ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-133/2021 от 05.04.2021 Чурапчинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-133/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2021 года село Чурапча

Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи Мучина Д.М.,

при секретаре Федоровой Г.К.,

с участием старшего помощника прокурора Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) Васильева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) к Прокуратуре Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) о признании незаконным представления должностного лица Прокуратуры Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) от 26 января 2021 года ,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) обратилась в суд с административным иском к Прокуратуре Чурапчинского района РС (Я) с требованием о признании незаконным представления должностного лица Прокуратуры Чурапчинского района РС (Я) от 26 января 2021 года «Об устранении нарушений федерального законодательства» (также далее по тексту – «представление»), считая его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в административном иске.

Представители административного истца Администрации МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) в судебное заседание не явились, имеется ходатайство представителя административного истца по доверенности *В* о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с загруженностью на работе.

Представитель административного ответчика по доверенности – старший помощник прокурора Чурапчинского района РС (Я) Васильева Д.А. в судебном заседании с административным иском не согласился и поддержал доводы представленного им возражения на административный иск, просит в удовлетворении административного иска отказать, против рассмотрения административного дела в отсутствие представителей административного истца не возражает.

При данных обстоятельствах, на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца Администрации МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я).

Суд, выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 данной статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела усматривается, что Прокуратурой Чурапчинского района РС (Я) проведена проверка по защите прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение бесплатного питания. По результатам данной проверки прокурором Чурапчинского района РС (Я) *Я* в адрес главы МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) *Н* внесено представление от 26 января 2021 года «Об устранении нарушений федерального законодательства».

Согласно представлению 10 сентября 2020 года на 29 внеочередной сессии Улусного (районного) совета депутатов МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) принято Решение «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным питанием детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Чурапчинского улуса», в соответствии с п. 1.11 которого финансовое обеспечение расходов бесплатного питания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривается за счет местного бюджета.

Однако, в нарушение требований пунктов 1 и 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – «Федеральный закон № 131-ФЗ»), п. 4 ст. 37 и п. 7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – «Федеральный закон № 273-ФЗ»), Закона РС (Я) от 15 декабря 2009 года № 774-З N 427-IV «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения деятельности отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных организаций санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении» (далее по тексту – «Закон РС (Я) № 774-З N 427-IV») и ч. 3 ст. 19 Закона РС (Я) от 15 декабря 2014 года № 1401-З N 359-V «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» (далее по тексту – «Закон РС (Я) № 1401-З N 359-V»), а также позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его постановлениях от 02 февраля 1999 года № 3-П, от 12 июля 2006 года № 375-О, от 03 февраля 2010 года № 316-О-П и других, за три предыдущих учебных года с 2017 по 2020 годы финансовое обеспечение расходов питания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях МО «Чурапчинский улус (район)» предусматривалось за счет личных средств родителей (законных представителей) данных детей, в связи с чем, понесенные ими расходы составили 2 241 754,80 рублей.

Учитывая изложенное, прокурор посчитал, что длительное бездействие со стороны Администрации МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) по разработке и принятию муниципального нормативного правового акта, регламентирующие случаи и порядок обеспечения бесплатного питания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, и отсутствие финансирования в местном бюджете денежных средств на указанные цели, привело к необоснованному перечислению гражданами денежных средств на обеспечение горячим питанием 187 детей с ограниченными возможностями здоровья за три предыдущих учебных года на общую сумму 2 241 754,80 рублей. При этом данные нарушения, по мнению прокурора, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами Администрации МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) своих обязанностей, неисполнении требований действующего законодательства и отсутствии контроля со стороны руководства.

Не согласившись с данным представлением прокурора полностью, 17 февраля 2021 года Администрация МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) обратилась в суд с административным иском об его оспаривании.

Изучив административный иск Администраций МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я), Прокуратура Чурапчинского района РС (Я) представила суду письменные возражения по существу административного иска, согласно которым она не согласна с административным иском.

Указанные обстоятельства сторонами административного дела не оспариваются.

Пунктами 1 и 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ в целом предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Между тем, ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным в соответствии с данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (ч. 1). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ, осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ – законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам (ч. 2).

Так, согласно Федеральному закону № 273-ФЗ обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления (п. 4 ст. 37). Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (п. 7 ст. 79).

Статьей 1 Закона РС (Я) № 774-З N 427-IV предусмотрено, что к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в оздоровительных образовательных организациях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находящихся в ведении РС (Я).

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона РС (Я) № 1401-З N 359-V обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований государственного бюджета РС (Я) осуществляется в случаях и порядке, установленных Правительством РС (Я), обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления.

В то же время, ч. 3 ст. 19 Закона РС (Я) № 1401-З N 359-V в указанной редакции начало свое действие только со вступлением в законную силу Закона РС (Я) от 27 февраля 2020 года № 2219-З N 349-VI «О внесении изменений в статьи 3 и 19 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия)», то есть с 13 марта 2020 года.

Кроме того, ст. 19 Закона РС (Я) № 1401-З N 359-V в январе 2021 года была дополнена Законом РС (Я) от 24 декабря 2020 года № 2290-З N 491-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» (далее по тексту – «Закон РС (Я) № 2290-З N 491-VI») частью 3.1, согласно которому обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственного бюджета РС (Я), местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством РФ.

При этом, согласно ч. 3 ст. 2 Закона РС (Я) № 2290-З N 491-VI мероприятия по обеспечению условий для организации бесплатного горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях должны осуществляться поэтапно с 01 сентября 2020 года по 01 сентября 2023 года.

Анализ вышеуказанных норм закона, а также названных нормативных правовых актов РФ и РС (Я) в целом, в совокупности свидетельствует о том, что на органов местного самоуправления обязанность по организации питания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, финансируемых за счет местного бюджета, возникла только с момента передачи им соответствующих отдельных государственных полномочий, а именно с марта 2020 года. При этом, мероприятия по обеспечению условий для организации бесплатного горячего питания, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, в РС (Я) должны вводится не сразу, а поэтапно с 01 сентября 2020 года по 01 сентября 2023 года. В то же время, какие-либо компенсации за понесенные родителями (законными представителями) расходов за питание их детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях за период с 2017 по 2020 годы, то есть за период до возложения на органы местного самоуправления данных отдельных государственных полномочий, указанными нормативными правовыми актами РФ и РС (Я) не предусматривается.

Кроме того, согласно приложению № 1 к Закону РС (Я) № 774-З N 427-IV МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) не входит в перечень муниципальных районов и городских округов РС (Я), органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения деятельности отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных организаций санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. Что в совокупности со ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ свидетельствует об отсутствии у МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) указанных отдельных государственных полномочий.

Суд отмечает, что в указываемом в возражении старшего помощника прокурора Чурапчинского района РС (Я) Васильева Д.А. от 05 апреля 2021 года решении Чурапчинского районного суда РС (Я) от 04 июня 2020 года, вступившим в законную силу от 07 июля 2020 года, сделан вывод лишь о необходимости обеспечения питания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях за счет бюджетных ассигнований местного бюджета. По данному решению суда на Администрацию МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) лишь возложена обязанность по внесению проекта муниципального нормативного правового акта, регламентирующего случаи и порядок обеспечения питанием детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, на рассмотрение Улусного (районного) Совета депутатов МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я).

Однако, какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что длительное бездействие по не направлению названного проекта муниципального нормативного правового акта на рассмотрение Улусного (районного) Совета депутатов МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) каким-либо образом повлияло на необходимость выплаты компенсации для родителей (законных представителей) каждого из 187 детей с ограниченными возможностями здоровья за три предыдущие 2017-2020 учебных года на общую сумму 2 241 754,80 рублей, административным ответчиком – Прокуратурой Чурапчинского района РС (Я) суду не представлено.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении должностными лицами Администрации МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) своих обязанностей, неисполнении требований действующего законодательства и отсутствии контроля со стороны руководства, связанные с указанными компенсационными выплатами, суду не представлены.

На основании ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1).

В связи с этим, суд считает, что в качестве основания в оспариваемом представлении указаны лишь общие требования закона, которые обязывают органы местного самоуправления в РС (Я) организовать питание детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях, но не производить какие-либо компенсации, связанные с ними. Прокуратурой Чурапчинского района РС (Я) не принято во внимание то, что составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района является исключительной компетенцией самого муниципального района. В связи с чем, возложение на муниципальный район обязанности, не предусмотренной законом, но затрагивающей его исключительную компетенцию, не отвечает требованиям закона и является недопустимым.

Таким образом, на основании ч. 11 ст. 226 КАС РФ суд признает, что оспариваемым представлением административным ответчиком – Прокуратурой Чурапчинского района РС (Я), как органом, наделенным государственными полномочиями, нарушены права, свободы и законные интересы административного истца – Администрации МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я), связанные с его исключительными компетенциями, предусмотренными п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ. Содержание оспариваемого представления не соответствует изложенным нормативным правовым актам РФ и РС (Я), регулирующим указанные спорные отношения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Администрации МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Администрации муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) к Прокуратуре Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) о признании незаконным представления должностного лица Прокуратуры Чурапчинского района от 26 января 2021 года – удовлетворить.

Представление прокурора Чурапчинского района *Я* от 26 января 2021 года «Об устранении нарушений федерального законодательства» – признать незаконным и отменить.

Необходимость опубликования настоящего решения суда в официальном печатном издании отсутствует. Судебные расходы по делу отсутствуют.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия).

Судья Д.М. Мучин