ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-132/20 от 03.02.2020 Волжского районного суда (Самарская область)

63RS0007-01-2019-003749-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 03 февраля 2020 г.

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Е.А.,

при секретаре Овчаренко М.Е.,

с участием представителя административного истца - ФИО1,

представителя административного ответчика Администрации муниципального района Волжский Самарской области - ФИО2,

представителя административного ответчика Администрации с.п. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-132/2020 по административному исковому заявлению ФИО4 к Администрации муниципального района Волжский Самарской области, Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального района Волжский Самарской области, Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

В административном иске указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер , площадью 1133 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Участок расположен в границах <адрес>. Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Собрания представителей с.п. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 25.12.2013 г. № 107 указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны «Ж1 Зона застройки индивидуальными жилыми домами». Данная территориальная зона не предполагает вид разрешенного использования «для дачного строительства». Он обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об учете изменений земельного участка с кадастровым номером . Ему было отказано по тем основаниям, что в ходе рассмотрения заявления направлен запрос в Администрацию сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области о предоставлении документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенного пункта <адрес>, а также оформленное в соответствии с требованиями действующего законодательства в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, а также перечень координат характерных точек границ населенных пунктов, на что поступил ответ Администрации сельского поселения об отсутствии такого документа.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец, уточнив свои требования, просит суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по представлению документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенного пункта <адрес>, а также оформленное в соответствии с требованиями действующего законодательства в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, с перечнем координат характерных точек границ населенных пунктов и соответствующих объектов землеустройства (земельного участка с кадастровым номером ).

Также административный истец просит суд обязать Администрацию сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области в срок не позднее месяца со дня вынесения судом решения осуществить мероприятия по представлению документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенного пункта <адрес>, а также оформленное в соответствии с требованиями действующего законодательства в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, с перечнем координат характерных точек границ населенных пунктов и соответствующих объектов землеустройства (земельного участка с кадастровым номером ).

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации муниципального района Волжский Самарской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, просила в иске отказать.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации с.п. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований ввиду следующего.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из материалов дела усматривается, что ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер , площадью 1133 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.05.2019 г. Участок расположен в границах <адрес>. Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Собрания представителей с.п. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 25.12.2013 г. № 107, указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны «Ж1 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

24.07.2019 года административный истец обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об учете изменений земельного участка с кадастровым номером 63:17:0702005:406, изменении категории земельного участка «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».

22.08.2019 г. Управление Росреестра по Самарской области вынесло уведомление об отказе во внесении сведений в ЕГРН, поскольку Администрацией с.п. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области не были представлены документы, позволяющие внести в ЕГРН сведения о границах населенного пункта и соответствующие изменения относительно категории указанного земельного участка.

Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; об установлении или изменении границ населенного пункта; об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

В соответствии с п. 18.1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

На основании ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В силу ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, городских округов, муниципальных районов.

Истец обращался в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением об изменении категории земельного участка земли сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов.

МКУ УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области переадресовало заявление Министерству имущественных отношений Самарской области, которое 07.10.2019 г. дало заявителю ответ, в соответствии с которым изменение категории земельных участков с категории земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, осуществляемое посредством изменения (установления) границ населенных пунктов, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Доводы представителя административного истца о том, что Администрация сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области не предоставила в Управление Росреестра по Самарской области документы, позволяющие внести в ЕГРН сведения о границах населенного пункта и соответствующие изменения относительно категории принадлежащего ФИО4 земельного участка, необоснованны.

Администрация сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ направила в ФФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области градостроительную документацию сельского поселения Черноречье на электронном носителе в целях межведомственного взаимодействия.

Вице-губернатору, Председателю Правительства Самарской области Администрацией сельского поселения Черноречье ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства Самарской области и Администрацией сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области подписано соглашение о предоставлении в 2018 г. субсидии в целях софинансирования расходов на подготовку электронных документов, воспроизводящих сведения об установлении или изменении границ населенных пунктов сельского поселения Черноречьев целях их предоставления в государственный кадастр недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения Черноречье был заключен муниципальный контракт с <данные изъяты> на выполнение работ по подготовке электронных документов, воспроизводящих сведения об установлении или изменении границ населенных пунктов сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области в целях их предоставления в государственный кадастр недвижимости, в том числе землеустроительной документации.

<данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ уведомило о подготовке плана мероприятий по устранению выявленных причин, препятствующих внесению в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов, в связи с имеющимися наложениями (пересечениями) границ. Данный план мероприятий был разработан и утвержден, в него включено, в том числе, внесение изменений в генеральный план сельского поселения. <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ уведомило, что в случае устранения указанных нарушений и выполнения плана мероприятий гарантирует выполнение работ до ДД.ММ.ГГГГ Мероприятия продолжаются до настоящего времени, поскольку объем необходимых работ и действий является значительным, затрагивает широкий круг собственников и пользователей земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с уточнением сведений о границах населенных пунктов Администрацией сельского поселения Черноречье в ФФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области направлены сведения о внесении изменений в генеральный план сельского поселения и правила землепользования и застройки поселения в том числе на электронном носителе.

ДД.ММ.ГГГГ подписано соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии бюджету сельского поселения в целях софинансирования расходов на подготовку изменений в генеральный план сельского поселения Черноречье. ДД.ММ.ГГГГ к данному соглашению заключено дополнительное соглашение , ДД.ММ.ГГГГ - дополнительное соглашение .

ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с <данные изъяты> о выполнении работ по подготовке проекта изменений в генеральный план сельского поселения Черноречье.

ДД.ММ.ГГГГ принято постановление о проведении публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план сельского поселения Черноречье.

В силу части 2 статьи 277 КАС РФ, для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

Факта бездействия ответчика по делу не установлено, то есть совокупность обстоятельств, являющихся основанием для признания незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления, отсутствует, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 07.02.2020 г.

Председательствующий Е.А. Андреева