ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-133/2022 от 09.02.2022 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 февраля 2022 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Энгеля А.А.;

при секретаре ФИО4;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-133/2022 (2а-4903/2021;) по административному иску ФИО12 к Судебному приставу-исполнителю <адрес> УФССП России по <адрес>ФИО10 о признании бездействии судебного пристава-исполнителя незаконными,

установил:

ФИО12 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> УФССП России по <адрес>ФИО10 о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконными, в котором просит суд признать факт бездействия пристава ОСП <адрес> УФССП по <адрес>ФИО10, обязать выдать запрашиваемые неоднократно постановления, реализовать имущество ФИО2 в счет долга.

Определение суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены начальник ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> старший судебный пристав ФИО5, УФССП России по <адрес>, судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> УФССП России по <адрес>ФИО6, судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> УФССП России по <адрес>ФИО7, в качестве заинтересованного лица привлечен должник ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ решением Центрального районного суда <адрес> судом отказано в удовлетворении требований.

ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Центральный районный суд <адрес> в ином составе судей.

Определение суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены врио старшего судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> исполняет ФИО8, специалист ОСП <адрес>ФИО13, врио начальника ОСП <адрес> ФССП России по <адрес>ФИО9; специалиста 2-го разряда ФИО1.

Представитель административного истца в судебных заседаниях доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, на иске настаивала. Суду поясняла, что по заявлению ФИО12 было возбуждено исполнительное производство в рамках которого обращалась к судебному приставу-исполнителю, а так же в ОСП и прокуратуру. Ответы на обращения в адрес административного истца не поступило.

Административные ответчика специалист ОСП <адрес>ФИО13 судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес>ФИО6, судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> УФССП России по <адрес>ФИО7 с заявленными требования не соглашались, пояснили, что обращения с ОСП ДД.ММ.ГГГГ не было, в программных средствах сведений об обращении не имеется.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес>ФИО10, представитель УФССП России по <адрес>, врио старшего судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> исполняет ФИО8,, врио начальника ОСП <адрес> ФССП России по <адрес>ФИО9; специалиста 2-го разряда ФИО1, начальника ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> старшего судебного пристава ФИО5, заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом, причины своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства по делу, о рассмотрении дела в их отсутствие не представили.

В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Пунктом 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.п.2, 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Условия и порядок принудительного исполнения судебного акта регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).

Осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных органов (статья 5 Закона об исполнительном производстве). Согласно статье 2 указанного Федерального закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Статьей 64 Закона об исполнительном производстве, ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» определены действия судебного пристава-исполнителя, которые он справе совершить для создания условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (статья 4).

Статьей 68 Закона об исполнительном производстве установлено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

В соответствии с частью 2 статьи 68 Закона об исполнительном производстве, меры принудительного исполнения, в том числе в виде обращения взыскания на денежные средства должника, применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства, а если в соответствии с данным Федеральным законом установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.Согласно пунктам 1, 2 части 3 статьи 68 этого же Федерального закона, к мерам принудительного исполнения, в частности, относится обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, а также на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

В силу статьи 69 Закона об исполнительном производстве взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.

В соответствии со статьей 50 Закона об исполнительном производстве стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес>ФИО6 возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного документа Исполнительный лист № ФС 033795140 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного органом: Центральный районный суд <адрес> по делу , вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: материальный ущерб по ГК РФ в размере: 147 000,00 рублей, в отношении должника: ФИО2.

В соответствии со ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ, постановление о возбуждении исполнительного производства направлены сторонам исполнительного производства, должнику — для исполнения, взыскателю — для сведения, путем простой почтовой корреспонденции, по адресам, указанным в исполнительном документе, что подтверждается почтовым реестром от ДД.ММ.ГГГГ, распечаткой с программных средств ФССП.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р «О базовых государственных информационных ресурсах» по средствам АИС ФССП ОСП судебным приставом-исполнителем направлены запросы, в УФМС России по <адрес> с целью установления местожительства должника, МРЭО ГИБДД УВД <адрес> для выявления транспортных средств, в МРИ ФНС России <адрес> с целью выявления расчетных и иных счетов, в ПФ РФ по <адрес> для выявления места работы должника, в ФНС, Росреестр, а также в кредитные организации.

При получении ответов на запросы установлено, что должник имеет расчетный счет в банке, открытый в Поволжском Банке ПАО «Сбербанк».

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО6 вынесено и направлено постановление об обращении взыскания на ДС должника находящиеся в кредитной организации.

При получении ответа с МРЭО ГИБДД установлено, что за должником зарегистрирован автомобиль марки LADA GFL110 LADA VESTA, 2017 года, на который ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено и направлено постановление о запрете на регистрационные действия ТС.

В соответствии с ФЗ в виду распространения коронавирусной инфекции на арест имущества должника наложен мораторий.

ДД.ММ.ГГГГФИО12 обратилась к начальнику отдела – старшему судебному приставу ОСП <адрес>ФИО5 с заявлением о предоставлении сведений о банковских реквизитах, для перечисления денежных средств, который содержит банковские реквизиты, а так же просьбу об ознакомлении с материалами исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, выдать на руки постановление о возбуждении исполнительного производства, постановление о наложении ареста на счетах, постановление о наложении ареста на водительское удостоверение, постановление об аресте имущества, ответы на запросы банков.

Судебным приставом-исполнителем ФИО6, в производстве которой находится исполнительное производство, дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, направленный на адрес электронной почты заявителя, согласно которому заявление было удовлетворено, предложено обратиться к судебному приставу-исполнителю по всем вопросам исполнительного производства.

ДД.ММ.ГГГГФИО12 обратилась в <адрес> с жалобами (две жалобы от одной даты и идентичным содержанием) на бездействие судебного пристава.

Указанные жалобы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в ОСП <адрес>. На указанные жалобы даны ответы от ДД.ММ.ГГГГ, направленные почтовым отправлением в адрес заявителя.

ДД.ММ.ГГГГФИО12 обратилась с жалобой на бездействие судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству, на которую дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, направленный в адрес заявителя почтовым отправлением, что подтверждается почтовым реестром от ДД.ММ.ГГГГ.

Неоднократно направленные ОСП <адрес> в адрес ФИО12 ответы на обращения содержат сведения о ходе исполнительного производства, о дате и времени приема судебным приставом-исполнителем, действия судебного пристава-исполнителя, произведенные в рамках исполнительного производства, а так же о размере денежных средств, взысканных по исполнительному производству.

Представителем административного истца в обоснование бездействий судебного пристава-исполнителя указано о направлении в адрес ОСП <адрес> повторной жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя, которая направлена курьерской службой EMEX по накладной , получена ДД.ММ.ГГГГ.

Административными ответчиками оспаривался факт получения указанной жалобы, в связи с тем, что дата получения жалобы, указанная в представленных доказательствах является нерабочим днем.

Согласно письма курьерской службы EMEX со сведениями об отправлении корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ указано, что письмо по накладной в работу не принималось, на представленной накладной нет информации о дате принятия и росписи сотрудников курьерской службы, в программных средствах отсутствует информация об отправлении.

Не получение, либо не принятие мер к получению ФИО12 ответов на обращение, при наличии доказательств их направления в адрес последней имеющихся в материалах административного дела, не свидетельствуют о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя, поскольку нарушения прав ФИО12 не повлекло.

ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ФИО11 установив, что требования исполнительных документов выполнены в полном объеме вынесла постановление об окончании исполнительного производства -ИП по п.1 ч.1 ст.47 Закона об исполнительным производстве, таким образов, доводы административного истца о том, что судебным приставом-исполнителем не ведется работа по взысканию долга судом отклоняются.

По смыслу части 1 статьи 4, части 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы. Решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными, такой совокупности судом не установлено, в связи, с чем оснований для удовлетворения требований не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 приведенной статьи).

Как усматривается из материалов дела, административный истец не получая ответы на свои заявления, полагая свои права нарушенными бездействием должностного лица службы судебных приставов по не рассмотрению этих заявлений направлял жалобу на бездействия пристава- исполнителя руководителю ФССП России по <адрес>, в Прокуратуру <адрес>, в <адрес> с заявлениями и жалобами на бездействие судебного пристава-исполнителя, на которые были даны ответы. Согласно материалов административного дела последний ответ ФИО12 был дан от ДД.ММ.ГГГГ, направленный в адрес заявителя почтовым отправлением, что подтверждается почтовым реестром от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, с административным иском ФИО12 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением срока обжалования, установленного частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Доказательства уважительности причины пропуска процессуального срока административным истцом не указаны, о восстановлении процессуального срока не заявлено.

Таким образом, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины в суд, а так же отсутствие оснований для восстановлении процессуального срока, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании вышеизложенного,

руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 227 КАС РФ, суд,

решил:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: