№ 2а-13412017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ступино Московской области 23 июня 2017 года
Ступинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Середенко С.И., при секретаре Сорокиной А.И., с участием представителя административных истцов ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, представителя заинтересованного лица ГУ архитектуры и градостроительства Московской области по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5 к Администрации Ступинского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконным отказ № от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении категории земельному участку, об обязании присвоить земельному участку категорию «земли сельскохозяйственного назначения»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4, ФИО5 обратились в суд с административным исковым заявление к Администрации Ступинского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района <адрес> о признании незаконным отказ № от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении категории земельному участку, об обязании присвоить земельному участку категорию «земли сельскохозяйственного назначения», указывая на то, что являются наследниками умершего ДД.ММ.ГГГГФИО6, которому принадлежал земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м за номером <данные изъяты> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Ступинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок включено в состав наследственного имущества ФИО7 и за административными истцами признано право собственности на данный земельный участок.
Решением Ступинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы данного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в администрацию Ступинского муниципального района Московской области с заявлением о присвоении земельному участку категории –земли сельскохозяйственного назначения. ДД.ММ.ГГГГ администрация Ступинского муниципального района Московской области в лице Комитета по управлению имуществом отказала в присвоении исправшиваемой категории, указав, что не представляется возможным положительно рассмотреть обращение, так как расположение земельного участка не соответствует проекту планировки и застройки СНТ «Стекло», а равно имеется пересечение границ с земельным участком КН № и КН №. Считаю отказ незаконным, надуманным и ущемляющих гражданские права собственников.
Представитель административных истцов ФИО4, ФИО5 по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы административного искового заявления, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Ступинского муниципального района Московской области по доверенности ФИО2 в удовлетворении административного иска просил отказать, так как отказ основан на информации Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области.
Представитель заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области по доверенности ФИО3 пояснил, что в выводах заключения указано, что Планируемая категория «Земли сельскохозяйственного назначения» соответствует утвержденным документам. Вывод не отрицательный. Границы земельного участка установлены решением Ступинского городского суда, спор по границам отсутствует. Рекомендации носили рекомендательный характер.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, полагает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии со ст. 14 ФЗ РФ № 172 от 21.12.2004г. "О переводе земель земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. В случае, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В соответствии со ст. 3 того же Закона, ходатайство о присвоении категории земель направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо или к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Постановлением администрации Ступинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п утверждён Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования».
Согласно п. 8.1. Административного регламента, срок предоставления государственной услуги не превышает 35 (тридцати пяти) дней с даты регистрации заявления заявителя о предоставлении государственной услуги в администрации Ступинского муниципального района
Как следует из материалов административного дела, ФИО4, ФИО5 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. за номером № расположенный в <адрес> на основании решения Ступинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).
Решением Ступинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы данного земельного участка (л.д.<данные изъяты>) и он поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №. Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости – сведения об основных характеристиках объекта недвижимости - земельного участка усматривается, что категория земель и вид разрешенного использования указанному выше участку не установлены.
Администрацией Ступинского муниципального района в лице Комитета по управлению имуществом ФИО5, ФИО4 отказано в присвоении земельному участку с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> к категории «Земли сельскохозяйственного назначения», т.к. расположение земельного участка не соответствует проекту планировки и застройки коллективного сада «Стекло» и имеет пересечение с земельными участками № и № (л.д<данные изъяты>).
Данный отказ не основан на требованиях законодательства Российской Федерации. Документы поданы надлежащими лицами, форма и содержание документов соответствовали требованиям закона. Согласно выводам Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области об отнесении земельного участка к категории земель –Планируемая категория «земли сельскохозяйственного назначения» соответствует утвержденным документам. Вся остальная информация и рекомендации носят рекомендательный характер (л.д. <данные изъяты>). Кроме того, границы земельного участка административных истцов установлены решением Ступинского городского суда, земельный участок поставлен на кадастровый учет, что невозможно было бы сделать при пересечении границ данного земельного участка с границами других земельных участков. Данный земельный участок расположен на территории СНТ «Стекло».
Согласно ЗК РФ земельные участки, категория (целевое назначение) которых не определена, не могут быть допущены в оборот. В отсутствие указания на категорию земли обязательна процедура "отнесения земельного участка к одной из категорий", предусмотренная переходными положениями Закона о переводе земель.
Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определено, что отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Согласно пункту 69 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42, если в ГКН отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.
При указанных обстоятельствах ответ административного ответчика является незаконным, не основан на нормах действующего земельного законодательства РФ, нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем – в качестве способа восстановления прав и законных интересов на ответчика надлежит возложить обязанность рассмотреть присвоить земельному участку административных истцов категорию.
Суд считает, что административное исковое заявление обосновано и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области от № от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении категории земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Ступинского муниципального района Московской области присвоить земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> категорию в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Середенко С.И.
В мотивированном виде решение изготовлено 23 июня 2017 года.
Судья : Середенко С.И.