ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1336/2017 от 28.03.2017 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело 2а-1336/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Верещака М.Ю.,

при секретаре Смысловой И.И.,

рассмотрев 28.03.2017 в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1336/2017 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в Куйбышевский районный суд г. Омска с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области о признании решения незаконным, указав, что решением Куйбышевского районного суда города Омска от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1, ФИО2 к ЗАО «Автопоиск» о восстановлении нарушенных трудовых прав работников, постановлено: «Исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить. Обязать ЗАО «Автопоиск» изменить дату увольнения ФИО1 из ЗАО «Автопоиск» на ДД.ММ.ГГГГ, изменить дату увольнения ФИО2 из ЗАО «Автопоиск» на ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ЗАО «Автопоиск» в пользу ФИО2 задолженность по заработной плате в размере 11 418 рублей 93 копейки, недоплаченную часть выходного пособия в размере 5 642 рубля, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей. Взыскать с ЗАО «Автопоиск» в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате в размере 3 171 рубль 52 копейки, недоплаченную часть выходного пособия в размере 2 987 рублей 56 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей. Взыскать с ЗАО «Автопоиск» в доход бюджета г. Омска государственную пошлину в размере 1 682 рубля. Решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Куйбышевского районного суда города Омска от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части взыскания с ЗАО «Автопоиск» в пользу ФИО1, ФИО2 задолженности по заработной плате и недоплаченного выходного пособия, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Впоследствии административным истцам стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ внеочередным общим собранием акционеров принято решение о ликвидации ЗАО «Автопоиск», назначении ликвидатором ФИО3

ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ОИП окончил исполнительные производства направлением исполнительных листов в ликвидационную комиссию (ликвидатору).

ДД.ММ.ГГГГ истцы направили в адрес ликвидатора ЗАО «Автопоиск» требования о выплате денежной компенсации морального вреда, понесенных судебных расходов, которые последним были получены ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ определением Куйбышевского районного суда города Омска с ЗАО «Автопоиск» в пользу ФИО1 и ФИО2 взыскано по 5 000 руб. в счет судебных расходов. Копия указанного определения также была направлена в адрес ликвидатора ЗАО «Автопоиск».

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующим органом - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области, внесена запись о государственной регистрации ЗАО «Автопоиск» в связи с его ликвидацией. При этом в Едином государственном реестре юридических лиц имеется запись о представлении ЗАО Автопоиск» в целях государственной регистрации ликвидационного баланса от ДД.ММ.ГГГГ.

Административные истцы полагают, что регистрирующим органом государственная регистрация ликвидации ЗАО «Автопоиск» совершена в нарушение закона, поскольку на момент государственной регистрации ликвидации ЗАО «Автопоиск» последнее имело перед ФИО1 и ФИО2 задолженность в части компенсации морального вреда и судебных расходов. Данное обстоятельство исключало добровольную по решению учредителей ликвидацию. Кроме того, внесение в ликвидационные балансы недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно, недопустимо.

Административные истцы полагают что, представив в регистрирующий орган для государственной регистрации ликвидации ЗАО «Автопоиск» ликвидационный баланс, не отражающий сведения об имевшейся у Общества перед ФИО1 и ФИО2 непогашенной задолженности, ликвидатор подал документы на ликвидацию без учета данного обстоятельства, ЗАО «Автопоиск» нарушило требования закона, а регистрирующий орган, в свою очередь, провел государственную регистрацию с нарушением требований законодательства.

Административные истцы просят признать решение МИФНС России № 12 по Омской области по государственной регистрации ЗАО «Автопоиск» в связи с его ликвидацией, незаконным. Признать запись в Едином государственном реестре юридических лиц за государственным регистрационным номером 2165543913285 о прекращении деятельности ЗАО «Автопоиск» в связи с ликвидацией, недействительной.

Административные истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие с участием адвоката Хусенской М.А.

Представитель административных истцов ФИО1, ФИО2 по ордеру Хусенской М.А. в судебном заседании требования административного иска поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика МИФНС России № 12 по Омской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал относительно удовлетворения административного иска, просил в его удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заинтересованное лицо ликвидатор ЗАО «Автопоиск» ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (ст. 1 Федерального закона).

Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением (ст. 3 Федерального закона).

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов (ст. 4 Федерального закона).

При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые (регистрирующие) органы руководствуются положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган) (ст. 2 Федерального закона).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Автопоиск» внесен налоговый органом в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственный регистрационным номером (ОГРН) 1095543033024 (л.д. 10 - выписка из ЕГРЮЛ).

Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1, ФИО2 к ЗАО «Автопоиск» о восстановления нарушенных трудовых прав работников, постановлено: «Исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить. Обязать ЗАО «Автопоиск» изменить дату увольнения ФИО1 из ЗАО «Автопоиск» на ДД.ММ.ГГГГ, изменить дату увольнения ФИО2 из ЗАО «Автопоиск» на ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ЗАО «Автопоиск» в пользу ФИО2 задолженность по заработной плате в размере 11418 рублей 93 копейки, недоплаченную часть выходного пособия в размере 5 642 рубля, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей. Взыскать с ЗАО «Автопоиск» в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате в размере 3 171 рубль 52 копейки, недоплаченную часть выходного пособия в размере 2 987 рублей 56 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей. Взыскать с ЗАО «Автопоиск» в доход бюджета г. Омска государственную пошлину в размере 1 682 рубля. Решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Куйбышевского районного суда города Омска от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части взыскания с ЗАО «Автопоиск» в пользу ФИО1, ФИО2 задолженности по заработной плате и недоплаченного выходного пособия, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

На основании уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, МИФНС России № 12 по Омской области ДД.ММ.ГГГГ внесены в ЕГРЮЛ сведения о принятии решения о ликвидации ЗАО «Автопоиск» и назначении ликвидатора ФИО3 (л.д. 17, 49 (оборотная сторона) - выписка из ЕГРЮЛ).

ДД.ММ.ГГГГ ликвидатором ЗАО «Автопоиск» ФИО3 в Межрайонную ИФНС России № 12 по Омской области представлены: заявление о ликвидации по решению учредителей, протокол, ликвидационный баланс, пояснительная, документ об оплате государственной пошлины, что подтверждается распиской в получении документов, представляемых при государственной регистрации юридического лица (л.д. 51).

На основании вышеуказанных документов, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией (л.д. 47).

Административные истцы указывают, что решение МИФНС России № 12 по Омской области о государственной регистрации ЗАО «Автопоиск» в связи с его ликвидацией принято на основании содержащих недостоверные сведения документов (отсутствие в ликвидационном балансе сведений о задолженности ЗАО «Автопоиск» перед ФИО1 и ФИО2).

В силу ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных названным Законом.

В пункте 4.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами формам).

Из положений Федерального закона N 129-ФЗ следует, что государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.

Проанализировав материалы дела, суд полагает, что в Межрайонную ИФНС России № 12 по Омской области ликвидатором ЗАО «Автопоиск» представлены все предусмотренные законом для ликвидации данного юридического лица документы, в связи с чем оснований для отказа в соответствующей регистрации у административного ответчика, в отсутствие у последнего сведений о недостоверности ликвидационного баланса, не имелось. При этом, Федеральный закон N 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих право или обязанность налогового органа проведения проверок на предмет достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ участниками юридического лица, и экспертизы представленных на регистрацию документов (в том числе на достоверность данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствие у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности).

В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также соблюдения сроков обращения в суд возложена на лицо, обратившееся в суд, а обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложена на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Проанализировав вышеизложенные нормы законодательства, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии допущенных Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области нарушений прав административных истцов при принятии решения и внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о регистрации ЗАО «Автопоиск» в связи с ликвидацией, поскольку указанные действия совершены в пределах предоставленных административному ответчику полномочий в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

На основании изложенного, административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца подачей апелляционной жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья