ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1340/19 от 26.09.2019 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2А-1340/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2019 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Якубанец Е.Ю., при секретаре Булыгиной Т.И.,

с участием: представителя административного истца ФИО3, действующей по доверенности от 20.12.2018г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО4, МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконными действия по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.08.2019,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО4, МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконными действия по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.08.2019. В обоснование заявления указал, что в адрес ФКУ «ОСК ВВО» поступило постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО4 от 06.08.2019 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с ФКУ «ОСК ВВО». Указанное постановление вынесено по результатам рассмотрения материалов исполнительного производства от 24.06.2019 № 15817/19/27027-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС № 024635206 от 24.10.2018, выданного Кировским районным судом г. Хабаровска по делу № 2-1074/2018. В соответствии с п. 34 Устава ФКУ «ОСК ВВО» финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Таким образом, исходя из Устава ФКУ «ОСК ВВО» не имеет правовых оснований самостоятельно приобретать пожарное имущество и инвентарь для обеспечения воинских частей (организаций). Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, согласно пп. 45, 46 которого Министерство обороны РФ организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженные Сил; организует функционирование и развитие единых систем технического и тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Пунктом 56 Положения регламентировано, что Министерство обороны обеспечивает в Вооруженных Силах учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансового-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил. В соответствии с п. 66 Министерство обороны организует противопожарную защиту и гражданскую (местную) оборону в Вооруженных Силах. Приказом Министра обороны РФ от 05.12.2018 № 695 утверждена Инструкция по обеспечению Вооруженных Сил РФ пожарно-технической продукцией. Данная Инструкция определяет порядок обеспечения в Вооруженных Силах РФ органов военного управления, соединений, воинских частей пожарно-технической продукцией и другим имуществом, который заключается в поставке воинский частям (организациям) довольствующими органами военного управления по установленной номенклатуре пожарно-технической продукции в соответствии с текущей потребностью воинских частей. В соответствии с п. 12 Инструкции сведения о плановой потребности воинских частей в пожарно-технической продукции (за исключением пожарных автомобилей) формируется службами пожарной безопасности штабов материально-технического обеспечения военных округов на основании представленных воинскими частями донесений по обеспечению пожарной безопасности и ведомостей обеспеченности средствами пожаротушения (СПТ) в сроки, установленные Табелем срочных донесений. Пунктом 14 предусмотрено, что для обеспечения потребностей воинских частей в пожарно-технической продукции довольствующие органы управления планируют и проводят закупки пожарно-технической продукции, состоящей на снабжении в Вооруженных Силах РФ, осуществляют с участием СПБ ВС распределение поставляемой и (или) закупаемой пожарно-технической продукции между военными округами. Заключение государственного контракта на поставку пожарной техники и инвентаря возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушение бюджетного законодательства. Таким образом, обеспечение воинских частей пожарно-технической имуществом является процедурой трудоемкой и осуществляется централизованно посредством заключения соответствующих договоров с юридическими лицами, выполняющими поставку пожарной техники и инвентаря. В настоящее время пожарная команда войсковой части 67240 получила следующую пожарно-техническую продукцию: огнетушитель углекислотный ОУ-3 – 38 шт.; огнетушитель порошковый ОП-4 – 43 шт.; рукав напорный пожарный Д-51 мм – 26 шт. В соответствии с приказом заместителя Министра обороны РФ от 2017 года № 1155дсп, рукавами пожарными Д-77 войсковая часть 67240 обеспечена на 100%. Работы по установке автоматических установок пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения включены в план текущего ремонта на 2020 года и будут осуществляться по мере финансирования.

Для полного исполнения решения Кировского районного суда г. Хабаровска от 15.08.2018 в адрес Службы пожарной безопасности Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ была отправлена заявка на дополнительное выделение недостающего ПТП в интересах войсковой части 67240. Доукомплектование войсковой части 67240 недостающей пожарно-технической продукцией будет произведено после поступления на довольствующие склады военного округа в рамках Государственного заказа.

Таким образом, ФКУ «ОСК ВВО» принимает все меры для исполнения решения Кировского районного суда г. Хабаровска по делу № 2-1074/2018 в добровольном порядке, о чем было сообщено судебному приставу-исполнителю. Постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО4 от 06.08.2019 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей поступила в адрес представителя ФКУ «ОСК ВВО» 20.08.2019.

Руководствуясь ст. ст. 36, 218, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч. 1 ст. 21, ст. 47, ст. 122, 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», просит восстановить срок на обжалование Постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.08.2019; признать незаконным действия УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО МОСП по исполнению особых исполнительных производств, судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО4 по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.08.2019 в размере 50 000 рублей; отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от 06.08.2019.

Определение Кировского районного суда г. Хабаровска от 30.08.2019 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что по исполнению решения суда, по которому был выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство, до 12.2018г. предоставлялась отсрочка исполнения. В марте 2019г. ими было подготовлено и направлено донесение на обеспечение пожарной безопасности в/ч 67240, после чего они ждали результатов его рассмотрения. Донесение, в соответствии с приказом Министра обороны РФ №695 от 05.12.2018г. может подаваться один раз в год. В августе 2019г. административный истец обратился с настоящим иском, а также подал заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В судебное заседание представитель административных ответчиков МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, административный ответчик- судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО4 не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, МОСП по ИОИП просил рассмотреть заявление в отсутствие представителя.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика, представителя ответчиков.

Согласно ранее представленному письменному отзыву МОСП по ИОИП просит оставить заявление ФКУ «ОСК ВВО» без рассмотрения по следующим основаниям. 24.06.2019 в межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО возбуждено исполнительное производство № 15817/19/27027-ИП, предмет исполнения: обязать ФКУ «ОСК ВВО» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, обеспечить автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) и автоматическими установками пожаротушения (АУТП) объекты военного городка № 16 войсковой части 67240, расположенные по адресу: Хабаровский край, Амурский район, п. Мылки. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 25.07.2019. Законность вынесения указанного постановления сторонами не обжаловалось. Рассрочка либо отсрочка исполнения требований исполнительного производства должнику не предоставлялась. Согласно ч. 1 ст. 112 Закона, в случаях не исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора. 06.08.2019 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Кроме того, ФКУ «ОСК ВВО» предоставило ответ, в котором содержится информация о рассмотрении требования судебного пристава-исполнителя МО по ОИПНХ УФССП России по Москве ФИО2 о выполнении решения Кировского районного суда г. Хабаровска от 15.08.2018 по делу № 2-1074/2018 по оборудованию системами автоматической пожарной сигнализации, системами пожаротушения объектов войсковой части 67240 (п. Мылки Хабаровский край).

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре не явился, о месте и времени слушания дела извещен, причины неявки суду не сообщил. Суд определил, рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке ст.150 КАС РФ.

На основании исследованных доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах деле, судом установлены следующие обстоятельства.

24.06.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО4 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 15817/19/27027-ИП на основании исполнительного документа исполнительного листа (1) № ФС № 024635206 от 24.10.2018, выданного Кировским районным судом г. Хабаровска по делу № 2-1074/2018 от 18.09.2018, в отношении должника: ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» МО РФ, в пользу взыскателя: Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре. Должнику установлено в пятидневный срок со дня получения копии указанного постановления добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, при этом должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в установленный срок, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, за неисполнение исполнительного документа неимущественного характера.

31.07.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 в адрес должника вынесено требование в срок до 15.08.2019 предоставить документы, подтверждающие исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе Исполнительный лист ФС № 024635206 от 24.10.2018.

Заявлением от 13.08.2019 ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» сообщило судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1, что во исполнение требований от 31.07.2019 о предоставлении документов, подтверждающих исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе направляют в их адрес документы о частичном исполнении решения Кировского районного суда г. Хабаровска от 21.08.2018 по делу № 2-1074/2018. Также сообщают, что ФКУ «ОСК Восточного военного округа» принимает все меры для исполнения решения Кировского районного суда г. Хабаровска от 21.08.2018. в связи с чем, просят в отношении ФКУ «ОСК Восточного военного округа» меры по принудительному исполнению решения суда не применять.

Письмом от 08.07.2019 сообщено, что для исполнения решения Кировского районного суда г. Хабаровска направлено обращение в филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВВО) от 05.07.2019 исх. 66/1/3627 по включению объектов войсковой части 67240 в заявочный план текущего ремонта на 2020 год (по объектам автоматических систем сигнализации и пожаротушения).

Письмом от 02.08.2019 сообщено, что службой пожарной безопасности штаба (материально-технического обеспечения) Восточного военного округа выписан наряд № 48/СПБ/53 от 01.03.2019 на выдачу: огнетушитель углекислотный ОУ-3 – 38 шт., огнетушитель порошковый ОП-4 (з) – 43 шт., рукав напорный пожарный – 26 шт. Работы по установке автоматических установок пожарной сигнализацией (АУПС) и автоматическими установками пожаротушения включены в план текущего ремонта на 2020 год и будут осуществлены по мере финансирования. Доукомплектование войсковой части 67240 недостающей ПТП рукавонавязочные устройства – 1 шт., всасывающие пожарные рукава 75 мм дл. 4 м – 2 шт., ствол ручной пожарный РС-70 – 1 шт., стволы пожарные воздушно-пенные – 2 шт., стволы пожарные лафетные переносные – 1 шт., стволы стационарные – 1 шт., пеногенератор ГПС-600 – 1 шт., гидроэлеватор Г-600 – 1 шт., колонки пожарные – 3 шт., рукавные головки ГР-50 – 12 шт. будет произведено после поступления на довольствующие склады военного округа в рамках Государственного заказа.

Письмом от 04.03.2019 сообщено, что службой пожарной безопасности штаба (материально-технического обеспечения) Восточного военного округа выписан наряд № 48/СПБ/53 от 01.03.2019 – рукав пожарный напорный Д-51 мм – 26 скат., пенообразователь – 3т., огнетушитель порошковый ОП-4 (з) – 43 шт., огнетушитель углекислотный ОУ-3 – 38 шт.. Согласно сведениям по обеспеченности ПТП, представленным донесением по форме 1/ОПБ в соответствии с приказом заместителя Министра обороны России от 2017 года № 1155дсп. Рукавами пожарными напорными Д-77 мм войсковая часть 67240 обеспечена на 100%. Доукомплектование войсковой части 67240 недостающей ПТП (напорный пожарный рукав 66мм, всасывающие пожарные рукава 125мм, 75 мм, стволы пожарные РС-70, воздушно-пенные и пр.) будет произведено после поступления на довольствующие склады военного округа в рамках Государственного заказа.

06.08.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО4 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, в связи с не исполнением должником ФКУ «ОСК ВВО» исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Постановлено взыскать с должника ФКУ «ОСК ВВО» исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д.36).

Копия постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.08.2019 получена ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» 20.08.2019, что подтверждается отметкой секретариата военного совета ВВО (л.д.10).

В соответствии со ст. 122 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

В соответствии с ч. 1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Как установлено судом, копия постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.08.2019 получена ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» 20.08.2019, с настоящим иском в Кировский районный суд г. Хабаровска ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обратилось 29.08.2019.

При таких обстоятельствах, суд находит причину пропуска срока для обжалования уважительной и считает возможным восстановить ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» процессуальный срок на обжалование действий судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО4 по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а также отмене постановления о взыскании исполнительского сбора.

Согласно ст. 218, ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частями 1, 11, 12, 17 статьи 30 Федерального закона от 2.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В силу частей 1-3, 6, 7 статьи 112 вышеуказанного Федерального закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства". Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Вместе с тем, согласно ч.6, 7, 8, 10 ст.112 «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены: постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В пунктах 74, 75 Постановления от 17 ноября 2015г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Пленум Верховного Суда России разъяснил, что суд вправе с учётом степени вины должника в не исполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечёт за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается изменённым соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве). При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств, для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, если должник не принимал все меры с целью надлежащего исполнения этих требований.

Оценивая установленные обстоятельства с учетом исследованных доказательств, суд считает, что должник принимает все меры для исполнения решения суда, действуя в рамках предоставленных ему полномочий. Решение должником исполняется частично по объективным причинам – по мере поступления ПТП на довольствующие склады военного округа в рамках Государственного контракта.

Согласно представленных в материалы дела документов, документы о частичном исполнении решения суда, а также о принятии мер по исполнению решения суда, должник также предоставлял судебному приставу-исполнителю.

Вместе с тем, согласно ч.6, 7, 8, 10 ст.112 «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены: постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Приведенные административным истцом доводы в обоснование для признания действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора незаконными, таковыми не являются. Обстоятельства, по которым на ФКУ «ОСК ВВО» возложена обязанность по обеспечению войсковой части необходимым пожарно-техническим имуществом, были предметом рассмотрения гражданского спора. Решение суда вступило в законную силу, и на основании ч.2 ст.13 ГПК РФ подлежит обязательному исполнению.

Приводя доводы относительно невозможности исполнения решения по причине отсутствия финансирования из федерального бюджета, а также отсутствия полномочий по исполнению решения, административным истцом в рамках данного административного дела фактически оспаривается вступившее в законную силу решение суда.

Ссылки административного истца на то, что ими в адрес ФГКУ «ВРУПО» Минобороны России было 04.03.2019г. направлено письмо с донесением 1/ОПБ, не может являться основанием к удовлетворению заявленных требований. Каких-либо мер по исполнению решения суда, административным истцом в течение длительного периода времени не принималось.

За предоставлением отсрочки, по истечению ранее предоставленной отсрочки и до августа 2019г., административный истец в суд не обращался.

Также, не являются основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора доводы административного истца о финансировании из федерального бюджета.

Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ регламентирован порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.

Таким образом, ФКУ «ОСК ВВО» не представлено достаточных доказательств невозможности исполнения решения суда, в связи с чем, судебным приставом –исполнителем 05.06.2017г. обоснованно и законно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника.

Оценивая представленные доказательства, степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, учитывая принимаемые меры по исполнению решения суда, имущественное положение должника, являющегося казенным учреждением, суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера исполнительского сбора, подлежащего взысканию, при отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 186, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО4, МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконными действия по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.08.2019, отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, отказать.

Изменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО4 от 06 августа 2019 года по исполнительному производству №15817/19/27002-ИП от 24.06.2019 в отношении должника ФКУ «ОСК ВВО».

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО4 от 06 августа 2019 года по исполнительному производству №15817/19/27002-ИП от 24.06.2019 в отношении должника ФКУ «ОСК ВВО», до 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26.09.2019 года.

Судья: /Подпись/

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна, Судья: Якубанец Е.Ю.

Оригинал решения находится в материалах дела №2А-1340/2019 в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь: Булыгина Т.И.