ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1335/17 от 23.03.2017 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-1335/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2017 года

Приволжский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,

при секретаре Яруллиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Каримова А.М., Каримовой С.Г., Усмановой Ч.А. к ФГБУ ФКП Росреестра по РТ, Управлению Росреестра по РТ об оспаривании решений и обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ :

Каримов А.М., Каримова С.Г., Усманова Ч.А. обратились в суд с административным иском к ФГБУ ФКП Росреестра по РТ о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет части жилого дома (здания) под литерами , общей площадью 60,2 кв. м, в том числе жилой – 39,1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование требований указано, что решением Приволжского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ по делу квартира <адрес>, состоящая из литеров , признана частью жилого дома. В соответствии с решением Приволжского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ по делу вышеуказанная квартира снята с государственного кадастрового учета. Данное обстоятельство подтверждается письмом ФГБУ ФКП Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в ФГБУ ФКП Росреестра по РТ с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанной части жилого дома <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ ФКП Росреестра по РТ было вынесено решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет части жилого дома на том основании, что представленный технический план по содержанию на соответствует требованиям к подготовке технического плана здания, а также отсутствует разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию или изготовленный до ДД.ММ.ГГГГ технический паспорт объекта недвижимости. Данный отказ административные истцы считают незаконным, так как, по их мнению, часть жилого дома является объектом недвижимости, подлежащим государственному кадастровому учету.

В судебном заседании административные истцы уточнили административные исковые требования, просили признать незаконными решения ФГБУ ФКП Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, решение Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете; обязать Управление Росреестра по РТ осуществить государственный кадастровый учет части жилого дома (здания) под литерами , общей площадью 60,2 кв. м, в том числе жилой – 39,1 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 136-137).

Представитель административного ответчика – ФГБУ ФКП Росреестра по РТ с административным исковым заявлением в уточненной формулировке не согласился.

Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по РТ, переведенного судом из заинтересованных лиц в административные ответчики, с административным исковым заявлением в уточненной формулировке не согласилась.

Заинтересованное лицо – инженер 2 категории Осипова Ю.Р., привлеченная к участию в деле судом, не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена. Судебная повестка вернулась в суд из почтового отделения в связи с истечением срока хранения (л.д. 72).

Заинтересованное лицо – государственный регистратор Багавиева Р.А., привлеченная к участию в деле судом, не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и о несогласии с административным иском (л.д. 71, 73).

Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что решением Приволжского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ по делу исковые требования Каримова А.М., Каримовой С.Г., Усмановой Ч.А. к Администрации Вахитовского и Приволжского районов г. Казани, ИК МО г. Казани о признании квартиры отдельным блочным строением удовлетворены. Постановлено: признать 3-х комнатную квартиру - часть жилого дома, общей площадью 60,2 кв. м (по п. 5 ст. 15 ЖК РФ), в том числе жилой в размере 39,1 кв. м, этаж 1, инвентарный номер , состоящую из литер , объект , часть , расположенную по адресу: <адрес>, отдельным блокированным домовладением. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанным решением установлено, что в соответствии с техническим паспортом, выданным РГУП БТИ, квартира по <адрес> общей площадью 83,7 кв. м по СНиП 2.08.02-89, (60,2 кв. м – по п. 5 ст. 15 ЖК РФ), в том числе жилой в размере 39,1 кв. м, является изолированным жилым помещением, имеющим отдельный вход, кухню, коридор, жилые комнаты.

Решением Приволжского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ по делу исковые требования Каримова А.М., Каримовой С.Г., Усмановой Ч.А. к ФГБУ ФКП Росреестра по РТ о снятии квартиры с государственного кадастрового учета удовлетворены. Постановлено: обязать ФГБУ ФКП Росреестра по РТ снять с государственного кадастрового учета квартиру <адрес>. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ органом кадастрового учета исполнено, что подтверждается письмом ФГБУ ФКП Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в ФГБУ ФКП Росреестра по РТ с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, приложив технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ФГБУ ФКП Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено осуществление государственного кадастрового учета части жилого дома (здания), расположенного по адресу: <адрес>, так как представленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана здания, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 403 от 1 сентября 2010 года, а именно: отсутствует документ-основание. ФГБУ ФКП Росреестра по РТ в Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани направлен запрос о предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, по сведениям государственного кадастра недвижимости существует объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 77,5 кв. м, год постройки – ДД.ММ.ГГГГ, дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ. Заявителям рекомендовано: предоставить документ-основание. В случае изменения характеристик существующего объекта обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете данных изменений.

Решением ФГБУ ФКП Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ отказано в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета части жилого дома (здания), расположенного по адресу: <адрес>, так как согласно ответу ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ на запрос, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось. Заявителям также рекомендовано: предоставить документ-основание. В случае изменения характеристик существующего объекта обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете данных изменений.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, административным истцам отказано в постановке на государственный кадастровый учет части жилого дома (здания), расположенного по адресу: <адрес>, так как причины, повлекшие приостановление государственного кадастрового учета, не устранены.

Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административных истцов в орган кадастрового учета и вынесения оспариваемых решений о приостановлении) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административных истцов в орган кадастрового учета и вынесения оспариваемых решений о приостановлении) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административных истцов в орган кадастрового учета и вынесения оспариваемых решений о приостановлении) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административных истцов в орган кадастрового учета и вынесения оспариваемых решений о приостановлении) если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.

В силу части 1 статьи 23 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административных истцов в орган кадастрового учета и вынесения оспариваемых решений о приостановлении) постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административных истцов в орган кадастрового учета и вынесения оспариваемых решений о приостановлении) осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: … 4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 5) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

На основании ч. 4 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административных истцов в орган кадастрового учета и вынесения оспариваемых решений о приостановлении) решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

В данном случае государственный кадастровый учет был приостановлен административным ответчиком со ссылкой на п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», то есть в связи с тем, что заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, причиной приостановления указано отсутствие документа основания. Данная причина для приостановления отражена в п. 4 ч. 2 ст. ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которой основанием для приостановления кадастрового учета является не представление необходимых для кадастрового учета документов.

В соответствии с вышеприведенными положениями закона, в случае приостановления кадастрового учета по вышеуказанным основаниям в решении должны содержаться обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин, указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета, а также рекомендации о доработке представленных документов.

Однако, оспариваемые решения о приостановлении и об отказе в снятии приостановления не содержат указание на то, какой именно документ должен быть представлен административными истцами в целях устранения причин приостановления. В них содержится лишь ссылка на ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре.

Более того, суд считает, что органом кадастрового учета необоснованно запрошено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, по следующим основаниям.

В силу ч. 1 и ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Таким образом, по смыслу действующего законодательства разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляется при постановке на кадастровый учет построенного объекта либо внесения изменений в документы государственного учета в связи с его реконструкцией.

В данном случае, квартира <адрес> общей площадью 60,2 кв. м изначально была передана административным истцам на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ как самостоятельный объект недвижимости, и поставлена на кадастровый учет. Более того, право общей долевой собственности административных истцов на квартиру указанной площадью зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестра прав, что подтверждается материалами дела.

Доказательств того, что спорный объект был реконструирован, суду не представлено, общая площадь квартиры осталась неизменной, в технической документации какие-либо изменения объекта не отражены.

Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются также вступившими в законную силу приведенными выше судебными постановлениями, которые в силу действующего законодательства обязательны для исполнения государственными органами.

Ссылка на решение Приволжского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ содержалась в представленном в орган кадастрового учета техническом плане, однако административным ответчиком данное решение не запрашивалось.

Следовательно, оснований для истребования разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении данного объекта у органа кадастрового учета не имелось.

По изложенным выше основаниям суд приходит к выводу о том, что решения ФГБУ ФКП Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета, и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в снятии приостановления требованиям закона не соответствуют, и подлежат признанию незаконными.

В соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившим в силу с 1 января 2017 года, осуществление государственного кадастрового учета осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.

Статьей 27 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Поскольку решения о приостановлении и об отказе в снятии приостановления кадастрового учета признаны судом неправомерными, следовательно, решение Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете также подлежит признанию незаконным, с возложением на орган кадастрового учета обязанности повторно рассмотреть заявление Каримова А.М., Каримовой С.Г., Усмановой Ч.А. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.

Требование административных истцов о возложении на ФГБУ ФКП Росреестра по РТ, Управлению Росреестра по РТ обязанности осуществить кадастровый учет части жилого дома удовлетворению не подлежит, так как заявление от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости должно быть рассмотрено органом кадастрового учета повторно.

Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконными решения ФГБУ ФКП Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным решение Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете.

Обязать орган кадастрового учета повторно рассмотреть заявление Каримова А.М., Каримовой С.Г., Усмановой Ч.А. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.

В удовлетворении требований Каримова А.М., Каримовой С.Г., Усмановой Ч.А. к ФГБУ ФКП Росреестра по РТ, Управлению Росреестра по РТ о возложении обязанности осуществить кадастровый учет части жилого дома отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.

Судья Приволжского

районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.