ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1347/2016 от 28.07.2016 Кировского городского суда (Мурманская область)

Адм. дело № 2а-1347/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2016 года г. Кировск

Кировский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Кулыгиной С.Н.

при секретаре Федосеевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Мурманской Региональной Общественной Молодежной Организации «Региональный Совет ИМОК Севера» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее – Управление Минюста России по Мурманской области) обратился в суд с административным исковым заявлением к Мурманской Региональной Общественной Молодежной Организации «Региональный Совет ИМОК Севера» (далее – МРОМО «РС ИМОК Севера», Организация) о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указал, что МРОМО «РС ИМОК Севера» зарегистрирована ... (ОГРН №...). В период с ... по ... Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в отношении МРОМО «РС ИМОК Севера» была проведена проверка на предмет соответствия деятельности общественного объединения, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с ... по .... По результатам проверки установлено, что деятельность МРОМО «РС ИМОК Севера» в проверяемом периоде документально не подтверждена. Установлены факты нецелевого расходования денежных средств, нарушения законодательства в части несоблюдения отдельных положений Устава организации и ведения финансово-хозяйственной деятельности, высший орган управления в проверяемом периоде не осуществлял своих функций, местные отделения в организации в организации до настоящего времени не созданы. Несмотря на принятые в отношении административного ответчика меры административного характера в виде привлечения к административной ответственности, предупреждения с указанием сроков устранения допущенных нарушений, ответчик продолжал нарушать обязательные требования действующего законодательства и не представляет административному истцу необходимые документы, в том числе документацию, подтверждающую реализацию проводимых в проверяемом периоде мероприятий. ... в Управление Минюста России по Мурманской области поступило уведомление о прекращение деятельности административного ответчика. Просит суд признать МРОМО «Региональный Совет ИМОК Севера» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика МРОМО «Региональный Совет ИМОК Севера» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть административное дело в его отсутствие, возражений по административному иску не представил, в отзыве на административное исковое заявление пояснил, что в настоящее время МРОМО «Региональный Совет ИМОК Севера» деятельность не осуществляет.

Суд, в соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей административного истца и административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно статье 7 названного Закона общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Как установлено статьей 8 Федерального закона № 82-ФЗ, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» также установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.

Формы отчетности о деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», Постановлением Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006, общественные объединения представляют в орган, принявший решение о государственной регистрации, ежегодно, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, отчет по форме ОН0003 (об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании).

Согласно статье 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных вышеуказанной статьей, непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой вышеуказанной статьи, неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года № 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Мурманская региональная общественная молодежная организация «Региональный совет ИМОК Севера» зарегистрирована ..., основным видом ее деятельности является деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки. При этом, Мурманская региональная общественная молодежная организация в настоящее время является действующим юридическим лицом (л.д. 73-80).

В ходе осуществления контрольных функций за деятельностью организации регистрирующим органом было установлено, что деятельность МРОМО «РС ИМОК Севера» в проверяемом периоде (с ... по ...) документально не подтверждена. Установлены факты нецелевого расходования денежных средств, нарушения законодательства в части несоблюдения отдельных положений устава Организации и ведения финансово-хозяйственной деятельности. ... Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес административного ответчика было вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации, с указанием допущенных нарушений и срока их устранения (...).

В установленный срок требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области МРОМО «РС ИМОК Севера» выполнены частично.

Постановлением мирового судьи судебного участка №... Кировского судебного района Мурманской области от ... МРОМО «РС ИМОК Севера» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства) с наложением административного штрафа в размере ... рублей.

Вместе с тем, после привлечения к административной ответственности административный ответчик не представил в Управление Минюста России предусмотренные действующим законодательством документы, подтверждающие осуществление деятельности.

... Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес административного ответчика направило предупреждение с указанием допущенных нарушений и срока их устранения (...).

В установленный срок требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области МРОМО «РС ИМОК Севера» не выполнены.

Постановлением мирового судьи судебного участка №... Кировского судебного района Мурманской области от ... МРОМО «РС ИМОК Севера» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства) с наложением административного штрафа в размере ... рублей.

... Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес административного ответчика направило предупреждение с указанием допущенных нарушений и срока их устранения (...).

В установленный срок требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области МРОМО «РС ИМОК Севера» не выполнены.

Как следует из материалов дела, ... административный ответчик направил в Управление Минюста России по Мурманской области уведомление о прекращении деятельности.

Однако, до настоящего времени уполномоченные лица административного ответчика в нарушение пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации не представили в Управление Минюста России по Мурманской области документы о принятии решения о ликвидации МРОМО «Региональный совет ИМОК Севера».

Кроме того, МРОМО «Региональный совет ИМОК Севера» в нарушение требований действующего законодательства представила с нарушением срока отчет по форме ОН0003 за ... год.

Вышеуказанные предупреждения были направлены по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: ..., а также направлены на домашний адрес Председателя организации: ....

Корреспонденция направляемая в адрес Общественной организации МРОМО «Региональный совет ИМОК Севера», Председателя организации вернулась в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области с отметкой отделения почтовой связи «истечение срока хранения».

Таким образом, уполномоченные лица общественной организации не обеспечивают получение корреспонденции, направляемой Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес МРОМО «Региональный совет ИМОК Севера».

В соответствии с пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц адрес (место нахождение) постоянно действующего руководящего органа МРОМО «Региональный совет ИМОК Севера»: ....

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.).

При наличии перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Согласно аб. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения обязаны информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Судом установлено, что уполномоченные лица общественной организации на момент рассмотрения административного заявления не представили в управление сведения о достоверном адресе (месте нахождения) юридического лица.

Факт допущенных нарушений административным ответчиком не оспаривался. Также административным истцом был подтвержден факт частичного устранения ответчиком допущенных нарушений.

Таким образом, учитывая характер нарушений, их продолжительность и последующее отсутствие деятельности юридического лица, принимая во внимание, что доказательств в опровержение доводов истца, указанных в качестве основания иска, ответчиком не представлено, имеются достаточные основания полагать, что ответчик прекратил свою деятельность, суд считает, что исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области о признании Мурманской региональной общественной молодежной организации «Региональный совет ИМОК Севера» прекратившей свою деятельность и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации сумма подлежащей взысканию с административного ответчика государственной пошлины составляет ... рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Мурманской Региональной Общественной Молодежной Организации «Региональный Совет ИМОК Севера» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.

Прекратить деятельность Мурманской Региональной Общественной Молодежной Организации «Региональный Совет ИМОК Севера», зарегистрированной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области ..., расположенной по адресу: ..., ИНН: ..., ОГРН: ....

Исключить сведения о Мурманской Региональной Общественной Молодежной Организации «Региональный Совет ИМОК Севера» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Мурманской Региональной Общественной Молодежной Организации «Региональный Совет ИМОК Севера» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.Н. Кулыгина