ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1345-2019 от 25.11.2019 Заиграевского районного суда (Республика Бурятия)

04RS0008-01-2019-001731-56 №2а-1345-2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Заиграево 25 ноября 2019 года

Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Григорьевой В.В., при секретаре Амбаеве А.Г.,

с участием представителя административного истца Администрации МО «Заиграевский район» ФИО1,

представителю Заиграевского РОСП УФССП по Республике Бурятия ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации МО «Заиграевский район» к Заиграевскому РОСП УФССП по Республике Бурятия об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л :

Администрации МО «Заиграевский район» обратилась суд, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом г. Улан-Удэ выдан исполнительный лист на основании решения суда по делу года, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, об обязании администрации МО «Заиграевский район» в срок до 01.05.2019 года принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых бытовых отходов, общим объемом 150 куб.м., расположенных в местности <адрес> 25.07.2019 года судебным приставом-исполнителем Заиграевского РОСП САВ возбуждено исполнительное производство. 30.09.2019 года судебным приставом-исполнителем Заиграевского РОСП БСП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с МО «Заиграевский район». Ссылаясь на ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», указывает о возможности обжалования действий судебного пристава-исполнителя. Также со ссылкой на нормы ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», также указывает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, утилизации захоронению твердых коммунальных отходов. Согласно положений п.14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся полномочия по принятию участия в организации указанной выше деятельности, что также отражено в ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 6,8, 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии со ст. 4 Закона Республики Бурятия № 1254-IV от 09.03.2010 года «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» Правительство Республики Бурятия регулирует деятельность региональных операторов. Т.о. к полномочиям данного органа относится организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, утилизации захоронению твердых коммунальных отходов, а к полномочиям АМО «Заиграевский район» полномочия по принятию участия в указанной деятельности. Законодательством не дано разъяснений относительно понятия значений терминов «организация» и « участие в организации сбора», т.е. фактически истец не может принять участие в организации деятельности, если таковой не организовано. При этом ссылается на особое мнение судьи Конституционного Суда РФ КАН о необходимости содержательного наполнения законодательной нормы законом посредством закрепления соответствующих полномочий. Полагает о необходимости четкого обозначения понятия «принять участие в организации», иначе порождается произвольное право применение и неясность в конкретике действий для исполнения решения суда. Кроме того, просит суд обратить внимание, что на основании решения Заиграевского районного суда РБ по делу года ликвидирована свалка на юго-востоке от <адрес>. Также указывает, что администрации района отказано в прекращении исполнительного производства в связи с заключением муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации несанкционированных свалок на территории г. Улан-Удэ, Тарбагатайском, Иволгинском, Заиграевском районах на основании судебных актов. Считает, что АМО «Заиграевский район» приняты все меры для надлежащего исполнения судебного акта. Просит суд отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от 30.09.2019 года .

В судебном заседании представитель Администрации МО «Заиграевский район» ФИО1 иск поддержала по указанным в нем основаниям, настаивала, что администрацией приняты все необходимые меры по участию в организации деятельности по сбору и вывозу мусора. Также просила учесть, что бюджет района не располагает денежными средствами на уплату исполнительского сбора. Постановление о возбуждении исполнительного сбора зарегистрировано в администрации района 18.09.2019 года. В настоящее время свалки ликвидированы.

Представитель УФССП по Республике Бурятия, Заиграевского РОСП ФИО2 возражала против иска, указывая, что в установленный решением суда срок 01.05.2019 года администрацией района никаких мер не принято, при возбуждении исполнительного производства и совершения исполнительских действий доказательств по исполнению решения суда не представлено. В связи с чем было принято решение о взыскании исполнительского сбора, который до настоящего не оплачен. Исполнительное производство возбуждено 25.07.2019 года, копия документа вручена 18.09.2019 года. Настаивала на законности действий судебного пристава. Полагала, что направление письменных документов в различные инстанции не освобождает от ответственности за неисполнение судебного акта.

Свидетель НЭС суду пояснила, что работает в администрации МО «Заиграевский район» начальником отдела выездного контроля. Ей известно о решении суда Советского района г. Улан-Удэ, при рассмотрении дела участвовала, также известно об обжаловании. Документов никаких не получала. Исполнительный лист на исполнении в районной администрации находится на исполнении в трех отделах – финансовом, юридическом и отделе выездного контроля. Полагает, что законом не раскрыто понятие «принять участие в организации деятельности по сбору отходов», фактически ими меры и участие приняты. С 01 апреля 2019 года на территории района функционирует полигон по хранению отходов, проводился месячник чистоты с апреля по май. Документов подтверждающих данные обстоятельства не имеется.

Свидетель БСП суду пояснила, что в ее производстве находится исполнительное производство по взысканию исполнительского сбора в отношении АМО «Заиграевский район» в связи с неисполнением решения Советского районного суда г.Улан-Удэ, т.к. в срок до 01.05.2019 года согласно решению суда администрацией района не были приняты меры по участию в организации деятельности по сбору отходов. Каких-либо доказательств представлено не было. Исполнительное производство в данной части окончено в связи с фактическим исполнением, свалка ликвидирована.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 360 КАС РФ установлено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Аналогичные положения содержатся в ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Согласно ч. 1 ст. 64 данного Федерального закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов пристав принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

При рассмотрении дела установлено, что решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации МО «Заиграевский район», Правительству Республики Бурятия, которым Правительство Республики Бурятия в срок до 01.05.2019 года обязано организовать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, утилизации захоронению твердых отходов общим объемом 150 куб.м., расположенных в местности <адрес> на земельном участке с кадастровым номером ; Администрация МО «Заиграевский район» обязана в срок до 01.05.2019 года принять участие в органиазции деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, утилизации захоронению твердых отходов в том же объеме и на той территории.

Апелляционным определением Верховного Суда республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.

25.07.2019 года судебным приставом-исполнителем Заиграевского РОСП УФССП по РБ САВ на основании вышеуказанного решения суда возбуждено исполнительное производство в отношении АМО «Заиграевский район» в части исполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, утилизации захоронению твердых отходов на территории МО СП «Дабатуйское» Заиграевского района.

Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.

Пунктом 3 постановления о возбуждении исполнительного производства должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

Также должнику было предложено при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Данное постановление вручено должнику 18.09.2019 года, о чем имеется отметка о регистрации входящей документации и нашло свое подтверждение при опросе участников процесса.

30.09.2019 года судебным приставом-исполнителем Заиграевского РОСП БСП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с должника Администрации МО «Заиграевский район» по исполнительному производству в связи с неисполнением добровольно требований исполнительного документа.

31.10.2019 года исполнительное производство окончено в связи с фактическим его исполнением.

В этот же день возбуждено исполнительное производство по взысканию исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 30.09.2019 года.

Кроме того, установлено, что 20.08.2019 года определением Советского районного суда г. Улан-Удэ Правительству республики Бурятия предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного судебного акта в срок до 30.09.2019 года.

Исходя из изложенного, оценив в совокупности исследованные доказательства по делу, суд находит иск не подлежащим удовлетворению, поскольку объективных данных свидетельствующих об исполнении решения суда Советского района г. Улан-Удэ в срок до ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено, в связи с чем доводы стороны административного истца являются бездоказательными.

При этом суд критически относится к показаниям свидетеля НЭС в связи с ее служебным положением, а также ввиду несоответствия их иным доказательствам по делу, которыми факт исполнения судебного акта в установленный срок не подтвержден. Иных доказательств материалы дела не содержат, и обратного суду не представлено.

Помимо указанного, суд находит ссылку автора иска на то обстоятельство, что при отсутствии организации работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, утилизации захоронению твердых отходов уполномоченным на то органом имеются препятствия по реализации полномочий муниципального органа «принять участие в организации…..», а также указание в иске на особое мнение судьи Конституционного Суда РФ, несостоятельными, поскольку уполномоченным органом, т.е. Правительством Республики Бурятия принимались меры по исполнению судебного акта, что подтверждается определением суда о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, т.е. организация деятельности имела место быть, тогда как, администрация Заиграевского района в суд с подобным заявлением не обращалась, хотя по делу имеет тот же процессуальный статус.

Предоставление отсрочки исполнения судебного акта одному из соответчиков по делу, не освобождает другого соответчика от исполнения судебного акта в установленные сроки. То обстоятельство, что представителем администрации района в судебном заседании поддержано заявление о предоставлении отсрочки Правительству Республики Бурятия правового значения по делу не имеет.

Отказ в прекращении исполнительного производства также правового значения по делу не имеет.

Указание в иске на решение Заиграевского районного суда РБ по делу о ликвидации свалки на юге-востоке <адрес> и его последующее исполнение значения по делу не имеет, поскольку решением суда по настоящему делу предметом иска являлась иная территория (<адрес> на земельном участке с кадастровым номером ).

Ссылка истца на особое мнение судьи Конституционного суда РФ, неопределенность понятия « принять участие в организации деятельности…. » по мнению суда не является основанием для удовлетворения иска, т.к. разъяснение исполнения решения суда предметом рассмотрения настоящего дела не является.

Ведение же письменной документации и фактическое исполнение решение суда в виде ликвидации свалки после 01.05.2019 года не свидетельствует об исполнении судебного акта в установленные законом сроки, следовательно, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

При таких обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 179,180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Администрации МО «Заиграевский район» к Заиграевскому РОСП УФССП по Республике Бурятия об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Заиграевский районный суд Республики Бурятия.

Судья подпись В.В. Григорьева

Копия верна. Судья В.В. Григорьева

Решение в окончательной форме изготовлено 26.11.2019 года.