ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-133/2018 от 26.02.2018 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Административное дело № 2а-133/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 февраля 2018 года г. Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Яковлевой М.В.

при секретаре Коломлине М.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области

ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании незаконными действий филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области по внесению 16.12.2014 года в государственный кадастр недвижимости в качестве актуальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0208008:8 и 68:29:0208008:9, установленной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области №16 от 12.12.2014 года и изменению на архивные сведений о кадастровой стоимости данных земельных участков, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области №1498 от 28.11.2014 года,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 68:29:0208008:8 и 68:29:0208008:9, расположенными по адресу: <...> соответственно. ИФНС России по г. Тамбову в его адрес было направлено налоговое уведомление №72667360 от 05.08.2016 год, в соответствии с которым сумма налога в отношении указанных земельных участков за 2015 год составила 293704,47 руб. в качестве налоговой базы за 2015 год в налоговом уведомлении была указана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208008:8 – 2737477 руб., с кадастровым номером 68:29:0208008:9 – 16812859 руб. Однако, в 2015 году он обращался в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области с запросом о предоставлении кадастровых справок о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, содержащейся в сведениях государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2015 года и 01.12.2015 года. Согласно сведениям из кадастровых справок от 02.12.2015 года и 03.12.2015 года величина кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0208008:8 и 68:29:0208008:9, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2015 года и 01.12.2015 года составила 626344 руб. и 4216850 руб. соответственно. Исходя из обязанности налогового органа исчислять земельный налог на основании сведений о кадастровой стоимости, содержащейся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2015 года и величины кадастровой стоимости, указанной в полученных им кадастровых справках, им был произведен расчет земельного налога, уплачены соответствующие суммы, а также подано в ИФНС России по г. Тамбову заявление о перерасчете налога. Несмотря на это, ИФНС России по г. Тамбову в его адрес были направлены требование №217 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся предпринимателями) по состоянию на 24.02.2017 года, требование №31413 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся предпринимателями) по состоянию на 04.03.2017 года, требование №34794 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся предпринимателями) по состоянию на 16.03.2017 года. В указанных требованиях было предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 219 814,13 рублей и пени. Данные требования были им обжалованы в УФНС России по Тамбовской области путем подачи жалобы от 28.04.2017 года. Решением №05- 09/1/65 от 07.06.2017 года его жалоба оставлена без удовлетворения. Также из ответа ИФНС России по г. Тамбову №12-10/013555 от 25.05.2017 года на его заявление от 21.12.2016 года, в перерасчете земельного налога ему было отказано. Как следовало из решения УФНС России по Тамбовской области №05-09/1/65 от 07.06.2017 года, постановлением администрации Тамбовской области №1276 от 11.11.2013 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013 года. Он обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2013, утвержденных постановлением Администрации Тамбовской области №1276 от 11.11.2013 года. Решением Комиссии №16 от 12.12.2014 года была определена кадастровая стоимость земельных участков в размере равном рыночной стоимости и составила для земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208008:8 - 626 344 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208008:9 - 4 216 850 рублей. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной указанным решением Комиссии, были внесены Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области в государственный кадастр недвижимости 16.12.2014 года. Постановлением администрации Тамбовской области №1498 от 28.11.2014 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2014 года, которые были внесены Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области в государственный кадастр недвижимости 13.12.2014 года. Далее в решении УФНС России по Тамбовской области №05-09/1/65 от 07.06.2017 года указано, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков по состоянию на 01.01.2015 года при исчислении налоговым органом земельного налога была определена на основании постановления Администрации Тамбовской области №1498 от 28.11.2014 года, кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением Комиссии №16 от 12.12.2014 года не может быть применена. Внесение в государственный кадастр недвижимости актуализации кадастровой стоимости земельных участков на основании постановления администрации Тамбовской области №1498 от 28.11.2014 - 13.12.2014, а установленной решением Комиссии №16 от 12.12.2014 - 16.12.2014 не означает, что при исчислении земельного налога за 2015 год подлежит применению запись, внесенная последней. Исчисление ИФНС России по г. Тамбову земельного налога исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Администрации Тамбовской области №1498 от 28.11.2014 года, но не содержащейся в ГКН в качестве актуальной по состоянию на 01.01.2015 года, противоречит п.4 ст.391 НК РФ, в соответствии с которым налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет. Зная о том, что кадастровая стоимость по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель может существенно превышать рыночную стоимость, в целях реализации права на пересмотр кадастровой стоимости и получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков, он в 2015 году обращался в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области с запросом о предоставлении кадастровых справок о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, содержащейся в сведениях государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2015 и 01.12.2015. Согласно сведениям из кадастровых справок от 02.12.2015 и 03.12.2015 величина кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0208008:8 и 68:29:0208008:9, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2015 года и 01.12.2015 года составила 626344 руб. и 4216850 руб. соответственно. Поскольку указанная в справках кадастровая стоимость соответствовала рыночной стоимости земельных участков, то заявление о пересмотре кадастровой стоимости в установленном порядке им не подавалось. Кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков, утвержденная постановлением администрации Тамбовской области №1498 от 28.11.2014 и внесенная филиалом ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Тамбовской области в государственный кадастр недвижимости 13.12.2014 года, в результате действий органа кадастрового учета по внесению 16.12.2014 года сведений о кадастровой стоимости на основании решения Комиссии, стала «архивной» и о факте внесения ее в государственный кадастр недвижимости ему не было известно до получения решения УФНС России по Тамбовской области №05-09/1/65 от 07.06.2017 года. Сведений о кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости 13.12.2014 года и подлежащей, по мнению налогового органа, применению, в выписках не содержится. Просил признать незаконными действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области по внесению 16.12.2014 года в государственный кадастр недвижимости в качестве актуальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0208008:8 и 68:29:0208008:9, установленной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области №16 от 12.12.2014 и изменению на архивные сведений о кадастровой стоимости данных земельных участков, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области №1498 от 28.11.2014 года.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежаще, его представитель ФИО1 в судебном заседании поддержала административные исковые требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении и просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признала, полностью поддержала свою позицию, изложенную ею в письменном отзыве и просила суд в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что ФИО3 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0208008:0008 по адресу: <...> и 68:29:0208008:0009 по адресу: <...>.

ИФНС России по г. Тамбову в адрес ФИО3 было направлено налоговое уведомление №72667360 от 05.08.2016, в соответствии с которым сумма налога в отношении указанных земельных участков за 2015 год составила 293704,47 руб.

02.12.2014 года ФИО3 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2013 г. и утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 г. № 1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» по земельным участкам с кадастровыми номерами 68:29:208008:8 и 68:29:0208008:9.

Решением Комиссии № 16 от 12.12.2014 г. определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровом номером 68:29:208008:8 в размере равной рыночной стоимости - 626 344 руб. и определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровом номером 68:29:0208008:9 в размере равной рыночной стоимости - 4 216 850 руб.

Как видно из представленных кадастровых справок от 02.12.2015 и 03.12.2015 величина кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0208008:8 и 68:29:0208008:9, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2015 и 01.12.2015 составила 626344 руб. и 4216850 руб. соответственно.

В налоговом уведомлении №72667360 от 05.08.2016 в качестве налоговой базы за 2015 год была указана иная кадастровая стоимость земельных участков, а именно кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208008:8 – 2737477 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208008:9 – 16812859 руб.

ФИО3 был произведен расчет земельного налога, 01.12.2016 года уплачены соответствующие суммы, а также 21.12.2016 подано в ИФНС России по г. Тамбову заявление о перерасчете налога.

ИФНС России по г. Тамбову в его адрес были направлены требование №217 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся предпринимателями) по состоянию на 24.02.2017, требование №31431 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся предпринимателями) по состоянию на 04.03.2017, требование №34794 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся предпринимателями) по состоянию на 16.03.2017.

В указанных требованиях было предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 219 814,13 рублей и пени.

Данные требования были им обжалованы в УФНС России по Тамбовской области путем подачи жалобы от 28.04.2017г.

Решением №05-09/1/65 от 07.06.2017 его жалоба оставлена без удовлетворения. Из ответа ИФНС России по г. Тамбову №12-10/013555 от 25.05.2017 на его заявление от 21.12.2016, в перерасчете земельного налога ему было отказано.

Как следовало из решения УФНС России по Тамбовской области №05-09/1/65 от 07.06.2017 года, постановлением Администрации Тамбовской области №1276 от 11.11.2013 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013 года.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области №16 от 12.12.2014 года была определена кадастровая стоимость земельных участков в размере равном рыночной стоимости и составила для земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208008:8 - 626 344 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208008:9 - 4 216 850 рублей.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной указанным решением Комиссии, были внесены Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области в государственный кадастр недвижимости 16.12.2014 года.

Постановлением Администрации Тамбовской области №1498 от 28.11.2014 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2014 года, которые были внесены Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области в государственный кадастр недвижимости 13.12.2014 года.

Указанное Постановление Администрации Тамбовской области №1498 от 28.11.2014 опубликовано в установленном законом порядке 28.11.2014 в газете «Тамбовская жизнь» и опубликовано в сети «Интернет» в свободном доступе.

Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В силу ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции действовавшей до 1 января 2017 года, в том числе в момент возникновения спорных правоотношений, органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Постановлением администрации Тамбовской области от 28 ноября 2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области» был утвержден перечень объектов – земельных участков с результатами новой кадастровой стоимости населенных пунктов на территории Тамбовской области.

Сведения о новой кадастровой стоимости спорных земельных участков с кадастровым номером 68:29:208008:8 в размере 2870822 руб. и 68:29:208008:9 в размере 17384748,25 руб., установленные постановлением администрации Тамбовской области № 1498 от 28 ноября 2014 года вынесены в Государственный кадастр недвижимости 13 декабря 2014 года в строгом соответствии с вышеуказанными требований действующего законодательства.

Первоначально, ФИО3 за 2015 год был начислен земельный налог в сумме 293704,47 руб., (налоговое уведомление №72667360 от 05.08.2016) исходя из кадастровой стоимости по земельным участкам с кадастровыми номерами: 68:29:208008:8 в размере 2737 477,28 руб. и 68:29:0208008:9 в размере 16 812 859,75 руб., которая была утверждена на 2014 год Постановлением Администрации Тамбовской области № 1276 от 11.11.2013 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области».

Постановлением Администрации Тамбовской области от 28.11.2014 г. № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов территории Тамбовской области», 03.05.2017 г. ФИО3 проведен перерасчет земельного налога за 2015 г. по сроку уплаты – 28.06.2017 г. Общая сумма земельного налога за два земельных участка за 2015 г. составила 303833 руб., в том числе: по земельному участку с кадастровым номером 68:29:208008:8 в сумме 43062 руб. (кадастровая стоимость 2870822 руб. х ставка налога 1,5%); по земельному участку с кадастровым номером 68:29:0208008:9 в сумме 260771 руб. (кадастровая стоимость 17384748, 25 х ставка налога 1,5%).

В соответствии с действующим законодательством результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденные постановлением администрации Тамбовской области № 1276 от 11 ноября 2013 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» для целей налогообложения применялись в период с 1 января 2014 года по 1 января 2015 года. С 1 января 2015 года и по настоящее время для целей налогообложения применяются результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тамбовской области, утвержденные постановлением администрации Тамбовской области № 1498 от 28 ноября 2014 года.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции действовавшей до 1 января 2017 года, ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основании принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Согласно п.5 ст.4 указанного ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 Постановления №1498 отменено ранее действующее Постановление №1276, и соответственно, с 01.01.2015 г. подлежит применению кадастровая стоимость, установленная Постановлением №1498.

Таким образом, с 01.01.2015 г. не подлежит применению кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:208008:8 и 68:29:208008:9, установленная на основании решений Комиссии, так как предметом рассмотрения Комиссии являлись результаты кадастровой оценки в Тамбовской области, утвержденные постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 №1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области».

В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости и применяется до вступления в силу в порядке, определенной ст.5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой стоимости, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в ГКН.

Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, определены сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости и дополнительные сведения об объектах недвижимости, где указано, что в состав дополнительных сведений включаются сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости (п.п.11 п.2 ст.7).

В силу ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7,8, 11-21.1, 25-30 части 2 ст. 7 настоящего Федерального закона.

С заявлением об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и представленных на праве аренды, вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве (ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ). Учет изменений объекта недвижимости осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете (ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ).

В силу п. 10 ст.4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

В соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ Минэкономразвития России утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (утвержден приказом Минэкономразвития России № 42 от 4 февраля 2010 года (далее Порядок).

В силу п. 1 Порядка государственный кадастр недвижимости состоит из разделов: 1. реестр объектов недвижимости; 2. кадастровых дел; 3. кадастровых карт. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (далее АИС ГКН). Порядок ведения государственного кадастра недвижимости устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

В соответствии с п.п. 7-8 Порядка структура сведений о кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости представляет собой совокупность сведений о величине кадастровой стоимости объекта недвижимости и дате ее утверждения, реквизитов акта об утверждении кадастровой стоимости, дате внесения сведений о кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости, дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, дате применения кадастровой стоимости, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда и дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (даты определения кадастровой стоимости).

На основании п. 18 Порядка датой принятия органом кадастрового учета, решения являлась дата внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений.

В соответствии с п. 57 указанного Порядка при внесении в реестр новых сведений об объектах недвижимости при осуществлении учета изменений таких объектов, исправления технических ошибок предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в Реестре со статусом «архивные», если иное не предусмотрено Порядком.

В силу п. 58 Порядка при выполнении записей в Реестре в отношении одного и того же объекта недвижимости устанавливается очередность в зависимости от времени регистрации заявления либо документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия. Первыми в Реестре выполняются записи в результате рассмотрения ранее зарегистрированного заявления либо документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области поступили в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области 16.12.2014 года.

В период возникновения спорных правоотношений, форма кадастрового паспорта была утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 25 августа 2014 года № 504, а форма кадастровой справки – Приказом Минэкономразвития РФ от 1 января 2013 года № 566.

В соответствии с п. 11 Приложения № 3 приказа Минэкономразвития РФ от 25 августа 2014 года № 504 в кадастровом паспорте указываются последние по дате внесения в кадастр недвижимости сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно п. 4 приказа Минэкономразвития РФ от 1 января 2013 года № 566 в кадастровой справке указываются сведения о величине кадастровой стоимости объекта недвижимости в ГКН, по состоянию на дату, указанную в запросе о предоставлении сведений, внесенных в Государственный кадастр недвижимости, на основании которого выдается справка.

Возможность внесения сведений в кадастр недвижимости не по дате поступления заявлений и документов об учете изменений объекта недвижимости Законом о кадастре и Порядке не предусматривалась.

На основании с ч. 7 ст. 4 Закона о кадастре и п. 57 Порядка в случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в сведения, в кадастре недвижимости сохранялись со статусом "архивные". Согласно ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществлялся с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением его уникальных и дополнительных характеристик. Аналогичные нормы содержатся в п. 6 ч.5 ст. 14 Закона о регистрации и и. 15 Порядка ведения ЕГРН.

Сведения о кадастровой стоимости установленной Решением комиссии (16.12.2014) поступили позже даты поступления и внесения сведений о кадастровой стоимости утвержденной Постановлением 1498 (08.12.2014 и 13.12.2014) данные све­дения по дате внесения в кадастр недвижимости являются последними и ввиду этого актуальными.

Данные о кадастровой стоимости установленной Постановлением 1498 содержались в кадастре недвижимости в период с 13.12.2014 до 16.12.2014 и на сего­дняшний день имеют статус «архивных».

При этом исходя из содержания п. 6 ч. 5 ст. 14 Закона о регистрации и п. 15 Поряд­ка ведения ЕГРН, для изменения актуального статуса сведений о кадастровой стоимо­сти уставленной Решениями комиссии необходима повторная передача в орган када­стрового учета сведений о результатах массовой оценки утвержденных Постановлени­ем 1498.

Таким образом, несмотря на то, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная по Решениям комиссии, является актуальной последней «по дате внесения», для целей предусмотренных законодательством данные сведения подлежали применению за 2014 год.

В настоящее время, для целей налогообложения с 01.01.2015 применяются сведения о кадастровой стоимости земельных участков установленные по Постановлению №1498, являющейся в ЕГРН «архивной».

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленные по Решениям комиссии, были выданы административному истцу в форме кадастровой справки и в форме выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости.

Требования к форме и содержанию указанных документов установлены в соответствии Приказом Минэкономразвития РФ от 01.01.2013 N 566 "Об утверждении формы кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости" (действующего до 01.01.2017) и Приказом Минэкономразвития РФ от 25.12.2015 N975 "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения ЕГРН и предоставляемых в электронном виде"(Приложение № 3).

В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 01.01.2013 N 566, сведения о «дате применения» кадастровой стоимости в кадастровой справке указанию не подлежали.

Ввиду того, что кадастровая стоимость установленная Решениями комиссии на дату запроса сведений о кадастровой стоимости в виде выписок из ЕГРН применению не подлежала, графа «Дата применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда» Филиалом не заполнялась.

Таким образом, содержание кадастровых справок и кадастровых выписок из ЕГРН выданных административному истцу не позволяет сделать вывод о том, что по сведениям кадастра недвижимости кадастровая стоимость установленная Решениями комиссии в настоящее время подлежит применению.

Действующим законодательством предусмотрена возможность получения сведений ЕГРН о предыдущей (не последней) по дате внесения в кадастр недвижимости кадастровой стоимости. Однако, с запросами о предоставлении сведений о кадастровой стоимости на дату входящую в период с 13.12.2014 до 16.12.2014 (период статуса актуальности сведений о кадастровой стоимости установленных Постановлением 1498), административный истец к административному ответчику не обращался.

Более того, согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30. 06. 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Исходя из исследованных доказательств, у административного ответчика отсутствуют правовые основания для изменения на «архивные» сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0208008:8 и 68:29:0208008:9.

Таким образом, административным истцом не представлено доводов, по которым действия административного ответчика необходимо признать неправомерными.

На основании совокупности исследованных выше доказательств, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО3 удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 о признании незаконными действий филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области по внесению 16.12.2014 года в государственный кадастр недвижимости в качестве актуальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0208008:8 и 68:29:0208008:9, установленной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области №16 от 12.12.2014 и изменении на архивные сведений о кадастровой стоимости данных земельных участков, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области №1498 от 28.11.2014 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 02.03.2018 г.

Судья М.В. Яковлева