Дело №2а-1334/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2019 года г. Смоленск
Ленинский районный суд гор. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Шевцовой Н.Г.,
при секретаре Гращенковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению министерства юстиции России по Смоленской области о признании незаконным решения об отказе в возврате уплаченной государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции России по Смоленской области о признании незаконными действий административного ответчика об отказе в возврате ошибочно уплаченной госпошлины, выраженных в решении № от ДД.ММ.ГГГГ.; возложении на административного ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений путем вынесения решения о возврате ему ошибочно уплаченной госпошлины за регистрацию брака в размере 350 руб. по чеку-ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.; взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 12 000 руб., госпошлины в сумме 300 руб., указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ. уплатил государственную пошлину в размере 350 руб. за заключение брака, однако в связи с тем, что заявление о заключении брака в органы ЗАГС им так и не было подано, ДД.ММ.ГГГГ. обратился к административному ответчику с заявлением о возврате указанной государственной пошлины, в удовлетворении которого ДД.ММ.ГГГГ. ему отказано со ссылкой на п.2 ст.333.40 НК РФ, не предусматривающей возврат госпошлины за государственную регистрацию заключения брака в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состоянии. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права, поскольку имеет право на возврат государственной пошлины на основании пп.4 п.1 ст.333.40 НК РФ, так как отказался от совершения юридически значимого действия до обращения в соответствующий компетентный орган.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 23.08.2018 года в удовлетворении административного иска ФИО1 об оспаривании решения Управления Министерства юстиции России по Смоленской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 30.10.2018 года решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 23.08.2018 года оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Смоленского областного суда от 30.01.2019 года решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 23.08.2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 30.10.2018 года отменено.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, его представитель Фрай Ф.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным доводам, просил удовлетворить, также просил взыскать уплаченную за подачу апелляционной и кассационной жалоб госпошлину.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Смоленской области ФИО2 в судебном заседании указала на признание иска в части взыскания госпошлины 350 руб. и 300 руб., возражала против взыскания расходов на оплату услуг представителя, отметив, в том числе, их чрезмерность.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уплатил в бюджет государственную пошлину за государственную регистрацию брака в размере 350 руб., что подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.25). Однако от совершения юридически значимого действия - регистрации брака истец отказался до обращения в уполномоченный орган, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ. через органы ЗАГС подал заявление в Управление Министерства юстиции РФ по Смоленской области, являющееся уполномоченным органом по вопросам возврата излишне уплаченной суммы госпошлины в рамках заключенного с Главным управлением ЗАГС Смоленской области соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. о взаимодействии и взаимном информационном обмене (п.3.5 соглашения ).
Письменным отношением от ДД.ММ.ГГГГ. № Управления Министерства юстиции РФ по Смоленской области в ответ на заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее из Комитета ЗАГС Администрации г.Смоленска ДД.ММ.ГГГГ., ему отказано в возврате госпошлины со ссылкой на п.2 ст.333.40 НК РФ, согласно которого, государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, не подлежит возврату в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состоянии.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что поскольку он отказался от совершения юридически значимого действия до обращения в соответствующий компетентный орган, то имеет право на возврат государственной пошлины на основании пп.4 п.1 ст.333.40 НК РФ.
Суд находит данные доводы заслуживающими внимания в силу следующего.
Согласно ст.10 ФЗ РФ от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния, взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п.1 ч.1 ст.333.26 НК РФ за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, государственная пошлина уплачивается в размере 350 рублей.
Действительно в соответствии с п.2 ст.333.40 НК РФ государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, возврату не подлежит.
Между тем, в силу положений пп.4 п.1 ст.333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.05.2013г. N 11-П, положения пункта 3 статьи 17 НК РФ обязывают определить в законе плательщиков сборов и элементы обложения применительно к их видам. К элементам обложения пошлиной относятся обстоятельства, с которыми закон формально связывает ее уплату. Среди них Кодекс называет факт обращения лиц за совершением в их отношении юридически значимых действий к уполномоченным на то органам публичной власти и должностным лицам (пункт 1 статьи 333.16); время уплаты, которое предусмотрено по общему правилу как предварительный платеж (пункт 1 статьи 333.18), а также формальные основания взимания и, стало быть, удержания пошлины в бюджет - совершение предусмотренных законом юридически значимых действий (пункт 2 статьи 8, пункт 1 статьи 333.16). Если эти действия в предписанном законом содержании не состоялись или уполномоченные субъекты не приступили к их выполнению, основания к уплате отпадают, а внесенный платеж нельзя с ними формально связать. В этой связи подпункт 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и предусматривает, в частности, возврат уплаченной пошлины, если плательщик откажется от совершения юридически значимого действия до обращения к уполномоченным субъектам.
Состоявшийся согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации платеж пошлины еще не означает, что с ее уплатой действительно наступили или непременно наступят обстоятельства, составляющие законное основание этого сбора. В отсутствие же формального основания удерживать платеж нельзя, если иные последствия не предусмотрены законом, изданным в пределах конституционно допустимой законодательной дискреции. Иное нарушало бы, в частности, признаваемые статьями 34 (часть 1) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации права на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, а равно предписания об уплате лишь тех налогов и сборов, которые установлены законно (статья 57).
В силу п.п.6,7 ст.3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
При таком положении, принимая во внимание закрепленные в п.2 ст.333.40 НК РФ положения, а также исходя из того, что все неустранимые противоречия актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, в рассматриваемом случае подлежат применению положения п.1 ст.333.40 НК РФ, в силу которых по общему правилу в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие, госпошлина подлежит возврату.
При таких обстоятельствах, учитывая, что от совершения юридически значимого действия (регистрации брака) административный истец отказался до обращения в уполномоченный орган, принимая во внимание вышеизложенные нормы действующего законодательства, суд признает действия Управления Министерства юстиции России по Смоленской области, выраженные в решении № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в возврате уплаченной государственной пошлины, незаконными, с возложением в целях устранения допущенных нарушений прав административного истца, в силу положений ст.227 КАС РФ, на административного ответчика обязанности по вынесению решения о возврате административному истцу уплаченной государственной пошлины за регистрацию брака в размере 350 руб. по чеку-ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом представленных документов, суд по правилам ст. ст.111,112 КАС РФ взыскивает с административного ответчика в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя, разумный размер которых с учетом сложности дела, объема выполненной представителем работы и иных заслуживающих внимания обстоятельств определяется судом равным 6000 руб., а также 300 руб. в возврат уплаченной госпошлины за подачу иска и по 150 руб. – за подачу апелляционной и кассационной жалоб.
Руководствуясь ст.ст.175,179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Управления Министерства юстиции России по Смоленской области, выраженные в решении № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате уплаченной государственной пошлины.
Обязать Управление Министерства юстиции России по Смоленской области обязанность вынести решение о возврате ФИО1 уплаченной государственной пошлины за регистрацию брака в размере 350 руб. по чеку-ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Министерства юстиции России по Смоленской области в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 6 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий: Н.Г. Шевцова
Мотивированное решение суда изготовлено 04.03.2019г.