26RS0020-01-2023-001924-04
№2а-1344/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2023 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края
в составе
председательствующего судьи Рулева И.А.,
при секретаре Маковой Т.В.,
с участием
представителя административного истца МАГ – ШЕН, действующей на основании доверенности от 20.09.2023 года и диплома Северо-Кавказской академии государственной службы №,
представителя административного ответчика – Администрации Кочубеевского муниципального округа СМВ, действующей на основании доверенности от 09.01.2023 года и диплома Армавирского гуманитарно-социального института» №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению МАГ к Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
МАГ обратился в суд с административным иском к Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в котором указано, что он на основании договора купли- продажи от 12.05.2021 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> А.
18.07.2023 г. он обратился в администрацию Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «4.4 Магазины» принадлежащего ему земельного участка.
Постановлением администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 27.07.2023 г. № 897 было установлено проведение общественных обсуждений по проекту постановления по предоставлению указанного разрешения в период времени с 27.05.2023 г. по 08.08.2023 г.
08.08.2023 г. были проведены общественные обсуждения по рассматриваемому вопросу.
В соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений от 08.08.2023 г., были приняты к сведению следующие предложения (замечания):
Уведомление от министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, согласно которому: согласно Федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий к автомобильной дороге, а также размещение объектов дорожного сервиса допускается при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия. Данное согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий или пересечений и размещение объектов дорожного сервиса. Согласование устройства примыканий к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения в Ставропольском крае, а также мест размещения торговых объектов вблизи региональных дорог осуществляется в рамках предоставления министерством государственной услуги «Согласование размещения, строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса установки рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения».
Предложения от членов комиссии: согласно ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” садовые земельные участки и огородные земельные участки должны использоваться по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием.
Предложения от членов комиссии: в соответствие со сведениями Росреестра территория СНТ «Сельские Зори» относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Предложения от членов комиссии: в целях получения разрешения на условно разрешенные виды использования земельного участка и объекта капитального строительства рекомендуется привести в соответствие категорию земли «сельскохозяйственного назначения» в другую категорию, в соответствие с требованиями статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 г № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В связи с принятыми к сведению указанными предложениями комиссией принято решение отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «<адрес><адрес>А.
Постановлением администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 10.08.2023 г. № 955 было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, для «Магазины, код 4.4», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес> А.
Изучив представленные ему документы, считает решение администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства по основаниям, указанным в заключении о результатах общественных обсуждений от 08.08.2023 г., ставшим основанием для его принятия, незаконным, необоснованным и нарушающим его гражданские права.
Полагает, что решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства по основаниям, указанным в заключении о результатах общественных обсуждений от 08.08.2023 г. принято администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края в нарушение следующих нормативных правовых актов: в статье 85 Земельного кодекса определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Постановлением администрации Кочубеевского муниципального округа от 01.11.2022 г. №1227 утверждены Правила землепользования и застройки Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края (действовавшие на дату обращения с заявлением о предоставлении вида разрешенного использования).
В соответствии с градостроительным планом земельного участка от 03.07.2023 г., подготовленным руководителем отдела архитектуры и градостроительства - главным архитектором округа администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне «СХ-3» - зоны, предназначенные для ведения садоводства и огородничества. Градостроительный регламент установлен.
В соответствии с градостроительным регламентом зоны СХ-3, вид разрешенного использования «4.4. Магазины» относится к условно-разрешенным видам разрешенного использования земельных участков зоны.
Основаниями для принятия оспариваемого им постановления стали:
- уведомление от министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края 07.08.2023 г. № 008.2/10195, согласно которому: согласно Федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий к автомобильной дороге, а также размещение объектов дорожного сервиса допускается при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия. Данное согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий или пересечений и размещение объектов дорожного сервиса. Согласование устройства примыканий к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения в Ставропольском крае, а также мест размещения торговых объектов вблизи региональных дорог осуществляется в рамках предоставления министерством государственной услуги «Согласование размещения, строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения».
Полагает, что указанные сведения не могли быть основанием для принятого решения, поскольку требования по согласованию устройства примыкания к автомобильной дороге общего пользования распространяются при размещении, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильных дорог (п. 3 Приказа миндора Ставропольского края от 18.12.2017 г. N 150-о/д (в ред. от 30.11.2022 г.) «Об утверждении административного регламента предоставления министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края государственной услуги «Согласование размещения, строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения»), а на данном этапе данные работы на принадлежащем ему земельном участке не проводятся и их проведение не планируется. О невозможности рассмотрения вопроса устройства примыкания к региональной дороге на данном этапе сообщило и министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края.
- согласно ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” садовые земельные участки и огородные земельные участки должны использоваться по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием.
Полагает, что указанное предложение не могло быть основанием для принятого решения, поскольку: согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для личных нужд регулируются положениями данного Федерального закона.
Учитывая, что принадлежащий ему земельный участок расположен в территориальной зоне «СХ-3» - зоны, предназначенные для ведения садоводства и огородничества, градостроительный регламент для данной зоны установлен, соответственно он имеет право использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с любым, предусмотренным в нем видом разрешенного использования, выбирая такие виды самостоятельно или посредством предусмотренных законом административных процедур.
- в соответствие со сведениями Росреестра территория СНТ «Сельские Зори» относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения; в целях получения разрешения на условно разрешенные виды использования земельного участка и объекта капитального строительства рекомендуется привести в соответствие категорию земли «сельскохозяйственного назначения» в другую категорию, в соответствие с требованиями статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Полагает, что указанные предложения не могли быть основаниями для принятого решения, поскольку согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2, 3 статьи 36).
Как следует из выписки из ЕГРН, принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А, отнесен к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» и имеет вид разрешенного использования «для садоводства», расположен за пределами населенного пункта.
Постановлением администрации Кочубеевского муниципального округа от 01.11.2022 г. № 1227 утверждены Правила землепользования и застройки Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края (действовавшие на дату обращения с заявлением о предоставлении вида разрешенного использования).
В соответствии с градостроительным планом земельного участка от 03.07.2023 г., подготовленным руководителем отдела архитектуры и градостроительства - главным архитектором округа администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне «СХ-3» - зоны, предназначенные для ведения садоводства и огородничества. Градостроительный регламент установлен.
В соответствии с градостроительным регламентом зоны СХ-3, вид разрешенного использования «4.4. Магазины» относится к условно-разрешенным видам разрешенного использования земельных участков зоны.
Из данных обстоятельств и положений перечисленных правовых норм следует, что принадлежащий ему земельный участок никогда не был включен и не может быть включен в состав земель сельскохозяйственных угодий, в отношении земельного участка на протяжении длительного времени устанавливался и действовал градостроительный регламент, в связи с чем, изменение вида его разрешенного использования возможно без изменения категории земель такого участка.
Таким образом, отказ в предоставлении муниципальной услуги по указанным в оспариваемом решении основаниям нельзя признать законным.
Принятое с нарушением требований законодательства решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства нарушает мои права и законные интересы как собственника земельного участка, предусмотренные ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, полагает, что в данном случае, имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания решения администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края незаконным, в связи с чем просил суд:
Признать незаконным постановление администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 10.08.2023 г. № 955 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, для «Магазины, код 4.4», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес> А.
В порядке восстановления нарушенных его прав возложить на администрацию Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края обязанность предоставить ему разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, для «Магазины, код 4.4», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> А, в 10-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Административный истец МАГ, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, не известил о причинах неявки, об отложении не ходатайствовал. На основании ч.6 ст.226 КАС дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
Представитель административного истца МАГ – ШЕН в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме. Пояснила суду, что вопреки ст.39 Градостроительного кодекса РФ и п.2.6 административного регламента, утвержденного постановлением администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края 03.03.2021 года №345 оспариваемое решение не содержит оснований, предусмотренных данными нормативными документами, которые стали основаниями для принятого решения. Т.е. перечисленные основания не указаны. Изменения были внесены после обращения её доверителя с заявлением, а в силу положений Градостроительного кодекса все изменения, внесенные в правила землепользования не распространяются на ранее возникшие правоотношения. Если обратить внимание на заключение комиссии, которое стало основанием для принятия спорного решения, данный факт комиссией изложен не был. В соответствии с постановлением пленума ВС РФ, разъясняющего правила рассмотрения административных дел, какие-либо обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения оспариваемого решения, не могут быть приняты во внимание судом при вынесении решения.
Представитель административного ответчика Администрации Кочубеевского муниципального округа СМВ в судебном заседании возражала против заявленных требований. Пояснила суду, что их возражения основываются на двух пунктах. Первое, ими принято во внимание письмо Министерства дорожного хозяйства о необходимости согласования, которое необходимо для перевода вида разрешенного использования земельного участка. Истец и представитель ссылаются на предыдущую редакцию их постановления 1227, но дело в том, что 28.07.2023 года в это постановление были внесены большие изменения, которые были опубликованы на сайте и в Вестнике Кочубеевского муниципального района, были указаны правила землепользования и застройки, участок зоны СХ-3 к которой относится этот земельный участок и он расположен за пределами населенного пункта, основным и вспомогательным разрешенным видом использования этого земельного участка магазинов просто нет. Основным разрешенным видом использования земельного участка зоны СХ-3 является улично-дорожная сеть, земельные участки общего пользования, ведение огородничества, ведение садоводства, условно-разрешенные виды- предоставление коммунальных услуг, административные здания, организации, вспомогательные виды- площадки для занятий спортом, благоустройство территории. Это указано во втором номере Вестника. Поэтому отделом архитектуры Администрации Кочубеевского муниципального округа были даны соответствующие рекомендации для того, чтобы можно было изменить вид разрешенного использования. Также от представителя административного ответчика поступили возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что с исковыми требованиями администрация Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края не согласна по следующим основаниям. Административный регламент предоставления администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства», утвержден постановлением администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 03.03.2021 года №345 и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края при оказании муниципальной услуги. Административным истцом МАГ в адрес администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края поступило заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «4.4. Магазины» земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Кочубеевский муниципальный округ, СНТ «Сельские Зори», улица Черешневая, 1 А. К указанному заявлению были приложены документы (копии) установленные административным регламентом. Оснований для отказа в приеме документов администрацией Кочубеевского муниципального округа не выявлено. Перечень предоставленных документов соответствовал административному регламенту. Согласно пункту 2.4.1 административного регламента, срок предоставления муниципальной услуги составляет 45 рабочих дня со дня регистрации заявления и приема документов в администрации округа на предоставление муниципальной услуги. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства подлежит общественному обсуждению (пункт 2.11). Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, утверждено решением Думы Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 05.02.2021 года № 106. Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2). Статьей 39ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39ГрК РФ). В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (часть 3 данной статьи). На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39ГрК РФ). Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39ГрК РФ). Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний. Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Анализ статьи 39ГрК РФ позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Информация о проведении общественных обсуждений в соответствии с Уставом Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края была размещена в газете «Вестник Кочубеевского муниципального района», на официальном сайте администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края и в общедоступных местах на территории СНТ «Сельские Зори» в пределах соседних земельных участков. Администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края был выполнен комплекс административных процедур, в том числе по организации и проведении общественных обсуждений, что подтверждается материалами дела. В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия. Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не является обязательным, но учитывается при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения. Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 931-О-О, исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46). Данная позиция выражена в многочисленной судебной практике, например, Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.06.2022 по делу N 88а-21354/2022, Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.08.2021 N 88а-6554/2021. Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях неоднократно указывал, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 06 ноября 2003 года N 387-0, от 15 июля 2010 года N 931-0-0, от 25 февраля 2016 года N 242-0, от 04 апреля 2017 года N 593-0 и др.). В ходе проведения общественных обсуждений в письменной форме поступило уведомление от министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, которое содержит: «Согласно Федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий к автомобильной дороге, а также размещение объектов дорожного сервиса допускается при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия. Данное согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий или пересечений и размещение объектов дорожного сервиса. Согласование устройства примыканий к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения в Ставропольском крае, а также мест размещения торговых объектов вблизи региональных дорог осуществляется в рамках предоставления министерством государственной услуги «Согласование размещения, строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения». Возражения относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации предоставленного законом права на выражение своего мнения по поводу изменения вида разрешенного использования земельного участка. (Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2020 N 88а-8238/2020). Организатором общественных обсуждений было подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений, вывод комиссии - отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №. В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 5 части 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ). С учетом указанных в заключении рекомендаций, 10.08.2023 года было утверждено постановление администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края № 955 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства». В обоснование принятого решения об отказе необходимо указать следующее. 28 июля 2023 года Постановлением администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края № 906 были внесены изменения в Постановление администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 01 ноября 2022 года № 1227, которым были утверждены Правила землепользования и застройки Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, в которых указан вид разрешенного и условно-разрешенного вида использования земельных участков зоны СХ-3, к которым относится и земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский муниципальный округ, СНТ «Сельские Зори», ул. Черешневая, 1А, в исковом заявлении административный истец ссылается на постановление в предыдущей редакции №1227, которым были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования. Однако, в соответствии с действующим градостроительным регламентом зоны СХ-3, вид разрешенного использования «4.4 Магазины» не относится к условно-разрешенным видам использования земельного участка. Решением Думы Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 15 июля 2021 года № 256 был утвержден Генеральный план Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края» (с учетом решения Думы Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 28.04.2022 года № 397 «О внесении изменений в решение Думы Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 15 июля 2021 года № 256 «Об утверждении Генерального плана Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края»), где определены карты функциональных зон, в том числе и СНТ «Сельские Зори», земельный участок с кадастровым номером № в настоящее время входит в состав территории СНТ «Сельские Зори», документация по планировке территории, подготовленная в соответствии с "СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр), в настоящее время не утверждена. Проект планировки территории ведения садоводства утверждается в соответствии с генеральным планом муниципального округа органом местного самоуправления и является обязательным для исполнения всеми участниками освоения, застройки и межевания территории. Земельный участок с кадастровым номером № (где собственником впоследствии стал административный истец - МАГ), при изначальном утверждении схемы расположения земельного участка администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края находился в границах СНТ «Сельские зори», и был предоставлен гражданам - физическим лицам за плату, на основании действовавшего в 2014 году Земельного кодекса РФ (ст. 28 предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) и Закона Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" в соответствии с пунктом 7 статьи 11 «Неиспользуемые земельные участки предоставляются без торгов для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства по цене в размере трехкратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на начало текущего календарного года.». Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>А, входит в состав СНТ «Сельские Зори», имеет вид разрешенного использования «для ведения садоводства». Таким образом, согласно пункту 2.9 административного регламента предоставления администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства» одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является отрицательная рекомендация Комиссии, с учётом которой 10.08.2023 года было утверждено постановление администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края № 955 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства».
На основании вышеизложенного, администрация Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края просит суд в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Заслушав стороны, изучив материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса Административного судопроизводства гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.11 ст.226 КАС обязанность доказывания обстоятельств, нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что МАГ, на основании договора купли-продажи земельного участка от 12.05.2021 года является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>А.
Из Выписки из ЕГРН следует, что данный земельный участок имеет кадастровый №, площадь 600+/- 17 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, Вид разрешенного использования: для ведения садоводства.
18.07.2023 г. МАГ обратился в администрацию Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «4.4 Магазины» принадлежащего ему земельного участка. К указанному заявлению также приложены правоустанавливающие документы на земельный участок и градостроительный план земельного участка.
Из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, подготовленного на основании заявления МАГ от 09.06.2023 в качестве условно разрешенного вида использования предусмотрены: «4.4 Магазины».
Постановлением администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 27.07.2023 г. № 897 было установлено проведение общественных обсуждений по проекту постановления по предоставлению указанного разрешения в период времени с 27.05.2023 г. по 08.08.2023 г.
08.08.2023 г. были проведены общественные обсуждения по рассматриваемому вопросу, что подтверждается протоколом общественных обсуждений №42 от 08.08.2023 года.
Постановлением администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 10.08.2023 г. №МАГ отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, для «Магазины, код 4.4», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> А.
Основаниями для принятия оспариваемого постановления послужило уведомление от министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края 07.08.2023 г. № 008.2/10195, в котором указано, что согласно Федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий к автомобильной дороге, а также размещение объектов дорожного сервиса допускается при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия. Данное согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий или пересечений и размещение объектов дорожного сервиса. Согласование устройства примыканий к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения в Ставропольском крае, а также мест размещения торговых объектов вблизи региональных дорог осуществляется в рамках предоставления министерством государственной услуги «Согласование размещения, строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения».
В соответствии со ст.85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Постановлением администрации Кочубеевского муниципального округа от 01.11.2022 г. №1227 утверждены Правила землепользования и застройки Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края (которые действовали на дату обращения с заявлением о предоставлении вида разрешенного использования).
Из ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном
статьей 39 этого кодекса. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Согласно ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 г данного кодекса, с учетом положений этой статьи.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 данной статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Сроки и последовательность действий (административных процедур) администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края при оказании муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства» регламентированы административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства», утвержденным постановлением администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 03 марта 2021 г. № 345.
В пункте 2.9 Административного регламента определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги, к числу которых относятся: документы, указанные в пункте 2.6. Административного регламента, заявителем не представлены либо представлены не в полном объеме; представление заявителем неправильно оформленных документов (по форме или содержанию), не соответствующих действующему законодательству или утративших силу документов, а также документов, содержащих исправления (подчистки, приписки); отрицательная рекомендация Комиссии; объект капитального строительства, который предлагается построить (реконструировать), расположен на территории, на которую не распространяется действие градостроительных регламентов либо для соответствующей территории градостроительные регламенты не установлены или которая находится одновременно в двух или более территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования Кочубеевского района; обращение с заявлением о предоставлении муниципальной услуги не всех правообладателей земельного участка (в случае если право на земельный участок принадлежит нескольким лицам); поступление в отношении земельного участка уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения указанного уведомления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Из статей 37, 39, 85 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что правообладатель вправе использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования, выбирая их самостоятельно или получая решение уполномоченного орган, при этом, решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере.
Решение органа местного самоуправления по вопросу отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно содержать указание на основания отказа, поскольку ответственность за правильность принимаемого решения возлагается на орган местного самоуправления.
Исходя из приведенных норм, суд считает, что указанные сведения (уведомление от министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края 07.08.2023 г. № 008.2/10195) не могли быть основанием для принятого решения, поскольку требования по согласованию устройства примыкания к автомобильной дороге общего пользования распространяются при размещении, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильных дорог (п. 3 Приказа миндора Ставропольского края от 18.12.2017 г. N 150-о/д (в ред. от 30.11.2022 г.) «Об утверждении административного регламента предоставления министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края государственной услуги «Согласование размещения, строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения»), а на данном этапе данные работы на принадлежащем МАГ земельном участке не проводятся и их проведение не планируется. О невозможности рассмотрения вопроса устройства примыкания к региональной дороге на данном этапе сообщило и министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” садовые земельные участки и огородные земельные участки должны использоваться по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для личных нужд регулируются положениями данного Федерального закона.
Таким образом, указанное предложение не могло быть основанием для принятого оспариваемого решения.
Согласно п.2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании ч.3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.
Земельный участок МАГ расположен в территориальной зоне «СХ-3» - зоны, предназначенные для ведения садоводства и огородничества, градостроительный регламент для данной зоны установлен, соответственно он имеет право использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с любым, предусмотренным в нем видом разрешенного использования, выбирая такие виды самостоятельно или посредством предусмотренных законом административных процедур.
На основании п.3 ст.3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
Как указано в ст.77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
В ст. 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1). Особо ценные продуктивные к сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункт 4).
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального к строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, подпункт 3 пункта 2 и пункт 6 статьи 30. пункты 1 и 6 статьи 36, пункт 5 статьи 37 ГрК РФ).
В связи с чем, учитывая в том числе положения подпункта 1 пункта 3 статьи Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», изменение вида разрешенного использования только земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка.
На основании изложенного следует, что земельный участок, принадлежащий МАГ никогда не был включен и не может быть включен в состав земель сельскохозяйственных угодий, в отношении земельного участка на протяжении длительного времени устанавливался и действовал градостроительный регламент, в связи с чем, изменение вида его разрешенного использования возможно без изменения категории земель такого участка.
В связи с чем, действия администрации Кочубеевского муниципального округа нельзя признать законными.
Довод представителя административного ответчика о том, что Истец и представитель ссылаются на предыдущую редакцию их постановления 1227, а 28.07.2023 года в это постановление были внесены большие изменения, которые были опубликованы на сайте и в Вестнике Кочубеевского муниципального района, были указаны правила землепользования и застройки, участок зоны СХ-3 к которой относится земельный участок административного истца и он расположен за пределами населенного пункта, основным и вспомогательным разрешенным видом использования этого земельного участка «магазины» нет, поскольку МАГ обратился с заявлением 18.07.2023 года, когда действовали Утвержденные администрацией Кочубеевского муниципального округа от 01.11.2022 г. №1227 Правила землепользования и застройки Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, предусматривавшие условно разрешенный вид использования «Магазины, код 4.4», изменения были внесены в указанные административным ответчиком Правила 28.07.2023 года, а опубликованы в Вестнике Кочубеевского муниципального района 31.07.2023 года. Кроме того, принимая решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства Администрация Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края не ссылалась в обоснование отказа на вышеприведенные изменения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований в полном объеме.
Права административного истца подлежат защите в соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, согласно которой в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения (действия) бездействия им необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования МАГ, (паспорт №) удовлетворить.
Признать постановление администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 10.08.2023 года № об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м., для «Магазины, код 4.4», расположенного по адресу: РФ, <адрес>, <адрес>», <адрес>А, незаконным.
Обязать Администрацию Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края устранить нарушение прав МАГ и предоставить МАГ разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м., для «Магазины, код 4.4», расположенного по адресу: РФ, <адрес>, <адрес>», <адрес>А, в течении 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.А. Рулев
Мотивированное решение по делу изготовлено 16.10.2023 года.