ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1333/2021 от 30.09.2021 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-1333/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(полный текст)

30 сентября 2021 года город Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Григорьевой У.С.,

при секретаре судебного заседания – ФИО2,

с участием представителя административного истца – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства <адрес> о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту архитектуры и градостроительства <адрес> о признании решения незаконным и понуждении осуществить определенные действия.

В обоснование требований указала, что истцу на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером 91:04:003007:1069 и земельный участок с кадастровым номером 91:04:003007:1399, право собственности зарегистрировано в ЕГРН. Истец обратилась к ответчику с заявлением о присвоении, изменении и аннулировании адреса. По результатам рассмотрения указанного выше заявления Департаментом ДД.ММ.ГГГГ подготовлено решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение и аннулировании адресов», поскольку ответчик не считает жилой дом и земельный участок, принадлежащие истцам, самостоятельными объектами недвижимости, а считает их частями объектов, из которых они образованы, тогда как п. 5 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов в г. Севастополе не предусматривает изменение адреса частям зданий.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, причин неявки суду не сообщила.

Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке. В представленных письменных возражениях на иск указал, что при постановке на государственный кадастровый учет блоков в жилом доме блокированной застройки, разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учета. В данном случае жилой индивидуальный дом с кадастровым номером образован из объекта, жилого дома с кадастровым номером - единый объект недвижимости с общей крышей, не предназначенный для раздела на самостоятельные объекты недвижимости, непонятно каким образом был разделен на два отдельных объекта недвижимости, каждый из которых не обладает признаками индивидуального жилого дома (не является отдельно стоящим зданием, не имеющим общей стены с иным).

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников рассматриваемого дела, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Нахимовского районного суда в сети Интернет.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив представленные ответчиком возражения на иск, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обжалуемое решение вынесено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление направлено истцом в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

Как следует из представленных суду документов административный истец ФИО1, зарегистрирована по адресу: г. Севастополь, <адрес> является долевым собственником здания, назначение: жилое - ? доли соответственно, местоположение: <адрес>, с кадастровым номером 91:04:003007:1069, общей площадью 72 кв.м., образованного из жилого дома с кадастровым номером 91:04:003007:25 на основании соглашения о разделе жилого дома.

Решением Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был разделен и право общей долевой собственности прекращено.

В июне 2021 года административный истец ФИО1 обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> с заявлением «О присвоении, изменении (идентификации) и аннулировании адресов» жилому дому с кадастровым номером 91:04:003007:1069 и земельному участку с кадастровым номером 91:04:003007:1399.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> вынесено решение за об отказе в предоставлении государственной услуги.

Основанием для принятия обжалуемого решения в отказе в присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером 91:04:003007:1399 и жилому дому с кадастровым номером 91:04:003007:1069 послужил подпункт 3 пункта 2.9.1 подраздела 2.9 раздела II Административного регламента: документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя по собственной инициативе.

Одним из основных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу присвоения адресов объекта адресации является Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» (далее – Правила № 1221), в соответствии с которыми были разработаны «Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов в городе Севастополе», утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 03.04.2015 № 270-ПП (далее – Правила по 270-ПП).

На основании нормативных правовых актов, регулирующих сферу присвоения адресов и иного законодательства Российской Федерации, приказом Департамента от 11.07.2019 № 169 утвержден Административным регламентом предоставления государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирование адресов», утвержденного (далее – Административный регламент).

В силу ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 443-ФЗ) адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе, наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать;

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 443-ФЗ и пунктом 5 Правил № 1221 объектами адресации могут быть один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

Согласно пункту 8 Правил № 1221 присвоение адреса зданию осуществляется в случае выдачи (получения) разрешения на строительство здания либо выполнения в отношении здания в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется).

Как следует из возражений представителя истца специалистом Департамента при проведении правовой оценка и определении достоверности прилагаемых к нему документов, направлялись межведомственные запросы, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», необходимые для принятия решения о присвоении, изменении (идентификации) и аннулировании адреса».

Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона РФ от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

Частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) выделен, в том числе, такой вид объектов капитального строительства как жилые дома блокированной застройки.

Это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти. При этом каждый из них предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Кроме того, пунктом 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ определено, что блок жилого дома блокированной застройки расположен на отдельном земельном участке.

По причине того, что признаки дома блокированной застройки не определены достаточно четко, жилой дом может быть отнесен либо к жилому дому блокированной жилой застройки, либо к многоквартирному дому, в зависимости от того, каким образом квалифицировать образованные в результате реального раздела жилого дома объекты. В этом случае конструктивные особенности зданий и их назначение (жилой дом блокированной застройки или многоквартирный дом) определяются проектной документацией.

Ответчиком в обжалуемом отказе указано, что исходя из информации, размещённой на сайте https://rosreestr.gov.ru в настоящее время раздел жилого дома возможен только в случае образования блоков жилого дома блокированной застройки.

Также ответчиком отмечено, что здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Признаками единства здания служат:

- фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала;

- при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение (приложение 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 № 37).

Согласно п. 5 Правил № 1221, изменить адрес частям зданий не представляется возможным, так как часть здания не относится к объекту адресации. Присвоение адреса возможно блоку жилого дома блокированной застройки.

В части 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что административным ответчиком в соответствии с положениями части 11 статьи 226 КАС РФ доказаны обстоятельства, указанные в пунктах в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку вынесенный отказ, по мнению суда, является законным.

Суд также считает необходимым отметить, что отказ в предоставлении государственной услуги не препятствует повторному обращению за получением государственной услуги после устранения причины, послужившей основанием для отказа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий У.С. Григорьева