ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1345/2023 от 02.11.2023 Рамонского районного суда (Воронежская область)

УИД 36RS0032-01-2023-001190-59

Дело № 2а-1345/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2023 года рп. Рамонь Воронежской области

Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Стрельниковой О.А.,

при секретаре Клетрове И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Остроумовой У. А. к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия в рассмотрении заявления (обращение №...) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, и возложении обязанности по рассмотрению указанного заявления,

УСТАНОВИЛ:

Остроумова У.А. обратилась с административным иском к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в рассмотрении заявления (обращение №...) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов ориентировочной площадью 1288 кв. м., расположенного по адресу: <.......>, кадастровый квартал: 36:25:2900003, в аренду сроком на 240 месяцев для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) на основании пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ; возложении обязанности на администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области рассмотреть заявление Остроумовой У. А. (обращение №...) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов ориентировочной площадью 1288 кв. м., расположенного по адресу: <.......>, кадастровый квартал: №..., в аренду сроком на 240 месяцев для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) на основании пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ в установленный законом срок.

Административный иск мотивирован тем, что Остроумовой У.А. 24.08.2023 года в адрес администрации Рамонского муниципального района Воронежской области посредствам портала «Госуслуги» подано заявление (обращение №...) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов ориентировочной площадью 1288 кв. м., расположенного по адресу: <.......>, кадастровый квартал: №..., в аренду сроком на 240 месяцев для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) на основании пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Указанное заявление было получено административным ответчиком 24.08.2023 года. На момент предъявления иска заявление о предварительном согласовании земельного участка не рассмотрено, решение не предоставлено.

Административный истец Остроумова У.А., будучи надлежащим образом уведомлена о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Административный ответчик администрация Рамонского муниципального района Воронежской области, надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного разбирательства. Представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив документы, подтверждающие рассмотрение заявления Остроумовой У.А. и направление ответа на обращение.

Исследовав материалы дела, суд находит требования административного искового заявления Остроумовой У.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Остроумовой У.А. 24.08.2023 года в адрес администрации Рамонского муниципального района Воронежской области посредствам портала «Госуслуги» подано заявление (обращение №...) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов ориентировочной площадью 1288 кв. м., расположенного по адресу: <.......>, кадастровый квартал: №..., в аренду сроком на 240 месяцев для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) на основании пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Заявление, поданное через систему ПГС (Платформа государственных услуг), было зарегистрировано в администрации Рамонского муниципального района Воронежской области 28.08.2023 года под входящим номером №....

Ответом от 17.10.2023 года №... администрация Рамонского муниципального района Воронежской области уведомила Остроумову У.А. о том, что предварительное согласование предоставления испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, который был направлен в адрес последней тот же день по электронной почте, а также почтовым отправлением.

Также администрация Рамонского муниципального района Воронежской области вынесла решение от 26.10.2023 №ПСЗУ-20№...-4 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое через систему ПГС направлено Остроумовой У.А. 26.10.2023 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (п. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с п.1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.

Федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В соответствии с положениями данного закона администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области принято постановление от 16.09.2015 года № 258 «Об утверждении административного регламента администрации Рамонского муниципального района Воронежской области по предоставлению муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена» (в редакции от 22.12.2022 года № 575).

Согласно стандарту предоставления муниципальной услуги, административная процедура «Предварительное согласование предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства» включает следующие административные действия:

а) прием и регистрация заявления и прилагаемых к нему документов;

б) проверка заявления на соответствие требованиям п. 2.6.1. Административного регламента;

в) рассмотрение представленных документов, истребование документов (сведений), указанных в п. 2.6.2 настоящего Административного регламента, в рамках межведомственного взаимодействия;

г) опубликование извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в порядке, установленном для опубликования муниципальных правовых актов уставом Рамонского муниципального района Воронежской области по месту нахождения земельного участка и размещению извещения на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.ramon.ru), а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.torgi.gov.ru);

д) подготовка проекта постановления администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

е) направление постановления администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, оформленное в виде письма;

Пунктом 2.4.1.2 вышеуказанного Административного регламента установлены сроки исполнения административных процедур при рассмотрении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

Срок исполнения административной процедуры по приему и регистрации заявления и прилагаемых к нему документов составляет 1 день с момента поступления заявления. При поступлении заявления о предоставлении земельного участка и прилагаемых к нему документов в электронной форме в выходные (праздничные) дни регистрация производится на следующий рабочий день.

Срок исполнения административной процедуры по проверке соответствия заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка положениям пункта 2.6.1 Административного регламента, по проверке направления его в надлежащий уполномоченный орган и приложения документов, предоставляемых в соответствии с пунктом 2.6.1. настоящего Административного регламента, составляет 10 дней.

Срок исполнения административной процедуры по рассмотрению представленных документов, в том числе истребованию документов (сведений), указанных в пункте 2.6.2 настоящего Административного регламента, в рамках межведомственного взаимодействия - 9 дней.

Срок исполнения административной процедуры по опубликованию извещения о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в порядке, установленном для опубликования муниципальных правовых актов Уставом Рамонского муниципального района Воронежской области и размещению извещения на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.ramon.ru) или подготовке решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, оформленное в виде письма – 4 дня.

Срок исполнения административной процедуры по подготовке постановления администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта либо подготовке проекта решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, оформленное в виде письма для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта – 4 дня;

Срок исполнения административной процедуры по направлению (выдаче) заявителю постановления администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, оформленное в виде письма - 2 дня.

Таким образом, с учетом специальных норм земельного законодательства, предусматривающих 20-девный срок с даты поступления заявления для принятия решения органом власти об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также с учетом регистрации заявления в администрации 25.08.2023 года, предоставления ответа 17.10.2023 года, а через систему ПГС только 26.10.2023 года, суд приходит к выводу, что сроки рассмотрения заявления о предварительном согласовании земельного участка в данном случае действительно были нарушены, однако нарушение являлось не значительным, не носило длящийся характер.

Вместе с тем поскольку решение о признании бездействия незаконным должно преследовать своей целью именно восстановление прав административного истца, что предусмотрено положениями КАС РФ, согласно которым признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ).

Следовательно, административное процессуальное законодательство исходит из того, что в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены (заявление Остроумовой У.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассмотрено, ей направлен ответ до разрешения по существу административного дела в суде первой инстанции), основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований отсутствуют.

Поскольку нарушений прав, свобод и законных интересов заявителя администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области не допущено, препятствий к осуществлению его прав и свобод не создано, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Остроумовой У. А. к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия в рассмотрении заявления (обращение №...) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, и возложении обязанности по рассмотрению указанного заявления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Стрельникова

Решение в окончательной форме изготовлено 10.11.2023 года