ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1342/2017 от 09.06.2017 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-1342/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июня 2017 года г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Войтовича В.В.,

при секретаре Красноперовой О.В.,

с участием административного истца - Соколова М.Е., его представителя - Закирова И.Ш., представителя административного ответчика - Администрации города Воткинска - Паклина М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соколова М.Е. к Администрации города Воткинска о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга, обязании не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме митинга,

установил:

Соколов М.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением
к Администрации города Воткинска, в котором просит: признать незаконным решение административного ответчика об отказе в согласовании Соколову М.Е. публичного мероприятия в форме митинга в сквере на <*****> 12 июня 2017 года с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин.
с предполагаемым количеством участников до 400 человек; обязать административного ответчика не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме митинга в сквере на улице Волгоградская г. Воткинска
12 июня 2017 года с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. с предполагаемым количеством участников до 400 человек.

Требования мотивированы тем, что административным истцом 29 мая 2017 года административному ответчику подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга (в иске истцом ошибочно указано мероприятие в виде пикетирования) в сквере на <*****> 12 июня 2017 года с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин.
с предполагаемым количеством участников до 400 человек. 5 июня 2017 года административный ответчик подготовил письмо №***, в котором фактически отказал в согласовании публичного мероприятия, предложив как альтернативу специально отведенное место на <*****>,
не смотря на то, что уже предложил провести там публичное мероприятие другому организатору митинга Закирову И.Ш. По мнению административного истца, о фактическом отказе в согласовании свидетельствует указание на то,
что в сквере на <*****> будет проводиться другое мероприятие
с иными целями, отличными от поданного в уведомлении от 29 мая 2017 года, данный отказ, по мнению административного истца, нарушает его права
на проведение публичного мероприятия в форме митинга. По мнению административного истца у административного ответчика не имелось оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19 июня
2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях
и пикетированиях» (далее по тексту - Федеральный закон № 54-ФЗ) для отказа
в согласовании проведения митинга.

В судебном заседании административный истец - Соколов М.Е. просил суд удовлетворить административный иск по основаниям, в нем изложенным. Суду пояснил о том, что Администрация города Воткинска
в своем ответе от 5 июня 2017 года №*** предложила провести ему митинг
на пустыре <*****>, однако, по его мнению Администрация города Воткинска не имела права предлагать ему проведение митинга в этом месте, так как оно ранее предоставлено другому организатору митинга - Закирову И.Ш. Проводить митинг вместе с Закировым И.Ш. не желает,
так как хочет, чтобы митинги были в разных частях города Воткинска. Также пояснил, что администрация не предложила ему в своем ответе от 5 июня
2017 года №*** иное время для проведения 12 июня 2017 года митинга
на пустыре на <*****>, отличное от заявленного времени проведения митинга другим организатором митинга - Закировым И.Ш.

Представитель административного истца - Соколова М.Е. - Закиров И.Ш. просил суд удовлетворить административный иск по основаниям, в нем изложенным. Дополнительно суду пояснил о том, что Администрация города Воткинска, не смотря на то, что Соколов Е.М. 29 мая 2017 года подал уведомление о проведении митинга в сквере на <*****> 12 июня 2017 года с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин.
с предполагаемым количеством участников до 400 человек, на официальном сайте Муниципального образования «Город Воткинск» разместила 5 июня
2017 года информацию о проведении развлекательных мероприятий,
в частности в заявленное время с 12:00 час. до 14:00 час., - семейной развлекательной программы «Мы живем в России».

Представитель административного ответчика - Администрации города Воткинска - Паклин М.Ю. просил суд оставить административный иск
без удовлетворения, пояснив суду о том, что оспариваемое решение соответствует Федеральному закону № 54-ФЗ, не нарушает права, свободы
и законные интересы административного истца. Также пояснил о том,
что 12 июня 2017 года в сквере на <*****> будут
в течение дня организованы развлекательные мероприятия в рамках празднования государственного праздника Российской Федерации - Дня России, в том числе в заявленное время с 12:00 час. до 14:00 час. будет проводиться семейная развлекательная программа «Мы живем в России», проведение данной программы запланировано Администрацией города Воткинска еще в декабре 2016 года, в дальнейшем на официальном сайте Муниципального образования «Город Воткинск» в сети «Интернет» 5 июня 2017 года размещено соответствующее объявление.

Заслушав объяснения указанных выше лиц, исследовав материалы административного дела, суд установил.

29 мая 2017 года в 01:33 час. Соколов М.Е. посредством электронной почты направил в Администрацию города Воткинска уведомление
о проведении публичного мероприятия в сквере на <*****> 12 июня 2017 года с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин.,
цель публичного мероприятия - «Создание атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции (Требуем ответов)».

Данное уведомление получено Администрацией города Воткинска 29 мая 2017 года в 09:10 час.

На это уведомление от 29 мая 2017 года, направленное по электронной почте, 31 мая 2017 года Администрацией города Воткинска Соколову М.Е. дан ответ о том, что при оформлении уведомления им нарушены требования ч. 4
ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ (отсутствуют подписи), предложено устранить несоответствие указанных в уведомлении условий проведения публичного мероприятия.

Ответ получен Соколовым М.Е. 1 июня 2017 года.

29 мая 2017 года Соколов М.Е. подал главе муниципального образования «Город Воткинск» уведомление о проведении публичного мероприятия митинга в сквере <*****> 12 июня 2017 года с 12 час.
00 мин. до 14 час. 00 мин., цель публичного мероприятия - «Создание атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции (Требуем ответов)».

Данное уведомление получено Администрацией города Воткинска
29 мая 2017 года в 08:30 час.

На это уведомление от 29 мая 2017 года Администрацией города Воткинска 31 мая 2017 года Соколову М.Е. дан ответ № 3419 о том,
что уведомление не содержит информацию, указанную в п. 8 ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ, предложено устранить несоответствие указанных в уведомлении условий проведения публичного мероприятия.

Ответ получен Соколовым М.Е. 1 июня 2017 года.

1 июня 2017 года Соколов М.Е. подал главе муниципального образования «Город Воткинск» дополнение к уведомлению от 29 мая 2017 года о проведении митинга в сквере на <*****> 12 июня 2017 года
с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., указаны уполномоченные организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции
по организации и проведению публичного мероприятия.

Данное дополнение к уведомлению получено Администрацией города Воткинска 1 июня 2017 года в 10:05 час.

На это дополнение к уведомлению от 29 мая 2017 года, 2 июня 2017 года Администрацией города Воткинска Соколову М.Е. дан ответ №*** о том,
что в это же время 1 июня 2017 года Администрацией города Воткинска получены дополнение к уведомлению от Закирова Р.Ш. о проведении митинга на <*****> с участием 400 человек с 12:00 час.
до 14:00 час. 12 июня 2017 года и дополнение к уведомлению Великоконя Р.В.
о проведении митинга в сквере <*****> с участием
400 человек с 12:00 час. до 14:00 час., что Соколов М.Е. является одновременно организатором публичного мероприятия и лицом, уполномоченным
на организацию и проведение еще двух публичных мероприятий в разных местах города Воткинска в одно и то же время, указанные обстоятельства ведут в нарушению пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 7.1, 8, 11 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ.

Ответ получен Соколовым М.Е. 2 июня 2017 года.

2 июня 2017 года Соколов М.Е. подал главе муниципального образования «Город Воткинск» дополнение к уведомлению от 29 мая 2017 года
о проведении митинга в сквере на <*****> 12 июня
2017 года с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., указаны уполномоченные организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, оргкомитет, ответственный за проведение митинга Соколов М.Е.

Данное дополнение к уведомлению получено Администрацией города Воткинска 2 июня 2017 года в 15:05 час.

5 июня 2017 года Администрацией города Воткинска Соколову М.Е.
дан ответ №*** на дополнение к уведомлению от 29 мая 2017 года
об организации митинга в сквере на <*****> 12 июня 2017 года, полученное 2 июня 2017 года в 15:05 час., о том, что 12 июня
2017 года в рамках празднования государственного праздника Российской Федерации - Дня России в сквере на <*****> в течение дня
для жителей микрорайона будут организованы развлекательные мероприятия,
в частности в заявленное время с 12:00 час. до 14:00 час. будет проводиться семейная развлекательная программа «Мы живем в России», в связи с чем, Соколову М.Е. предложено изменить место проведения публичного мероприятия на специально отведенное место для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественного характера
на <*****>.

6 июня 2017 года административный истец подал в суд указанный выше административный иск об оспаривании решения административного ответчика от 5 июня 2017 года № 3533, то есть в срок, установленный положениями норм ч. 4 ст. 219 КАС РФ.

29 мая 2017 года Закиров И.Ш. подал главе муниципального образования «Город Воткинск» уведомление о проведении публичного мероприятия митинга на Центральной площади г. Воткинска (площадь павших борцов за Революцию) 12 июня 2017 года с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., цель публичного мероприятия - «Создание атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции (Требуем ответов)».

Данное уведомление получено Администрацией города Воткинска
29 мая 2017 года в 08:30 час.

На данное уведомление от 29 мая 2017 года Администрацией города Воткинска 31 мая 2017 года Закирову И.Ш. дан ответ №*** о том,
что уведомление не содержит информацию, указанную в п. 8 ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ, предложено устранить несоответствие указанных в уведомлении условий проведения публичного мероприятия.

Ответ получен Закировым И.Ш. 1 июня 2017 года.

1 июня 2017 года Закиров И.Ш. подал главе муниципального образования «Город Воткинск» дополнение к уведомлению от 29 мая 2017 года о проведении митинга в сквере на <*****> 12 июня 2017 года
с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., указаны уполномоченные организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции
по организации и проведению публичного мероприятия, оргкомитет, ответственный за проведение митинга Закиров И.Ш.

Данное дополнение к уведомлению получено Администрацией города Воткинска 1 июня 2017 года в 10:05 час.

На данное дополнение к уведомлению от 29 мая 2017 года, Администрацией города Воткинска 2 июня 2017 года Закирову И.Ш. дан ответ №*** о том, что в это же время 1 июня 2017 года Администрацией города Воткинска получены дополнение к уведомлению от Великоконя Р.В.
о проведении митинга в сквере <*****> с участием
400 человек с 12:00 час. до 14:00 час. 12 июня 2017 года и дополнение
к уведомлению Соколова М.Е. о проведении митинга в сквере
на <*****> с участием 400 человек с 12:00 час.
до 14:00 час., что Закиров И.Ш. является одновременно организатором публичного мероприятия и лицом, уполномоченным на организацию
и проведение еще двух публичных мероприятий в разных местах города Воткинска в одно и то же время, указанные обстоятельства ведут в нарушению пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 7.1, 8, 11 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ.

Ответ получен Закировым И.Ш. 2 июня 2017 года.

2 июня 2017 года Закиров И.Ш. подал главе муниципального образования «Город Воткинск» дополнение к уведомлению от 29 мая 2017 года о проведении митинга в сквере на <*****> 12 июня 2017 года
с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., указаны уполномоченные организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции
по организации и проведению публичного мероприятия, оргкомитет, ответственный за проведение митинга Закиров И.Ш.

Данное дополнение к уведомлению получено Администрацией города Воткинска 2 июня 2017 года в 15:00 час.

5 июня 2017 года Администрацией города Воткинска Закирову И.Ш. дан ответ №*** на дополнение к уведомлению от 29 мая 2017 года об организации митинга на <*****> 12 июня 2017 года, полученное 2 июня 2017 года в 15 час. 00 мин., о том, что 12 июня 2017 года в рамках празднования государственного праздника Российской Федерации - Дня России, 85-летия образования ФГКУ «Специальное управление ФПС № 80 МЧС России» и 70-летия создания специальной пожарной охраны МЧС России
на Центральной площади в течение дня для жителей города будет открыта выставка пожарной техники, время работы выставки, включая установку
и демонтаж техники, составит 12 часов, в связи с чем, Закирову И.Ш. предложено изменить место проведения публичного мероприятия
на специально отведенное место для массового присутствия граждан
для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественного характера на ул. Красноармейской.

7 июня 2017 года Закиров И.Ш. направил главе муниципального образования «Город Воткинск» дополнение к уведомлению от 29 мая 2017 года о проведении митинга в сквере на Центральной площади г. Воткинска 12 июня 2017 года с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., в части замены и согласования проведения публичного мероприятия в форме митинга на улице Красноармейская.

Данное дополнение к уведомлению получено Администрацией города Воткинска 7 июня 2017 года.

8 июня 2017 года Администрацией города Воткинска Закирову И.Ш. дан ответ №*** на дополнение к уведомлению от 29 мая 2017 года о приеме предложения Администрации города Воткинска на проведение публичного мероприятия в форме митинга на специально отведенном месте на <*****> 12 июня 2017 года, что Администрацией города Воткинска дано поручение муниципальному унитарному предприятию «Благоустройство» о проведении уборки на специально отведенном месте
для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественного характера на улице Красноармейской.

Согласно Плану мероприятий Управления культуры, спорта
и молодежной политики Администрации г. Воткинска на 1 полугодие 2017 года, утвержденного 23 декабря 2016 года заместителем главы Администрации
г. Воткинска по социальным вопросам на июнь 2017 года запланировано мероприятие - семейная развлекательная программа «Мы живем в России»
на площадке на <*****>.

16 января 2017 года данный план мероприятий размещен в сети «Интернет» на официальном сайте Муниципального образования Город Воткинск, что подтверждается выкопировкой с соответствующей страницы сайта.

Согласно информации с официального сайта Муниципального образования Город Воткинск, на данном сайте размещено объявление о том,
что 12 июня 2017 года горожан приглашают стать участниками нескольких мероприятий, посвященных Дню России, в частности с 12:00 час. до 14:00 час. на площадке напротив <*****> для детей
и родителей будет организована семейная развлекательная программа
«Мы живем в России».

В справке Управления Архитектуры и градостроительства Администрации города Воткинска от 8 июня 2017 года № 01-202а дана характеристика площадки, указной в Приложении к Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2012 года № 619
как специально отведенное или приспособленное место для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных
проблем преимущественно общественно-политического характера «<*****>.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются представленными доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными
или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают,
что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом № 54-ФЗ, ст. 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами
и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов
и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Не могут быть организатором публичного мероприятия: 1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы
по приговору суда; 1.1) лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся
к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 - 20.3, 20.18, 20.29 КоАП РФ,
в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Согласно паспорту Соколова М.Е., он является гражданином Российской Федерации, <дата>, сведений о привлечении его к административной ответственности, о наличии неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка, суду не предоставлено.

Таким образом, административный истец - Соколов М.Е. правомерно обратился в Администрацию города Воткинска с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Одной из процедур, согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий
на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности
и правопорядка.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания
и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. 1, п. 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ).

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его,
если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ в уведомлении
о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация
об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции
по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление
о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 Федерального закона № 54-ФЗ, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Данные требования к уведомлению о проведении публичного мероприятия соблюдены Соколовым М.Е. с только учетом подачи дополнений
к уведомлению от 29 мая 2017 года

Согласно ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ (ч. 1): публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами; (п. 1.1): органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также
для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек; (п. 2.1): после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 1.1 данной статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только
при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 12 Федерального закона
№ 54-ФЗ.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении
в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается
(ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ).

29 мая 2017 года в 01:33 час. Соколов М.Е. посредством электронной почты подал в Администрацию города Воткинска уведомление о проведении публичного мероприятия в сквере на ул. Волгоградской г. Воткинска 12 июня 2017 года с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин.

Данное уведомление получено Администрацией города Воткинска 29 мая 2017 года. На данное уведомление 31 мая 2017 года Администрацией города Воткинска Соколову М.Е. в надлежащий срок дан ответ о том,
что при оформлении уведомления нарушена ч. 4 ст. 7 Федерального закона (отсутствуют подписи).

29 мая 2017 года Соколов М.Е. подал главе муниципального образования «Город Воткинск» уведомление о проведении публичного мероприятия митинга в сквере <*****> 12 июня 2017 года с 12 час.
00 мин. до 14 час. 00 мин.

На данное уведомление 31 мая 2017 года Администрацией города Воткинска Соколову М.Е. в надлежащий срок дан ответ №*** о том,
что уведомление не содержит информацию, указанную в п. 8 ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ.

2 июня 2017 года Соколов М.Е. подал главе муниципального образования «Город Воткинск» дополнение к уведомлению от 29 мая 2017 года о проведении митинга в сквере <*****> 12 июня 2017 года
с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин.

На данное дополнение к уведомлению от 29 мая 2017 года Администрацией города Воткинска 2 июня 2017 года Соколову М.Е. также
в надлежащий срок дан ответ №*** о нарушении пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 7.1, 8, 11 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ.

2 июня 2017 года Соколов М.Е. подал главе муниципального образования «Город Воткинск» дополнение к уведомлению от 29 мая 2017 года о проведении митинга в сквере на <*****> 12 июня 2017 года
с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин.

5 июня 2017 года Администрацией города Воткинска Соколову М.Е.
в надлежащий срок дан ответ №*** о том, что 12 июня 2017 года в рамках празднования государственного праздника Российской Федерации - Дня России в сквере <*****> в течение дня для жителей микрорайона будут организованы развлекательные мероприятия, в частности в заявленное время
с 12:00 час. до 14:00 час. будет проводиться семейная развлекательная программа «Мы живем в России», в связи с чем, Соколову М.Е. предложено изменить место проведения публичного мероприятия на специально отведенное место для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественного характера на <*****>.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2012 года № 619 утверждены единые специально отведенные
или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также
для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, в котором определены места для проведения таких публичных мероприятий в МО «Город Воткинск», среди которых указан: пустырь по <*****>.

Данный документ находится в свободном доступе в сети «Интернет», соответственно ничего не препятствует гражданам для ознакомления с ним.

Проанализировав предложенное в письме от 5 июня 2017 года №*** Администрацией города Воткинска Соколову М.Е. альтернативное место
для проведения митинга на <*****>, с учетом конкретизации данного места в Постановлении Правительства Удмуртской Республики
от 28 декабря 2012 года № 619 (пустырь на ул. Красноармейской),
которое в свободном доступе, суд пришел к выводу о том, что Администрацией города Воткинска выполнены требования п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона
№ 54-ФЗ, в том числе и в части предложения Соколову М.Е. места проведения митинга.

Данное обстоятельство административным истцом в суде
не оспаривалось.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации
№ 484-О-П от 2 апреля 2009 года указано, что использование в ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ таких понятий как «мотивированное предложение» и «согласование» не свидетельствует о неопределенности
его содержания. По его смыслу, орган публичной власти не может запретить
(не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало
бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

Из смысла указанных выше норм следует, что закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу государственной власти
при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.

Оспариваемый административным истцом ответ Администрации города Воткинска от 5 июня 2017 года №***, содержащий предложение
Соколову Е.М. изменить место проведения публичного мероприятия
в указанные в уведомлении дату и время на специально отведенное место
для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественного характера на <*****>, не является запретом на проведение публичного мероприятия (митинга), а предложением без изменения даты
и времени проведения перенести место его проведения в иное традиционное место для проведения публичных мероприятий, утвержденное Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2012 года № 619.

Указанные выше уведомление и дополнения к нему заявителя (административного истца) рассмотрены Администрацией города Воткинска
и решение принято в установленные сроки, содержит обоснование невозможности проведения мероприятия в указанном организатором месте
и мотивированное предложение по изменению места проведения публичного мероприятия.

Администрацией города Воткинска организатору публичного мероприятия Соколову М.Е. предложен вариант, позволяющий реализовать его цели, включая свободное формирование, выражение и выдвижение участниками публичного мероприятия своих мнений и требований по вопросам политической жизни, и их доведение до соответствующих адресатов, доказательств обратного административным истцом не представлено.

Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только
в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое
в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии
с Федеральным законом № 54-ФЗ или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Судом установлено, что Администрацией города Воткинска
не принималось решение об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия на основании ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ,
как ошибочно полагает административный истец, поскольку оспариваемое решение принято на основании п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ,
не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, отвечает требованиям законодательства, право административного истца
на проведение митинга не нарушено.

Согласно п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ при определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц.

В ответе от 5 июня 2017 года №*** Администрации города Воткинска Соколову М.Е. на дополнение к уведомлению от 29 мая 2017 года
об организации митинга сообщается о том, что 12 июня 2017 года в рамках празднования государственного праздника Российской Федерации - Дня России в сквере <*****> в течение дня для жителей микрорайона будут организованы развлекательные мероприятия, в частности в заявленное время
с 12:00 час. до 14:00 час. будет проводиться семейная развлекательная программа «Мы живем в России», в связи с чем, Соколову М.Е.
и было предложено изменить место проведения публичного мероприятия
на другое специально отведенное место для массового присутствия граждан
для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественного характера на <*****>.

Факт проведения в течения дня 12 июня 2017 года в рамках празднования государственного праздника Российской Федерации - Дня России в сквере
на <*****> развлекательных мероприятий, в том числе проведение
с 12:00 час. до 14:00 час. семейной развлекательной программы «Мы живем
в России» подтверждается Планом мероприятий Управления культуры, спорта
и молодежной политики Администрации г. Воткинска на 1 полугодие 2017 года, утвержденным 23 декабря 2016 года заместителем главы Администрации
г. Воткинска по социальным вопросам, объявлением, содержащимся в сети «Интернет» на официальном сайте Муниципального образования Город Воткинск, ответом Администрации город Воткинск от 5 июня 2017 года
№***.

Согласно п. 1.2. ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ учитываются цели проведения мероприятий и время их назначения к проведению.

Учитывая, что целью проведения митинга, организуемого административным истцом, является «Создание атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции (Требуем ответов)», а на данном месте в течение дня в рамках празднования государственного праздника Российской Федерации - Дня России для жителей микрорайона будут организованы развлекательные мероприятия, в частности в заявленное время с 12:00 час. до 14:00 час. будет проводиться семейная развлекательная программа «Мы живем в России», которые явно различны по целям и по характеру мероприятия, Администрацией города Воткинска правомерно предложено административному истцу изменить место проведения публичного мероприятия на специально отведенное место
для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественного характера на ул. Красноармейской.

Довод административного истца о том, что предложенное место уже занято Закировым И.Ш., не является основанием для признания ответа Администрации города Воткинска незаконным, так как, согласно уведомлениям о проведении публичного мероприятия митинга 12 июня 2017 года с 12 час.
00 мин. до 14 час. 00 мин., как у Закирова И.Ш., так как и у административного истца - Соколова М.Е. указана цель - «Создание атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции (Требуем ответов)», тема и название мероприятия
у них совпадают, что не препятствует проведению данных мероприятий совместно в одном месте и в одно время.

Доказательств обратного административным истцом суду
не предоставлено.

При этом, суд обращает внимание на то, что на момент (5 июня 2017 года) дачи Соколову М.Е. и Закирову И.Ш. (№*** соответственно) мотивированных предложений об изменении места проведения митинга
на специально отведенное место для массового присутствия граждан
для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественного характера на <*****>, данное место занято другим организатором митинга еще быть не могло, поскольку согласование изменения места проведения митинга осуществлено Администрацией города Воткинска 8 июня 2017 года (№***),
после получения 7 июня 2017 года от Закирова И.Ш. дополнения
к уведомлению от 29 мая 2017 года, в котором он выразил согласие
на проведение митинга на <*****>.

По этому же основанию судом отклоняется довод административного истца о том, что администрация должна была предложить ему в своем ответе
от 5 июня 2017 года №*** иное время для проведения 12 июня 2017 года митинга на пустыре <*****>, отличное от заявленного времени проведения митинга другим организатором митинга - Закировым И.Ш.

Довод представителя административного истца - Соколова М.Е. -
Закирова И.Ш. о том, что Администрация города Воткинска, не смотря на то, что Соколов Е.М. 29 мая 2017 года подал уведомление о проведении митинга
в сквере на <*****> 12 июня 2017 года с 12 час.
00 мин. до 14 час. 00 мин. с предполагаемым количеством участников до 400 человек, на официальном сайте Муниципального образования «Город Воткинск» разместила 5 июня 2017 года информацию о проведении развлекательных мероприятий, в частности в заявленное время с 12:00 час.
до 14:00 час., - семейной развлекательной программы «Мы живем в России», судом отклоняется, поскольку данное мероприятие было заранее включено
в План мероприятий Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации г. Воткинска на 1 полугодие 2017 года, утвержденный
23 декабря 2016 года заместителем главы Администрации г. Воткинска
по социальным вопросам на июнь 2017 года и как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика время проведения данного мероприятия было запланировано Администрацией города Воткинска еще в декабре 2016 года, в дальнейшем на официальном сайте Муниципального образования «Город Воткинск» в сети «Интернет» 5 июня 2017 года размещено соответствующее объявление.

Кроме того, как следует из пояснений представителя административного ответчика, данных в судебном заседании, ответа администрации от 5 июня
2017 года №***, 12 июня 2017 года в сквере на <*****> в течение дня в рамках празднования государственного праздника Российской Федерации - Дня России для жителей микрорайона будут организованы развлекательные мероприятия.

С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии оснований
для удовлетворения заявленных требований, поскольку в судебном заседании
не установлены незаконность оспариваемого решения Администрации города Воткинска и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Руководствуясь статьями 179, 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

исковое заявление Соколова М.Е. к Администрации города Воткинска о признании незаконным решения об отказе в согласовании Соколову М.Е. публичного мероприятия в форме митинга
в сквере на <*****> 12 июня 2017 года с 12 час.
00 мин. до 14 час. 00 мин. с предполагаемым количеством участников до 400 человек, обязании Администрацию города Воткинска не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме митинга в сквере на <*****> 12 июня 2017 года с 12 час. 00 мин. до 14 час.
00 мин. с предполагаемым количеством участников до 400 человек, - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики со дня изготовления его
в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено судьей 9 июня 2017 года.

Судья В.В. Войтович