ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1330/2023 от 17.05.2023 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 17.05.2023

УИД 66RS0004-01-2022-011436-12

Административное дело № 2а-1330/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2023 года город Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Макаровой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дуняшиным А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Паламарчук З. С., Паламарчук Е. Н., Паламарчука С. Н., Лапаревич А. Н., Мальцева А. М., Мальцева Н. А. к Администрации г. Екатеринбурга, МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с исковыми заявлениями, которых с учетом уточнений, заявленных в ходе рассмотрения административного дела, просили признать незаконным бездействие Администрации г. Екатеринбурга, выразившееся в неисполнении обязанности по выбору организации, осуществляющей оценку рыночной стоимости подлежащих изъятию для муниципальных нужд помещений, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, <адрес>; г. Екатеринбург, <адрес>; г. Екатеринбург, <адрес>, возложить на Администрацию г. Екатеринбурга обязанность в течение двух месяцев с даты вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения административных истцов, признать незаконным бездействие МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку», выразившееся в неисполнении обязанностей по изъятию для муниципальных нужд принадлежащих Паламарчук З.С., Паламарчук Е.Н., Паламарчук С.Н. долей в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>; принадлежащих Мальцеву А.М., Мальцеву Н.А. долей в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>; принадлежащего Лапаревич А.Н. жилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, а именно в неисполнении обязанности по организации оценки указанных жилых помещений, подготовке и направлению собственникам для ознакомления и принятия решения проектов соглашений об изъятии принадлежащих им жилых помещений, возложить на МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» обязанность в течение трех месяцев с даты вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения.

Обосновывая требования, административные истцы указывают, что являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу г. Екатеринбург, <адрес>.

Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 02.03.2021 № 321 многоквартирный <адрес> в <адрес> г. Екатеринбурга признан аварийным и подлежащим сносу.

Администрацией Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в адрес истцов направлены требования о сносе аварийных домов в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в срок до <//>, однако, снос многоквартирных домов собственниками помещений не произведен.

<//> Администрацией г. Екатеринбурга принято постановление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом а по <адрес> в <адрес> г. Екатеринбурга и жилых помещений в нем, при этом меры по расселению вышеуказанного аварийного дома не предпринимаются.

Порядок и сроки проведения процедуры изъятия жилого помещения у собственника на территории муниципального образования «город Екатеринбург» установлен постановлением Администрации г. Екатеринбурга от <//> «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Переселение граждан из аварийных домов».

Пунктом 59 Административного регламента предусмотрено, что процедура изъятия для муниципальных нужд жилых помещений и земельного участка, заключения соглашений о выкупе жилых помещений и земельного участка полностью выполняется МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» и включает в себя, в том числе организацию проведения оценок изымаемых жилых помещений и земельного участка путем направления организации-оценщику заказа на подготовку отчетов об оценке рыночной стоимости жилых помещений и земельного участка по согласованию с Комитетом по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга; подготовку проектов соглашений об изъятии жилых помещений и земельного участка и направление их собственникам для ознакомления и принятия решений; оформление от имени Администрации г. Екатеринбурга иска о принудительном изъятии для муниципальных нужд жилых помещений и земельного участка в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» и направление его в суд в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. Для расчета сроков выполнения каждой из процедур муниципальной функции «Переселение граждан из аварийных домов» Административным регламентом определено событие, с которым связано начало течения срока. При этом для определения срока выполнения конкретной процедуры не имеет значения, выполнена ли предыдущая процедура в установленный Административным регламентом срок либо ранее такого срока, либо позднее такого срока.

Учитывая, что постановление Администрации г. Екатеринбурга об изъятии для муниципальных нужд земельных участков под многоквартирным домом А по <адрес> в <адрес> г. Екатеринбурга и жилых помещений в нем принято <//>, процедура изъятия для муниципальных нужд квартир и земельных участков, заключение с административными истцами соглашений о выкупе квартир и земельных участков должна была быть выполнена МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» не позднее <//> в случае добровольного согласия административных истцов и подписания ими соглашений об изъятии недвижимости либо не позднее <//> в случае несогласия административных истцов на изъятие у них квартир и земельных участков и необходимости обращения административного ответчика в суд.

Несмотря на то, что с даты принятия постановлений об изъятии для муниципальных нужд земельных участков под вышеуказанными многоквартирными домами и жилых помещений в них прошло более 1 года 2 месяцев, оценка квартир для целей изъятия для муниципальных нужд не производилась, проекты соглашений об изъятии долей в праве собственности на квартиры административным истцам не направлялись, с исковыми заявлениями о принудительном изъятии долей в праве собственности на жилые помещения и земельные участки, занимаемые многоквартирными домами, административные ответчики в суд не обращались. Таким образом, имеет место длительное бездействие со стороны административных ответчиков, что нарушает разумные сроки расселения аварийных многоквартирных домов.

В нарушение требований, установленных п. 49 Положения о признаний помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <//>, после признания многоквартирного <адрес> в <адрес> г. Екатеринбурга аварийным и подлежащим сносу Администрацией г. Екатеринбурга не издавалось отдельного распоряжения с указанием сроков отселения жильцов данных домов.

Включение многоквартирного дома в муниципальную программу «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования «город Екатеринбург», управление жилищным фондом на 2021-2025 годы» не свидетельствует об установлении срока расселения жильцов дома в срок до 2025 года, данный срок не отвечает требованиям разумности, Администрация г. Екатеринбурга не определяет срок завершения муниципальной программы в качестве срока для расселения включенных в нее аварийных домов.

В результате допущенного административными ответчиками бездействия, связанного с неисполнением обязанностей по изъятию для муниципальных нужд, принадлежащих истцам на праве собственности жилых помещений и земельных участков под многоквартирными домами, нарушает жилищные права административных истцов, которые вынуждены проживать в жилых помещениях, не отвечающих требованиям безопасности и пригодности для постоянного проживания людей, лишены возможности приобрести иное жилое помещение ввиду неполучения возмещения за изымаемое.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от <//> административные дела по искам Паламарчук З.С., Паламарчук Е.Н., Паламарчука С.Н., Лапаревич А.Н., Мальцева А.М., Мальцева Н.А. объединены в одно производство.

Определениями Ленинского районного суда г. Екатеринбурга к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Администрация г. Екатеринбурга, в качестве заинтересованных лиц - <адрес> г. Екатеринбурга, Данилюк Н.В., Данилюк Е.Н., Данилюк С.В.

Административные истцы, представитель административных истцов Лапенков Е.Д. в судебное заседание не явились, ранее при рассмотрении дела на удовлетворении исковых требований с учетом уточнений настаивали по доводам и основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях, указав, что административные ответчики допускают незаконное бездействие, затягивая сроки изъятия жилых помещений.

Представители административных ответчиков, заинтересованного лица <адрес> г. Екатеринбурга, в судебное заседание не явились, ранее в судебных заседания против удовлетворения исковых требований возражали, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованные лица Данилюк Н.В., Данилюк Е.Н., Данилюк С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом надлежащего извещения указанных лиц, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Как следует из материалов административного дела, административные истцы Паламарчук З.С., Паламарчук Е.Н., Паламарчук С.Н., Мальцев А.М., Мальцев Н.А., Лапаревич А.Н. являются собственниками помещений ,6,7 в <адрес> в <адрес> г. Екатеринбурга.

На территории муниципального образования «город Екатеринбург» переселение граждан из аварийных домов осуществляется в рамках Муниципальной программы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования «город Екатеринбург», управление жилищным фондом на 2021 - 2025 годы», утвержденной Постановлением Администрации города Екатеринбурга от <//> (далее - Программа), в которую подлежат включению жилые дома, признанные в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу.

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от <//> многоквартирный дом по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>А, признан аварийным и подлежащим сносу, указанные многоквартирные дома включены в Программу.

Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийном доме, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации Администрации г. Екатеринбурга принято постановление от <//> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>А и жилых помещений в нем».

В соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

На основании ч. ч. 6, 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

В силу пп. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <//>, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления. Указанная позиция изложена в ответе на вопрос Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года.

<адрес> г. Екатеринбурга в адрес административных истцов и лиц, зарегистрированных в спорных жилых помещениях, направлены требования о сносе аварийных домов в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в срок до <//>, однако, снос многоквартирных домов собственниками помещений не производился.

После истечения срока, установленного в требованиях о сносе или реконструкции вышеуказанных многоквартирных домов, Администрация г. Екатеринбурга обязана совершить действия, установленные в ч.ч. 1 - 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Администрацией г. Екатеринбурга <//> принято постановление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом а по <адрес> в <адрес> г. Екатеринбурга и жилых помещений в нем.

В целях реализации указанных полномочий многоквартирный дом, расположенный по адресу г. Екатеринбург, <адрес>, включен в перечень домов, жильцы которых подлежат отселению в порядке, установленном Программой.

По этим основаниям, жилищные права административных истцов подлежат обеспечению в порядке, установленном муниципальной программой, в срок до <//>.

При этом действия Администрации города Екатеринбурга в части установления сроков сноса и расселения дома незаконными, нарушающими права граждан не признаны.

Постановлением от <//> предусмотрены мероприятия по изъятию у собственников жилых помещений, в том числе организация проведения оценки изымаемых жилых помещений, подготовка проектов соглашений и направление их собственникам для подписания, которые осуществляются МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку».

Организация мероприятий по проведению оценки изымаемых жилых помещений осуществляется с учетом возможностей бюджетного финансирования, предусмотренных на эти цеди в бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на очередной финансовый год, в сроки, определенные Программой, Администрацией города Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политике в соответствии требованиями Федерального закона от <//> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в порядке, определенном Федеральным законом от <//> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В рамках исполнения муниципальных контрактов работа по оценке жилых помещений в аварийных домах ведется исходя из даты принятия постановления об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд.

Как следует из представленных доказательств, в настоящее время проводятся мероприятия направленные на проведение оценки жилых помещений в отношении аварийных домов, постановления об изъятии которых, приняты с марта по сентябрь 2021 года, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.

<//> Администрацией г. Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политике с ООО «ЗСК-Центр» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по проведению оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, жилых помещений, находящихся в собственности граждан, в связи с выселением их в судебном порядке, и по определению размера возмещения за жилые помещения в аварийных домах, а также Администрацией г. Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политике с НП СРО «ДСО» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по проведению экспертизы отчетов рыночной стоимости жилых помещений муниципального жилищного фонда, жилых помещений, находящихся в собственности граждан, в связи с выселением их в судебном порядке, и по определению размера возмещения за жилые помещения в аварийных домах.

В указанных контрактах определены сроки оказания указанных услуг по проведению оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, жилых помещений, находящихся в собственности граждан, в связи с выселением их в судебном порядке, и по определению размера возмещения за жилые помещения в аварийных домах и экспертизы отчетов рыночной стоимости жилых помещений муниципального жилищного фонда, жилых помещений, находящихся в собственности граждан, в связи с выселением их в судебном порядке, и по определению размера возмещения за жилые помещения в аварийных домах.

Впоследствии после проведения оценки жилых помещений отчеты об оценке подлежат направлению оценщиком в Комитет по жилищной политики Администрации города Екатеринбурга, а затем в силу п. 7 Положения об организации работы по изъятию земельных участков и находящихся на них жилых и нежилых помещений для муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от <//>, подлежат передаче в МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» для проведения дальнейшей работы (изучение отчетов, подготовка и направление собственникам проектов соглашений об изъятии, подготовка и подача исков о принудительном изъятии и т.п.) в порядке, установленном главой 9 Административного регламента исполнения муниципальной функции «Переселение граждан из аварийных домов, утвержденным постановлением Администрации г. Екатеринбурга от <//>.

Таким образом, действия административных ответчиков соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе п. 62 вышеуказанного Административного регламента, согласно которому срок выполнения административной процедуры по изъятию для муниципальных нужд жилых помещений и земельного участка, заключение соглашений о выкупе жилых помещений и земельного участка составляет: три месяца - в случае добровольного согласия собственников изымаемых жилых помещений и земельного участка на изъятие у них жилых помещений и земельного участка и подписания ими соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд; один год - в случае несогласия собственников изымаемых жилых помещений и земельного участка на изъятие у них жилых помещений и земельного участка и обращения Городского комитета по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку в суд с иском о принудительном изъятии жилых помещений и земельного участка у собственников в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» для муниципальных нужд.

Как следует из материалов дела, муниципальные контракты на оказание услуг по проведению оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, жилых помещений, находящихся в собственности граждан, в связи с выселением их в судебном порядке, и по определению размера возмещения за жилые помещения в аварийных домах, и на оказание услуг по проведению экспертизы отчетов рыночной стоимости жилых помещений муниципального жилищного фонда, жилых помещений, находящихся в собственности граждан, в связи с выселением их в судебном порядке, и по определению размера возмещения за жилые помещения в аварийных домах заключены <//>, срок оказания услуг по данным контрактам не истек.

Отчеты об оценке жилых помещений в аварийном жилом <адрес> в г. Екатеринбурге в МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» в настоящее время не поступали, в связи с чем у данного юридического лица не возникла обязанность по подготовке проектов соглашений об изъятии жилых помещений и земельных участков под указанными домами и направлению их административным истцам для ознакомления и принятия решений, и говорить о нарушении административным ответчиком срока, установленного п. 62 Административного регламента, не представляется возможным.

Учитывая, что соблюдение предусмотренной ч. ч. 2, 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательной, планируемая дата окончания расселения <//>, срок реализации муниципальной программы не истек, суд не находит оснований для вывода о бездействии административных ответчиков, выразившемся в невыполнения процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Проведение процедур, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне рамок и сроков, установленных правовыми актами, действующим законодательством не предусмотрено.

Оценивая исковые требования, заявленные к МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку», суд не находит оснований для их удовлетворения, в том числе ввиду того, что данное юридическое лицо не является органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в связи с чем, действия (бездействие) МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» не подлежат оспариванию в порядке административного судопроизводства.

Кроме того, судом принимается во внимание, что Администрацией г. Екатеринбурга принимались меры по переселению граждан и членов их семей из аварийного дома в маневренный фонд, в частности <адрес> города Екатеринбурга разъяснено административным истцам право на предоставление жилого помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда муниципального образования «город Екатеринбург» для временного размещения до обеспечения их прав в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Однако, административные истцы отказались от предоставления им жилых помещений маневренного фонда муниципального образования «город Екатеринбург».

В случае угрозы обрушения несущих конструкций спорных жилых домов, несоблюдения характеристик их надежности и безопасности, административные истцы вправе обратиться в <адрес> г. Екатеринбурга с заявлениями о предоставлении муниципального жилого помещения маневренного фонда для временного проживания до момента переселения, что было разъяснено в требованиях о сносе аварийных домов, либо воспользоваться иным недвижимым имуществом.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что нарушение прав административных истцов установлением срока отселения собственников аварийного многоквартирного дома до <//> в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подтверждено.

Оценивая довод административного ответчика МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» о пропуске административными истцами срока обращения в суд с настоящими исками, отраженный в письменном отзыве, суд не находит оснований для применения положений ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и отказа в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска срока подачи административных исков, поскольку предполагаемое оспоренное бездействие административных ответчиков носит длящийся характер.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Паламарчук З. С., Паламарчук Е. Н., Паламарчука С. Н., Лапаревич А. Н., Мальцева А. М., Мальцева Н. А. к Администрации г. Екатеринбурга, МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.В. Макарова

УИД 66RS0-12

Административное дело а-1330/2023

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>