ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1341/18 от 09.11.2018 Привокзального районного суда г.Тулы (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Кулешова А.В.,

при секретаре Дергачевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы административное дело № 2а-1341/18 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Автономной некоммерческой организации «пропаганда здорового образа жизни «Азбука натурального и здорового питания» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции РФ по Тульской области обратилось в суд с административным иском к Автономной некоммерческой организации «пропаганда здорового образа жизни «Азбука натурального и здорового питания» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указало, что указанная Организация зарегистрирована дата года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области ОГРН *. Адрес местонахождения организации – <адрес>. Лицо, имеющее право действовать без доверенности- Директор- ФИО6.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области установлено, что организацией нарушены нормы законодательства Российской Федерации, а именно ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: организация не представила в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности и сведения о персональном составе руководящих органов (форма №ОН0001), а отчет о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма №ОН0002), предусмотренные п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пп. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», либо информацию, предусмотренную п.3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за дата год.

В этой связи ранее в адрес Организации было внесено предупреждение от дата года №*, об устранении выявленного нарушения.

Вместе с тем, Организация не предоставила в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности и информацию, предусмотренную п.3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за дата год.

Таким образом, ответчиком нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного административный истец, просит суд Автономную некоммерческую организацию «Пропаганда здорового образа жизни «Азбука натурального и здорового питания» ликвидировать и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель Административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области в судебное заседание не явился, представил заявление в котором просил рассмотреть дело в своё отсутствие, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик Автономная некоммерческая организация «Пропаганда здорового образа жизни «Азбука натурального и здорового питания» явку представителя в судебное заседание не обеспечил. О времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Учитывая, что указанный в административном исковом заявлении адрес является согласно требованиям ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации местом нахождения ответчика - юридического лица, которое должно было обеспечивать получение направленной в его адрес корреспонденции по юридическому адресу, а реализация участниками процесса своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц, суд согласно ч.4 ст. 263 КАС РФ рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией некоммерческих организаций, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О некоммерческих организациях", который в статье 2 называет некоммерческий фонд как одну из организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.

В силу пункта 3 статьи 32 названного Федерального закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313 Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.

Подпунктом а пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.03 N 14-П по делу "О проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК РФ, статьи 31 НК РФ и статьи 14 АПК РФ в связи с жалобами гражданина А.Б.Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

По смыслу пункта 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года N212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №10 по Тульской области Автономная некоммерческая организация «Пропаганда здорового образа жизни «Азбука натурального и здорового питания» зарегистрирована дата года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области ОГРН *. Адрес местонахождения организации – <адрес>. Лицо, имеющее право действовать без доверенности - Директор- ФИО6.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение положений статьи п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Автономная некоммерческая организация «Пропаганда здорового образа жизни «Азбука натурального и здорового питания» неоднократно не представляет в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности и сведения о персональном составе руководящих органов (форма № ОН0001), а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма № ОН0002).

В этой связи ранее в адрес Организации было внесено предупреждение от дата года №*, об устранении выявленного нарушения. Однако до настоящего времени данное нарушение не устранено.

Предупреждение обжаловано не было. Суд вынесенное предупреждение об устранении нарушений закона считает обоснованным.

Указанное предупреждение (представления) считается доставленным объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты "в", "в.1" пункта 1 статьи 5, подпункт "и" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Таким образом, суд считает доставленными адресату вынесенное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области в адрес Автономной некоммерческой организации «Пропаганда здорового образа жизни «Азбука натурального и здорового питания»» предупреждения, направленные по юридическому адресу Организации.

Организация не предоставила в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности и информацию, предусмотренную п.3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за дата год.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы административного истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", нашли подтверждение при рассмотрении дела, административным ответчиком оспорены и опровергнуты не были, допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 указанного Федерального закона могут служить основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный систематический характер на протяжении длительного период времени, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Пропаганда здорового образа жизни «Азбука натурального и здорового питания» и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180КАС РФ, суд

р е ш и л:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области к Автономной некоммерческой организации «Пропаганда здорового образа жизни «Азбука натурального и здорового питания» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Пропаганда здорового образа жизни «Азбука натурального и здорового питания», зарегистрированную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №10 по Тульской области дата года, основной государственный регистрационный номер ОГРН *

Исключить Автономную некоммерческую организацию «Пропаганда здорового образа жизни «Азбука натурального и здорового питания» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд города Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.

Председательствующий