ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1333/18 от 23.01.2019 Гуковского городского суда (Ростовская область)

Дело №2а-164/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2019 года г. Гуково Ростовской области

Гуковский городской суд Ростовской области

в составе: председательствующего судьи И.Г. Петриченко

при секретаре Волобуевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межмуниципальному отделу по городам Гуково, Зверево Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и об обязании осуществить государственную регистрацию права,

установил:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с постановлением от 19.01.1993 «О закреплении земельных участков под гаражами в гаражном кооперативе <данные изъяты> в пожизненное наследуемое владение», постановлением от 26.02.2008 «Об инвентаризации по гаражно - строительному кооперативу <данные изъяты> он является законным владельцем земельного участка с кадастровым , площадью 24 кв.м, по <адрес>, гараж . 22.08.2018 административным истцом в Межмуниципальный отдел по городам Гуково, Зверево Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области было подано заявление о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, к заявлению приложены постановления от 13.07.2018 «О присвоении адреса земельному участку», от 19.01.1993 «О закреплении земельных участков под гаражами в гаражном кооперативе <данные изъяты> в пожизненное наследуемое владение», от 26.02.2008 «Об инвентаризации по гаражно - строительному кооперативу <данные изъяты>, доверенность, квитанция об оплате госпошлины. 30.08.2018 административным ответчиком было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок со ссылкой на то, что согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым , площадью 24 кв.м, является ранее учтенным и закреплен за Ш.К. на основании свидетельства от 13.08.1992, таким образом, имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости. 29.11.2018 государственным регистратором вынесен отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым , площадью 24 кв.м, по <адрес>, гараж . Считает указанный отказ незаконным и нарушающим его права. Просит суд признать незаконным решение от 29.11.2018 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым , площадью 24 кв.м, по <адрес>, гараж и обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок на основании заявления от 22.08.2018 и представленных документов.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

Представитель административных ответчиков ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала.

Выслушав представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Согласно части 4 статьи 18 указанного Федерального закона 13.07.2015 № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В судебном заседании установлено, что 22.08.2018 в Межмуниципальный отдел по городам Гуково, Зверево Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым расположенный по <адрес>, гараж , обратился ФИО3, представляющий интересы ФИО1

В качестве документов, являющихся основанием для осуществления государственной регистрации права, заявителем были представлены постановление главы администрации г. Гуково Ростовской области от 19.01.1993 «О закреплении земельных участков под гаражами в гаражном кооперативе <данные изъяты> в пожизненное наследуемое владение» в редакции постановления администрации г. Гуково Ростовской области от 26.02.2008 «Об инвентаризации по гаражно - строительному кооперативу <данные изъяты>, постановление администрации г. Гуково Ростовской области от 13.07.2018 «О присвоении адреса земельному участку».

В соответствии с п.3 ч. 1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

При проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что согласно постановлению от 19.01.1993 в редакции постановления от 26.02.2008 ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым . Вместе с тем, заявление об осуществлении регистрации права собственности представлено в отношении земельного участка с кадастровым . Документы, подтверждающие причину внесения изменений в сведения о праве собственности на земельный участок с кадастровым и на земельный участок с кадастровым в постановлении от 19.01.1993 не представлены. Согласно постановлению от 19.01.1993 в его первоначальной редакции (на основании документа от 13.08.1992), земельный участок с кадастровым предоставлен в пожизненное наследуемое владение Ш.Н..

В связи с имеющимися противоречиями государственным регистратором были сделаны соответствующие межведомственные запросы в муниципальный архив администрации г. Гуково, Гуковский филиал ГУПТИ РО, Департамент имущественных отношений г. Гуково Ростовской области, отдел архитектуры администрации г. Гуково.

На основании ч.ч.1,2,3 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Поскольку ФИО1 не был представлен правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым , однозначно свидетельствующий о его праве на указанный земельный участок, 30.08.2018 государственная регистрация права собственности в отношении земельного участка с кадастровым была приостановлена с целью устранения причин, препятствующих государственной регистрации на основании п.п. 3, 5, 9, 49 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218.

Согласно ответу муниципального архива администрации г. Гуково от 31.08.2018, в приложении к постановлению администрации г. Гуково от 19.01.1993 не содержится сведений о закреплении земельных участков под гаражами в гаражном кооперативе <данные изъяты> в пожизненное наследуемое владение на ФИО1

Согласно ответу Гуковского филиала ГУПТИ Ростовской области от 31.08.2018, данное учреждение не располагает сведениями о вышеуказанном объекте.

В ответе от 04.09.2018 Департамент имущественных отношений г. Гуково Ростовской области указал, что ФИО1 был включен в приложение (п. 1054) к постановлению Мэра г. Гуково от 26.05.2008 г. "Об инвентаризации по гаражно-строительному кооперативу <данные изъяты> как фактический пользователь земельного участка с кадастровым , который был указан неверно. Документы-основания, подтверждающие переход права на земельный участок отсутствуют.

Как следует из ответа отдела архитектуры администрации г. Гуково от 03.09.2018, постановление администрации г. Гуково от 13.07.2018 г. "О присвоении адреса земельному участку: <адрес>, гараж " принято согласно представленным заявителем документов, в том числе полученных путем межведомственного запроса МФЦ.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона, в частности в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Рассмотрев представленные дополнительные документы, и учитывая, что документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым не были представлены, Управление Росреестра сообщением от 29.11.2018 отказало ФИО1 в государственной регистрации права на указанный земельный участок на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ввиду непредставления необходимых для государственной регистрации документов.

В рассматриваемом случае основанием для приостановления, а в последующем отказа в государственной регистрации права явилось отсутствие документов, подтверждающих предоставление административному истцу земельного участка с кадастровым .

С учетом установленных по делу обстоятельств суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации принято с соблюдением положений Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и прав и законных интересов административного истца не нарушает. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права по заявлению представителя ФИО1 - ФИО3 носили правомерный и обоснованный характер, являются законными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Межмуниципальному отделу по городам Гуково, Зверево Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решения от 29.11.2018 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым , площадью 24 кв.м, по <адрес>, гараж и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок на основании заявления от 22.08.2018 и представленных документов - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.01.2019.

Судья И.Г. Петриченко