЖИ Тульской области не обжаловано и не признано недействительным.

Рассматривая доводы о пропуске административным истцом срока обращения в суд, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.

Установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (части 5 и 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года N 2599-О и от 28 февраля 2017 года N 360-О).

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд также возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Административные истцы указывают на то, что об оспариваемом решении ГЖИ Тульской области они узнали в рамках рассмотрения гражданского дела в связи с представлением управляющей организацией ООО «УютДом» (выступающей истцом по гражданскому делу) заверенной копии оспариваемого решения ГЖИ в качестве приложения к дополнительным пояснениям ООО «УютДом» (поступили в суд (согласно отметке суда) ДД.ММ.ГГГГ, а вручены стороне ответчиков - ФИО7, ФИО1 в судебном заседании только ДД.ММ.ГГГГ). Следовательно, о данном решении ГЖИ Тульской области административным истцам стало известно только ДД.ММ.ГГГГ. С настоящим иском в суд они обратились ДД.ММ.ГГГГ, то есть в трехмесячный срок.

Доказательств получения оспариваемого решения ГЖИ Тульской области ранее данной даты, материалы дела не содержат. Исходя из установленных судом обстоятельств, суд полагает, что срок обращения в суд с данным административным иском не пропущен.

В силу пункта 1 части 227 КАС РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Доказательств тому, что указанным оспариваемым решением нарушены права и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения, административными истцами не представлено.

Суд приходит к выводу о законности действий административного ответчика по внесению изменений в реестр лицензий Тульской области области сведений об ООО «УютДом» в качестве управляющей компании многоквартирного дома в связи с соответствием таких действий положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

Исследованными в ходе разрешения дела доказательствами подтверждается обоснованность принятия оспариваемого решения, его соответствие закону, компетенции и пределам полномочий органа исполнительной власти, отсутствие нарушений законных прав административных истцов.

В связи с изложенным суд полагает возможным отказать в удовлетворении административных требований ФИО7, ФИО1 к Государственной жилищной инспекции Тульской области о признании незаконным и отмене решения Государственной жилищной инспекции Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, о признании ненадлежащим исполнением государственного жилищного надзора при рассмотрении и проверки заявления и документов Государственной жилищной инспекции Тульской области послуживших основанием принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования ФИО6 ФИО120, ФИО6 ФИО121 к Государственной жилищной инспекции Тульской области о признании незаконным и отмене решения Государственной жилищной инспекции Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, о признании ненадлежащим исполнением государственного жилищного надзора при рассмотрении и проверки заявления и документов Государственной жилищной инспекции Тульской области послуживших основанием принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 14.10.2022

Судья: