ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1337-2021 от 06.08.2021 Красногорского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)

№2а-1337-2021

УИД 66RS0011-01-2021-001373-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский 06 августа 2021 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе

судьи Сметаниной Н.Н.

с участием административного истца Гончаровой В.Н.

административных ответчиков Казанцевой Н.С., Асмус А.А.

Рассмотрев административное дело по административному иску Гончаровой В.Н. к старшему судебному приставу Отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Кучиной Н.М., судебным приставам-исполнителям Отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Казанцевой Н.С., Асмус А.А., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о признании незаконными действий и бездействия старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя и устранении допущенных нарушений

УСТАНОВИЛ:

В производстве Отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области находится на исполнении сводное исполнительное производство №* в отношении должника Д. в пользу взыскателя Гончаровой В.Н.

В сводное исполнительное производство объединены:

- исполнительное производство №* от 11.07.2019, возбужденное на основании исполнительного листа (1) №ВС * от 16.05.2019, выданного мировым судьей судебного участка №136 Наро-Фоминского судебного района Московской области по делу № 2-1690/2018 от 17.04.2019, переданное 23.12.2019 из Каргапольского РОСП по территориальности. Предметом исполнения является неустойка по алиментам за период с 18.09.2017 по 24.12.2018 в размере: 57 568 руб. 75 коп.

- исполнительное производство №* от 13.09.2019, возбужденное на основании исполнительного листа (1) №* от 27.08.2019, выданного мировым судьей судебного участка №136 Наро-Фоминского судебного района Московской области по делу № 11-65/19 от 20.08.2019, переданное 23.12.2019 из Каргапольского РОСП по территориальности. Предметом исполнения являются алименты на содержание ребенка в твердой денежной сумме в размере 11 378 руб. 00 коп. ежемесячно. Задолженность по алиментам на 21.10.2019 в размере 23 075 руб. 20 коп.

- исполнительное производство №* от 29.09.2017, возбужденное на основании судебного приказа (4) № 2-49/2016 от 11.02.2016, выданного мировым судьей судебного участка №136 Наро-Фоминского судебного района Московской области, переданное 28.04.2020 из Наро-Фоминского РОСП по территориальности. Предметом исполнения являются алименты в размере 1/4 части дохода должника. Задолженность по алиментам на 08.04.2020 в размере 220 276 руб. 82 коп.

- исполнительное производство №*, возбужденное 28.04.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Каменск-Уральскому и Каменскому району

Казанцевой Н.С. на основании исполнительного листа (1) №ВС * от 17.02.2020, выданного мировым судьей судебного участка №136 Наро-Фоминского судебного района Московской области. Предметом исполнения является неустойка по алиментам в размере 23 035 руб. 48 коп.

Гончарова В.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к старшему судебному приставу Отдела Кучиной Н.М. и судебному приставу-исполнителю Казанцевой Н.С., в котором просит:

1. Признать организацию деятельности судебных приставов-исполнителей, находящихся в подчинении начальника Отдела - старшего судебного пристава Кучиной Н.М. незаконной, действия старшего судебного пристава Кучиной Н.М. неквалифицированными и незаконными.

2. Восстановить срок для обжалования и признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Казанцевой Н.С. от 22.10.2020, вынесенное по результатам рассмотрения ее заявления (ходатайства).

3. Признать действия судебного пристава-исполнителя Отдела Казанцевой Н.С. незаконными.

4. Признать незаконным не предоставление судебным приставом-исполнителем Казанцевой Н.С по запросу Наро-Фоминского городского суда сведений о задолженности по алиментам должника Д.

5. Обязать должностных лиц Отдела выдать справку-расчет задолженности по алиментам с 10 июля 2019 года по настоящее время.

6. Обязать выдать постановление о расчете задолженности по алиментам.

7. Обязать выдать постановление о расчете задолженности по выплате неустойки за просрочку уплаты алиментов.

9. Обязать выдать справку о перечисленных алиментах за требуемый период.

10. Обязать производить расчет задолженности по алиментам не реже одного раза в квартал и предоставлять сведения взыскателю по почте России.

Сводное исполнительное производство в отношении должника Д. передано 02 июля 2021 года на исполнение судебному приставу-исполнителю Асмус А.А., которая привлечена судом к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании административный истец поддержала вышеуказанные заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Административные ответчики - судебные приставы-исполнители Казанцева Н.С. и Асмус А.А. с требованиями не согласились, каких-либо доводов в опровержение требований истца не привели.

Административный ответчик – старший судебный пристав-исполнитель Кучина Н.М. в письменном отзыве на иск возражала против заявленных требований и указала, что все ее действия согласуются с положениями закона и прав и законных интересов взыскателя Гончаровой В.Н. не нарушают.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, в том числе отзыв на иск ответчика, суд пришел к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Судом установлено, что в Отделе судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району находится на исполнении вышеуказанное сводное исполнительное производство в отношении должника Д., взыскателем по которому является Гончарова В.Н.

Положения ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее Закон №118-ФЗ) обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Истец Гончарова В.Н. считает, что действия и бездействие старшего судебного пристава Кучиной Н.М. и судебного пристава-исполнителя Казанцевой Н.С. по исполнению исполнительного производства по алиментным обязательствам должника Д. нарушают ее права и права несовершеннолетнего ребенка.

Ненадлежащая организация старшим судебным приставом Кучиной Н.М. работы службы судебных приставов, по мнению истца, заключается в том, что несвоевременно были возбуждены исполнительные производства, не даны в установленный срок ответы на ее обращения, несвоевременно перечислены денежные средства, взысканные с должника и направленные Наро-Фоминским РОСП в депозит Отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому, исполнительные производства необоснованно передавались от одного судебного пристава-исполнителя к другому.

Из представленных суду исполнительных производств, которые были объединены в сводное исполнительное производство №*, следует, что исполнительное производство №* от 11.07.2019 постановлением заместителя начальника Каргапольского районного отдела судебных приставов от 23 ноября 2019 года было передано ОСП по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району (л.д.98). Поступившее 23 декабря 2019 года из Каргапольского РОСП по территориальности исполнительное производство постановлением судебного пристава-исполнителя Б. от 23 декабря 2019 года было принято к исполнению (л.д.100).

Постановлением заместителя начальника Каргапольского районного отдела судебных приставов от 18 ноября 2019 года было передано в ОСП по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району исполнительное производство №* от 13.09.2019 (л.д.107). Поступившее 23 декабря 2019 года из Каргапольского РОСП по территориальности вышеуказанное исполнительное производство постановлением судебного пристава-исполнителя Казанцевой Н.С. от 23 декабря 2019 года было принято к исполнению (л.д.108).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Наро-Фоминского РОСП от 08 апреля 2020 года было передано в ОСП по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району исполнительное производство №* от 29.09.2017 (л.д.140-142). Постановлением судебного пристава-исполнителя Казанцевой Н.С. от 28 апреля 2020 года указанное исполнительное производство было принято к исполнению (л.д.148).

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Каменск-Уральскому и Каменскому району Казанцевой Н.С. от 28 апреля 2020 года на основании поступившего 28 апреля 2020 года от мирового судьи судебного участка №136 Наро-Фоминского судебного района Московской области исполнительного документа возбуждено исполнительное производство №* (л.д.155).

Из вышеизложенного следует, что все исполнительные производства в отношении должника Д. были приняты к производству и возбуждены в установленные законом сроки. Постановлением судебного пристава-исполнителя Казанцевой Н.С. вышеуказанные исполнительные производства постановлением от 30 апреля 2020 года были объединены в сводное исполнительное производство (л.д.162).

В соответствии с ч.1 ст. 34 Закона об исполнительном производстве возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

Следовательно, действия судебного пристава-исполнителя Казанцевой Н.С. об объединении всех исполнительных производств в отношении должника Д. в сводное исполнительное производство согласуются с положениями вышеуказанного закона.

В рамках принятых на исполнение исполнительных производств и возбужденного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем проводились исполнительные действия, предусмотренные законом. Постановлениями от 11.12.2019, от 30.08.2020, от 20.08.2020 (л.д.111, 150, 157) было обращено взыскание на заработную плату должника, осуществлялся контроль перечисления алиментов взыскателю путем направления требований работодателю должника о предоставлении сведений и проверки этих сведений (л.д. 97, 116, 117-118, 120-121, 126, 132, 133-134).

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Закона об исполнительном производстве денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 указанной статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Согласно пункту 9 Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденной приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 25 января 2008 года №11/15н, распределение денежных средств со счетов подразделений осуществляется старшим судебным приставом в соответствии со статьями 110, 111, 112 и 117 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на счет подразделения.

Справка о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству №* (л.д.159-161) свидетельствует, что поступившие от должника Д. денежные средства, перечислялись взыскателю в установленный законом срок, за исключением суммы, поступившей 15 апреля 2020 года из Наро-Фоминского РОСП. Из письма судебного пристава-исполнителя от 17 апреля 2020 года, направленного в адрес Гончаровой В.Н. следует, что взыскатель была извещена о поступившей сумме денежных средств и о перечислении их после уточнения суммы задолженности, как по алиментам, так и по неустойке. В связи с чем, было направлено требование * - работодателю должника. Старший судебный пристав несет ответственность за правильность и своевременность перечислений сумм со счетов подразделений, поэтому в целях соблюдения очередности удовлетворения требований, была необходима дополнительная информация. Меры к получению такой информации были приняты. Денежные средства перечислены взыскателю 25 июня 2020 года.

Следует отметить, что положения ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что предъявление административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения. Соответственно, административный иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных права и свобод лица с указанием на способ восстановления такого права.

На дату обращения с административным исковым заявлением денежные средства были перечислены на счет взыскателя Гончаровой В.Н. в полном объеме. Истец не представила доказательств, что в результате нарушения установленного пятидневного срока перечисления денежных средств она не смогла реализовать право на указанную сумму, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного иска в указанной части.

Согласно п. 14.1 Регламента Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом ФССП России от 29.05.2012 № 256 (далее - Регламент), порядок работы с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами граждан и организаций (далее - обращения граждан) в ФССП России регламентируется Федеральным законом от 02.05.20016 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон №59-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 59-ФЗ под обращением гражданина (далее - обращение) понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Кроме того, нормы, регламентирующие порядок рассмотрения заявлений (ходатайств), жалоб сторон исполнительного производства содержатся в Законе об исполнительном производстве.

Указанными нормативными документами установлены требования к письменному обращению и к обращению в форме электронного документа. Несоблюдение этих требований дает основания для непринятия такого обращения к исполнению.

В рамках сводного исполнительного производства с момента принятия исполнительных производств к исполнению от взыскателя Гончаровой В.Н. в установленном порядке поступили четыре обращения: 09 апреля 2020 года о предоставлении информации о задолженности по алиментам, 28 апреля 2020 года о выдаче справки о суммах выплат по алиментам с 01.11.2019 по 30.04.2020, 10 мая 2020 года заявление о выдаче справки о суммах выплат по алиментам с 01.11.2019 по 30.04.2020 с приложением выписки по счету о поступлении алиментов, 05 октября 2020 года заявление (ходатайство) Гончаровой В.Н. о выдаче справки-расчета по алиментам с 10.07.2019. На все обращения Гончаровой В.Н. в установленный срок даны ответы.

Тот факт, что Гончарову В.Н. не устраивают полученные на ее обращения ответы, не может свидетельствовать, что старший судебный пристав бездействовала.

Полномочия старшего судебного пристава определены Федеральным законом от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации». Согласно ст. 10 названного закона старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов.

Следовательно, издание распоряжений о передаче исполнительных производств от одного судебного пристава-исполнителя к другому входит в компетенцию старшего судебного пристава. Акт о передаче исполнительного производства, утвержденный старшим судебным приставом является внутренним документом Федеральной службы судебных приставов.

Истцом не представлено доказательств, что передача исполнительного производства от одного судебного пристава-исполнителя к другому отразилась на совершении исполнительных действий или каким-либо образом нарушила права взыскателя. Заявления (ходатайства) об отводе судебного пристава-исполнителя в рамках сводного исполнительного производства Гончаровой В.Н. не подавались.

Справки * за период с февраля 2020 года по апрель 2021 года (л.д.176, 177) подтверждают регулярность перечисления текущих сумм алиментов, задолженности по алиментам и неустойки. Справка о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству №* свидетельствует о поступлении денежных средств в счет погашения задолженности с декабря 2019 года по май 2021 года, и о перечислении этих средств взыскателю (л.д.159-161). В ходе рассмотрения настоящего дела два исполнительных производства были окончены фактическим исполнением, одно прекращено в связи с тем, что имеется по алиментам новое исполнительное производство и задолженность по данному производству погашена (л.д.166-168).

В соответствии со ст. ст. 4, 64 Закона об исполнительном производстве, судебному приставу-исполнителю предоставлено право самостоятельно определять вид исполнительных действий, подлежащих применению, с учетом принципов разумности, обоснованности, соблюдения баланса интересов сторон, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного характера, не нарушая права и законные интересы граждан.

Старший судебный пристав не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность судебных приставов-исполнителей, а осуществляет общее руководство деятельностью судебных приставов-исполнителей.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными и неквалифицированными действия старшего судебного пристава Кучиной Н.М. по организации деятельности судебных приставов-исполнителей отдела нет.

Истец просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя от 22 октября 2020 года об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства).

Согласно ч.3, ч.5, ч.8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Срок для обжалования вышеуказанного постановления истек 02 ноября 2020 года. Истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок.

Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.

Истец в качестве уважительной причины пропуска срока на обжалование постановления от 22 октября 2020 года указала, что постановление было направлено ей 29 октября 2020 года и поступило, когда срок на обжалование прошел. С * года она находилась на лечении в стационаре, а затем лечилась амбулаторно, что не позволило ей своевременно обратиться в суд.

Судом установлено, что оспариваемое постановление должно быть обжаловано до 02 ноября 2020 года. Истец обратилась с административным иском в Синарский районный суд в мае 2021 года, т.е. по истечении более шести месяцев после окончания срока. В качестве доказательства уважительной причины пропуска срока истец представила медицинские документы (л.д.54-56), из которых следует, что с * года истец находилась в стационаре больницы, а затем по * года проходила лечение амбулаторно. Из чего следует, что после * года Гончарова В.Н. являлась трудоспособной и имела возможность обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя. Истец более трех месяцев не обращалась в суд, не имея на то уважительных причин. Оснований для восстановления истцу срока на обжалование постановления от 22 октября 2020 года суд не находит. Поэтому следует отказать истцу в удовлетворении требований о признании обжалуемого постановления незаконным.

Кроме того, следует отметить, что в постановлении от 22 октября 2020 года истцу даны ответы на поставленные в обращении вопросы. Отказ в выдаче расчета задолженности обусловлен тем, что исполнительный документ находится на исполнении в *, в связи с чем, туда направлен запрос.

По жалобе Гончаровой В.Н. прокуратурой г. Каменска-Уральского была проведена проверка и заявителю дан ответ, из которого следует, что на момент обращения взыскателя, у судебного пристава-исполнителя отсутствовала возможность выдать справку о расчете задолженности по алиментам (л.д.226-228).

Вместе с тем, суд считает, что имеет место бездействие судебного пристава-исполнителя Казанцевой Н.С., которая не предоставила по требованию взыскателя Гончаровой В.Н. справку о расчете задолженности по алиментам и задолженности по неустойке.

Согласно положениям пункта 3 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, а также части 2 статьи 102 Закона об исполнительном производстве размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Исходя из указанных положений закона, судебный пристав-исполнитель осуществляет действия по определению размера взыскиваемых алиментов, устанавливает размер задолженности по алиментам, а также проверяет правильность удержания и перечисления алиментов, в том числе за предшествующий период.

В соответствии со ст. 12 Закона 118-ФЗ и п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя либо по собственной инициативе имеет право проводить у работодателей проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих в указанной организации должников. При проведении такой проверки организация, указанная в части 1 статьи 9 данного Федерального закона (организация, выплачивающая должнику заработную плату), обязана представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.

Как указано выше, в рамках сводного исполнительного производства постановлениями от 25.07.2019, от 11.12.2019, от 30.08.2020, от 20.08.2020 (л.д. 97, 111, 150, 157) было обращено взыскание на заработную плату должника по исполнительным документам о взыскании алиментов, включая задолженность, и по двум исполнительным документам о взыскании неустойки. Одновременно, взыскание задолженности по алиментам производилось путем перечисления денежных средств на депозитный счет отдела судебных приставов. Денежные суммы, как работодателем должника, так и судебным приставом-исполнителем, перечислялись на один банковский счет взыскателя. Поэтому Гончарова В.Н. не имеет возможности определить, по какому исполнительному производству, и в каком размере, перечислены денежные средства. В связи с чем, она обратилась к судебному приставу-исполнителю за получением справки о расчете задолженности по алиментам за период, начиная с 10 июля 2019 года. Такая справка необходима ей для обращения в суд за взысканием неустойки на невыплаченные суммы алиментов после указанной даты. Судебный пристав-исполнитель Казанцева Н.С. в постановлении от 22 октября 2020 года указала, что в * направлено требование-запрос о размере задолженности по алиментам на текущую дату. Каких-либо мер к получению информации о перечислении должником алиментов и сумм задолженности по алиментам она не предпринимала. Вынесенное 04 июня 2021 года постановление о зачете остатка долга по сводному исполнительному производству содержит сведения о размере задолженности на момент передачи каждого исполнительного производства на исполнение в Отдел судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району и сведения об общей сумме перечисленных денежных средств в погашение задолженности. Постановление не содержит сведения о перечисленных суммах и остатке задолженности помесячно. Такое постановление лишает истца возможности произвести расчет неустойки на невыплаченные суммы алиментов. Поэтому истец просит предоставить подробную справку с расчетом задолженности помесячно по каждому исполнительному производству. На протяжении восьми месяцев требуемый истцом документ судебным приставом-исполнителем не был предоставлен.

Судебным приставом-исполнителем Казанцевой Н.С. 10 июня 2021 года были вынесены постановления: об окончании исполнительного производства №* о взыскании алиментов в твердой денежной сумме в связи с отсутствием задолженности и направлением исполнительного документа по месту работы должника для удержания периодических алиментных платежей; о прекращении исполнительного производства №* о взыскании алиментов в долевом отношении к заработку, в связи с отменой судебного акта и отсутствием задолженности; об окончании исполнительного производства №* о взыскании неустойки в связи с отсутствием задолженности (л.д.166,167,168). Судебным приставом-исполнителем копия постановлений представлена суду и направлена взыскателю. Однако постановления о расчете задолженности, свидетельствующие об отсутствии задолженности на дату окончания и прекращения исполнительных производств, не представлены ни взыскателю, ни суду.

На основании изложенного, имеются основания для признания незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Казанцевой Н.С., нарушающим права и законные интересы взыскателя.

В адрес Отдела судебных приставов 10 марта 2021 года Наро-Фоминским управлением социальной защиты населения был направлен запрос о предоставлении справки о размере алиментов, перечисленных Д. в пользу Гончаровой В.Н., за период с февраля 2020 года по февраль 2021 года (л.д.51). Указанный запрос оставлен судебным приставом-исполнителем без исполнения. В связи с отсутствием сведений о выплаченных алиментах Гончаровой В.Н. было отказано в назначении пособия на ребенка, о чем ей направлено уведомление (л.д.52). Гончарова В.Н. 28 апреля 2020 года обратилась в Отдел судебных приставов о предоставлении ей справки о размере выплаченных алиментов (л.д. 119), в связи с тем, что работодателем должника в выдаче такой справки отказано, что лишает Гончарову В.Н. права на получение пособия на ребенка.

Из отзыва на иск следует, что алименты перечисляются Гончаровой В.Н. на банковский счет, поэтому она располагает сведения о сумме перечисленных алиментов и имеет возможность предоставить такую информацию в соответствующие органы.

Гончарова В.Н. утверждает, что на банковский счет ей перечисляются все выплаты, поэтому разграничить суммы нет возможности. Она подавала судебному приставу-исполнителю Казанцевой Н.С. заявление о перечислении алиментов на один счет, а неустойки на другой счет. Однако, работодателю должника судебным приставом-исполнителем предоставлен один счет, на который идет зачисление всех сумм.

Судебный пристав-исполнитель Казанцева Н.С. в судебном заседании не опровергла доводы истца. Судебный пристав-исполнитель Асмус А.А. подтвердила, что в материалах исполнительного производства имеется заявление истца от 28 апреля 2020 года о перечислении алиментов и неустойки на разные счета, указанные в заявлении. Однако, в постановлении об обращении взыскания на заработную плату указан один счет для зачисления всех сумм.

Изложенное свидетельствует, что в результате действий судебного пристава-исполнителя Казанцевой Н.С. истец не имеет возможности самостоятельно предоставить сведения о размере выплаченных алиментов, а требуемую справку судебный пристав-исполнитель ей не предоставляет, при том, что имеет возможность получить такую справку от должника и его работодателя.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Суд считает, что невыдача Гончаровой В.Н постановления и справки о расчете задолженности по алиментам и неустойке, справки о размере выплаченных алиментов, является незаконным бездействием судебного пристава-исполнителя Казанцевой Н.С., которая должна была произвести расчет задолженности по алиментам в требуемой истцом форме (помесячно), а также предоставить истцу справку о размере выплаченных алиментов, которую истребовать у работодателя должника.

Истец считает незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Казанцевой Н.С., которое выражается в не предоставлении на запрос Наро-Фоминского городского суда справки-расчета задолженности по алиментам. Из запроса указанного суда от 02 декабря 2020 года следует, что в Отделе судебных приставов была запрошена справка-расчет задолженности по алиментам должника Д. по состоянию на 02 декабря 2020 года (л.д.127). Судебным приставом-исполнителем была направлена справка об удержанных алиментах по состоянию на 19 октября 2020 года (л.д.128). Наро-Фоминским городским судом повторно сделан запрос о предоставлении справки-расчета задолженности по алиментам должника Д. по состоянию на 02 декабря 2020 года (л.д.129). Судебным приставом-исполнителем Казанцевой Н.С. дан ответ, в котором указан размер задолженности по каждому исполнительному производству на момент возбуждения, размер перечисленной задолженности и даты перечисления сумм, а также остаток задолженности на дату направления ответа 21 декабря 2020 года (л.д.130).

Суд считает, что по запросу Наро-Фоминского городского суда судебным приставом-исполнителем была предоставлена полная информация. Требований о помесячном расчете суммы задолженности, запрос не содержал. Основания для признания бездействия судебного пристава-исполнителя в данной части требований не имеется.

Истец просит обязать судебного пристава-исполнителя производить расчет задолженности по алиментам не реже одного раза в квартал и предоставлять сведения взыскателю по почте России.

Суд считает указанное требование, не подлежащим удовлетворению, как не основанное на законе.

Полномочия судебного пристава-исполнителя и порядок проведения проверки организации предусмотрены ст. 12 Закона 118-ФЗ и ст. 64 Закона об исполнительном производстве.

Проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих в организации должников судебный пристав-исполнитель может проводить по заявлению (жалобе) взыскателя или по собственной инициативе, например, в случае непредоставления организацией информации по требованию судебного пристава-исполнителя, отмеченному в постановлении об обращении взыскания на заработную плату или иные доходы должника.

Закон не устанавливает обязанность судебного пристава-исполнителя проводить проверки работодателя должника ежеквартально и при этом направлять сведения о результатах проверки взыскателю. Гончарова В.Н., при наличии достаточных оснований, не лишена права обратиться к судебному приставу-исполнителю с ходатайством о проведении проверки работодателя должника на предмет правильности удержания алиментов.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В связи с установленным незаконным бездействием судебного пристава-исполнителя Казанцевой Н.С. суд должен обязать ее устранить допущенные нарушения прав административного истца. Однако, по сведениям заместителя начальника отдела О. (л.д.219) исполнительное производство в отношении должника Д. 02 июля 2021 года передано на исполнение судебному приставу-исполнителю Асмус А.А. Следовательно, Казанцева Н.С. не имеет возможности устранить допущенные нарушения. По мнению суда, восстановить нарушенные права взыскателя Гончаровой В.Н., должна судебный пристав-исполнитель Асмус А.А., которая осуществляет контроль за выплатой алиментов должником Д. Суд должен возложить на судебного пристава-исполнителя Асмус А.А. обязанность выдать Гончаровой В.Н. постановление и справку о расчете задолженности по алиментам на содержание ребенка и задолженности по неустойке за просрочку выплаты алиментов, справку о сумме выплаченных Д. алиментов на содержание ребенка за требуемые истцом периоды.

Руководствуясь ст. ст. 175-176, 178-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Гончаровой В.Н. к старшему судебному приставу Отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Кучиной Н.М., судебным приставам-исполнителям Отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Казанцевой Н.С., Асмус А.А., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о признании незаконными действий и бездействия старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя и устранении допущенных нарушений удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Казанцевой Н.С., выразившееся в непредоставлении Гончаровой В.Н. справки о расчете задолженности по алиментам на содержание ребенка и задолженности по неустойке за просрочку выплаты алиментов по сводному исполнительному производству №* в отношении должника Д.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Казанцевой Н.С., выразившееся в непредоставлении Гончаровой В.Н. справки о размере перечисленных алиментов на содержание ребенка за период с февраля 2020 года по февраль 2021 года.

В остальной части требования Гончаровой В.Н. к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Казанцевой Н.С., оставить без удовлетворения.

Обязать судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Асмус А.А. предоставить Гончаровой В.Н. постановление и справку о расчете задолженности по алиментам на содержание ребенка и задолженности по неустойке за просрочку выплаты алиментов, помесячно, за период с 10 июля 2019 года по 06 августа 2021 года по сводному исполнительному производству №* (каждому соединенному исполнительному производству) в отношении должника Д.

Обязать судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Асмус А.А. предоставить Гончаровой В.Н. справку о сумме выплаченных Д. алиментов на содержание ребенка за период с февраля 2020 года по август 2021 года.

Обязать судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Асмус А.А. в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить об исполнении решения суду и Гончаровой В.Н..

Исковые требования Гончаровой В.Н. о признании незаконными и неквалифицированными действия старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Кучиной Н.М. по организации деятельности судебных приставов-исполнителей отдела, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Красногорский районный суд.

Мотивированное решение составлено 12 августа 2021 года.

Судья Н.Н. Сметанина