ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1331/2017 от 30.05.2017 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2а-1331/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2017 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Шелепановой И.Г.

при секретаре Церифман И. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане дело по административному исковому заявлению Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО, ФИО1 к Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным предписания от 14.04.2017,

У С Т А Н О В И Л:

Управление по охране и использованию объектов животного мира обратился в суд с административным исковым заявлением к Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным предписания. Свои требования мотивировало тем, что на основании распоряжения Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 10.03.2017 в период с 20 марта по 14 апреля 2017 года в отношении управления по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО (была проведена внеплановая, документарная проверка. Актом проверки от 14.04.2017 выявлен факт невыполнения предписания Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 30.11.2015 года, за что 17.06.2016 году, в отношении Управления был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. 18.07.2016 постановлением по делу об административном правонарушении , вынесенным мировым судьей Левобережного судебного участка Биробиджанского судебного района производство по делу в отношении управления по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в соответствии со ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ. По результатам проверки проводимой в период с 20 марта по 14 апреля 2017 года 14 апреля 2017 года Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству было вынесено предписание от 14.04.2017 об устранении выявленных нарушений, в котором содержатся те же требования, что и в предписании от 30.11.2015, за невыполнение которых, как было указано выше, в отношении Управления был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Предписанием от 14.04.2017 на Управление возложена обязанность в соответствие с ч.3 ст. 19, ч.1, 2.1 ст. 33.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», абз. 10 ст. 6 и ст. 42 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Правилами подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 «О подготовке и заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» провести процедуры по: распределению между заявившимися юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями 100 % долей квот добычи (вылова) ВБР; утверждению распределенных между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями долей квот добычи (вылова) ВБР; подготовке и заключению договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) ВБР. Считают, что указанные в предписании обязанности на Заявителя возложены незаконно, по следующим основаниям. Нормы законодательства, на которые ссылается Амурское ТУ в предписании не содержат требования обязывающего распределить все 100 % долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Кроме того, основанием для начала процедуры распределения долей квот является поступление в уполномоченный орган заявок от лиц, претендующих на закрепление за ними доли квоты. В соответствии с нормами федерального законодательства рыбопромысловые участки для осуществления промышленного рыболовства формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В Еврейской автономной области сформированы и утверждены три рыбопромысловых участка для осуществления промышленного рыболовства (постановление правительства ЕАО от 22.12.2009 -пп). Таким образом, предписание с требованием по распределению между заявившимися юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями 100 % долей квот добычи (вылова) ВБР не может отвечать требованиям законности, поскольку противоречит установленному ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» принципу приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов. Исполнение предписания содержит необоснованные требования, что неизбежно приведет к причинению ущерба водным биологическим ресурсам. При этом следует учитывать, что предписание, содержащее необоснованные требования не может быть исполнено по изложенным выше мотивам, а неисполнение предписания может повлечь для Управления привлечение к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ и угроза такого привлечения к ответственности расценивается Управлением как нарушение прав и законных интересов Заявителя. Кроме того считают, что требование о распределении 100 % долей квот адресовано органу, который в связи с отсутствием порядка распределения долей квот и во избежание возможных коррупционных проявлений, злоупотреблений не наделен данными полномочиями (постановление правительства ЕАО от 16.04.2013 -пп). Предписание Амурского ТУ от 14 апреля 2017 об устранении выявленных нарушений в порядке подчиненности вышестоящему руководству не обжаловалось. Просят суд признать незаконным предписание Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 14 апреля 2017 .

Определением суда от 15.05.2017 года привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика – должностное лицо, государственный инспектор отдела регулирования рыболовства и рыбопромысловых участков Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требования и доводы административного иска поддержала, дополнительно суду пояснила, что полномочия по установлению квот в полномочия Управления не входит. Просит административный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного иска ФИО3 требования административного иска не признала, суду пояснила, что предписание вынесено, в связи с неисполнением истцом ранее вынесенного предписания. Нормами закона предусмотрена обязанность органом исполнительной власти устанавливать квоты. Просит в удовлетворения иска отказать.

В судебном заседании соответчик ФИО1 требования административного иска не признал, суду пояснил, что им проводилась проверка в отношении истца, по итогам выявлен факт невыполнения предписания, вынесенное 30.11.2015. Истец, как уполномоченный орган на территории ЕАО обязан организовать распределение долей квот добычи (вылова). Ими данная обязанность не выполнена.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствие со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что распоряжением Амурского территориального управления федерального агентства по рыболовству от 10.03.2017 назначена проверка в отношении Управления по охране и использование объектов животного мира правительства ЕАО, уполномоченным лицом на проведение проверки назначен государственный инспектор ФИО1, проверка проводится в рамках осуществления государственного контроля надзора в области сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания на территории ЕАО ст. 2-Федерального закона от 20.12.2004 166-ФЗ, с целью исполнения, выданного ранее предписания от 30.11.2015 об устранения нарушений.

Результатом проверки явился акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от 14.04.2017 г. согласно которого в ходе проведения проверки выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля.

14.04.2017 в отношении Управления по охране и использование объектов животного мира правительства ЕАО составлено предписание об устранения выявленных нарушений, согласно которого в соответствии с частью 3 статьи 19, частями 1, 2.1 статьи 33.1 Федерального Закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Правилами подготовки и заключения договора о закреплении
долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденных
установлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 № 612 «О подготовке и заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» - провести процедуры по распределению между заявившимися юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями 100% долей квот добычи (вылова) ВБР, по утверждению распределенных между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями долей квот добычи (вылова) ВБР, по подготовке и заключению договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) ВБР. Срок исполнения до 01.11.2017 г.

В соответствии с Положением об Амурском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденному приказом от 17.09.2013, является территориальным органом Федерального агенства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного назначения Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области.

Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

Согласно ст. 6, Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О животном мире", Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов:

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее по тексту - Федеральный закон N 166-ФЗ) на основании и во исполнение настоящего федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Согласно Постановления правительства ЕАО от 16.04.2013 N 163-пп "Об управлении по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области", Управление по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, переданных Еврейской автономной области, а также полномочий Еврейской автономной области в области охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, функционирования особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с п. 6 Положением об управлении по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области", осуществляет в сфере организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов:

6.1. Организует и обеспечивает регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения и водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб.

6.2. Осуществляет охрану водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

6.3. Заключает договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб).

6.4. Утверждает доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, распределенные между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

6.5. Распределяет промышленные квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в пресноводных водных объектах.

6.6. Осуществляет подготовку и заключение договоров пользовании водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации).

6.7. Устанавливает форму заявления о заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, представляемого в форме электронного документа, и порядок его подачи.

Пунктом 2 Правил подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2008 №612, установлено, что договорами закрепляются доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее - доли), распределенные между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Федеральным агентством по рыболовству или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или приобретенные по результатам аукционов по продаже долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства, в том числе прибрежного рыболовства (далее - аукцион), в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 612 уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней после издания акта об утверждении долей, распределенных между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» объявление о сроке заключения договоров с ними или в течение 5 рабочих дней после издания акта о закреплении долей за победителями аукционов размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, объявление о сроке заключения договоров с победителями аукционов.

Согласно пункту 5 Правил № 612 основанием для заключения договора является акт уполномоченного органа об утверждении долей, распределенных между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, действующим законодательством РФ установлено, что распределение (утверждение) долей квот, а также заключение договора о закреплении долей квот осуществляется одним и тем же уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как, установлено в судебном заседании данные полномочия переданы Управлению по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь приведенными положениями закона, приходит к выводу о том, что обжалуемое предписание № 01 от 14.04.2017 об устранении выявленных нарушений является законным и обоснованным, принятым в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с Федеральным Законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Правилами подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденных Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 № 612 «О подготовке и заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов»

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд, -

Р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО, ФИО1 к Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным предписания от 14.04.2017 - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И. Г. Шелепанова

Копия верна:

Судья И. Г. Шелепанова