ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1333/2016 от 24.05.2016 Комсомольского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тольятти 24.05.2016 года

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Гросул А.В., при секретаре Усмановой Ю.Т., с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности ... года (срок действия доверенности ... год), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1333/2016 года по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании отказа в государственной регистрации права,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании отказа в государственной регистрации права, мотивируя свои требования тем, что ... на основании договора купли-продажи от ... истец зарегистрировал право собственности на земельные участки с кадастровым номером ... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства), площадью ... кв.м., находящийся по адресу ...; с кадастровым номером ... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства), площадью ... кв.м., находящийся по адресу: ....; с кадастровым номером ... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства), площадью ... кв.м., находящийся по адресу: ....; с кадастровым номером ... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства), площадью ... кв.м., находящийся по адресу: ....; с кадастровым номером ... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства), площадью ... кв.м., находящийся по адресу: ....; с кадастровым номером ... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства), площадью ... кв.м., находящийся по адресу: ....; с кадастровым номером ... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства), площадью ... кв.м., находящийся по адресу: ..... В соответствии с распоряжениями администрации с..... об отнесении указанных земельных участков к территориальной зоне Ж-1, и утвержденными Правилами землепользования и застройки ...., собственником земельных участков было принято решение об изменении вида, разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «размещение объектов розничной торговли» и поданы заявления в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области о внесении изменений в части вида разрешенного использования земельных участков. В результате внесения изменений в сведения государственного кадастрового учета были получены кадастровые выписки о земельных участках с кадастровыми номерами .... В дальнейшем, ФИО2 обратился в ООО «Терра» для заключения договора на выполнение кадастровых работ по образованию 25 земельных участков путем перераспределения земельных участков. В результате кадастровых работ было образовано 25 земельных участков, расположенных по адресу .... с разрешенным использованием «размещение объектов розничной торговли». ... административный истец обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями о регистрации права собственности на вышеуказанные земельные участки. ... получены Уведомления о приостановлении государственной регистрации, ..., - Сообщения об отказе в государственной регистрации. Причиной для отказов в государственной регистрации права собственности вышеуказанных земельных участков, явилось несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.Административный истец считает отказы неправомерными и необоснованными, поскольку земли в РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. Любой вид разрешенного использования (включая вспомогательные виды разрешенного использования) выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Ст. 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений, включает в себя положения, в том числе об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами (ч. 3 п. 2). Согласно п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Также, учитывая п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от ... N 42, полагает, что при наличии утвержденных правил землепользования и застройки, составной частью которых является градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков, виды разрешенного использования земельных участков подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости только на основании таких градостроительных регламентов (за исключением случаев, если градостроительным регламентом не предусмотрено иное). В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.Решением собрания представителей с........ от ... на основе генерального плана с..... м....., в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приняты "Правила землепользования и застройки сельского поселения .... муниципального района ....", которые действуют на всей территории с...... В соответствии со ст. 7 вышеуказанных Правил землепользования и застройки с..... изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, отнесенный градостроительным регламентом к перечню основных или вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства без дополнительных согласований и разрешений, за исключением случаев, когда правообладателями являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласно писем администрации сельского поселения Подстепки №... от ..., земельные участки с кадастровыми номерами ... относятся к территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). В соответствии со ст. 22 Правил, основными видами разрешенного использования зоны Ж-1 являются: индивидуальная жилая застройка, блокированная жилая застройка, размещение объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, размещение объектов здравоохранения, размещение объектов оказания услуг связи, размещение объектов общественного питания, размещение объектов розничной торговли, размещение аптечных организаций, размещение объектов охраны порядка, размещение объектов гражданской обороны. На основании изложенного, можно сделать вывод, что изменение вида разрешенного использования собственником земельных участков ФИО2 с категории «для ведения личного подсобного хозяйства» на «размещение объектов розничной торговли» не противоречит требованиям действующего законодательства и Правилам землепользования и застройки сельского поселения ..... Следует также отметить, что земельные участки с кадастровыми номерами ..., были образованы из земельного участка с кадастровым номером ..., который был приобретен ФИО2 на основании договора купли-продажи, заключенного с физическим лицом, а ранее указанный земельный участок был приобретен юридическим лицом на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного с администрацией .... на основании протокола о проведении торгов ... от ... из государственных земель для ведения личного подсобного хозяйства. Государственный регистратор в своем решение об отказе указывает, что «органом государственной власти в порядке предоставления земельного участка было определено разрешенное использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и земельный участок должен использоваться для ведения личного подсобного хозяйства», но фактически земельные участки с кадастровыми номерами 63..., и земельный участок с кадастровым номером ... никогда для ведения личного подсобного хозяйства не использовались.В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобное хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. ФИО3 земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Согласно ст. 6 для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. Ст. 8 указывает, что учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. С 2003 года и по настоящий момент на указанных земельных участках никакая деятельность по производству сельскохозяйственной продукции не велась, а также не было возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений. На земельных участках отсутствуют какие-либо капитальные строения и сооружения. Запись о личном подсобном хозяйстве на указанных земельных участках в похозяйственных книгах отсутствует. Следовательно, доводы Управления Росреестра по Самарской области о том, что «документы, подтверждающие соблюдения установленных требований и уже состоявшегося изменения фактического использования земельных участков (кадастровые номера ...) с местоположением: ...., в Управлении отсутствуют», не должны являться основанием для отказа в государственной регистрации права собственности. Управлением Росреестра по Самарской области также были направлены запросы в отдел архитектуры и градостроительства и филиал «ФГБУ ФКП Росреестра» по Самарской области. Согласно полученных ответов, градостроительные планы вновь образованных земельных участков, а также разрешения на строительство каких-либо объектов на земельных участках с кадастровыми номерами ... не выдавались.Для размещения объектов розничной торговли получение градостроительного плана или разрешения на строительство каких-либо объектов не обязательно. Собственником земельных участков, административным истцом ФИО2, планировалось размещение на вновь образованных земельных участках нестационарных объектов торговли, а в данном случае разрешение на строительство таких объектов не требуется. Требование административного ответчика предоставить документы, подтверждающие соблюдение установленных требований уже состоявшегося изменения фактического использования земельных участков с кадастровыми номерами ..., не законно, лишает административного истца возможности осуществить государственную регистрацию права собственности на вновь образованные земельные участки и в полной мере реализовать права собственника, предусмотренные ст. 209 ГК РФ.Так как земельные участки образованы в результате перераспределения, регистрация права собственности на вновь образованные земельные участки и прекращение права собственности на исходные земельные участки происходит одновременно, но заявление на регистрацию права собственности подаются на каждый образованный участок.

На основании вышеизложенного, административный истец просит признать незаконным и отменить решения административного ответчика от ......, ... об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ..., расположенные по адресу ..... Обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ..., расположенные по адресу ...., м....., с..... на основании заявления административного истца от ....

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дала пояснения, аналогичные установочной части решения, просила административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и возражения на административное исковое заявление, из которых следует, что с административным иском ответчик не согласен, поскольку решения об отказе в государственной регистрации права, принятые в рамках компетенции на основании абз. 4, 10, 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являются обоснованными и законными, по доводам, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав представителя административного истца, изучив возражения административного ответчика и материалы дела, приходит к следующему:

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании ... на основании договора купли-продажи от ... административный истец зарегистрировал право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства), находящийся по адресу: .....

В связи с изменением вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» на «размещение объектов розничной торговли» административным истцом были поданы заявления в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области о внесении изменений в части вида разрешенного использования земельных участков.

В результате внесения изменений вида разрешённого использования земельных участков в сведения государственного кадастрового учета, истцом были получены кадастровые выписки о земельных участках с кадастровыми номерами ..., расположенных по адресу ...., м....., с..... с разрешенным видом использования «размещение объектов розничной торговли».

... ФИО2 обратился к административному ответчику с заявлениями о регистрации права собственности на указанные выше 25 земельных участков.

... получены Уведомления о приостановлении государственной регистрации, ..., - Сообщения об отказе в государственной регистрации, на основании абз. 4, 10, 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закона о регистрации).

Административный истец считает, что отказы Управления Росреестра по Самарской области не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, в связи с чем, и обратился в суд.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание данного понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Пункт 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. То есть, данная норма устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.

Статья 16 Закона о регистрации предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.

В соответствии с п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 18 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Указанные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Как указано в п.п. 1, 3 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование исходных земельных участков.

Согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. При этом документом, подтверждающим фактическое изменение вида разрешенного использования земельного участка для строительства, является разрешение на строительство.

Из смысла ст.ст. 37, 44 Градостроительного кодекса РФ следует, что допустимые виды разрешенного использования земельного участка, а также требования к размещению на соответствующем земельном участке объектов капитального строительства отражаются в градостроительном плане земельного участка.

Таким образом, указанные выше нормы имеют ввиду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не установленных реальным изменением его фактического использования. Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.

При этом довод административного истца о том, что для размещения объектов розничной торговли является необязательным получение градостроительного плана или разрешения на строительство является несостоятельным, поскольку выбранный вид разрешенного использования предполагает размещение на земельном участке именно стационарных объектов торговли.

Таким образом, основания для изменения вида разрешенного использования определяются фактическим установлением иного вида использования с указанием параметров такого использования в градостроительном плане земельного участка.

Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости земельные участки, право собственности на которые было заявлено к государственной регистрации, образованы из земельных участков вид разрешенного использования которых был изменен с вида «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для размещения объектов розничной торговли». При этом, как следует из материалов дела в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ... в части изменения вида разрешенного использования отделом архитектуры и градостроительства м..... не подготавливались. Процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков административным истцом не соблюдена. Документы, представленные ФИО2 на государственную регистрацию по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; документы, подтверждающие законность образования земельных участков на государственную регистрацию так же представлены не были.

Невозможность получения разрешения на строительство стороной административного истца не подтверждена.

Таким образом, исходя из анализа приведенного законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действия должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и обязании осуществить государственную регистрацию прав на земельные участки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227- 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании отказа в государственной регистрации права, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено 24.05.2016 года.

Судья А.В. Гросул