ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-133/2022 от 24.05.2022 Усть-камчатского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2а-133/2022

41RS0009-01-2022-000094-60

строка 3.022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Усть-Камчатск Камчатского края 24 мая 2022 года

Усть-Камчатский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи

при секретаре судебного заседания

с участием:

административного истца

представителя заинтересованного лица КГКУ «Центр содействия развитию семейных форм устройства «<данные изъяты>»

прокурора – старшего помощника Усть-Камчатского межрайонного прокурора

Пустобаевой Е.С.,

Ерофеевской В.А.,

Рубахина Г.В.,

Телятниковой И.В.,

Панкратова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Рубахина Г.В. к Отделу опеки, попечительства и защиты прав несовершеннолетних Управления образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Усть-Камчатского муниципального района – МКУ, администрации Усть-Камчатского муниципального района о признании незаконными заключения №96 от 18.03.2022 о невозможности гражданина быть опекуном (попечителем), акт №449 от 04.09.2017 об отобрании детей, внесение изменений в постановление №347 от 04.09.2017 о немедленном отобрании несовершеннолетних, признании освобожденным от обязанности опекуна (попечителя), возложении обязанности выдать заключения о возможности быть опекуном (попечителем), возложении обязанности о вынесении решения о назначении опекуном (попечителем),

установил:

Рубахин Г.В. обратился в суд с административным иском к Отделу опеки, попечительства и защиты прав несовершеннолетних Управления образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Усть-Камчатского муниципального района – МКУ, администрации Усть-Камчатского муниципального района, в котором указывает, что он является дедушкой несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ (дело ), родители его несовершеннолетних внучек, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ограничены в родительских правах. Заочным решением Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) ФИО3, отец несовершеннолетней ФИО5, лишен родительских прав. Постановлением администрации Усть-Камчатского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ он назначен опекуном несовершеннолетних: ФИО4 и ФИО5.

Постановлением администрации Усть-Кaмчатского муниципального района от 04.09.2017 года № 347 «О немедленном отобрании несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, находящихся в ситуации угрозы жизни и здоровью», акта №449 от 04.09.2017 года - постановление администрации Усть-Кaмчатского муниципального района от 21.08.2017 года №322 утратило силу c 04.09.20 17 года и его внучки y него были отобраны. Основанием для отобрания послужил уход из дома несовершеннолетней внучки (подросткового возраста) ФИО4. ФИО18 ушла из дома навестить мать, общению c которой он не препятствовал, a затем ушла в гости к подруге, и, впоследствии, на его телефонные звонки перестала отвечать. Незамедлительно он не обратился за помощью в органы опеки и попечительства, так как хотел справиться c ситуацией сам, но ситуация вышла из под его контроля. Оказалось, что ФИО18 самовольно уехала в <адрес>.

Решением Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) ФИО2, мать несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5 лишена родительских прав.

В настоящее время ФИО4, достигла совершеннолетия и проходит обучение в городе <адрес> в <данные изъяты> по специальности «<данные изъяты>» 3 курс. Младшая внучка ФИО5, находится на полном государственном обеспечении, является воспитанницей КГБУ «Центр содействия развитию семейных форм устройства «<данные изъяты>» (далее также - КГБУ «ЦСРСФУ «<данные изъяты>»), где за ней осуществляется должный уход и присмотр. C внучкой ФИО12 y него есть возможность видеться ежедневно, навещает ее, имеет c ней прочную родственную связь и доверительные отношения.

Ему стало известно, что в настоящее время рассматривается вопрос o реорганизации учреждения КГБУ «ЦCРСФУ «<данные изъяты>» и переводе воспитанников в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в город Петропaвловск-Камчатский, и как следствие, c внучкой предстоит длительная разлука, которая, для ранимого подростка, может стать тяжелой психологической травмой. 10.03.2022 года он обратился в КГБУ «ЦCРСФУ «<данные изъяты>» c заявлением на пpoфессионaльное комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи c целью ее реабилитации, между ним и КГБУ «ЦCРСФУ «<данные изъяты>» заключен договор o комплексном психолого-педaгогическом сопровождении семьи.

16.03.2022 года он обратился в отдел опеки, попечительства и защиты прав несовершеннолетних Управления образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Усть-Камчатского муниципального района - МКУ c заявлением o выдаче заключения o возможности быть опекуном (попечителем) несовершеннолетней ФИО5, c целью последующего получения решения o назначении его опекуном внучки ФИО12. Управлением образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Усть-Кaмчатского муниципального района - МКУ от 18.03.2022 №96 вынесено заключение o невозможности принять в свою семью несовершеннолетнего ребенка и быть опекуном на основании пункта 3 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации (далее также – СК РФ), в связи с тем, что он ранее отстранялся от опекунских обязанностей. Считает указанное заключение неправомерным поскольку: в заключении от 18.03.2022 №96 указывается о невозможности назначить его опекуном (попечителем) в силу пункта 3 статьи 146 СК РФ, так как он является лицом, отстраненным от выполнения обязанностей опекуна (попечителя), дается отсылка на Постановление администрации Усть-Кaмчатского муниципального района от 04.09.2017 №347 «О немедленном отобрaнии несовершеннолетних ФИО6aдьевны, ФИО5 находящихся, в ситуации угрозы жизни и здоровью». Указанным постановлением, он не отстранялся от обязанностей опекуна (пункт, указывающий на отстранение от обязанностей опекуна (попечителя) в постановлении отсутствует). В сложившихся в августе-сентябре 2017 года обстоятельствах работники органа опеки и попечительства не оказали ему и его подопечным должную юридическую и психолого-педагогическyю помощь: не предложили юридическое и психолого-педагогическое сопровождение семьи, не предложили пройти обучение (подготовку) в школе приемных родителей, что обязаны были сделать в соответствии c пунктом 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 года №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», не разъяснили последствий отстрaнения от обязанностей опекуна (попечителя), не уведомили o том, что он имеет право (в силу части 3 статьи 29 Закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года 48-ФЗ) по личной просьбе отказаться от выполнения обязанностей опекуна (на время, до достижения совершеннолетия старшей внучки ФИО18, c воспитанием которой, по мнению органа опеки и попечительства, он не справился). Считает, что при указанных обстоятельствах, его вины в самовольном уходе из дома старшей внучки ФИО18 не было, так как за время проживания c родителями ФИО18 привыкла к свободному образу жизни и бесконтрольному времяпровождению, a за такой короткий промежуток времени (15 дней) нахождения ребенка под его опекой он физически не успел ее перевоспитать, без профессиональной помощи специалистов опеки.

Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей должно являться по существу санкцией за виновное поведение. Никаких деяний, указанных в пунктах 1,2,3 части 5 статьи 29 Закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года 48-ФЗ он не совершал, считает незаконным его отстранение от обязанностей опекуна. При указанных обстоятельствах, он как опекун (попечитель) должен был быть не отстраненным, a освобожденным от исполнения своих обязанностей на основании частей 3 ст. 29 Закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года 48-ФЗ, o чем его не уведомили, поэтому он не имел возможности написать заявление об освобождении от обязанностей опекуна, до издания постановления от 04.09.2017 № 347.

Указывает, что он имеет в пользовании 2-х комнатную благоустроенную квартиру, которая отвечает всем установленным санитарным и гигиеническим требованиям, в котором проживает один. B квартире имеется место и созданы условия для проживания несовершеннолетней внучки ФИО5 Он имеет стабильный доход в виде пенсии по старости, имеет возможность в летний период работать на сезонных работах по обработке рыбы. У него отсутствуют обстоятельства, указанные в части 1 статьи 146 СК РФ, препятствующие назначению его опекуном (попечителем)

несовершеннолетней ФИО5: он не лишался родительских прав, не имеет заболеваний, препятствующих, принятию ребенка в семью, не имеет судимости, готов пройти подготовку в школе приемных родителей в соответствии c приказом Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края от 20 мая 2021 г. N 773-п "Об организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Камчатского крaя", готов заключить договор o профессиональном сопровождении замещающей семьи.

Решение органа опеки и попечительства o назначении его опекуном (попечителем) ФИО5 будет соответствовать интересам ребенка, которому будут созданы лучшие условия для развития и воспитания. Отказывая ему в выдаче заключения o возможности быть опекуном (попечителем) несовершеннолетней внучки ФИО5 Управление образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Усть-Камчатского муниципального района - МКУ нарушает право ребенка на воспитание в семье опекуна - значимого, близкого родственника, лишает права на заботу и совместное проживание c ним, что предусмотрено частью 1 статьи 148 СК РФ.

Просит суд:

1. Признать незаконным и вынесенным c нарушениями, без достаточных оснований заключение от 18.03.2022 №96 отдела опеки, попечительства и защиты прав несовершеннолетних Управления образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Усть-Кaмчатского муниципального района o невозможности гражданина быть опекуном (попечителем);

2. Признать незаконным и вынесенным c нарушениями, без достаточных оснований постановление администрации Усть-Кaмчатского муниципального района от 04.09.2017 №347 «О немедленном отобрании несовершеннолетних ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящихся в ситуации угрозы жизни и здоровью»;

3. Признать незаконным и вынесенным c нарушениями, без достаточных оснований акт №449 от 04.09.2017 об отобрании детей, утвержденный Главой администрации Усть-Кaмчатского муниципального района;

4. Признать его освобожденным от обязанностей опекуна (попечителя) в отношении несовершеннолетних ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, c ДД.ММ.ГГГГ;

5. Обязать Управление образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Усть-Кaмчатского муниципального района - муниципальное казенное учреждение выдать ему заключение o возможности быть опекуном (попечителем) и вынести решении o назначении его опекуном (попечителем) несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Одновременно административным истцом подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения с административным исковым заявлением в суд, в котором указано, что им пропущен процессуальный срок обращения с административным исковым заявлением в суд о признании незаконным и вынесенным с нарушением, без достаточных оснований: постановление администрации Усть-Кaмчатского муниципального района от 04.09.2017 №347 «О немедленном отобрании несовершеннолетних ФИО6aдьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящихся в ситуации угрозы жизни и здоровью»; акта №449 от 04.09.2017 об отобрании детей, утвержденного Главой администрации Усть-Кaмчатского муниципального района. Причиной пропуска послужило то, что он не осознавал, что указанные нормативно-правовые акты могут стать основанием для отказа в установлении опеки (попечительства) над младшей внучкой ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Узнал об этом только, получи в заключение от 18.03.2022 №96 отдела опеки, попечительства и защиты прав несовершеннолетних Управления образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Усть-Камчатского муниципального района о возможности гражданина быть опекуном. В соответствие со статьей 219 КАС РФ о восстановлении пропущенного срока обращения с административным исковым заявлением в отношении перечисленных нормативно-правовых актов (л.д.13).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением, в котором указывает, что в связи с тем, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ и заключение от ДД.ММ.ГГГГ вынесены в противоречие интересам несовершеннолетней ФИО5 и могут повлечь для нее тяжкие последствия, считает необходимым изменяет предмет административного иска, просит суд изменить пункт 2 требований административного иска, изложив его в следующей редакции: «2. Возложить на администрацию Усть-Камчатского муниципального района обязанность внести изменения в постановление администрации Усть-Камчатского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О немедленном отобрании несовершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., находящихся в ситуации угрозы жизни и здоровью:

- наименование постановления изложить в следующей редакции: «Об освобождении Рубахина Г.В. от обязанности опекуна (попечителя) над несовершеннолетними ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.»;

- вводную часть постановления изложить в редакции: «В соответствии с частью статьи 29 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительства», в целях обеспечения защиты прав несовершеннолетних.»;

- пункт 1.1. изложить в редакции: «Освободить Рубахина Г.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., от обязанности опекуна (попечителя) над несовершеннолетними ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.»;

- пункты 1.3, 1.4 – исключить из постановления (л.д.85).

Административный истец Рубахин Г.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом их изменения. Поддержал ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения с административным исковым заявлением. Пояснил, что с заявлением об освобождении его от исполнения обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетних внучек не обращался.

Представитель заинтересованного лица КГКУ «Центр содействия развитию семейных форм устройства «<данные изъяты>» ФИО15, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, указала, что заявленные Рубахиным Г.В. исковые требования подлежат удовлетворению. Поддержала письменные пояснения, представленные и.о.директора КГКУ «Центр содействия развитию семейных форм устройства «<данные изъяты>» ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.105-111,112), в которых в том числе указано на то, что постановление от 04.09.2017 года № 347 и Акт об отобрaнии детей от 04.06.2017 года № 449 вынесены поспешно, без оценки сложившейся ситуации, что теперь препятствует передаче под попечение Рубахину Г.В. младшей внучки ФИО5 Заключение от 18.03.2022 года № 96 считают вынесенным без достаточных оснований, в связи c тем, что нормативно-правовой акт об отстранении Рубахина Г.В. от обязанностей опекуна (попечителя) не издавался. По результатам диагностики ФИО5, девочка остро нуждается в доме, семье, близких людях рядом, стремиться к домашней защите в семье. B настоящее время учреждение КГБУ «ЦСРСФУ «<данные изъяты>» находится в предверии реорганизации, в результате чего воспитанники будут переведены в краевые учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Петpопaвловска-Кaмчатского и Елизовского района, что может причинить ФИО12 душевные страдания. Установление попечения истца ФИО17 над его несовершеннолетней внучкой ФИО5 будет соответствовать интересам несовершеннолетней. Обстоятельства, указанные в ч.1 ст.146 СК РФ, у истца отсутствуют (л.д.105-111).

Административные ответчики - Отдел опеки, попечительства и защиты прав несовершеннолетних Управления образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Усть-Камчатского муниципального района – МКУ, администрация Усть-Камчатского муниципального района извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. До начала судебного заседания, возражений относительно заявленных исковых требований не представили, ходатайств не заявляли, участие свои представителей в судебном заседании, не обеспечили.

Учитывая, что административные ответчики надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, и представители этих лиц, в суд не явились, причину неявки суду не сообщили, на рассмотрении дела со своим участием не настаивали, суд, на основании положений п. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), рассматривает административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков.

В своем заключении прокурор указал, что правовые акты приняты с учетом предоставленных полномочий надлежащим лицом, оснований для отмены или изменения их не имеется, в связи с чем, следует отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданине могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица суд проверяет законность решения в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

Обязанность доказывания таких обстоятельств как - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а таких обстоятельств как – соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения – возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ)-

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пунктом 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Положениями частей 1-3 статьи 145 СК РФ предусмотрено, что опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

В силу части 1 статьи 121 СК РФ – в случаях лишения родителей родительских прав, ограничения их в родительских правах, защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Согласно части 2 статьи 121 СК РФ - органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 1.1, 1.2 статьи 6 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон от 24.04.2008 года N 48-ФЗ) органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" определены полномочия органов опеки и попечительства, к числу которых в том числе отнесены: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (пункт 1); установление опеки или попечительства (пункт 3); осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане (пункт 4); освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей (пункт 5); представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных (пункт 8); подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (пункт 10); проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона (пункт 11).

Положениями статьи 29 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ определены основания прекращения опеки и попечительства.

Так, опека или попечительство прекращается при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей (пункт 3 части 1 указанной статьи).

Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе (часть 3 указанной статьи).

Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя (часть 4 указанной статьи).

Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей в случае: 1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей; 2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; 3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом (часть 5 указанной статьи).

В случаях, предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей (часть 6 указанной статьи).

Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке (часть 7 указанной статьи).

В соответствие со статьей 146 СК РФ - опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями): лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 СК РФ (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (часть 1 указанной статьи.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей) (часть 3 указанной статьи).

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами и попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - Правила).

Правилами установлен порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - граждане, выразившие желание стать опекунами), и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями (далее - опекуны) несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства.

В соответствии с п. 4 Правил гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном, а также перечисленные в данном пункте документы.

Согласно п. 5 Правил, орган опеки и попечительства в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает у соответствующих уполномоченных органов подтверждение сведений, указанных в заявлении в соответствии с абзацами четвертым - шестым пункта 4 настоящих Правил.

В силу п. 8 Правил, в целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, проводит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

В соответствии с п. 9 Правил орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на основании указанных сведений, документов, приложенных гражданами к заявлению, и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (решение о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном - в форме заключения.

В силу положений статьи 3 Закона Камчатского края от 01.04.2014 N 419 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями по опеке и попечительству в Камчатском крае" - органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (далее - органы местного самоуправления) наделяются полномочиями органов опеки и попечительства в Камчатском крае согласно статье 5 Закона Камчатского края от 03.12.2007 N 702 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Камчатском крае".

Пунктом 1 статьи 5 Закона Камчатского края от 03.12.2007 N 702 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Камчатском крае" установлено, что органы опеки и попечительства в Камчатском крае в том числе осуществляют полномочия, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", иными федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что административный истец Рубахин Г.В. является отцом ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с ФИО3, после заключения брака ей присвоена фамилия «ФИО20» (л.д.100,101).

ФИО4 (внучка административного истца) родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родители: мать - ФИО8, в графе «отец» сведения отсутствуют (л.д.102).

ФИО5 (внучка административного истца) родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родители: мать – ФИО2, отец – ФИО3 (л.д.103).

Решением Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) ФИО2 ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5; ФИО3 ограничен в родительских права в отношении несовершеннолетней ФИО5; несовершеннолетние переданы на попечение органам опеки и попечительства; взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей (л.д.19-27).

Заочным решением Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) ФИО3 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО5; несовершеннолетняя оставлена проживать в семье матери ФИО2 (л.д.28-34).

Постановлением администрации Усть-Камчатского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГРубахин Г.В. назначен опекуном несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5 (л.д.35-36).

Постановлением администрации Усть-Кaмчатского муниципального района от 04 сентября 2017 года № 347 «О немедленном отобрании несовершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., находящихся в ситуации угрозы жизни и здоровью», в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса РФ, в связи с установлением непосредственной угрозы жизни и здоровья указанных несовершеннолетних, в целях защиты прав несовершеннолетних, Отделу опеки и попечительства и защиты прав несовершеннолетних Управления образования администрации Усть-Камчатского муниципального района поручено: немедленно отобрать несовершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., у законного представителя Рубахина Г.В. (п.1.1. постановления); обеспечить временное устройство несовершеннолетних в семью или организацию, оказывающую услуги и/или медицинские услуги (пункт 1.2. постановления); незамедлительно уведомить прокурора (пункт 1.3. постановления); предоставить главе администрации УК МР акт об отобрании несовершеннолетних (пункт 1.4. постановления); признать утратившим силу постановление администрации Усть-Камчатского муниципального района от 21.08.2017 №322 об установлении опеки (пункт 2 постановления); прекратить выплаты на содержание несовершеннолетних ФИО18, ФИО5 (пункт 3 постановления) (л.д.37-38).

ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе: консультанта отдела опеки и попечительства и защиты прав несовершеннолетних Управления образования администрации Усть-Камчатского муниципального района; главного специалиста-эксперта отдела опеки и попечительства и защиты прав несовершеннолетних Управления образования администрации Усть-Камчатского муниципального района; врио руководителя Управления образования администрации Усть-Камчатского муниципального района; социального педагога МБОУ СШ №2, старшего участкового Усть-Камчатского МО МВД России по Камчатскому краю, выявлено, ДД.ММ.ГГГГ посещалась семья Рубахина Г.В., под опекой которого находятся несовершеннолетние ФИО4 (учащаяся <данные изъяты>), ФИО5 (учащаяся <данные изъяты>), установлено, что ФИО18 не проживает в семье опекуна, продолжает бродяжничать. Рубахин Г.В. не предпринимал должных мер по возвращению ФИО18, социальный педагог беседовала с друзьями и одноклассниками ФИО18, один из которых сообщил, что примерно ДД.ММ.ГГГГФИО4 выехала в <адрес>. На телефонные звонки классного руководителя, дедушки она не отвечает. ДД.ММ.ГГГГФИО4 не было на школьном празднике «День знаний, никто из одноклассников в поселке её не видел.

Посчитав, что несовершеннолетние ФИО4 и ФИО5, находятся в социально-опасном положении, опекун не справляется с обязанностями по воспитанию и содержанию детей, на основании ст.77 СК РФ и постановления администрации Усть-Кaмчатского муниципального района от 04 сентября 2017 года № 347, вышеуказанной комиссией 04 сентября в 15 час. 00 мин. было произведено отобрание ФИО4 и ФИО5 (л.д.39-40).

ДД.ММ.ГГГГФИО5 зачислена под надзор в КГБУ «Центр содействия развитию семейных форм устройства «<данные изъяты>» временно, на период до устройства на воспитанию в семью (л.д.41).

ДД.ММ.ГГГГФИО4 зачислена под надзор в КГБУ «Центр содействия развитию семейных форм устройства «<данные изъяты>» временно, на период до устройства на воспитанию в семью (л.д.115).

Решением Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5; несовершеннолетние переданы на попечение органа опеки и попечительства (л.д.42-46).

ДД.ММ.ГГГГРубахин Г.В. обратился в Управление образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Усть-Камчатского муниципального района - МКУ с заявлением о выдаче ему заключения о возможности быть опекуном (попечителем), и просьбой передать ему под опеку (попечительство) ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющегося его внучкой (52-55).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Усть-Камчатского муниципального района – МКУ, установившим, что Рубахин Г.В. ранее отстранялся от опекунских обязанностей на основании статьи 77 СК РФ, постановления администрации Усть-Камчатского муниципального района от 04.09.2017 №347, произведено отобрание ФИО5, вынесено заключение в соответствие с пунктом 3 статьи 146 СК РФ, согласно которому не назначаются опекунами (попечителями) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), Рубахин Г.В. не может принять в свою семью несовершеннолетнего ребенка и быть опекуном (л.д.59-60).

Оспаривая законность акта №449 от 04 сентября 2017 года об отобрании несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, административный истец Рубахин Г.В. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (согласно штампу на почтовом конверте), то есть с пропуском установленного частью 1 статьей 219 КАС РФ срока, свое несогласие с актом мотивирует тем, что основанием для отобрания послужил уход из дома несовершеннолетней внучки (подросткового возраста) ФИО4. ФИО18 ушла из дома навестить мать, общению c которой он не препятствовал, a затем ушла в гости к подруге, и, впоследствии, на его телефонные звонки перестала отвечать. Незамедлительно он не обратился за помощью в органы опеки и попечительства, так как хотел справиться c ситуацией сам, но ситуация вышла из под его контроля. ФИО28 самовольно уехала в город <данные изъяты>. В настоящее время ФИО4 достигла совершеннолетия, проходит обучение в городе <адрес> в <данные изъяты>». Младшая внучка ФИО5, находится на полном государственном обеспечении, является воспитанницей КГБУ «ЦСРСФУ «<данные изъяты>», где за ней осуществляется должный уход и присмотр. C внучкой ФИО12 y него есть возможность видеться ежедневно, навещает ее, имеет c ней прочную родственную связь и доверительные отношения. Ему стало известно, что в настоящее время рассматривается вопрос o реорганизации учреждения КГБУ «ЦCРСФУ «<данные изъяты>» и переводе воспитанников в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в город <данные изъяты>, и как следствие, c внучкой предстоит длительная разлука, которая, для ранимого подростка, может стать тяжелой психологической травмой.

В соответствии с частью 1 статьи 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Данная процедура является оперативным внесудебным способом защиты прав детей при очевидной угрозе их жизни или здоровью при виновном неисполнении либо невозможности исполнения по объективным причинам родителями своих обязанностей или злоупотреблении ими правами и относится к административным мерам немедленного реагирования на нарушение прав ребенка.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" (далее также – постановление Пленума ВС РФ от 14.11.2017 N 44) разъяснено, что под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра). Характер и степень опасности должен определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.

Поскольку немедленное отобрание ребенка на основании статьи 77 СК РФ допускается не только у родителей, но и у других лиц, на попечении которых ребенок находится на законных основаниях (у усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей), в случае несогласия с актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка эти лица также вправе обратиться в суд с иском о признании недействительным акта об отобрании ребенка и о возврате ребенка в семью (пункт 30 постановления Пленума ВС РФ от 14.11.2017 N 44).

Предусмотренная статьей 77 СК РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования, принятие которого влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей) (пункт 31 постановления Пленума ВС РФ от 14.11.2017 N 44).

Анализ указанный выше законодательных норм и разъяснений показывает, что, при необходимости охраны прав, свобод и законных интересов членов семьи, как правило, наиболее незащищенных, а именно несовершеннолетних, некоторые положения семейного законодательства не только допускают, но и обязывают вмешиваться государство в лице его органов и должностных лиц в семейные правоотношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При рассмотрении административного дела, установлен факт ненадлежащего выполнения опекуном Рубахина Г.В. в 2017 году возложенных на него обязанностей по отношению к несовершеннолетним ФИО4 и ФИО5, в связи с чем, Главой администрации Усть-Камчатского муниципального района орган опеки и попечительства, действующим в целях обеспечения защиты прав несовершеннолетних, 04 сентября 2017 года принято постановление №347 «О немедленном отобрании несовершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., находящихся в ситуации угрозы жизни и здоровью», чем отстранил Рубахина Г.В. от исполнения им своих обязанностей в качестве опекуна в отношении несовершеннолетних детей, действуя в строгом соответствии с требованиями статьи 77 СК РФ и Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и при наличии законных оснований.

04 сентября 2017 года Отделом опеки и попечительства и защиты прав несовершеннолетних Управления образования администрации Усть-Камчатского муниципального района произведено отобрание несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, о чем составлен акт №449.

Оснований предусмотренных Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ для освобождения Рубахина Г.В. от обязанности опекуна не имелось, в ходе судебного разбирательства таковых не установлено.

При наличии указанных обстоятельств, административным ответчиком - Отдел опеки, попечительства и защиты прав несовершеннолетних Управления образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Усть-Камчатского муниципального района – МКУ, рассмотревшим заявление Рубахина Г.В. о выдаче ему заключения о возможности быть опекуном и передаче ему под опеку ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., правомерно, с учетом положений пункта 3 статьи 146 СК РФ, выдано ДД.ММ.ГГГГ заключение о том, что, Рубахин Г.В. не может принять в свою семью несовершеннолетнего ребенка и быть опекуном.

Каких-либо нарушений со стороны административных ответчиков при вынесении акта №449 от 04 сентября 2017 года, постановления администрации Усть-Кaмчатского муниципального района от 04 сентября 2017 года № 347, а также заключения от 18.03.2022 №96 «О невозможности гражданина быть опекуном (попечителем)», судом не установлено.

Совокупность обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца, по настоящему делу не установлена, в связи с чем, и исковое заявление удовлетворению не подлежит.

В силу положений части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

С учетом фактических обстоятельств дела приходит к выводу о том, что Рубахиным Г.В. пропущен срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, для обращения в суд с требованиями об оспаривании акта №449 от 04 сентября 2017 года, внесении изменений в постановление администрации Усть-Кaмчатского муниципального района от 04 сентября 2017 года № 347. Обстоятельств, препятствующих своевременному обращению административного истца в суд с указанными требованиями, в судебном заседании не установлено, доказательств уважительности причин пропуска указанного срока в судебное заседание не представлено, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в указанной части.

При этом, не являются уважительным обстоятельством, в силу которого процессуальный срок может быть восстановлен судом, довод административного истца о том, что он не осознавал, что акт №449 от 04.09.2017 и постановление администрации Усть-Камчатского муниципального района от 04.09.2017 №347 могут стать основанием для отказа в установлении опеки (попечительства) над ФИО5, узнал об этом, получив заключение от 18.03.2022 №96 о невозможности быть опекуном.

Таким образом, требования административного истца о признании незаконным заключения от 18.03.2022 №96 o невозможности гражданина быть опекуном (попечителем); о признании незаконным акта №449 от 04.09.2017 об отобрании детей; возложении обязанность внести изменения в постановление администрации Усть-Камчатского муниципального района от 04.09.2017 №347 «О немедленном отобрании несовершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., находящихся в ситуации угрозы жизни и здоровью»; о признании Рубахина Г.В. освобожденным от обязанностей опекуна (попечителя) в отношении несовершеннолетних ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, c ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворению не подлежит.

Не подлежат также удовлетворению требования административного истца об обязании Управления образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Усть-Кaмчатского муниципального района - МКУ выдать заключение o возможности быть опекуном (попечителем) и вынести решении o назначении его опекуном (попечителем) несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеки и попечительстве", части 1 статьи 35 ГК РФ, части 2 статьи 121 СК РФ, разрешение данного вопроса относится к полномочиям органа в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Рубахина Г.В. к Отделу опеки, попечительства и защиты прав несовершеннолетних Управления образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Усть-Камчатского муниципального района – МКУ, администрации Усть-Камчатского муниципального района о признании незаконными заключения №96 от 18.03.2022 о невозможности гражданина быть опекуном (попечителем), акта №449 от 04.09.2017 об отобрании детей, внесение изменений в постановление №347 от 04.09.2017 о немедленном отобрании несовершеннолетних, признании освобожденным от обязанности опекуна (попечителя), возложении обязанности выдать заключения о возможности быть опекуном (попечителем), возложении обязанности вынесении решение о назначении Рубахина Г.В. опекуном (попечителем) несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суда через Усть-Камчатский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 177 КАС РФ мотивированное решение изготовлено 31 мая 2022 года

Судья Е.С. Пустобаева