ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-133/2017 от 16.02.2017 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело №2а-133/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Киселевский городской суд Кемеровской области в составе: председательствующего - судьи Ильиной Н.Н.,

при секретаре - Анчуковой Н.В.,

с участием представителя административного истца - ФИО1,

представителя ответчика - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске

16 февраля 2017 года

административное дело по административному иску

Общества с ограниченной ответственностью «Городское тепловое предприятие» к Администрации Киселевского городского округа о признании незаконным постановления Администрации Киселевского городского округа от 05 сентября 2016 года №163-н,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Общество с ограниченной ответственностью «Городское тепловое предприятие» обратилось в суд с иском к Администрации Киселевского городского округа о признании незаконным постановления Администрации Киселевского городского округа от 05 сентября 2016 года №163-н.

Свои требования обосновывает тем, что Постановлением администрации Киселевского городского округа от 05 сентября 2016 года №163-н внесены изменения в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 года №306 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета» (в ред. постановлений администрации Киселевского городского округа от 14.02.2012 года №60, от 23.01.2014 года №05-н, 23.12.2014 года №225-н, от 12.02.2016 года № 12-н).

Постановление администрации Киселевского городского округа от 05 сентября 2016 года №163-н «О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 года №306 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета» (далее - постановление АКГО от 05.09.2016г. № 163-н) размещено на официальном сайте администрации Киселевского городского округа в разделе «Нормативные документы» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовано в газете Киселевск официальный от 09.09.2016г. № 34 (491).

Согласно пункта 1.3 постановления АКГО от 05.09.2016г. № 163-н приложение № I к Положению «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета» (далее - приложение № 1 к Положению) излагает в новой редакции соглашение о порядке субсидий из бюджета Киселевского городского округа (далее - соглашение о порядке субсидий).

В соответствии с пунктами 3.1.4, 4.2 соглашения о порядке субсидий в редакции приложения № 1 к Положению к постановлению АКГО от 05.09.2016г. № 163-н административный ответчик обязывает Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа, именуемое по тексту соглашения о порядке субсидий - Управление перечислять бюджетные субсидии в течение 50 дней, при соблюдении Получателем субсидии требований п. 3.2 соглашения, а пунктом 3.2.3 соглашения о порядке субсидий обязывает получателя субсидии до 25 числа отчетного месяца предоставлять в Управление отчет об использовании полученных бюджетных субсидий.

Считает, что постановление администрации Киселевского городского округа от 05 сентября 2016г. № 163-н «О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 № 306 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета» является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы ООО «ГТП» на своевременное возмещение выпадающих доходов (межтарифной разницы) по следующим основаниям.

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно, ч.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (пункт 3 части 2 указанной статьи).

Согласно ст. 6 БК РФ субсидии относятся к расходным бюджетным обязательствам. Получатели субсидий являются участниками гражданского оборота.

Пункты 3.1.4, 4.2 соглашения о порядке субсидий в редакции приложения № 1 к Положению к постановлению АКГО от 05.09.2016г. № 163-н противоречит действующему законодательству РФ, а именно Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ), постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В силу ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» цены на тепловую энергию (мощность) подлежат государственному регулированию.

Административный истец на территории Киселевского городского округа осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды для последующего обеспечения потребителей теплом и горячим водоснабжением, в том числе потребителей проживающих в многоквартирных жилых домах.

Часть 2 ст. 157 ЖК РФ устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), аналогичная норма предусмотрена пунктом 66 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указано, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 15 ГК РФ разница между утвержденными тарифами для ресурсо-снабжающей организации и тарифами по которым оплачивает население управляющей компании (или должно оплачивать), с учетом предельных максимальных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги, при отсутствии их компенсации являются убытками, которые подлежат возмещению.

Согласно ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в ГК РФ.

Административный истец полагает, что обязательство о предоставлении субсидий из бюджета Киселевского городского округа для возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат обусловленных применением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, возникает из факта причинения вреда, а не из договора (соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Киселевского городского округа). Договор (соглашение о предоставлении субсидий из бюджета Киселевского городского округа) является лишь механизмом доведения субсидий до конечного получателя, а не основанием возникновения обязательства по возмещению вреда.

В связи с тем, что законодатель в ч.1 ст. 155 ЖК РФ урегулировал срок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, административный истец полагает, что срок на перечисление бюджетных субсидий для возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения затрат) не может быть больше (длительнее) чем срок внесения платы установленный ч.1 ст. 155 ЖК РФ.

Административный истец полагает, что пункт 3.2.3 соглашения о порядке субсидий обязывающий получателя субсидии до 25 числа отчетного месяца предоставлять в Управление отчет об использовании полученных бюджетных субсидий также не соответствует нормам действующего законодательства РФ в связи со следующим.

Юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные " предприниматели являющиеся производителями товаров, работ услуг, имеющие право на предоставление субсидий из местного бюджета преследуют цель получения прибыли от осуществляемой хозяйственной деятельности, в связи с чем они не могут являться получателями средств из бюджета в понимании, приведенном в пункте 6 БК РФ, а следовательно субсидии предоставляемые для возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования, поскольку по своему экономическому содержанию они являются частью дохода (экономической выгодой), полученной хозяйствующим субъектом от реализации услуг.

В силу части 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно части 3 ст. 13 Федерального закона " от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

Срок, указанный в п. 3.2.3 соглашения о порядке субсидий в редакции постановления АКГО от 05.09.2016г. № 163-н свидетельствует о правовой неопределенности прав и обязанностей субъектов соглашения о порядке предоставления субсидий (т.е. управления и получателя), т.к. не детализирует временной период в котором у Получателя возникает обязанность в предоставлении отчета об использовании бюджетных средств.

Административный истец полагает, что приняв постановление от 05 сентября 2016г. № 163-н о внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 № 306 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета» (в ред. постановлений администрации Киселевского городского округа от 14.02.2012 №60, от 23.01.2014 №05-н, 23.12.2014 №225-н, от 12.02.2016 №12-н) администрация Киселевского городского округа нарушила его права и законные интересы на своевременное получение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат обусловленных применением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, а также в связи с отсутствием конкретного срока определяющего предоставления отчета об использовании полученных бюджетных субсидий лишает заявителя в своевременности исполнения обязательств.

Считает, что постановление администрации Киселевского городского округа от 05 сентября 2016г. № 163-н «О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 №306 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета» является незаконным и подлежит отмене.

В связи с чем просит признать незаконным постановление администрации Киселевского городского округа от 05 сентября 2016 года №163-н «О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 №306 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета» с момента его издания.

В судебном заседании представитель административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Городское тепловое предприятие» - ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком ДД.ММ.ГГГГ, полностью поддержала заявленные исковые требования, дополнила их, указав, что cт.ст. 4-7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что функция регулирования тарифов на услуги теплоснабжающих организаций возлагается на Российскую Федерацию и субъекты Российской Федерации совместно, при том, что именно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают подлежащие применению тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в рамках предельных уровней тарифов, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области», утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 № 371 «Об утверждении Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области» региональная комиссия Кемеровской области (РЭК КО) является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетентности, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области. В соответствии с пунктом 1.5 указанного Положения решения комиссии в пределах её полномочий обязательны для исполнения на всей территории Кемеровской области.

Тарифы на тепловую энергию, реализуемую ООО «Городское тепловое предприятие» на потребительском рынке в 2016г. утверждены постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 15.12.2015г. №№ 844, 845, 846 и составляют с 01.01.2016г. по 30.06.2016г. на тепловую энергию (т.е. отопление) - 1672,59 руб./Гкал с учетом НДС, а с 01.07.2016г. по 31.12.2016г. на тепловую энергию (т.е. отопление) - 1761,19 руб./Гкал с учетом НДС. На горячую воду с 01.01.2016г. по 30.06.2016г. - 119,33 руб./м3 с учетом НДС., а с 01.07.2016г. по 31.12.2016г. -126,46 руб./м3 с учетом НДС (НДС указывается в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая). Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 установлено, что в случае, если потребителем коммунальных ресурсов (стороной по договору с ресурсо-снабжающей организацией) и исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение такой организацией тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Решением Совета народных депутатов Киселевского городского округа от 30.06.2016г. №31-н «Об установлении размера платы за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги) с 01.07.2016г. согласно приложения №5 к решению Совета установлена мера социальной поддержки гражданам при оплате за коммунальные услуги путем установления размера платы за коммунальные услуги, согласно которому уровень плата населения за потребленный ресурс в виде отопления составляет 1092,26 руб., за горячее водоснабжение 48,54 руб.

Из приведенных выше норм следует, что в результате установления городскими властями уровня платы населения ниже, чем экономически обоснованный тариф установленный РЭК КО способствует возникновению межтарифной разницы, являющейся следствием государственного регулирования тарифа.

В результате применения «социальных» тарифов (тарифов для потребителей) за отпущенные населению Киселевского городского округа ресурсы (отопление, горячее, водоснабжение) по ценам ниже экономически обоснованных, ООО «Городское тепловое предприятие» несет убытки, т.е. расходы которые не покрываются (не оплачиваются в полном объеме) потребителями коммунальных услуг.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 №2-П, применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь. К установлению надлежащего правового механизма возмещения такого рода потерь законодателя обязывают вытекающие из Конституции Российской Федерации, ее статей 8, 17, 34, 35 и 55 (часть 3), и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 18 июля 2003 года № 14-П, от 16 июля 2004 года №14- П, от 31 мая 2005 года № 6-П, от 28 февраля 2006 года № 2-П) требования, в силу которых при регулировании предпринимательской деятельности коммерческих организаций следует исходить из того, что возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты основных конституционных ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а государственное вмешательство должно обеспечивать баланс частного и публичного начал в сфере экономической деятельности.

Таким образом, установление 50-ти дневного срока на перечисление субсидий Получателю, при соблюдении Получателем субсидии требований п.3.2 Соглашения (п.3.1.4 соглашения о порядке субсидий в редакции приложения № 1 к Положению к постановлению АКГО от 05.09.2016г. № 163-н (далее также - соглашения) свидетельствует о самопроизвольном установлении сроков (удобном для органов местного самоуправления) противоречащим основам работы хозяйствующего субъекта и ограничивающим права хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность по государственным регулируемым тарифам, пользоваться и распоряжаться имуществом, т.е. теми денежными средствами, на получение которых он вправе рассчитывать в силу закона, а следовательно, не могут быть признаны справедливыми, адекватными, пропорциональными, соразмерными обеспечивающими баланс интересов в сфере экономической деятельности.

Пункты 3.2.2, 3.2.3 соглашения обязывают получателя субсидии: использовать получаемые бюджетные субсидии в соответствии с их целевым назначением до 25 числа отчетного месяца предоставлять в Управление отчет об использовании; полученных бюджетных субсидий.

Административный истец не согласен с вменяемыми ему обязанностями в связи со следующим.

Согласно выписки из единого реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности (уставной деятельности) которую осуществляет ООО «Городское тепловое предприятие» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии), дополнительными видами деятельности являются передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности котельных, обеспечение работоспособности тепловых сетей.

Юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели являющиеся производителями товаров, работ услуг, имеющие право на предоставление субсидий из местного бюджета преследуют цель получения прибыли от осуществляемой хозяйственной деятельности, в связи с чем они не могут являться получателями средств из бюджета в понимании, приведенном в пункте 6 БК РФ, следовательно, субсидии предоставляемые для возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования, поскольку по своему экономическому содержании они являются частью дохода (экономической выгодой), полученной хозяйствующим субъектом от реализации услуг.

Бюджетные средства, в виде субсидий из бюджета направляемые для возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования поскольку по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгодой) полученного хозяйствующим субъектом от реализации услуг. Суть возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат состоит в компенсации хозяйствующему субъекту фактически понесенных расходов связанных с уже произведенной и реализованной услугой (тепловой энергией). Таким образом, перечисляемые из бюджета денежные средства носят компенсационный характер.

Поскольку ООО «ГТП» является ресурсо-снабжающей организацией участвующей в гражданском обороте, к нему не могут применяться нормы бюджетного законодательства в понимании целевого финансирования в силу следующего.

Практически все субсидии, получаемые из бюджета коммерческими организациями, подпадают под налогообложение. При этом подход контролирующих органов основан на том, что многие субсидии либо не являются целевыми согласно ст. 251 НК РФ, либо прямо не поименованы в перечне, установленном ст. 251 НК РФ, который является закрытым.

Позиция Минфина России по данному вопросу отражена в целом ряде писем. В частности, в Письме Минфина России от 14.08.2009 № 03-03-05/156 отмечается следующее. Предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения. При решении вопроса о порядке учета в целях налогообложения субсидий, полученных коммерческими организациями в соответствии со ст. 78 БК РФ, необходимо учитывать следующее. Для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение условий: средства должны быть получены напрямую из бюджета; полученные средства должны носить целевой характер; налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ. Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не указаны, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются в том числе на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, т.е. в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе вне реализационных доходов.

В Письме Минфина России от 05.08.2010 № 03-11-06/2/123 в подтверждение изложенной точки зрения приводятся такие аргументы: «...Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 БК РФ, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения... в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств коммерческая организация не обязана отчитываться».

Таким образом, ресурсо-снабжающая организация не приобретает каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ей были бы необходимы целевые бюджетные средства, а, наоборот, сама оказывает услуги. Поэтому получаемые ею из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению. Предприятие не представляет отчет об использовании указанных средств.

Исходя из изложенного, Административный истец считает, что постановление администрации Киселевского городского округа от 05 сентября 2016г. № 163-н «О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 №306 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета» является незаконным и подлежит отмене.

Просит признать незаконным постановление администрации Киселевского городского округа от 05 сентября 2016г. № 163-н «О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 № 306 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета» с момента его издания.

Представитель административного ответчика Администрации Киселевского городского округа - ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, представила письменные возражения, согласно которым в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-Ф3) к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 18 Закона №131-Ф3 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что отношения, возникающие в. процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.

Предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат организациям жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса, оказывающим населению услуги тепло-, водоснабжения, водоотведения при применении государственных регулируемых цен, осуществляется при наличии разницы между тарифами, установленными регулирующими органами, и платой за коммунальные услуги, утвержденной для населения на территории муниципального образования органом местном самоуправления.

Пункт 1 статьи 78 БК РФ предусматривает, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 3 данной статьи нормативный правовой акт, регулирующий предоставления субсидий из соответствующего бюджета, должен определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Таким образом, именно нормативно правовой акт, регулирующий представления субсидий, должен определять цели, условия и порядок их предоставления.

Постановлением администрации Киселевского городского округа от 05.09.2016г. № 163-н «О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011г. №306 « Об утверждении Положения «О порядке предоставления бюджетных субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, организациям коммунального комплекса), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета» (далее - Постановление) утвержден соответствующий порядок. В соответствии с Постановлением субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг для муниципальных нужд и нужд населения в случаях: связанных с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных" товаров), выполнением работ, оказанием услуг организациям жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса, оказывающим населению услуги, тепло-, водоснабжения, водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек; связанных с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат предприятиям топливно-энергетического комплекса по обеспечению населения топливом (углем каменным) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек; связанных с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат организации, предоставляющей населению бытовые услуги по помывке населения в общих отделениях муниципальных бань по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Согласно пункта 4.1. Постановления управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа (далее - УЖКХ КГО) является главным распорядителем субсидий.

Основанием для предоставления субсидии является соглашение, заключаемое УЖКХ КГО с получателем субсидий. Проект соглашения является неотъемлемой частью Постановления.

ДД.ММ.ГГГГг. в адрес Главы Киселевского городского округа поступило требование прокуратуры г. Киселевска об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора. В связи с этим, был разработан проект постановления администрации Киселевского городского округа о внесений изменения в данное Постановления и направлен в прокуратуру г. Киселевска на проведение антикоррупционной экспертизы. После получения положительного заключения (прилагается) данное постановление было подписано и опубликовано.

Необходимо отметить, что ссылка истца на ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, которая предусматривает оплату за жилое помещение и коммунальные услуги до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем является не состоятельной, поскольку согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов. В связи чем, п. 4.6. Постановления предусмотрено, что получатель субсидий до 10 числа месяца, следующего за расчетным, предоставляет в УЖКХ КГО следующие документы: расчет-заявку на получение субсидий; заверенную копию акта выполненных работ (для случая возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат организациям жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса, осуществляющим поставку коммунального ресурса для целей оказания населению коммунальных услуг по тепло-, водоснабжению, водоотведению при применении государственных регулируемых цен); реестр потребителей по оплате коммунальной услуги за отчетный месяц (для случая возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат организациям жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса, оказывающим населению услуги тепло-, водоснабжения, водоотведения при применении государственных регулируемых цен) в соответствии с приложениями к настоящему Положению.

Вышеперечисленные документы являются доказательства понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг организациям жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса, оказывающим населению услуги тепло-, водоснабжения, водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Следует отметить, что данный срок, а именно перечисление бюджетных субсидий производится Управлением в течение 50 дней, установлен ввиду следующего: до 10 числа месяца, следующего за расчётным, получатель субсидий представляет в УЖКХ КГО пакет документов; Согласно п. 4.5. Постановления соглашение на предоставление субсидии из бюджета Киселевского городского округа направляется УЖКХ КГО получателю субсидий в течение 10 дней с момента предоставления документов.

Получатель субсидий после подписания со своей стороны соглашения обязан его вернуть в УЖКХ КГО.

После поступления подписанного со стороны получателя субсидий соглашения, УЖКХ КГО направляет заявку на выделение денежных средств на оплату бюджетной субсидии в финансовое управление г. Киселевска. И по мере поступления денежных средств из бюджета Киселевского городского округа, УЖКХ КГО производит оплату по заключенным соглашения.

Таким образом, у УЖКХ КГО остается порядка 10 дней для исполнения соглашений. Помимо этого, необходимо учесть, что соглашение предусматривает календарные дни, а не рабочие. Следовательно, установленные иного срока для предоставления субсидий из бюджета Киселевского городского округа не представляется возможным.

В отношении предоставления отчета получателем субсидий доводы заявителя являются также не состоятельны поскольку, пункт 3.1 статьи 78 БК РФ предусматривает, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Помимо этого, согласно подпунктам 1,10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В связи с чем, Постановление и соглашение о предоставлении субсидий из бюджета Киселевского городского округа включает следующие условия.

Пунктом 3.2.2. Соглашения предусмотрено, что Получатель субсидии обязуется обеспечить целевое использование средств субсидии. Целевое использование средств субсидии - это направление ресурсо-снабжающей организации полученных средств субсидии исполнителем коммунальных услуг согласно Постановлению.

Согласно пункта 3.2.3. Соглашения Получатель субсидии обязался предоставлять до 25 числа отчетного месяца в УЖКХ КГО отчет об использовании полученных бюджетных субсидий.

Согласно пункта 4.3. Соглашения Бюджетные субсидии, предоставляемые Получателю субсидии носят целевой характер, иные могут быть использованы Получателем субсидии на иные цели.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В силу статьи 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Поэтому, ссылка истца на ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 №402 «О бухгалтерском учете» является не состоятельной. Поскольку, главный распорядитель по представленным отчетам осуществляет контроль за соблюдением получателями субсидий Постановления и направления бюджетных средств на финансирование конкретных целей.

Более того, административный истец таким образом пытается избежать ответственности за нецелевое использование средств субсидии и возврата денежных средств. Поскольку, УЖКХ КГО было подано исковое заявление в Арбитражный суд Новосибирской области о взыскании с ООО «ГТП» денежных средств в размере <данные изъяты> руб., которые были направлены не по целевому назначению. В результате рассмотрения дела Арбитражным судом Новосибирской области было вынесено решение; « исковые требования удовлетворить. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Городское тепловое предприятие» в пользу Управления жилищно-коммунального хозяйства, Киселевского городского округа денежные средства в размере <данные изъяты> руб.». В связи с изложенным просит в удовлетворении заявленных требований в отношении Администрации Киселевского городского округа - как органа местного самоуправления, отказать в полном объеме.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, выслушав заключение прокурора, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ООО Городское тепловое предприятие по следующим основаниям.

В силу статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. 7. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме. 8. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

9. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 18 Закона №131-Ф3 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В силу ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями БК РФ.

Согласно ч. 5 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьями 6, 9, ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесены установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, то есть обусловленных законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанностей публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета, которые возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

Согласно ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджета осуществляются путем ассигнований, к числу которых отнесены и предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (абзац пятый).

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пункт 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет основы правового регулирования предоставления субсидий указанным лицам, при котором случаи и порядок предоставления субсидий из местного бюджета устанавливаются решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат организациям жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса, оказывающим населению услуги тепло, водоснабжения, водоотведения при применении государственных регулируемых цен, осуществляется при наличии разницы между тарифами, установленными регулирующими органами, и платой за коммунальные услуги, утвержденной для населения на территории муниципального образования органом местном самоуправления.

Согласно пункту 3 данной статьи нормативный правовой акт, регулирующий предоставления субсидий из соответствующего бюджета, должен определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Таким образом, именно нормативно правовой акт, регулирующий представления субсидий, должен определять цели, условия и порядок их предоставления.

В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации Киселевского городского округа от 05.09.2016г. № 163-н «О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011г. №306 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления бюджетных субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, организациям коммунального комплекса), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета» (далее - Постановление) утвержден соответствующий порядок. В соответствии с Постановлением субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг для муниципальных нужд и нужд населения в случаях: связанных с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг организациям жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса, оказывающим населению услуги, тепло-, водоснабжения, водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек; связанных с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат предприятиям топливно-энергетического комплекса по обеспечению населения топливом (углем каменным) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек; связанных с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат организации, предоставляющей населению бытовые услуги по помывке населения в общих отделениях муниципальных бань по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Согласно пункта 4.1. Постановления - Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа (далее - УЖКХ КГО) является главным распорядителем субсидий.

Основанием для предоставления субсидии является соглашение, заключаемое УЖКХ КГО с получателем субсидий. Проект соглашения является неотъемлемой частью Постановления. Пунктом 4.6. Постановления предусмотрено, что получатель субсидий до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, предоставляет в УЖКХ КГО следующие документы: расчет-заявку на получение субсидий; заверенную копию акта выполненных работ (для случая возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат организациям жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса, осуществляющим поставку коммунального ресурса для целей оказания населению коммунальных услуг по тепло-, водоснабжению, водоотведению при применении государственных регулируемых цен); реестр потребителей по оплате коммунальной услуги за отчетный месяц (для случая возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат организациям жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса, оказывающим населению услуги тепло-, водоснабжения, водоотведения при применении государственных регулируемых цен) в соответствии с приложениями к настоящему Положению.

Вышеперечисленные документы являются доказательствами понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг организациям жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса, оказывающим населению услуги тепло-, водоснабжения, водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Поскольку пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Помимо этого, согласно подпунктам 1, 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В связи с чем, Постановление и соглашение о предоставлении субсидий из бюджета Киселевского городского округа включает следующие условия.

Пунктом 3.2.2. Соглашения предусмотрено, что Получатель субсидии обязуется обеспечить целевое использование средств субсидии. Целевое использование средств субсидии - это направление ресурсо-снабжающей организации полученных средств субсидии исполнителем коммунальных услуг согласно Постановлению.

Согласно пункта 3.2.3. Соглашения Получатель субсидии обязался предоставлять до 25-го числа отчетного месяца в УЖКХ КГО отчет об использовании полученных бюджетных субсидий.

Согласно пункта 4.3. Соглашения Бюджетные субсидии, предоставляемые Получателю субсидии носят целевой характер, иные могут быть использованы Получателем субсидии на иные цели.

Данные положения Соглашения соответствуют статье 34 БК РФ, в соответствии с которой установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Таким образом, требования пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации о необходимости установления случаев и порядка предоставления субсидий из местного бюджета утвержден оспариваемым Постановлением.

Основные требования закона в отношениях публичного субъекта с получателями субсидий касаются необходимости определения в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, категорий и (или) критериев отбора лиц, имеющих право на получение субсидий, имеющих право на получение субсидий; целей, условий и порядка предоставления и возврата субсидий; положений об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Оспариваемое Постановление отвечает этим требованиям.

Также в Постановлении и Соглашении приведен перечень документов, необходимых для заключения договора на предоставление субсидии, а также перечень документов, необходимых для получения субсидии, которые направляются получателем субсидии ежемесячно в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, наличие в оспариваемом Постановлении и Соглашении порядка целей, условий и порядка предоставления субсидий, возврата субсидий соответствует требованиям п. 2, 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ.

Установление в пункте 3.2.3. Соглашения о предоставлении получателем субсидии до 25-го числа отчетного месяца в УЖКХ КГО отчета об использовании полученных бюджетных субсидий соответствует требованиям п. 5 ч. 3 ст. 78 БК РФ.

Как положения Постановления в части определения размера субсидии, механизма, так и все содержание оспариваемого Постановления в целом является определенным, не допускающим неоднозначного толкования. Так как иных требований к муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, ст. 78 БК РФ не содержит.

В качестве общей цели субсидирования производителей ч. 1 ст. 78 БК РФ называет возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, поэтому предоставление субсидии в соответствии с Постановлением в целях возмещения недополученных доходов указанной норме не противоречит.

В связи с изложенным, суд находит доводы административного истца о незаконности требований предоставления доказательств понесенных затрат для получения субсидии из местного бюджета являются не состоятельными, поскольку, главный распорядитель субсидий (в данном случае УЖКХ КГО) по представленным отчетам осуществляет контроль за соблюдением получателями субсидий и направления бюджетных средств на финансирование конкретных целей, а также таким образом контроль за расходованием бюджетных средств, предоставление таких контрольных полномочий муниципальным органам исполнительной власти, осуществляющим управление в конкретной сфере, выглядит логичным и обоснованным, поскольку им как главным распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, а также соблюдение получателями межбюджетных субсидий, имеющих целевое назначение (ст. 158 БК РФ). Добиться такой цели можно, только обладая возможностью получения и анализа информации об использовании муниципальных бюджетных средств конечными получателями.

Бюджетные субсидии, предоставляемые получателю субсидии носят целевой характер, могут быть им использованы на предоставленные цели.

Что же касается срока на возмещение затрат в виде выплаты субсидий, то он не нарушает права и законные интересы административного истца. Таких доказательств суду не представлено.

Поэтому постановление Администрации Киселевского городского округа и утвержденный им Порядок предоставления субсидии прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также чьей-либо компетенции не нарушают, и, напротив, направлены на защиту прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории Киселевского городского округа и не нарушают экономическую основу местного самоуправления.

Из изложенного следует, что постановление администрации Киселевского городского округа от 05 сентября 2016г. № 163-н «О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 №306 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета» и утвержденный им Порядок предоставления субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением населению услуг по поставке тепловой энергии приняты в пределах полномочий Администрации Киселевского городского округа с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, их содержание соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и является определенным, поэтому заявление административного истца ООО «Городское тепловое предприятие» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления администрации Киселевского городского округа от 05 сентября 2016г. № 163-н о внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 № 306 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета» (в ред. постановлений администрации Киселевского городского округа от 14.02.2012 №60, от 23.01.2014 №05-н, 23.12.2014 №225-н, от 12.02.2016 №12-н) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Городское тепловое предприятие» в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления администрации Киселевского городского округа от 05 сентября 2016 года №163-н «О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 года №306 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета» с момента его издания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 21 февраля 2017 года.

Председательствующий - Н.Н. Ильина