Дело №2а-1330-2017
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 01 февраля 2017г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Сивцевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании пунктов предписания незаконными, об их отмене
установил:
Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании пунктов предписания незаконными, об их отмене.
В обоснование административного иска указано, что ____ 2016 года Государственной инспекцией труда в РС (Я) вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства, в том числе об устранении нарушений ст. 136 ТК РФ (установить конкретные дни выплаты заработной платы), ст. 190 ТК РФ (отменить приказ от ____.2016 № «О режиме разделения рабочего дня на части при продлении регламента»). Административный истец считает данные пункты предписания незаконными, поскольку Коллективным договором конкретные дни выплаты заработной платы установлены, у ФКП «Аэропорты Севера» отсутствует обязанность по направлению локального нормативного акта в первичную профсоюзную организацию ФКП «Аэропорты Севера». Просит признать п.п. 4. и5. предписания незаконными и отменить их.
В суде представитель административного истца ФИО1 административный иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявлений и ходатайств не поступило. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу абз. 2 ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Как видно из материалов дела, ____ 2016 года Государственной инспекцией труда в Республике Саха (Якутия) в адрес ФКП «Аэропорты Севера» вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства, в том числе об устранении нарушений ст. 136 ТК РФ (установить конкретные дни выплаты заработной платы), ст. 190 ТК РФ (отменить приказ от ____.2016 № «О режиме разделения рабочего дня на части при продлении регламента»).
В силу части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Из толкования указанной нормы следует, что работодатель обязан установить конкретную дату выплаты заработной платы, но не позднее ___ календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
П. 3.31 Коллективного договора ФКП «Аэропорты Севера» предусмотрено, что заработная плата выплачивается не реже, чем два раза в месяц. Заработная плата за первую половину месяца (аванс) выплачивается до 25 числа текущего месяца. Заработная плата за отработанный месяц (окончательный расчет) выплачивается до 10 числа следующего за отчетным месяцем.
Таким образом, административным истцом не установлена конкретная дата выплаты заработной платы.
Приказом от ____ 2016 года № «О режиме разделения рабочего дня при продлении регламента» введен режим разделения рабочего дня на части для должностей, указанных в приложении №1 к настоящему приказу.
На основании ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.
При этом ч. 1 ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации прямо установлено, что работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Из приведенных норм трудового законодательства в их совокупности следует, что работодатель при принятии локальных нормативных актов, устанавливающих правила внутреннего трудового распорядка, должен учитывать мнение только такой первичной профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников данного работодателя.
В суде представитель административного истца пояснил, что интересы работников представляет только одна первичная профсоюзная организация.
Таким образом, работодатель, издав локальный нормативный акт, устанавливающий правила внутреннего трудового распорядка (режим работы), обязан был согласовать его с первичной профсоюзной организацией.
Таким образом, оспариваемые пункты предписания соответствуют требованиям трудового законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ
решил:
В удовлетворении административного иска Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании пунктов предписания незаконными, об их отмене отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Г. Смирникова