ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1342/22 от 22.02.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-019697-27

Дело № 2а- 1342\22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2022 года город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре Ляховой Т.Т.,

представителей УФНС России по Республике Коми и ИФНС России по г. Сыктывкару ФИО1 и ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару, Управлению Федеральной налоговой службы по РК об отмене решения налогового органа № ... от 21.09.2021,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к ИФНС России по г. Сыктывкар о признании решения ИФНС по г. Сыктывкару № ... от 21.09.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным. В обоснования иска указала, что у нее не возникало обязанности по р предоставлению налоговой декларации, поскольку владела земельным участком более трех лет.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по РК.

Административный истец в судебном заседании участия не принял, извещался надлежаще.

Представители УФНС России по Республике Коми и ИФНС России по г. Сыктывкару возражали против удовлетворения административного иска, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежаще. В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административного дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением, предусмотренный положениями части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ФИО3 соблюден.

Судом установлено, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка на основании имеющихся у налогового органа документов (информации), а также произведенного на их основе расчета налога на доходы физических лиц, в отношении реализованного налогоплательщиком земельного участка в 2020 году, доходы, от продажи которого ФИО3 не задекларированы. Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ налогоплательщиком в налоговый орган не представлена.

По итогам проверки составлен акт налоговой проверки № 6944 от 03.08.2021, по результатам рассмотрения которого принято решение № ... от 21.09.2021 о привлечении ФИО3 к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой, полученное налогоплательщиком лично 29.09.2021.

В соответствии с указанным решением ФИО3 привлечена к налоговой ответственности, за не предоставление декларации в установленный законодательством срок. Размер налоговой санкции составил 250 рублей.

ФИО3, не согласившись с решением налогового органа, обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой.

Решением Управления ФНС было от № 132-А от 15.11.2021 ФИО3 в удовлетворении жалобы отказано.

В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоговое законодательство определяет, кто является плательщиком того или иного вида налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).

Налоговые органы осуществляют свои функции посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги (пп. 1); вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 3); представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп. 6); выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7); нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (пп. 9).

Согласно п. 3 ст. 228 НК РФ установлено, что налогоплательщики, физические лица - получившие доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Кодекса обязанность по уплате прекращается с уплатой налога.

Как следует из пункта 1 статьи 45 Кодекса, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела, ФИО3 зарегистрирована в качестве налогоплательщика в налоговом органе с присвоением ...

На основании сведений, представленных в налоговый орган в порядке пункта 4 статьи 85 НК РФ органами, осуществляющими государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию, налоговым органом установлено, что ФИО3 13.10.2020 реализован земельный участок с кадастровым номером ......, кадастровая стоимость которого составляет 240 049,81 руб.; стоимость земельного участка по Договору купли-продажи (цена сделки) составила 200 000 рублей.

Правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: ... принадлежал ФИО3 на основании Постановления администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о представлении ФИО3 земельного участка в собственность для строительства индивидуального жилого дома от 19.04.2016.

ФИО3 в срок, установленный налоговым законодательством, налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2020 год не представила, в связи с чем, налоговым органом в соответствии с пунктом 1.2 статьи 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка на основе имеющихся документов (информации) о налогоплательщике и об указанных доходах ФИО3, полученных в 2020 году от реализации недвижимого имущества.

В адрес налогоплательщика направлено требование № 25611 от 03.08.2021 о необходимости представления налоговой декларации.

ФИО3 в установленный в требовании срок налоговая декларация представлена не была.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 Статьи 208 НК РФ).

В порядке пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ. На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

На основании части 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает основания прекращения права собственности: отчуждение собственником своего имущества другим лицам, отказ собственника от права собственности, гибель или уничтожение имущества, утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу ст. 210 п. 3 НК РФ, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (13%), налоговая база налоговая определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Статьей 217.1 НК РФ определено, что доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В силу ст. 210 п. 3 НК РФ, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (13%), налоговая база налоговая определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Статьей 217.1 НК РФ определено, что доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 Кодекса в случаях, не указанных в п. 3 статьи 217.1 Кодекса, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 214.10 НК РФ для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, или на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением этого имущества, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса.

В силу положений пп.1 пункта 2 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

Согласно пункту 7 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Таким образом, сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате ФИО3 за 2020 год по данным налогового органа с учетом предоставления имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ, составила 0 рублей.

Положениями пункта 3 статьи 228 и пункта 1 статьи 229 Кодекса установлено, что при получении физическим лицом дохода от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, у такого физического лица возникает обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Кодекса налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании статьи 216 НК РФ по налогу на доходы физических лиц налоговым периодом признается календарный год.

Следовательно, срок представления налоговой декларации за 2020 год установлен не позднее 30.04.2021.

Пунктом 1.2 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с данной статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.

Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Таким образом, ФИО3 правомерно привлечена к налоговой ответственности по п.1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 250 руб.

Учитывая изложенное, оценив в совокупности представленные материалы, а также в их взаимосвязи с действующим законодательством, судья приходит к выводу, о том, что требования административного истца об отмене решения ИФНС по г. Сыктывкару удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару, Управлению Федеральной налоговой службы по РК об отмене решения налогового органа № ... от 21.09.2021.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 11.03.2022 года.

Судья И.В. Новикова