ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-132/21 от 29.03.2021 Каа-хемского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-132/21

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2021 года с. Сарыг-Сеп

Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе

председательствующего судьи Ак-кыс А.В.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва Д. ,

при секретаре Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Республики Тыва о признании незаконным бездействия в решении вопросов местного значения по организации в границах сельского поселения сумона <адрес> района водоснабжения населения и водоотведения, а именно, по не размещению в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории сельского поселения сумона <адрес>, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

установил:

Заместитель прокурора Каа-Хемского района обратился в суд с вышеуказанными требованиями к администрации <адрес> Республики Тыва, указывая, что прокуратурой района в рамках надзора за соблюдением федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведена проверка соблюдения прав граждан на получение информации о качестве питьевой воды. Водоснабжение на территории <адрес> осуществляется МУП «Коммунальное хозяйство <адрес>» с использованием централизованных систем водоснабжения. Официальным сайтом администрации <адрес> кожууна является сайт с адресом: http://kaa-hem.ru. Проверкой указанного сайта установлено, что сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории <адрес>, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и итогах исполнения этих планов, за 2020-2021 года, не размещены. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в администрацию <адрес> 30.12.2020 внесено представление. По результатам рассмотрения представления установлено, что нарушение фактически не устранено, сведения о качестве питьевой воды на официальный сайт по состоянию на 20.02.2021 не размещены. Бездействием административного ответчика по неисполнению публичных обязанностей в решении вопросов местного значения по организации водоснабжения и водоотведения нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе, проживающих на территории <адрес> и являющихся абонентами МУП «Коммунальное хозяйство <адрес>», на получение информации о качестве питьевой воды.

Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> в решении вопросов местного значения по организации в границах
сельского поселения сумона <адрес><адрес>
водоснабжения населения и водоотведения, обязать администрацию <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда разместить в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории сельского поселения сумона <адрес>, о планах мероприятий на 2021 год по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Определением суда от 15 марта 2021 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечено МУП «Коммунальное хозяйство <адрес>».

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Каа-Хемского района Д. административный иск уточнила, просила признать незаконным бездействие административного ответчика в решении вопросов местного значения по организации в границах сельского поселения сумона <адрес> водоснабжения населения и водоотведения, а именно, по не размещению в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории сельского поселения сумона <адрес>, целях устранения допущенных нарушений возложить обязанность на администрацию <адрес> Республики Тыва в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории сельского поселения сумона <адрес>, а также сообщить в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва и прокурору Каа-Хемского района Республики Тыва об исполнении решения суда.

А также представитель административного истца помощник прокурора Каа-Хемского района <адрес> представила заявление о частичном отказе от исковых требований в части возложения обязанности разместить в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведений о планах мероприятий на 2021 год по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. В остальной части поддержала административное исковое заявление и просила удовлетворить по указанным основаниям.

Определением суда от 29 марта 2021 года производство по делу в части иска заместителя прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва С. в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Республики Тыва о признании незаконным бездействия администрации <адрес> Республики Тыва по не размещению в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет о планах мероприятий на 2021 год по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, возложении обязанности устранить допущенное нарушение, прекращено в связи с отказом от иска.

В судебное заседание не явились представители административного ответчика администрации <адрес>-<адрес>, заинтересованного лица МУП «Коммунальное хозяйство <адрес>» не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не представили. В связи с чем, суд рассматривает дело без их участия.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 1.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом и в пределах сроков, установленных ст. 219 КАС РФ, поскольку у административного ответчика сохраняется обязанность размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории сельского поселения сумона <адрес>.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) в перечень вопросов местного значения городского поселения включены организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В ч. 3 той же статьи Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определено, что вышеуказанный вопрос местного значения может быть включен в перечень вопросов местного значения сельского поселения, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставом сельского поселения.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

На основании статьи 2 ФЗ N 416-ФЗ, водоснабжение включает в себя водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой воды, под которой понимается вода, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.

Статьей 6 указанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории, в которые в числе иных входит принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения специализированными организациями своих обязательств.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (ч.10).

В силу приведенных норм Закона органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.

Судом установлено, что на территории сельского поселения сумона <адрес> организовано централизованное водоснабжение в 20 организациях и индивидуальных предпринимателей, а также в 11 населенных домах.

30 декабря 2020 года прокуратурой района в рамках надзора проведена проверка соблюдения прав граждан на получение информации о качестве питьевой воды, по результатам которой установлено, что сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории <адрес>, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и итогах исполнения этих планов, за 2020-2021 года, не размещены. Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией <адрес> кожууна публичных обязанностей в решении вопросов местного значения по организации водоснабжения и водоотведения, нарушены права неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес> и являющихся абонентами МУП «Коммунальное хозяйство <адрес>», на получение информации о качестве питьевой воды, в связи, с чем требует безотлагательно рассмотреть представления и принять меры по устранению допущенных нарушений закона в течение месяца, с решением вопроса о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении федерального законодательства к дисциплинарной ответственности.

Согласно ответа от 20 февраля 2021 года председателя Администрации <адрес> следует, что качество питьевой воды исследуется Центром гигиены и эпидемиологии по Республике Тыва. По последней проверке от 21 января 2021 года по результатам пробы качества воды установлено, что вода не имеет свойств жесткости, является мягкой, соответствует установленным требованиям и нормам. Сведения о качестве воды на официальный сайт администрации района не размещалась по причине отсутствия требования. В связи с тем размещение информации на сайт принято на контроль заместителя председателя администрации по жизнеобеспечению С. В настоящее время вопрос по размещению на сайт информации изучается, исполнение данного представления будет осуществлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком не решаются вопросы местного

значения по организации в границах сельского поселения сумона <адрес> водоснабжения населения и водоотведения, а именно, не размещаются в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории сельского поселения сумона <адрес>, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес> и являющихся абонентами МУП «Коммунальное хозяйство <адрес>», на получение информации о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории сельского поселения сумона <адрес>.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что материалами дела доказан факт бездействия Администрации <адрес> Республики Тыва по не размещению в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории сельского поселения сумона <адрес>, в связи с чем, на основании п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на ответчика обязанность устранить допущенное нарушение интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда разместить в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории сельского поселения сумона <адрес>, а также сообщить в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва и прокурору Каа-Хемского района Республики Тыва об исполнении решения суда.

В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд, в связи с чем, на основании ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

Административный иск заместителя прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Республики Тыва, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> Республики Тыва в решении вопросов местного значения по организации в границах сельского поселения сумона <адрес> водоснабжения населения и водоотведения, а именно, по не размещению в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории сельского поселения сумона <адрес>.

В целях устранения допущенных нарушений возложить обязанность на администрацию <адрес> Республики Тыва в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории сельского поселения сумона <адрес>, а также сообщить в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва и прокурору Каа-Хемского района Республики Тыва об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 5 апреля 2021 года.

Судья А.В. Ак-кыс