№ 2а-1334/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бахчисарай |
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – | Корбут А.О. |
при секретаре –с участием:административного истца – | ФИО1 ФИО5 |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Бахчисарай административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к заместителю заведующего Бахчисарайского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО9, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республике Крым, главе администрации Бахчисарайского района Республики Крым ФИО3, заинтересованные лица: Бахчисарайский районный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО4, о признании несоответствующими нормативным правовым актам заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства, решения органа местного самоуправления, обязании совершить определенные действия, -
установил:
10 июня 2019 года ФИО5 обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к заместителю заведующего Бахчисарайского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республике Крым, главе администрации Бахчисарайского района Республики Крым ФИО3, о признании несоответствующими нормативным правовым актам заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства, решения органа местного самоуправления, обязании совершить определенные действия.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что 29 апреля 2019 года ФИО5 по средствам интернет-приемной обратился в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, в котором просил провести проверку и принять меры к сносу самовольных построек, возведенных ФИО4, зарегистрированным и проживающим по адресу: <адрес>, на самовольно захваченном земельном участке, расположенном южнее земельного участка <адрес>, в вышеуказанном населенном пункте. Административным истцом в обращении также было указано, что жилой дом и гаражи построены на магистрали холодного водоснабжения без какого-либо согласования и разрешений. Водопроводные сети используются для водоснабжения жителей села.
Указанное обращения было направлено в администрацию Бахчисарайского района Республики Крым, после чего 7 июня 2019 года от администрации Бахчисарайского района ФИО5 получил ответ главы администрации Бахчисарайского района Республики Крым, согласно которого принято решение о нецелесообразности проведения каких-либо мероприятий в рамках муниципального земельного контроля.
Административный истец указывает, что из приложенных к данному решению документов следует, что 17 мая 2019 года заместителем заведующего Бахчисарайского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 принято решение об отсутствии в действиях ФИО4 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оформленное заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства.
ФИО5 считает, что проверка проведена не полно, без взаимодействия с ФИО4, фактическим владельцем объекта земельных отношений, в том числе не произведено измерений площади земельного участка, не получено сведений о расположении коммуникаций и наличии охранных зон, не получено сведений о истребовании ФИО4 разрешений на строительство жилого дома и гаражей на магистралях холодного водоснабжения.
Административный истец отмечает, что действия ФИО4 нарушают его права и права неограниченного круга лиц, так как им произведены самовольный захват земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на котором проложена магистраль холодного питьевого водоснабжения жителей села.
ФИО5 просит признать несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права и законные интересы административного истца решение заместителя заведующего Бахчисарайским районным отделом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, оформленное заключением № 47 об отсутствии нарушений земельного законодательства от 17 мая 2019 года; признать несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и законные интересы административного истца решение главы администрации Бахчисарайского района Республики Крым, оформленное письмом № 02.1-6/3282/1 от 6 июня 2019 года; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца; обязать главу администрации Бахчисарайского района Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца; взыскать с административного ответчика в пользу административного истца 300 рулей – расходы на оплату государственной пошлины.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 3 июля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Бахчисарайский районный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Протокольным определением суда от 25 июля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО4
В судебном заседании административный истец поддержал административное исковое заявление и просил его удовлетворить в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признавал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, по следующим основаниям.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что 29 апреля 2019 года ФИО5, обратился в интернет-приемную портала правительства Республики Крым с заявлением, в котором просил провести проверку и принять меры к сносу самовольных построек, возведенных ФИО4, зарегистрированным и проживающим по адресу: <адрес>, на самовольно захваченном земельном участке, расположенном южнее земельного участка <адрес> в <адрес>: индивидуальный жилой дом, два гаража, капитальные хозяйственные постройки. Кроме того, жилой дом и гаражи построены на магистрали холодного водоснабжения без каких-либо согласований и разрешений (л.д. 48).
Министерство строительства и архитектуры Республики Крыма, рассмотрев обращение ФИО5, направило вышеуказанное обращение в адрес Службы государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, администрации Бахчисарайского района Республики Крым, ФИО5, с целью его рассмотрения в пределах компетенции по существу затронутых вопросов (л.д. 47).
Порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации установлены Правилами проведения административного обследования объектов земельных отношений (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 251).
Так, согласно пункта 2 указанных Правил, при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.
В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.
Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Вместе с тем, сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии при исполнении государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора определяет Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 года № 486.
В соответствии с пунктом 88 данного административного регламента, проведение административного обследования объекта земельных отношений включает в себя следующие административные действия: подготовка к проведению административного обследования; проведение административного обследования; оформление результатов административного обследования.
Пунктом 89 вышеуказанного административного регламента определено, что при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.
Согласно п.п. 90-93, 95, 96 Административного регламента, должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.
Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Должностное лицо при подготовке к проведению административного обследования объектов земельных отношений: собирает информацию, содержащуюся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информацию, полученную в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, информацию, полученную дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информацию, полученную по результатам визуального осмотра, и другими методами; запрашивает у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, являющихся операторами государственных и муниципальных информационных систем, владельцев архивных фондов, правообладателей полученной дистанционными методами информации, сведения, хранящиеся в указанных ресурсах и необходимые для проведения административного обследования объектов земельных отношений.
Должностное лицо при проведении административного обследования объектов земельных отношений исследует состояние и способы использования объектов земельных отношений на предмет установления признаков наличия или отсутствия нарушений земельного законодательства.
Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года. № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений», или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
Заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации оформляется в случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В акт административного обследования объекта земельных отношений (заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации) включается описание объекта земельных отношений или нескольких объектов земельных отношений, позволяющее однозначно идентифицировать такие объекты (кадастровый номер, адрес, описание местоположения и т. д.).
Судом также установлено, что согласно заключения заместителя заведующего Бахчисарайского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации от 17 мая 2019 года № 47, составленного на основании поручения Госкомрегистра Республики Крым (исх. № 915-02/01) от 7 мая 2019 года по обращению ФИО5, проведено административное обследование объекта земельных отношений: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Кадастровый №.
Административное обследование объекта земельных отношений проведено путем: исследования состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки, анализа информации, полученной из архива Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, а также сведений, полученных по результатам визуального осмотра объекта недвижимости.
Из заключения следует, что согласно сведениям, внесенным в ЕГРН, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 1 371 кв.м, был передан для обслуживания жилого дома и хозяйственных построек в собственность ФИО6 согласно Государственного акта на право частной собственности на землю серии I- КМ № от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с правоустанавливающими документами земельный участок состоит из двух участков: участок № площадью № кв.м и участок № площадью № кв.м. Согласно сведениям администрации Плодовского сельского поселения на день смерти собственника ФИО6, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, зарегистрированы супруга ФИО7, сын ФИО8 и сын ФИО4. На момент проверки межевание земельного участка и регистрация права новых собственников не проведено.
При визуальном осмотре установлено, что на земельном участке № расположен объект капитального строительства - одноэтажный жилой дом, участок огорожен металлической сеткой, на участке № расположены объект капитального строительства - одноэтажный жилой дом и надворные постройки, участок не огорожен и имеет свободный доступ.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» подразумевает размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Таким образом, в настоящее время в действиях ФИО4 не усматриваются признаки нарушений требований статей 25, 26, 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП Российской Федерации - «Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок» (л.д. 31-35).
Принимая во внимание положения вышеуказанных Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и законные интересы административного истца заключение № 47 от 17 мая 2019 года.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена функция проведения муниципального земельного контроля (в том числе контроля за недопущением самовольного занятия земель).
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1.11 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 7 июля 2015 года № 375, органы муниципального земельного контроля взаимодействуют с Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, осуществляющим государственный земельный надзор, а также федеральными исполнительными органами государственной власти Республики Крым.
Пунктом 5.1 Административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым предусмотрено, что исполнение муниципальной функции осуществляется администрацией Бахчисарайского района Республики Крым.
Суд приходит к выводу о том, что учитывая заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации заместителя заведующего территориального отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 17 мая 2019 года № 47, которым установлено отсутствие нарушений земельного законодательства Российской Федерации, глава администрации Бахчисарайского района Республики Крым пришла к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для проведения мероприятий в рамках муниципального земельного контроля, в пределах своих полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 150, 175, 177-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО5 – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение вынесено 22 августа 2019 года.
Судья А.О. Корбут