Дело № 2а-1338/2022 (УИД: 37RS0012-01-2022-001786-66)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2022 года г. Иваново
Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Каташовой А.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новожениной Г.С.,
с участием административного истца РНП, представителя административного ответчика Октябрьского РОСП и административного ответчика и.о. начальника-старшего судебного пристава Октябрьского РОСП БЕВ, представителя прокуратуры СЕН,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску РНП к Управлению Федеральной службы судебных приставов по , судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов Федеральной службы судебных приставов по БЕВ, и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Федеральной службы судебных приставов по ГСА, ному отделу судебных приставов Федеральной службы судебных приставов по о признании постановления незаконным,
установил:
РНП обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит: признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Федеральной службы судебных приставов по (далее – Октябрьский РОСП ) БЕВ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с неё исполнительского сбора.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП ВИИ в отношении нее как должника возбуждено исполнительное производство по предмету исполнения: задолженность по коммунальным платежам в пользу взыскателя АО «Ивгортеплоэнерго». ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП БЕВ принято постановление о взыскании с неё исполнительского сбора в размере 2 770 рублей 56 копеек ввиду не исполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. Считает указанное постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным, поскольку она не была уведомлена о возбуждении исполнительного производства. Кроме того, после получения ДД.ММ.ГГГГ на «Едином портале государственных и муниципальных услуг» сообщения о совершении исполнительных действий в рамках исполнительного производства №-ИП, причина: неоплаченные счета за коммунальные услуги, сумма взыскания 39 579 рублей 57 копеек, она ДД.ММ.ГГГГ оплатила всю сумму взысканной задолженности. ДД.ММ.ГГГГ она от взыскателя получила заявление о прекращении (отзыве) исполнительного производства (документа) в связи с произведенной оплатой, которое направила по электронной почте в службу судебных приставов, а ДД.ММ.ГГГГ вручила судебному приставу ВИИ на личном приеме. Считает, что ей административным ответчиком не был предоставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем взыскание исполнительского сбора является незаконным и нарушает её права ввиду необоснованного взыскания с неё денежных средств.
В ходе судебного разбирательства по делу судом к участию в нем в качестве заинтересованного лица привлечена судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП ВИИ
Административный истец РНП в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить, дополнительно пояснив, что постановление о возбуждении в отношении неё исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ впервые получено ею в службе судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ после погашения ею задолженности перед взыскателем. В результате принятия постановления о взыскании исполнительского сбора были арестованы её счета в различных банках, с них были списаны денежные средства, что нарушает её права, так как она осталась без средств к существованию.
Представитель административного ответчика Октябрьского РОСП и административный ответчик и.о. начальника - старшего судебного пристава Октябрьского РОСП БЕВ в судебном заседании с заявленными требования не согласилась, просила в удовлетворении административного иска отказать, указав, что постановление о взыскании исполнительского сбора было принято её ввиду неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнении срок, при этом факт погашения должником задолженности по истечению указанного срока не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого постановления.
Представитель административного ответчика УФССП по в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, ранее просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик и.о. начальника - старшего судебного пристава Октябрьского РОСП ГСА в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица СЕН в судебном заседании с заявленными требованиями РНП согласилась, указав на незаконность оспариваемого постановления ввиду не ознакомления своевременно должника с постановлением о возбуждении исполнительного производства.
Представитель заинтересованного лица АО «Ивгортеплоэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП ВИИ судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Дела об оспаривании решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Задачами исполнительного производства, согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В соответствии со ст.ст. 2, 36 названного Федерального закона задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
На основании ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого же Федерального закона (часть 11); срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12); копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона об исполнительном производстве, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что на основании заочного решения Фрунзенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с РНП в пользу АО «Ивгортеплоэнерго» взыскана задолженность по коммунальным услугам (л.д. 28-30, 31-34).
На основании выданного во исполнении указанного заочного решения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП ВИИДД.ММ.ГГГГ в отношении РНП как должника возбуждено исполнительное производство №-ИП по предмету исполнения: задолженность по коммунальным платежам в размере 39 579 рублей 57 копеек в пользу взыскателя АО «Ивгортеплоэнерго».
В указанном постановлении РНП как должнику был установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Копия указанного постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику простым почтовым отправлением, что следует из списка корреспонденции, направляемой почтовой связью, от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сводке данного исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ от взыскателя поступило письменное заявление о прекращении исполнительного производства в связи с произведенной оплатой задолженности РНП; ДД.ММ.ГГГГ в службу судебных приставов поступили платежные документы о погашении задолженности должником.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП БЕВ принято постановление о взыскании с должника РНП исполнительского сбора в размере 2 770 рублей 56 копеек.
На основании данного постановления с учетом окончания ДД.ММ.ГГГГ исполнительного производств №-ИП ввиду фактического исполнения ДД.ММ.ГГГГ в отношении РНП как должника возбуждено исполнительное производство №-ИП по предмету исполнения: исполнительский сбор в размере 2 770 рублей 56 копеек.
В рамках данного исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом службы судебных приставов вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации, и об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
По данному исполнительному производству ДД.ММ.ГГГГ со счетов РНП, открытых в ПАО Сбербанк, ПАО ВТБ Банк удержано по 2 770 рублей 56 копеек, со счета, открытого в ПАО «Почта Банк», - 1 010 рублей 96 копеек.
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49, 50, 52 - 55 Конституции РФ).
По своей правовой природе исполнительский сбор относится к исполнительным действиям, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований (п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Из анализа названных законоположений следует, что исполнительский сбор, являясь исполнительным действием, обеспечивающим исполнение решения суда, может быть взыскан на основании соответствующего постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем в период не ранее окончания срока, предоставленного для добровольного исполнения решения суда. А в случае немедленного исполнения решения суда в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и не позже момента, когда решение полностью исполнено должником. Таким образом, вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора допускается в том случае, если решение суда не исполнено полностью либо в части.
В ч. 12 ст. 30 названного закона установлено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из пояснений административного истца РНП следует, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ впервые получена ею ДД.ММ.ГГГГ непосредственно в Октябрьском РОСП , по почте или через Единый портал государственных и муниципальных услуг данное постановление в её адрес не поступало.
Постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, как следует из списка корреспонденции, направляемой почтовой связью от ДД.ММ.ГГГГ, направлялось административному истцу простым почтовым отправлением. Доказательств направления постановления о возбуждении исполнительного производства регистрируемым почтовым отправлением, заказным письмом, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, материалы дела не содержат, ответчиками суду в соответствии со ст. 62 КАС РФ не представлено.
Направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства простым почтовым отправлением противоречит требованиям Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ№, абз. 2 п. 4.8.3.4 которой определено, что постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату. При этом согласно п. 4.8.5 указанной Инструкции регистрируемые почтовые отправления с уведомлением о вручении адресату и без него передаются в почтовое отделение по реестрам установленного образца (форма 103), в которых отражаются сведения об адресате, регистрационные номера отправляемых документов, дата отправки.
Таким образом, представленный список почтовой корреспонденции с достоверностью не свидетельствует об исполнении судебным приставом-исполнителем обязанности, установленной п. 17 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, по направлению должнику постановления о возбуждении в отношении неё исполнительного производства.
В этой связи суд считает установленным факт того, что РНП по независящим от неё причинам не была извещена о возбуждении в отношении неё исполнительного производства, в связи с чем не имела возможности реализовать право на добровольное погашение задолженности в установленный ей судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок (до ДД.ММ.ГГГГ).
Принимая во внимание тот факт, что административный истец не была надлежащим образом извещена как о возбуждении в отношении нее исполнительного производства, так и о сроке, предоставленном ей для добровольно исполнения требований исполнительного документа, суд приходит к выводу об отсутствии у судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП БЕВ поводов для вынесении оспариваемого постановления, поскольку для совершения указанного исполнительного действия последней надлежало принять меры к получению должником постановления о возбуждении исполнительного производства или убедится в неполучении направленного постановления при условиях, в соответствии с которым она считалась бы извещенной о возбуждении исполнительного производства, что ею сделано не было.
Из искового заявления, пояснений административного истца и представленных доказательств следует, что принятие оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем привело к необоснованному списанию с её счетов денежных средств, к возникновению у неё финансовых трудностей, что безусловно свидетельствует о нарушении её прав.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмене в целях восстановления нарушенных прав административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования РНП удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Федеральной службы судебных приставов по БЕВ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с РНП исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП и отменить его.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья подпись Каташова А.М.
Мотивированное решение суда изготовлено 19 августа 2022 года.
Копия верна
Судья Каташова А.М.