ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-132/2021 от 20.04.2021 Котовского городского суда (Тамбовская область)

Дело № 2а-132/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Котовск «20» апреля 2021 года

Котовский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Толмачева П.С., при секретаре Свиридовой А.М., с участием представителя Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Репина В.В. по доверенности Рудакова В.И., представителя административного ответчика, администрации города Котовска Тамбовской области, по доверенности Цукановой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Репина Владимира Васильевича, действующего в интересах Полещук Надежды Александровны, об оспаривании бездействия администрации города Котовска Тамбовской области,

у с т а н о в и л:

Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области Репин В.В. (далее Уполномоченный) в своём административном исковом заявлении просил суд признать незаконным бездействие администрации города Котовска Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению доступности общего имущества в многоквартирном доме АДРЕС для инвалида-колясочника, проживающего в квартире №_________ указанного дома, и обязать административного ответчика обеспечить такую доступность для данного инвалида-колясочника.

Мотивируя заявленные требования, Уполномоченный указал в административном исковом заявлении, что 28.12.2017 г. в его адрес поступила жалоба инвалида <данные изъяты> Полещук Надежды Александровны, являющейся инвалидом-колясочником, на бездействие администрации города Котовска по обеспечению доступности общего имущества многоквартирного дома по адресу места её жительства: АДРЕС

В ходе проверки установлено, что на лестнице первого этажа вышеуказанного многоквартирного дома имеется самодельный пандус, выполненный в виде деревянного настила, пристегиваемого к стене подъезда, который был изготовлен отцом заявительницы. Такая конструкция не отвечает требованиям действующего законодательства, является травмоопасной и угрожающей жизни и здоровью инвалида-колясочника. Самостоятельное использование данного пандуса Полещук Н.А. не представляется возможным.

17.12.2018 г. муниципальной комиссией администрации города Котовска было проведено обследование жилого помещения Полещук Н.А. и многоквартирного жилого дома АДРЕС, по итогам которого был составлен акт № 2. Из него следует, что общее имущество многоквартирного дома не соответствует Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649, в частности имеющаяся конструкция деревянного настила, используемая в качестве пандуса имеет не безопасный угол наклона, поручни отсутствуют и пр.

По результатам технического обследования муниципальная комиссия пришла к выводу о наличии технической возможности для приспособления общего имущества данного дома с учетом потребностей Полещук Н.А. и определила оптимальный перечень мероприятий по приспособлению общего имущества в данном доме: приобретение и установка в соответствии с проектом подъемного устройства марки ДС-04 (платформа подъемная со сложной траекторией движения с устройством диспетчеризации) на 1-ом этаже 2-го подъезда многоквартирного дома АДРЕС.

20.12.2018 г. муниципальной комиссией администрации города Котовска принято решение об экономической целесообразности реконструкции многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС, для обеспечения потребностей инвалида-колясочника Полещук Н.А.

В тот же день данной комиссией дано заключение № 2 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 24 августа 2020 N 735 в муниципальную программу города Котовска Тамбовской области «Доступная среда», направленную на повышение качества жизни инвалидов и маломобильных категорий граждан, включены расходы бюджета города на 2020 год и будут предусмотрены на 2021 год финансовые средства по мероприятиям по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме АДРЕС с учетом потребностей инвалида-колясочника Полещук А.Н. из средств бюджета города в размере 600 рублей 60 копеек для установки в соответствии с проектом подъемного устройства с дистанционным управлением марки ДС-04 на 1-м этаже 2-го подъезда многоквартирного дома №_________ по улице АДРЕС стоимостью 600 000 рублей.

Также Уполномоченный указал, что, усматривая нарушения прав заявительницы на доступную среду, он неоднократно направлял в орган местного самоуправления рекомендации о необходимости принятия мер по обеспечению доступности общего имущества многоквартирного дома, по месту проживания инвалида-колясочника. Однако, до настоящего времени администрацией города Котовска указанные меры не приняты, и инвалид-колясочник вынужден ежедневно подвергать себя опасности, чтобы попасть домой, используя имеющийся пандус.

Такое бездействие административного ответчика Уполномоченный считает нарушающим требования Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15), Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 6 ч. 1 ст. 16), Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 5.1 ст. 2), а также Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (п. 14).

Кроме того, в исковом заявлении отмечено, что приказом управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области № 5 от 11.01.2017 г. утверждено Положение о порядке создания и работы региональной межведомственной и муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Тамбовской области.

Настоящим Приказом на органы местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области возложена обязанность по образованию муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, утверждению составов муниципальных комиссий, а также утверждению планов мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Таким образом, администрация города Котовска, к компетенции которой отнесено создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, до настоящего времени, несмотря на проведенные мероприятия по обследованию жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС, по определению возможности оборудования на 1-м этаже подъемного устройства с дистанционным управлением, объема мероприятий и их стоимости, свою обязанность не исполнила.

Уполномоченный считает указанное бездействие администрации города Котовска незаконным и указывает, что в силу части 1 статьи 40, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» он вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Полещук Н.А. по результатам рассмотрения её жалобы.

В возражениях на административное исковое заявление Уполномоченного представитель администрации города Котовска Тамбовской области по доверенности Цуканова Т.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Ссылаясь на п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, положения жилищного законодательства, законодательства о социальной защите инвалидов, законодательства об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также законодательства Тамбовской области о социальной защите инвалидов (регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха) и Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, представитель административного истца полагает, что социальная защита инвалидов относится к совместному ведению государства и его субъектов.

Администрация города Котовска Тамбовской области выполнила требования вышеуказанных Правил, обеспечив создание комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов и проведение данной комиссией в декабре 2018 года обследования дома, в котором проживает Полещук Н.А. По результатам данного обследования была установлена необходимость установки в подъезде дома №_________ откидного металлического пандуса с поручнями. Однако, из-за отсутствия ассигнований на финансирование и механизма привлечения финансовых средств областного бюджета для финансирования данного мероприятия указанный пандус установлен не был.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363, которым была утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», администрацией Тамбовской области разработана и утверждена государственная программа «Доступная среда» (постановление администрации Тамбовской области от 6 октября 2020 г. N 798), ответственным исполнителем которой является Управление социальной защиты и семейной политики области. По рекомендациям данного управления администрацией города Котовска Тамбовской области было вынесено постановление от 28 декабря 2018 г. N 1697 «О внесении изменений в муниципальную программу города Котовска Тамбовской области «Доступная среда на 2014-2020 годы», утвержденную постановлением администрации города от 23 декабря 2013 г. N 3233, согласно которому в программе города Котовска «Доступная среда» было предусмотрено финансирование в размере 220000 рублей на выполнение работ по оборудованию электрическим подъемником (пандусом) многоквартирного дома АДРЕС

Согласно поступившему коммерческому предложению планируемая стоимость поставки и установки подъемного устройства марки ДС-04 с устройством диспетчеризации составила 500000 рублей. Исходя из предусмотренных в бюджете города финансовых средств с размере 220000 рублей и отсутствия областного софинансирования административный ответчик мог приобрести лишь лестничный гусеничный подъемник Барс УГП-130, но данный вариант не удовлетворял Полещук Н.А.

С учетом дефицита бюджета города Котовска в целях привлечения средств областного бюджета на реализацию установки подъемника неоднократно направлялись письма в управление социальной защиты и семейной политики области и в управление ТЭК и ЖКХ области, в ответ на которые администрации города Котовска было рекомендовано внести соответствующие мероприятия в муниципальную программу «Доступная среда».

Согласно постановлению администрации Тамбовской области от 17 декабря 2019 г. N 1391 «Об утверждении предельного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования в области из бюджета Тамбовской области по муниципальным образованиям области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» предельный уровень софинансирования составляет 99,9 % (предельный уровень софинансирования на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов установлен постановлением администрации Тамбовской области от 18 ноября 2020 г. N 936 и составляет также 99,9 %). Соответственно, постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 24 августа 2020 г. N 735 «О внесении изменений в муниципальную программу города Котовска Тамбовской области «Доступная среда» в данную программу были включены расходы бюджета на 2020 год на мероприятие по приспособлению жилых помещений и общего имущества многоквартирных домов с учетом потребностей инвалидов в размере 830 рублей (в размере 0,1 % от стоимости проведения работ по приспособлению жилых помещений и общего имущества многоквартирных домов с учетом потребности инвалидов).

При этом, согласно письму управления социальной защиты и семейной политики области от 14.12.2020 г. в государственную программу Тамбовской области «Доступная среда», утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 6 октября 2020 г. N 798, не внесен целевой показатель «Количество жилых помещений, приспособленных в отчетном году для инвалидов, из числа обследованных комиссией во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649, в связи с тем, что управлением ТЭК и ЖКХ области не согласован указанный показатель.

Таким образом, по мнению Цукановой Т.В., администрация города Котовска Тамбовской области со своей стороны предприняла все меры для обеспечения доступности общего имущества многоквартирного дома 17 по улице Гаврилова для инвалида-колясочника Полещук Н.А.

Представитель Уполномоченного по доверенности Рудаков В.И. подал в суд заявление об уточнении административных исковых требований, указав, что с учетом принятого муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов решения № 2 от 20.12.2018 г. об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает инвалид в целях приспособления с учетом потребностей инвалида, расположенного по адресу: АДРЕС, данная комиссия определила оптимальный перечень мероприятий по приспособлению общего имущества в указанном доме: приобретение и установка в соответствии с проектом подъемного устройства марки ДС-04 (платформа подъемная со сложной траекторией движения с устройством диспетчеризации) на 1-ом этаже 2-го подъезда. Следовательно, административного ответчика следует обязать обеспечить доступность общего имущества данного дома для инвалида-колясочника Полещук Н.А. путем установки названного подъемного устройства на 1-ом этаже 2-го подъезда.

С учетом необходимости разработки проектно-сметной документации, проведения мероприятий в сфере контрактных закупок, выполнению работ по монтажу подъемного устройства и разумности сроков проведения данных мероприятий Рудаков В.И. просил обязать административного ответчика обеспечить установку вышеуказанного подъемника в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель Уполномоченного Рудаков В.И. заявленные административные исковые требования поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и заявлении об уточнении административных исковых требований. Также он пояснил, что предпринятые администрацией города Котовска меры, направленные на получение дополнительных денежных средств регионального бюджета для приобретения и установки подъемного устройства для нужд инвалида-колясочника Полещук Н.А., не освобождают орган местного самоуправления от обязанности исполнить принятое муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов решения № 2 от 20.12.2018 г. В противном случае административным ответчиком не исполняются требования законодательства, защищающего права инвалидов, вследствие чего нарушаются права, свободы и законные интересы Полещук Н.А.

В судебное заседание Полещук Н.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, не явилась. Ею в суд подано заявление, в котором она просила рассмотреть настоящее административное дело без её участия и указал, что административные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика Цуканова Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, заявленных Уполномоченным, по основаниям, изложенным в её возражениях на административное исковое заявление, а также в поданных ею в судебном заседании дополнениях к указанным возражениям.

Согласно указанным дополнениям стороной административного истца не приняты во внимание ссылки в возражениях на административное исковое заявления на положения Закона Тамбовской области от 10 мая 2017 г. N 99-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам органами государственной власти Тамбовской области и подведомственными им организациями» (ст.ст. 3, 6), согласно которым органы государственной власти Тамбовской области и подведомственные им организации обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе к жилым зданиям. Финансовое обеспечение мероприятий осуществляется за счет бюджета Тамбовской области, а также за счет иных не запрещенных законодательством источников.

Кроме того, пунктом 14 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме закреплено, что финансирование мероприятий осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. Между тем, несмотря на внесение изменений в муниципальную программу города Котовска Тамбовской области «Доступная среда» постановлениями администрации города от 28.12.2018 г. № 1697, от 24.08.2020 г. № 735, от 02.04.2021 г. № 339 по рекомендациям управления ТЭК и ЖКХ области и управления социальной защиты и семейной политики области в государственную программу «Доступная среда», утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 06.10.2020 г. № 798, никаких изменений и дополнений внесено не было. Тогда как бюджет города Котовска является дефицитным и отсутствует областное финансирование, вследствие чего административный ответчик не имеет возможности установить подъемное устройство с дистанционным управлением.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны администрации города Котовска.

Также в дополнениях на возражения на административное исковое заявление указано, что 02.04.2021 г. из управления ТЭК и ЖКХ в адрес администрации города Котовска в рамках исполнения резолюции конференции «Равные права – равные возможности» от 04.12.2020 г. в части финансирования мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребности инвалида поступил запрос на предоставление информации о потребности в 2021 году финансовых средств на приспособление жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов (исх. № 33.04.-16/878). Запрос такой информации подтверждает, что финансирование мероприятий по обеспечению условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет средств субъекта государства.

Представители заинтересованных лиц, управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области и управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, в судебное заседание не явились. Данные лица надлежащим образом были извещены о времени и месте слушания дела.

Представитель управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области – врио начальника данного управления Выгузова Е.Ю. представила в суд отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что в рамках государственной программы «Доступная среда» на территории Тамбовской области, ответственным исполнителем которой является управление социальной защиты и семейной политики области, отсутствуют мероприятия по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов. Управлением ТЭК и ЖКХ области направлялись обращения в финансовое управление области с предложением рассмотреть возможность финансирования вышеуказанных мероприятий с указанием суммы, необходимой для их реализации. В ответе на данные обращения указано, что профинансировать данные мероприятия за счет средств бюджета Тамбовской области в рамках реализации мероприятий Программы не представляется возможным. Эта информация была доведена до сведения Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области. Мероприятия по приспособлению общего имуществ для нужд инвалидов в рамках региональной программы капитального ремонта отсутствуют.

Представитель управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по доверенности Летнев С.А. направил в суд отзыв на административное исковое заявление, в котором сообщил, что в государственной программе «Доступная среда» целевой показатель, отвечающий за количество жилых помещений, приспособленных в отчетном году для инвалидов, из числа обследованных комиссией во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649, отсутствует.

Учитывая позиции сторон и заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства, суд пришёл к выводу, что настоящий административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 4 той же статьи в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статьях 2 и 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 того же Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Государственные и муниципальные расходы на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном дом (далее – Правила), согласно пункту 2 которых доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

В соответствии с пунктом 4 Правил для определения оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека подлежит осуществлению обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).

Согласно пункту 17 Правил по результатам проверки комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности (пункт 18 Правил).

В соответствии с пунктом 19 Правил заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании:

а) акта обследования;

б) решения комиссии об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом "а" пункта 17 настоящих Правил.

Для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида (пункт 22 Правил).

Согласно пункту 14 Правил перечень мероприятий может включать в себя:

а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил;

б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил;

Порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом (пункт 10 Правил).

Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 3 Правил).

Постановлением администрации Тамбовской области от 20 ноября 2016 года N 1381 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» уполномоченным на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, с учетом потребностей инвалидов, на территории Тамбовской области определено управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области.

Приказом управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области № 5 от 11 января 2017 г. утверждено Положение о порядке создания и работы региональной межведомственной и муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Тамбовской области.

Данным приказом на органы местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области возложена обязанность по образованию муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, утвердить составы муниципальных комиссий, а также утвердить планы мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 28 сентября 2016 г. N 1777 создана комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

17.12.2018 г. указанной комиссией было произведено обследование многоквартирного жилого дома АДРЕС которого проживает Полещук Надежда Александровна, ДАТА г.р., являющаяся инвалидом №_________ группы. Её инвалидность связана с ограничением двигательной функции, сопряженным с необходимостью использования вспомогательных средств передвижения (инвалид-колясочник).

По результатам составлен акт № 2 обследования помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и принято решение 2 от 20.12.2018 г. об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Согласно вышеуказанному решению комиссии мероприятия по реконструкции предполагают приобретение и установку в соответствии с проектом подъемного устройства марки ДС-04 (платформа подъемная со сложной траекторией движения с устройством диспетчеризации) на 1-ом этаже 2-го подъезда многоквартирного дома АДРЕС. Коммерческая стоимость разработки проекта, поставки, установки в соответствии с проектом указанного подъемного устройства составит примерно 600 тыс. рублей.

На основании указанных акта и решения комиссией дано заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от 20.12.2018 г.

Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 24 августа 2020 г. N 735 утверждены изменения, внесенные в муниципальную программу города Котовска «Доступная среда», утвержденную постановлением администрации города Котовска от 23.12.2013 № 3233 «Об утверждении муниципальной программы города Котовска Тамбовской области «Доступная среда», согласно которым Приложение № 2 «Перечень мероприятий муниципальной программы города Котовска Тамбовской области «Доступная среда» к настоящей муниципальной программе дополнена строкой 2.8 «Приспособление жилых помещений и общего имущества многоквартирных домов с учетом потребности инвалидов». В данной строке указано количество инвалидов, для которых приспособили жилые помещения в 2020 году, равное одному. На выполнение данных мероприятий предусмотрено 0,83 тыс. рублей.

Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 2 апреля 2021 г. N 339 утверждены изменения в ту же программу, согласно которым в той же строке Приложения № 2 в 2021 году указано количество инвалидов равное двум с аналогичной суммой расходов, выделяемых на выполнение мероприятий.

Таким образом, комиссией выполнены все необходимые действия, направленные на исполнение требований вышеуказанных Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме. Однако, несмотря на включение мероприятий по реконструкции многоквартирного дома, в котором проживает Полещук Н.А., в муниципальную программу города Котовска «Доступная среда», финансирование данных мероприятий в необходимом объеме не обеспечено, вследствие чего на протяжении длительного периода не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалида-колясочника к жилому помещению, в котором он проживает.

Суд учел пояснения представителя административного истца об отсутствии в бюджете города Котовска денежных средств, необходимых на исполнение вышеуказанных мероприятий по реконструкции многоквартирного дома, и о многократном уведомлении об этом администрацией города Котовска Тамбовской области управления ТЭК и ЖКХ и управления социальной защиты и семейной политики области.

Вместе с тем, суд пришел к выводу, что административным ответчиком вопреки вышеприведенным требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, жилищного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, допущено бездействие администрации города Котовска Тамбовской области, выраженное в непринятии необходимых мер по обеспечению доступности к общему имуществу в многоквартирном доме инвалида-колясочника Полещук Н.А.

Суд считает, что администрация города Котовска должна исходить из конституционных принципов создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также обеспечивающих инвалидам условия для беспрепятственного доступа к своему жилищу. При этом, отсутствие финансирования названных мероприятий по реконструкции многоквартирного дома не должно влиять на своевременность возложенных на орган местного самоуправления обязанностей.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 г. N 689-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования – городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 – 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Таким образом, администрация города Котовска является надлежащим исполнителем обязанности по приспособлению подъезда жилого дома АДРЕС путем установки подъемного устройства марки ДС-04 с учетом потребностей инвалида Полещук Н.А., о целесообразности которого дано заключение комиссии.

Принимая решение о признании оспариваемого бездействия административного ответчика не соответствующим требованиям закона и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, суд пришел к выводу о необходимости возложения на администрацию города Котовска обязанности обеспечить и организовать установку на первом этаже второго подъезда в многоквартирном доме АДРЕС подъемного устройства марки ДС-04.

Определяя срок, в течение которого административным ответчиком должна быть исполнена указанная выше обязанность, суд согласился с доводами представителя Уполномоченного о необходимости учета времени для разработки проектно-сметной документации, проведения мероприятий в сфере закупок, выполнения работ по монтажу подъемного устройства и счел предложенный им срок исполнения судебного решения (не позднее одного года со дня вступления данного решения в законную силу) разумным.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 177, ч.ч. 3, 4 ст. 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Репина Владимира Васильевича, действующего в интересах Полещук Надежды Александровны, удовлетворить.

Признать несоответствующим требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, жилищного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, и нарушающим права и законные интересы Полещук Надежды Александровны бездействие администрации города Котовска Тамбовской области, выраженное в непринятии необходимых мер по обеспечению доступности к общему имуществу инвалида-колясочника, проживающего в многоквартирном доме АДРЕС.

Обязать администрацию города Котовска Тамбовской области обеспечить и организовать установку на первом этаже второго подъезда в многоквартирном доме АДРЕС области подъемного устройства марки ДС-04 (платформа подъемная со сложной траекторией движения с устройством диспетчеризации) не позднее одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья П.С. Толмачев

Мотивированное решение составлено 23.04.2021 г.

Судья П.С. Толмачев