ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1343/2022 от 08.08.2022 Белогорского городского суда (Амурская область)

Производство

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Белогорский городской суд в составе:

судьи Барташевич А.В.

при секретаре Цыганок О.С.,

с участием представителя МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Белогорского муниципального округа Александровой выступающей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года

представителя административного ответчика ГКУ -Управление социальной защиты населения по (межрайонное) - Скибиной А.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Калининой С. В. к ГКУ - Управление социальной защиты населения по (межрайонное) об обжаловании действий, возложении обязанности произвести перерасчет дохода семьи, произвести возврат удержанных денежных средств, взыскании морального вреда

установил:

Административный истец обратился в суд с указанным заявлением, с учетом уточненных требований в обоснование указала, что является получателем мер социальной поддержки по указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов РФ.

ДД.ММ.ГГГГ через Федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг» направила электронное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

При этом учитывались доходы семьи за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно п. 14 Порядка, ГКУ АО УСЗН в течении 5 рабочих дней со дня регистрации заявления запрашивает документы необходимые для назначения ЕДВ от 3 до 7 лет, в рамках межведомственного взаимодействия, в том числе на бумажном носителе, в органах и или организациях, в распоряжении которых они находятся, согласно приложению к Порядку.

Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ в рамках межведомственного взаимодействия решением от ДД.ММ.ГГГГ назначена ЕДВ от 3 до 7 лет на ребенка КА*ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ежемесячно.

По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о назначении ЕДВ от 3 до 7 лет на ребенка КА*ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ежемесячно.

ДД.ММ.ГГГГ через Госуслуги направлено электронное заявление о назначении ЕДВ от 3 до 7 лет.

Решением ГКУ АО УСЗН было отказано в назначении и перерасчете ЕДВ в связи с отсутствием у заявителя и трудоспособных членов его семьи доходов, предусмотренных законодательством для назначения и перерасчета ЕДВ от 3 до 7 лет. В адрес ГКУ АО УСЗН предоставлены справки о доходах супруга КП* за период с ДД.ММ.ГГГГ года - ДД.ММ.ГГГГ года.

Отказом в назначении выплат согласно ответа ГКУ АО УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ послужил тот факт, что налоговый агент - организация ООО Дорожной управление в которой работает мой супруг своевременно не сдала налоговую отчетность истекшего налогового периода суммах НДФЛ в ГКУ АО УСЗН при расчете среднедушевого дохода семьи за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании представленных справок о размере заработной платы специалистом ГКУ АО УСЗН произведен перерасчет размера среднедушевого дохода семьи. В ходе перерасчета выявлено превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума. Что повлекло утрату права и являлось основанием для признания предоставления ЕДВ от 3 до 7 лет неправомерным.

В следствие чего от ГКУ АО УСЗН поступило требование-уведомление о возврате взыскании излишне выплаченных финансовых средств в размере , в размере % с назначенной выплаты на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа поступившего от Ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что виновником в возникновении указанной ситуации является ООО Дорожное управление, следовательно возложение обязанности по возврату излишне выплаченных сумм на Истца не правомерно.

Требование соцзащиты вернуть всю сумму в полном объеме одним платежом относится к незаконным. Согласно абзацу 2 статьи 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ удержания излишне полученных пособий производится ежемесячно в размере не более % или суммы, которую перечисляют получателю пособия. Если пособие больше не будет выплачиваться, то в размере не более % от суммы ежемесячной заработной платы (за вычетом НДФЛ).

Законодательство предусматривает, что суммы уплаченных алиментов, не могут быть признаны доходом семьи и должны быть исключены из расчета, при исчислении величины дохода семьи.

Административным ответчиком при исчислении дохода не принято во внимание, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год с заработной платы КП* производились удержания алиментов.

Удержанные с КП* алименты в семью административного Истца не поступали, в связи, с чем не могут быть признаны доходом семьи и не учитываться применятся при исчислении дохода.

Учитывая удержанные алименты КП* в качестве дохода семьи Административного Истца, тем самым Административный ответчик необоснованно пришел к выводу, что доход семьи Административного ответчика превышает установленный прожиточный минимум, просит признать действия ГКУ Управление социальной защиты населения выразившиеся в требовании возврата излишне выплаченных финансовых средств, ЕДВ на ребенка в возрасте от трех до семи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей незаконным. Обязать ГКУ Управление социальной защиты населения произвести перерасчет среднедушевого дохода семьи Калининой С.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, исключив из дохода семьи денежные средства, удержанные с КП* в счет уплаты алиментов. Обязать ГКУ Управление социальной защиты населения произвести возврат удержанных с Калининой С. В. финансовых средств, ЕДВ на ребенка в возрасте от трех до семи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей. Взыскать моральный вред в размере рублей.

Представитель административного ответчика ГКУ - Управление социальной защиты населения по (межрайонное) Скибина А.Ю. суду пояснила, что административные исковые требования не признает, полагает их не подлежащими удовлетворению поскольку дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей установлены Указом Президента РФ ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Указ Президента РФ).

Пунктом 1 Указа Президента РФ с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение пункта 4 Указа Президента РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее по тексту - Основные требования).

Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.

Закон от ДД.ММ.ГГГГ «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» (далее - Закон ) в целях реализации Указа Президента РФ устанавливает порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ЕДВ от 3 до 7 лет).

Согласно п. 2 ст. 1 Закона , ЕДВ от 3 до 7 лет предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в за ДД.ММ.ГГГГ года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона Порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты устанавливается .

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Порядок), который определяет порядок и условия назначения и осуществления ЕДВ от 3 до 7 лет.

Ссылки истца на Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», постановление Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» основаны на неверном толковании нормативно правовых актов, поскольку указанные правовые акты не регулируют порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно основаны на неверном толковании норм права, поскольку в соответствии с п. 25 Основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:

а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды в отношении ребенка, на которого подается заявление о назначении ежемесячной выплаты (за исключением случаев определения размера ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящих основных требований);

б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды:

в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом;

г) ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы;

д) ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;

е) суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации);

ж) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;

з) государственная социальная помощь на основании социального контракта;

и) денежные средства на приобретение недвижимого имущества, автотранспортного или мототранспортного средства, стоимость приобретения которого в полном объеме оплачена в рамках целевой государственной социальной поддержки;

к) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предназначенные для приобретения технических средств реабилитации, либо строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, либо компенсации затрат, понесенных на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства;

л) сумма возвращенного налога на доходы физических лиц в связи с получением права на налоговый вычет через работодателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также денежных средств, возвращенных после перерасчета налоговой базы с учетом предоставления налоговых вычетов по окончании налогового периода:

м) социальное пособие на погребение, установленное Федеральным законом «О погребении и похоронном деле»;

н) компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида, а также ежегодная денежная компенсация расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, предоставляемые в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Аналогичные нормы содержатся и в Порядке.

Таким образом, законодатель определил перечень доходов, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи при назначении ЕДВ от 3 до 7 лет - алименты, уплаченные в другую семью, в этот перечень не входят.

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81 - ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», не определяет порядок и условия назначения и осуществления ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

Настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

пособие по беременности и родам:

ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

пособие на ребенка;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Кроме того, представитель истца ссылается на постановление Правительства РФ от 29.09.1999 № 1096 «Об утверждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка», которое прекратило действие ДД.ММ.ГГГГ году.

На основании вышеизложенного, ГКУ АО УСЗН возражает против заявленных уточненных административных исковых требований и просит в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Административный истец Калинина С.В., ее представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявляли. Согласно ранее высказанной позиции в суде просят удовлетворить административное исковое заявление с учетом уточненных требований в полном объеме.

Представитель Министерства социальной защиты населения , представитель ООО "Дорожное управление", Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещались своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть и разрешить административное дело при имеющейся явке.

Проверив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей регулируются нормами Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и "Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей", утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 11 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Часть 3 статьи 3 ФЗ указанного Федерального закона предусматривает, что порядок назначения и выплаты пособия на ребёнка устанавливается законом и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Закон от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих детей» (далее Закон -ОЗ), устанавливает виды и размеры социальной поддержки беременных женщин и граждан, имеющих детей, в связи с рождением и воспитанием детей в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Согласно ч.3 Закона -ОЗ, право на социальную поддержку имеют беременные женщины и граждане, имеющие детей, проживающие в семьях, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения по области и по северной зоне области, установленного губернатором области.

Исчисление среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) осуществляется в порядке, установленном Правительством области.

В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона -ОЗ Порядок назначения социальной поддержки, выплаты пособия на ребёнка и ежемесячных денежных выплат устанавливается Правительством области.

Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок назначения социальной поддержки, выплаты пособия на ребёнка и ежемесячных денежных выплат (далее – Порядок ).

Согласно п.1.5 Порядка , исчисление величины среднедушевого дохода заявителя (его семьи), дающего право на получение социальной поддержки, производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (далее – постановление № 512) и Порядком учёта доходов при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающей беременной женщины в целях определения права на социальную поддержку, утверждённым постановлением Правительства .

Согласно пункту 1.6 Порядка документы, подтверждающие размер доходов заявителя и его семьи, должны содержать сведения о соответствующих доходах, полученных за три месяца, предшествующих месяцу обращения в ГКУ – УСЗН за социальной поддержкой.

Согласно п.п. «а» п.1 постановления № 512, при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчёте среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Под нуждающимися в социальной поддержке понимаются семьи, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения по области и по северной зоне области, установленной губернатором области.

Согласно п. 4 приложения к Порядку расчет среднедушевого дохода семьи производится исходя из суммы доходов членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении ежемесячной денежной выплаты.

Согласно п. 5 приложения к Порядку при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи, как в денежной, так и в натуральной форме.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГКалинина С.В. через Федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг» направила электронное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Согласно п. 14 Порядка, ГКУ АО УСЗН в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления запрашивает документы (сведения), необходимые для назначения ЕДВ от 3 до 7 лет, в рамках межведомственного взаимодействия, в том числе на бумажном носителе, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, согласно приложению к Порядку.

На основании п. 19 Порядка в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление, его супруг(а), несовершеннолетние дети.

На основании заявления Калининой С.В. и сведений, поступивших в рамках межведомственного взаимодействия от ЕГР ЗАГС сведения об актах гражданского состояния Калинина С.В. состоит в зарегистрированном браке с КП* и воспитывает несовершеннолетнюю дочь КА*, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

С учетом даты обращения Калининой С.В. с заявлением о назначении ЕДВ от 3 до 7 лет, в расчете среднедушевого дохода семьи, учитывались доходы семьи за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании сведений полученных в рамках межведомственного взаимодействия от ФНС России (по запросу через СМЭВ) КП* в ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в ООО «Агросоякомплект - Амур», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года осуществлял трудовую деятельность в Вагонном ремонтном Депо - обособленное структурное подразделение АО «ВРК-3».

На основании сведений полученных в рамках межведомственного взаимодействия от ГКУ АО Центр занятости населения КП* в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в ЦЗН и получал пособие по безработице.

Согласно полученным ответам в рамках межведомственного взаимодействия решением ГКУ АО УСЗН от ДД.ММ.ГГГГКалининой С.В. назначена ЕДВ от 3 до 7 лет на ребенка КА*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по дату временной регистрации по месту пребывания) в размере - ежемесячно.

ДД.ММ.ГГГГКалинина С.В. обратилась через ГАУ «МФЦ » в с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Решение ГКУ АО УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ назначена ЕДВ отЗдо 7 лет на ребенка: КА*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ежемесячно. ЕДВ от 3 до 7 лет назначается на срок 12 месяцев. По истечении этого срока заявитель подает новое заявление (п. 29 Порядка).

ДД.ММ.ГГГГКалининой С.В. через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг» направила электронное заявление о назначении ЕДВ от 3 до 7 лет.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона , п. 1.2 Порядка и пп. 27, 45 Порядка , назначение и выплата мер социальной поддержки осуществляются органами социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания граждан, имеющих детей.

Заявления о назначении социальной поддержки (далее - заявление) подаются гражданами, имеющими детей, или их представителями (далее - заявитель) в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма заявления и перечень документов, прилагаемых к нему (далее - перечень), устанавливаются Правительством области.

В случае если заявление и документы поданы в электронной форме, заявитель обязан представить оригиналы документов согласно перечню в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления, за исключением электронных документов, поданных в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Сведения о доходах семьи и документы, подтверждающие совместное проживание ребенка с родителем (усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем), представляются гражданами, имеющими детей и получающими ежемесячную денежную выплату на детей первых трех лет жизни, пособие на ребенка, в органы социальной защиты населения, которые назначили социальную поддержку, один раз в год со дня представления ранее поданных указанных сведений и документов.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия на ребенка и ежемесячных денежных выплат, запрашиваются органами социальной защиты населения, осуществляющими назначение и выплату финансовых средств социальной поддержки, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", находятся в распоряжении таких органов либо организаций и документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Социальная поддержка назначается с месяца обращения за ней при условии отсутствия оснований для отказе в ее предоставлении.

Основанием для отказа в назначении социальной поддержки являются: непредставление документов, установленных в перечне, за исключением документов указанных в части 3 настоящей статьи; представление заявителем документов, содержащих недостоверные и (или) неполные сведения.

Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет производится в соответствии с постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно» (далее – Порядок ).

В соответствии с Порядком в рамках межведомственного взаимодействия ГКУ АО УСЗН запрашивает в отношении заявителя и супруга заявителя сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия.

В соответствии с п. 22 Порядка среднедушевой доход семьи для назначения ЕДВ от 3 до 7 лет рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Как следует из материалов дела, с учетом даты обращения Калининой С.В. с заявлением о назначении ЕДВ от 3 до 7 лет, в расчете среднедушевого дохода семьи, учитывались доходы семьи за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании сведений полученных в рамках межведомственного взаимодействия от ФНС России (по запросу через СМЭВ) в отношении КП* сведения об осуществлении трудовой деятельности за ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали.

В соответствии с п.п. 6 п. 36 Порядка (в редакции, действующей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) решение об отказе в назначении ЕДВ от 3 до 7 лет принимается руководителем (заместителем руководителя) ГКУ АО УСЗН по форме, установленной министерством, в связи с - отсутствием у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами 1, 2 (в части пенсий), 3, 6, 10, 12-14, 16 пункта 26 Порядка, за период, предусмотренный пунктом 27 Порядка для назначения ЕДВ от 3 до 7 лет.

Решением ГКУ АО УСЗН Калининой С.В. отказано в назначении ЕДВ от 3 до 7 лет, в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособных членов его семьи доходов, предусмотренных законодательством для назначения и перерасчета ЕДВ от 3 до 7 лет, т.е. в связи с отсутствием доходов у супруга КП*

ДД.ММ.ГГГГКалининой СВ. в адрес ГКУ АО УСЗН представлен справки о том, что КП* работает в ООО «Дорожное управление» с указанием размера заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ года - ДД.ММ.ГГГГ года.

По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ решением ГКУ АО УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ назначена ЕДВ от 3 до 7 лет на ребенка: КА*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере - ежемесячно.

В связи с отсутствием сведений о размере заработной платы при расчете среднедушевого дохода семьи при обращении с заявлением Калининой С.В.ДД.ММ.ГГГГ в расчете среднедушевого дохода семьи не были учтены суммы заработной платы КП* за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании п. 21 Порядка (в редакции, действующей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются виды доходов семьи, полученные в денежной форме, в том числе вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

В соответствии с абз. 1 п. 22 Порядка среднедушевой доход семьи для назначения ЕДВ от 3 до 7 лет рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

На основании представленных справок о размере заработной платы КП*, специалистом ГКУ АО УСЗН произведен расчет размера среднедушевого дохода семьи за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. В ходе расчета выявлено превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума, что влечет утрату права и является основанием для признания предоставления ЕДВ от 3 до 7 лет неправомерным.

Вследствие чего Калининой С.В. были излишне выплачены финансовые средства ЕДВ от 3 до 7 лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в на дату обращения за перерасчетом ЕДВ от 3 до 7 лет.

В соответствии с п. 49 Порядка (в редакции, действующей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), в случае установления фактов представления заявителем (его представителем) недостоверных сведений, утраты права на ЕДВ от 3 до 7 лет излишне выплаченные суммы подлежат возврату заявителем - получателем ЕДВ от 3 до 7 лет в областной бюджет в добровольном порядке.

Требование о возврате излишне выплаченных сумм ЕДВ от 3 до 7 лет в областной бюджет с указанием основания их возврата и размера направляется ГКУ АО УСЗН заявителю - получателю ЕДВ от 3 до 7 лет (способом, позволяющим; подтвердить факт его направления) в течение 5 рабочих дней со дня установления основания возврата.

Возврат излишне выплаченных сумм ЕДВ от 3 до 7 лет производится заявителем - получателем ЕДВ от 3 до 7 лет в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании.

В случае отказа заявителя - получателя ЕДВ от 3 до 7 лет от добровольного возврата излишне выплаченных сумм ЕДВ от 3 до 7 лет их взыскание производится ГКУ АО УСЗН в судебном порядке.

ДД.ММ.ГГГГКалининой С.В. получено уведомление о взыскании излишне выплаченных финансовых средств ЕДВ от 3 до 7 лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере и подано личное заявление об удержании ЕДВ от 3 до 7 лет в сумме рублей в % с назначенной выплаты на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с назначенной выплаты ЕДВ от 3 до 7 лет удержано в доход областного бюджета сумма в размере рублей.

На основании личного заявления Калинина С.В. от ДД.ММ.ГГГГ обязалась до ДД.ММ.ГГГГ года добровольно вернуть ЕДВ от 3 до 7 лет в сумме рублей.

На основании заявления Калининой С.В. об отзыве согласия на добровольный возврат излишне выплаченных финансовых средств ей с ДД.ММ.ГГГГ возобновлена ЕДВ от 3 до 7 лет.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма излишне выплаченных финансовых средств ЕДВ от 3 до 7 лет с учетом удержаний составила рублей.

Довод административного истца Калининой С.В., что при исчислении дохода не принято во внимание, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год с заработной платы КП* производились удержания алиментов, и удержанные с КП* алименты в семью административного не поступали, в связи, с чем не могут быть признаны доходом семьи и не учитываться применятся при исчислении дохода, суд считает необоснованным поскольку, в соответствии с п. 25 Основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:

а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды в отношении ребенка, на которого подается заявление о назначении ежемесячной выплаты (за исключением случаев определения размера ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящих основных требований);

б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды:

в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом;

г) ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы;

д) ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;

е) суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации);

ж) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;

з) государственная социальная помощь на основании социального контракта;

и) денежные средства на приобретение недвижимого имущества, автотранспортного или мототранспортного средства, стоимость приобретения которого в полном объеме оплачена в рамках целевой государственной социальной поддержки;

к) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предназначенные для приобретения технических средств реабилитации, либо строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, либо компенсации затрат, понесенных на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства;

л) сумма возвращенного налога на доходы физических лиц в связи с получением права на налоговый вычет через работодателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также денежных средств, возвращенных после перерасчета налоговой базы с учетом предоставления налоговых вычетов по окончании налогового периода:

м) социальное пособие на погребение, установленное Федеральным законом «О погребении и похоронном деле»;

н) компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида, а также ежегодная денежная компенсация расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, предоставляемые в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, законодатель определил перечень доходов, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи при назначении ЕДВ от 3 до 7 лет - алименты, уплаченные в другую семью, в этот перечень не входят.

Учитывая изложенное, суд считает, что действия ГКУ АО УСЗН о взыскании излишне выплаченных финансовых средств ЕДВ от 3 до 7 лет и об удержании на основании личного заявления Калининой С.В. в размере % с назначенной выплаты, являются законными и обоснованными.

Согласно расчётам, представленным стороной административного ответчика размер среднедушевого дохода семьи административного истца, с учётом всех сведений о доходах, превышал величину прожиточного минимума, следовательно, законных оснований для предоставления административному истцу ежемесячной денежной выплаты на детей первых трёх лет жизни за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имелось.

При таких обстоятельствах, основания для признания незаконными действий ГКУ – Управление социальной защиты населения в (межрайонное) выразившиеся в требовании возврата излишне выплаченных финансовых средств, ЕДВ на ребенка в возрасте от трех до семи лет, отсутствуют.

Поскольку в судебном заседании не установлено нарушений прав и законных интересов административного истца Калининой С.В., то отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести возврат удержанных денежных средств и выплате компенсации морального вреда.

На основании изложенного, исковые требования Калининой С.В. подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Калининой С. В. к ГКУ Управление социальной защиты населения в (межрайонное) об обжаловании действий, возложении обязанности произвести перерасчет дохода семьи, произвести возврат удержанных денежных средств, взыскании морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Барташевич А.В.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ