Решение
Именем Российской Федерации
«29» декабря 2020 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,
секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,
помощника судьи Авдеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар о понуждении к заключению соглашения об изъятии земельного участка и выплате денежных средств,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар о понуждении к заключению соглашения об изъятии земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и выплате истцу в счет возмещения рыночной стоимости права аренды указанного земельного участка в размере <данные изъяты> рублей.
Заявленные требования мотивирует тем, что административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - «для строительства спорткомплекса». С целью освоения вышеуказанного земельного участка был получен истцом градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с проектом планировки территории, земельный участок расположен в зоне размещения объекта социальной инфраструктуры, в связи с чем зона застройки, в пределах которой возможно размещение объекта капитального строительства, в границах земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют. По причине отсутствия пятна допустимого размещения объектов капитального строительства в градостроительном плане, не представляется возможным разработка соответствующей проектной документации и как следствие, невозможно получение разрешения на строительство объектов капитального строительства, а также использование земельного участка по целевому назначению. Административный истец обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением об изменении вида разрешенного использования, либо предоставлении истцу равноценного земельного участка земельному участку с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. По результатам рассмотрения обращения дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым истцу отказано в предоставлении равноценного земельного участка. Истец полагает, что указанные действия ответчика незаконны, нарушают его права, поскольку ему предоставлен земельный участок использование которого по назначению невозможно, изменение вида использования невозможно. Кроме того, истец несет расходы по оплате арендной платы, содержания участка, несет убытки в связи с невозможностью использования участка.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, от него поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие, обеспечил явку своего представителя в судебное заседание.
Представитель административного истца в судебном заседании иск поддержал, подтвердив доводы и требования административного искового заявления.
Представитель административных ответчиков Администрации муниципального образования город Краснодар и Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Судом установлено, что административный истец ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования земельного участка «для строительства спорткомплекса», что подтверждается договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с градостроительным планом земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в зоне общественно-делового и коммерческого назначения, в зоне транспортной инфраструктуры. В соответствии с данным градостроительным планом, границы, в пределах которых размещается строительство объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют.
Градостроительный план земельного участка согласно п. 1 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В Градостроительном плане земельного участка в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ содержится информация об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
Источниками информации для подготовки Градостроительного плана земельного участка согласно п. 2 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
В соответствии с частью 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 года № 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 года № 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство.
Во исполнение указанного нормативного положения постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О сроке использования градостроительных планов земельных участков, утвержденных до ДД.ММ.ГГГГ» установлено, что информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до ДД.ММ.ГГГГ, может быть может быть использована для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах таких земельных участков, выдачи разрешений на строительство до ДД.ММ.ГГГГ По истечении данного срока использование информации, указанной в таких градостроительных планах земельных участков, не допускается.
В дальнейшем, постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ "О сроке использования градостроительных планов земельных участков, утвержденных до ДД.ММ.ГГГГ" этот срок продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, указание в Градостроительном плане земельного участка от № нулевого процента застройки не позволяет реализовать строительный проект на земельном участке по <адрес>.
Истец обратился в Департамент муниципальной собственности и городских земель за меной земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ было отказано, поскольку не имеется земельного участка равного по параметрам принадлежащему истцу.
Истец обратился в Департамент муниципальной собственности и городских земель за изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, однако, письмом было отказано, поскольку спорный участок предоставлен по решению суда.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 года № 19 п. 6 земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж.1.1).
В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар» рассматриваемый земельный участок расположен в зоне общественно-деловой зоне коммерческого назначения и в зоне транспортной инфраструктуры.
По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар проект планировки территории в границах которой расположен земельный участок не утверждался.
Для рассмотрения дела по существу судом была назначена судебная экспертиза. Согласно заключения эксперта ООО «Центр Судебной Экспертизы» № от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость права аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для строительства спорткомплекса, с кадастровым номером № находящегося по адресу: <адрес>, составляет: <данные изъяты> рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Частями 2 и 3 ст. 67 ГПК РФ определено, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оснований ставить под сомнение выводы данного заключения у суда не имеется. Данные выводы также подтверждаются совокупностью представленных и исследованных в судебном заседании вышеперечисленных доказательств.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства; право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 2; статья 35, части 1 и 2). Будучи одной из основ конституционного строя России, неприкосновенность права частной собственности, как следует из статьи 18 Конституции Российской Федерации, наряду с другими непосредственно действующими правами и свободами человека и гражданина определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях (постановления от 16 июля 2008 года № 9-П, от 31 января 2011 года № 1-П, от 31 октября 2019 года № 32-П и др.), что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере. Вместе с тем право частной собственности не является абсолютным, его ограничения могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, как это вытекает из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с иными ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2). При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности. Вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между интересами общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно признаваемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению.
Выраженный в статье 35 Конституции Российской Федерации общепризнанный в цивилизованных государствах принцип неприкосновенности собственности, является одним из основополагающих аспектов верховенства права, и призван гарантировать неприкосновенность права собственности во всех его составляющих, таких как владение, пользование и распоряжение имуществом, и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения собственникам и иным правообладателям возможности свободно использовать принадлежащее им имущество, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения имущественных прав.
Принадлежащий на праве аренды административному истцу земельный участок в настоящий момент не застроен, имеет разрешенное использование «для строительства спорткомплекса».
Вместе с тем, в соответствии с градостроительным планом, подготовленным на основании заявления административного истца, границы, в пределах которых размещается строительство объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют.
В связи с изложенным, дальнейшее освоение административным истцом земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с его назначением, не представляется возможным: строительство на нем спорткомплекса невозможно.
Поскольку административный истец не может использовать земельный участок для строительства, он имеет право просить администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить ему равнозначного земельного участка с аналогичными характеристиками.
Административный истец обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении равноценного земельного участка в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № в предоставлении административному истцу равноценного земельного участка отказано.
Суд полагает вышеуказанные действия департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар незаконными, нарушающими права и законные интересы истца.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и за- конных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Административное исковое заявление может содержать требования: о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (ч. 1 ст. 124 Кодекса административного судопроизводства РФ).
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п. 8, 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, к числу основных принципов земельного законодательства относится: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Пунктом 2 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, административный истец имеет право на приобретение в аренду равнозначного земельного участка с аналогичными характеристиками, взамен имеющегося в аренде истца земельного участка, так как указанный выше земельный участок не может быть использован и освоен административным истцом.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно частям 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности; которые могут вестись землепользователем на земельном участке.
В силу п. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства
В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного Кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом существующего землепользования.
Административный ответчик не обосновал и не представил доказательств существования обстоятельств, препятствующих осуществлению мены на другой равноценный земельный участок.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации и п.2 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 2 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
Административный истец считает, что принять решение об отказе в предоставлении земельного участка администрация муниципального образования город Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар были бы вправе, только при доказанности физического отсутствия равноценного земельного участка, и что доказательств резервирования равноценного земельного участка для государственных или муниципальных нужд не имеется.
Таким образом, суд полагает, что административный истец имеет право на предоставление в аренду равноценного земельного участка с аналогичными характеристиками, взамен земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, так как земельный участок не может быть использован и освоен административным истцом в соответствии с разрешенным видом его использования.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Истец нарушенные права могут быть восстановлены путем предоставления равноценного, равнозначного земельного участка. Равноценность земельного участка должна определяться с учетом ею потребительских характеристик, таких как местоположение, площадь, вид разрешенного использования, рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ). При этом определение рыночной стоимости земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости должно осуществляться оценщиками, действующим в соответствии с положениями вышеуказанного закона.
В соответствии с абзацем 10 статьи 8 Федерального закона № 135-ФЗ проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд.
При этом рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, то есть наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого, расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной.
Являясь арендатором земельного участка, истец ежегодно несет убытки, связанные с уплатой земельного налога, арендной платы, не получает выгоду, что является для истца существенной суммой, однако использовать земельный участок по целевому назначению, не имеет реальной возможности.
Статьей 16 Гражданского кодекса РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Земельного кодекса РФ, убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно ст. 39.21 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность предоставления равноценного земельного участка взамен земельного участка, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры.
Земельный кодекс РФ предусматривает два существенных условия для предоставления равноценного земельного участка, взамен земельного участка находящегося в частной собственности проектом планировки должно быть предусмотрено размещение объекта социальной инфраструктуры и предоставляемый земельный участок должен быть равноценным в рассматриваемом случае данные условия соблюдены.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что истец имеет право на приобретение равнозначного земельного участка (земельных участков) с аналогичными характеристиками, взамен изъятого земельного участка.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (п. 1 ст. 11 ГК РФ).
Обстоятельства дела, установленные в ходе судебного следствия и анализ сложившейся ситуации, позволяют суду сделать вывод о том, что исковое заявление ФИО1 к Администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар о понуждении к заключению соглашения об изъятии земельного участка и выплате денежных средств подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
Исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар о понуждении к заключению соглашения об изъятии земельного участка и выплате денежных средств, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар и Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар заключить с ФИО1 соглашение об изъятии земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования земельного участка «для строительства спорткомплекса».
Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу выплатить ФИО1 денежные средства в размере <данные изъяты> рублей за изъятие земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для строительства спорткомплекса.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий –