ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1331/2021 от 27.09.2021 Учалинского районного суда (Республика Башкортостан)

дело №2а-1331/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Адельгариевой Э.Р., при секретаре Валеевой Л.А., с участием административного истца Ахметова А.Н., представителя заинтересованного лица Абдрахмановой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ахметова А. Н. к Федеральному казенному учреждению «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» об обязании исключить из базы данных сведения о судимости,

у с т а н о в и л :

Ахметов А.Н. обратился в суд с указанным иском, которым просит обязать ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД РФ» исключить из базы данных сведения о его судимости, мотивировав следующим. При трудоустройстве на работы в школу в качестве водителя выяснилось, что у него имеется непогашенная судимость, в связи с чем было отказано в трудоустройстве. Считает, что действия ответчика по хранению его персональных данных по факту привлечения к уголовной ответственности длительное время ограничивают его конституционные права, поскольку хранение и обработка такого рода информации ведется противозаконно, не в соответствии с Конституцией РФ, законами «О полиции», «О персональных данных», а на основании подзаконного акта - Приказа МВД России №89 от 12.02.2014г., согласно которому данные хранятся независимо от снятия и погашения судимости до достижения лицами 80-летнего возраста.

Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица МВД РБ исковые требования считает необоснованными, просила в их удовлетворении отказать.

Административный ответчик извещен надлежащим образом, каких-либо заявлений и ходатайств и возражений на иск не представлено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы иска, исследовав материалы дела и оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из искового заявления, Ахметов А.Н. привлекался к уголовной ответственности, о чем в информационной базе ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД РФ» имеются сведения о наличии судимости. При обращении к ответчику, Ахметову А.Н. письмом от ДД.ММ.ГГГГ. разъяснено, что данные в отношении него хранятся в базе в соответствии с законом. Дополнительно сообщено, что справка о наличии (отсутствии) судимости предоставляется в соответствии с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок, утвержденным приказом МВД России от 27.09.2019г. №660. Согласно регламенту в форме справке о наличии (отсутствии) судимости отражение информации о погашении судимости не предусмотрено.

В силу п.33 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011г. №3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

Согласно части 1, пунктов 8, 16 части 3 и части 8 статьи 17 названного Федерального закона полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Внесению в банки данных подлежит, в том числе информация о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в связи с примирением сторон (пункт 4 части 3). Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (часть 8).

Кроме того, согласно ст.10 Федерального закона от 12.08.1995г. №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы.

Согласно ч.3 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011г. №3-ФЗ "О полиции" порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел путем издания нормативного правового акта, в том числе совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами.

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации №39, МВД России №1070, МЧС России №1021, Минюста России №253, ФСБ России №780, Минэкономразвития России №353, ФСКН России №399 от 29.12.2005г. "О едином учете преступлений" утверждены "Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов" (далее - Приказ от 29.12.2005г.).

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд приходит к выводу о том, что административным истцом не доказан факт нарушения его прав оспариваемым действием государственного органа.

Статья 17 Федерального закона от 07.02.2011г. №3-ФЗ "О полиции" допускает раскрытие содержащейся в банках данных информации государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом, в том числе правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также гражданину, права и свободы которого непосредственно затрагиваются содержащейся в банках данных информацией, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и обязывает полицию обеспечить защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (части 4 - 6).

Доводы административного истца о том, что отраженная информация в справке о наличии судимости, фактам уголовного преследования препятствует его трудоустройству, суд находит голословным и не подтвержденными относимыми и допустимыми доказательствами.

Также следует отметить, что отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд. При этом в судебном заседании административный истец указал, что за защитой нарушенных трудовых прав он не обращался, т.к. является юридически не грамотным.

Исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отклонения административного иска в полном объеме за необоснованностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 219 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Ахметову А. Н. в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» об обязании исключить из базы данных сведения о судимости, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Учалинский районный суд РБ.

Судья: Адельгариева Э.Р.

Мотивированное решение (в окончательной форме) изготовлено 01 октября 2021г.

Решение04.10.2021