ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-132/2017 от 10.05.2017 Ясногорского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2017 года г. Ясногорск

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Данилиной О.И.,

при секретаре ФИО5,

с участием

административного истца Комкова О.К.,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комкова О.К. к администрации муниципального образования <адрес>, ФИО2, администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным отказ в предоставлении в аренду земельных участков, признании незаконными постановления администрации муниципального образования <адрес> о передаче в аренду земельных участков и их отмене, обязании назначить аукцион на право аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения,

установил:

административный истец Комков О.К. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56-59), ДД.ММ.ГГГГ (л.д.132-137), ДД.ММ.ГГГГ к администрации муниципального образования <адрес>, ФИО2, администрации муниципального образования <адрес>, где просит:

1.признать незаконным отказ (решение) администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за в предоставлении ФИО3 в аренду земельных участков:

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

2.признать незаконным и отменить постановления администрации муниципального образования <адрес>:

от ДД.ММ.ГГГГ о передаче главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>

от ДД.ММ.ГГГГ о передаче главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>

от ДД.ММ.ГГГГ о передаче главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>

от ДД.ММ.ГГГГ о передаче главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>

от ДД.ММ.ГГГГ о передаче главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>

от ДД.ММ.ГГГГ о передаче главе крестьянского (фермерского) хозяйства <данные изъяты>» ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>

3.обязать администрацию муниципального образования <адрес> назначить аукцион на право аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения:

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

В обоснование своих требований административный истец Комков О.К. указал, что решение администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за не соответствует требованию п.8 ст.10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которым установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило нескольких заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, земельный участок предоставляется в порядке, установленном ст.39.18 Земельного кодекса РФ. Сведений о том, что ФИО2 участвует в программах государственной поддержки или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, не предоставлено. Положения статьи 39.18 Земельного кодекса РФ предполагают соблюдение интересов лиц, которые помимо заявителя также заинтересованы в предоставлении земельных участков для вышеперечисленных целей. В случае поступления после опубликования двух и более заявлений о предоставлении земельного участка, соответствующий орган местного самоуправления должен принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право аренды земельного участка. По мнению административного истца, отказ администрации муниципального образования <адрес> в проведении аукциона в связи с предоставлением главе крестьянского хозяйства указанных земельных участков без проведения торгов, не соответствует требованиям ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, п.8 ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В судебном заседании административный истец Комков О.К. поддержал свое уточненное административное исковое заявление по изложенным в нем доводам, и просил удовлетворить требования в полном объеме.

Административный ответчик, представитель администрации муниципального образования <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, подано заявление о рассмотрении административного иска Комкова О.К. в отсутствие его представителя.

Из отзыва администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19) видно, что спорные земельные участки были переданы в соответствии со ст.39.6 п.2 Земельного кодекса РФ без проведения торгов в аренду главе крестьянско-фермерского хозяйства ФИО2 на основании поступившего от него заявления.

Административный ответчик, представитель администрации муниципального образования <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, подано заявление о рассмотрении административного иска Комкова О.К. в отсутствие его представителя.

Административный ответчик ФИО2 исковые требования не признал, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ года он является главой крестьянско-фермерского хозяйства «Луч». В установленные сроки его хозяйство предоставляет в администрацию района и территориальный орган Росстата по Тульской области сведения о сборе сельскохозяйственных культур и о проведении прочих мероприятий, связанных с сельскохозяйственной деятельностью, в связи с чем он имеет право на государственную поддержку с целью расширения сельскохозяйственного производства, и является потенциальным участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, связанной с сельскохозяйственным производством. Полагает, что все положения, предусмотренные ст.39.18 Земельного кодекса РФ им, как главой крестьянско-фермерского хозяйства «Луч», выполнены и земельные участки переданы ему в аренду законно и обоснованно.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы делу, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года №74-ФЗ порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.

В силу положений подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п.8 ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года №101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.

Как установлено судом административный ответчик ФИО2 является главой крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39), свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 71 (л.д.75), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73-74), уставом крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» (л.д.76-87).

ДД.ММ.ГГГГ глава крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2 обратился в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением (л.д.37) о передаче ему в аренду земельных участков: площадью <данные изъяты> кв. метров с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров с кадастровым номером .

Из копии газеты «Ясногорье» от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д.29) видно, что администрацией муниципального образования <адрес> опубликована информация о передаче согласно ст.8 Закона Тульской области «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области» №452-ЗТО от 07 июня 2004 года в аренду следующих земельных участков:

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Комков О.К. обратился с заявлением (л.д.9) в адрес главы администрации муниципального образования <адрес>, где просил предоставить ему в аренду для сельскохозяйственного производства следующие земельные участки:

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

Из ответа администрации муниципального образование <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д.21) видно, что земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , планируются к предоставлению без проведения торгов главе крестьянско-фермерского хозяйства в соответствии со ст.39.6 п.2 Земельного кодекса РФ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31) земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, передан в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32) земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, передан в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33) земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, передан в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>ФИО2

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34) земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, передан в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35) земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, передан в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36) земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, передан в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2

В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент принятия решения о передаче в аренду спорных земельных участков в администрации муниципального образования <адрес> имелись две заявки, которые поступили от главы крестьянско-фермерского хозяйства «<данные изъяты>ФИО2 и от физического лица Комкова О.К.

В силу положений подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, пункта 8 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года №101-ФЗ крестьянско-фермерское хозяйство имеет приоритетное право на аренду земельного участка без проведения торгов, но при условии участия данного крестьянско-фермерского хозяйства в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Таким образом, из буквального толкования вышеприведенных норм закона следует, что для приобретения права на аренду земельного участка без проведения торгов недостаточно являться крестьянско-фермерским хозяйством, но также необходимо и участие данного хозяйства в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

ФИО2 является главой крестьянско-фермерского хозяйства «<данные изъяты>», однако в ДД.ММ.ГГГГ году на момент передачи ему земельных участков без проведения торгов в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности административный ответчик не участвовал.

Данное обстоятельство не отрицается ответчиком ФИО2 и подтверждается справкой администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.158), согласно которой крестьянско-фермерское хозяйство «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ году в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства участие не принимало, является потенциальным участником программы.

Из справки отдела статистики предприятий и инвестиций по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.101), ответа администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.158-162) видно, что глава крестьянско-фермерского хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2 представляет в указанные организации отчетность о своей сельскохозяйственной деятельности.

Однако предоставление ежегодной статистической отчетности, статус потенциального участника программы, имеющего право на получение субсидий, проведение кадастровых работ в отношении спорных земельных участков, нельзя рассматривать как участие КФХ «<данные изъяты>» в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что отсутствие условия в виде участия крестьянско-фермерского хозяйства «Луч» в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не предоставляло главе данного хозяйства ФИО2 приоритетного права на получение земельного участка в аренду без проведения торгов, а поэтому требования административного истца Комкова О.К. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.227, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Комкова О.К. к администрации муниципального образования <адрес>, ФИО2, администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным отказ в предоставлении в аренду земельных участков, признании незаконными постановления администрации муниципального образования <адрес> о передаче в аренду земельных участков и их отмене, обязании назначить аукцион на право аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения удовлетворить.

Признать незаконным отказ (решение) администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за в предоставлении Комкову О.К. в аренду земельных участков:

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

Признать незаконным и отменить:

постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о передаче главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>;

постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о передаче главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>;

постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о передаче главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>;

постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о передаче главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>;

постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о передаче главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>;

постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о передаче главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> назначить аукцион на право аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения:

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ясногорский районный суд Тульской области.

Председательствующий -