ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1338/19 от 27.05.2019 Анапского городского суда (Краснодарский край)

К делу 2а-1338/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г-к Анапа Краснодарский край 27 мая 2019 года

Судья Анапского городского суда Ковальчук П.М.

при секретаре Севостьянове П.А.

рассмотрев, в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО г-к Анапа, администрации МО г-к Анапа о признании незаконным решения структурного подразделения администрации МО г-к Анапа,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к. Анапа от от 04.03.2019 года в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО города-курорта Анапа в отношении земельного участка общей площадью 33 кв. м. (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: строительство гаражных боксов), расположенного по адресу: <адрес>, 1 очередь, гараж 413. Обязать администрацию МО г.-к. Анапа утвердить схему расположения на кадастровом плане территории МО города-курорта Анапа земельного участка общей площадью 33 кв. м. (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: строительство гаражных боксов), расположенного по адресу: <адрес>, 1 очередь, гараж 413, со следующими координатами характерных точек границ земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости (система координат МСК-23): точка 1 (X - 460443,53; Y - 1248871,85); точка 2 (X - 460438,83; Y - 1248872,58); точка 3(Х - 460437,76; Y - 1248865,68); точка 4. (X - 460442,45; Y - 1248864,87).

Свои требования мотивирует тем, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости со следующими характеристиками: Назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, кадастровый площадью 48,3 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, о чём имеется соответствующая запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРН).

Для проведения геодезических работ, постановки на кадастровый учет земельного участка с последующим оформлением правоустанавливающих документов на него, в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации МО город-курорт Анапа были изготовлены и оплачены истцом: расчет предельной минимальной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации гаража по адресу: <адрес>, от 19.11.2015 г.; справка об уточнении адреса от 16.11.2016 г. Также была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Затем в УАиГ Администрации МО г-к Анапа было подано заявление с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО г-к Анапа в отношении земельногоучастка, расположенного по адресу: <адрес>, 1 очередь, гараж 413, под гаражом (помещением), общей площадью 33 кв. м. (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: строительство гаражных боксов).

В ответ на данное заявление было выдано сообщение УАиГ Администрации МО г.-к. Анапа от 04.03.2019 г., в соответствии с которым в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО г.-к. Анапа было отказано на основании того, что в представленном пакете документов отсутствуют документы, подтверждающие полномочия председателя ГСК «Дружбы» как лица, давшего согласие в письменной форме от лица землепользователя на раздел участка (копия паспорта, выписка из устава, протокол общего собрания об избрании председателя).

Решением Анапского городского суда по делу №2а-3659/2018 от 30.11.2018 г. отказ Администрации МО г.-к. Анапа в лице Управления архитектуры и градостроительства Администрации МО г-к Анапа признан незаконным. Данным решением суд обязал Администрацию муниципального образования города-курорта Анапа в лице соответствующего отраслевого (функционального) органа рассмотреть по существу заявление об утверждении схемы расположения земельного участка и принять решение в соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ.

Решение Анапского городского суда по делу №2а-3659/2018 от 30.11.2018 г. вступило в законную силу, но до сих пор не исполнено.

Подпункт 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ предусматривает, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.

В городе-курорте Анапа действует Административный регламент «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденный Постановлением Администрации МО г.-к. Анапа №2424 от 20.06.2016 г. (в ред. Постановления Администрации МО г.-к. Анапа №3267 от 06.09.2017 г.).

В соответствии с п. 2.2.1, п. 2.3. Административного регламента «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» предоставление муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется УАиГ Администрации МО г.-к. Анапа; утверждается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО г.-к. Анапа Постановлением Администрации МО г.-к. Анапа.

По п. 2.6.1. названного Административного регламента для принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории заявителю необходимо предоставить следующие документы: заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; документ, удостоверяющий личность заявителя/в случае обращения доверенного лица - доверенность, оформленную в установленном действующим законодательством порядке; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в ЕГРП на недвижимое имущество.

Отказ в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО города-курорта Анапа по мотивам непредоставления документов, подтверждающих полномочия председателя ГСК «Дружбы» как лица, давшего согласие в письменной форме от лица землепользователя на раздел участка (копии паспорта, выписки из устава, протокола общего собрания об избрании председателя), незаконен.

Представители административного ответчика не лишены были возможности в случае необходимости проверки полномочий лица, подписавшего предоставленную административным истцом выписку из Протокола ГСК, осуществить данную проверку посредством обращения к сервису, размещенному на официальном сайте ИФНС РФ по адресу: https://egrul.nalog.ru/index.html#, в режиме «он-лайн».

Однако им необходима была именно копия паспорта председателя ГСК. Номера конкретных копируемых страниц паспорта в сообщении административного ответчика не указаны, следовательно, требование распространяется на все страницы паспорта.

Статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" определяет персональные данные в качестве любой информации, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Истребование копии паспорта председателя ГСК административным ответчиком у административного истца является избыточным требованием о предоставлении персональных данных председателя ГСК, необходимость в подаче которых административному ответчику отсутствует в действующем законодательстве РФ.

Кроме того, административный ответчик не был лишен права в порядке информационного взаимодействия запросить в органах УВД информацию о паспортных данных Председателя ГСК, однако не сделал этого, а предъявил данное незаконное требование административному истцу как основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Представитель ГСК «Дружба» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела.

Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат. Свои выводы суд мотивирует тем, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости: Назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, кадастровый площадью 48,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРН).

Административным истцом в УАиГ администрации МО г-к Анапа было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО г.-к. Анапа в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, под гаражом (помещением), общей площадью 33 кв. м. категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: строительство гаражных боксов.

Обращение административного истца было рассмотрено и согласно сообщению УАиГ администрации МО г-к Анапа от 04.03.2019 г., в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО г.-к. Анапа было отказано на основании того, что в представленном пакете документов отсутствуют документы, подтверждающие полномочия председателя ГСК «Дружбы» как лица, давшего согласие в письменной форме от лица землепользователя на раздел участка (копия паспорта, выписка из устава, протокол общего собрания об избрании председателя).

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Подпункт 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ предусматривает, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В соответствии с п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указаны в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, согласно которому такими основаниями являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

В соответствии со ст. 40.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» до 01.01.2020 органы местного самоуправления в Краснодарском крае, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, в том числе по такому основанию, как: отсутствует согласие в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках, за исключением случаев образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, либо образования таких земельных участков на основании решения суда.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено, материалами дела, испрашиваемый административным истцом земельный участок, образуется в результате раздела из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

В силу п.1 ст. 40.1 Закона Краснодарского края № 532-КЗ от 05.11.2002 года, обязательным условием утверждения схемы расположения земельного участка, образуемого в результате раздела, является получение согласия в письменной форме собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, из которого образуется в результате раздела, новый земельный участок.

Согласие всех собственников гаражей и (или) иных нежилых помещений, расположенных на земельном участке муниципальной собственности, из которого образуется испрашиваемый земельный участок, административным истцом не представлено.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид).

В соответствии с п. 35 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 943 от 16.12.2015 «Об установлении порядка ведения ЕГРН, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» в записи кадастра недвижимости о помещении указываются следующие основные сведения (в том числе): вид объекта недвижимости (помещение); кадастровый номер здания, сооружения, в котором расположено помещение.

Из представленных административным истцом документов следует, что ему принадлежит на праве собственности объект недвижимости - нежилое помещение, что подтверждается выпиской из ЕГРН. При этом данное помещение расположено на территории ГСК, что подтверждается адресной справкой УАиГ.

В связи с тем, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости поименован в ЕГРН как нежилое помещение, соответственно в силу п. 35 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 943 от 16.12.2015 данное помещение должно находиться в здании (сооружении), сведения о котором должны быть внесены в ГКН.

Однако в выписке из ЕГРН сведения о здании (сооружение), в котором располагается принадлежащее административному истцу помещение, отсутствуют.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение изначально являлось гаражом и было расположено на территории ГСК, где имеются еще и другие гаражи и нежилые помещения, принадлежащие иным лицам.

Соответственно обязательным условием утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, образуемого в результате раздела земельного участка, является получение письменного согласия всех собственников гаражей (помещений), расположенных на муниципальном земельном участке, используемом фактически ГСК и его членами.

Однако, такое согласие предоставлено административным истцом не было, в связи с чем оснований для обязания административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте не имеется.

Доводы административного истца о том, что Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 и Приказ Министерства экономического развития от 16.12.2015 № 943 содержат исчерпывающий перечень видов объектов недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс), являются несостоятельными, так как ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к числу основных сведений об объекте недвижимости относит вид объекта недвижимости, включающий в себя, в том числе, иной вид, нежели те, которые указаны административным истцом, то есть, перечень видов объектов недвижимости не является исчерпывающим и может быть расширен другими видами (в том числе и таким видом помещения как гараж).

Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО г-к Анапа, администрации МО г-к Анапа о признании незаконным решения структурного подразделения администрации МО г-к Анапа – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий П.М. Ковальчук