ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1348/2022 от 22.12.2021 Братского городского суда (Иркутская область)

УИД 38RS0003-01-2022-000939-52

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 27 апреля 2022 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Павловой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Гутоевой А.В.,

с участием административного истца – представителя администрации муниципального образования города Братска Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 22.12.2021 № ***,

административного ответчика - судебного пристава-исполнителя Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2,

заинтересованного лица – помощника прокурора г. Братска Иркутской области Кайгородовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1348/2022 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования города Братска Иркутской области к судебному приставу-исполнителю Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании незаконным постановление от 18.02.2022 о назначении нового срока исполнения исполнительного документа по исполнительному производству № 57457/18/38007- ИП, в части установления нового срока исполнения до 25.03.2022, и об обязании судебного пристава – исполнителя установления нового срока исполнения решения суда с учетом времени, необходимого для совершения действий по исполнению решения суда,

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования г. Братска Иркутской области (далее администрация МО г. Братска Иркутской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений, к судебному приставу-исполнителю Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании незаконным постановление от 18.02.2022 о назначении нового срока исполнения исполнительного документа по исполнительному производству № 57457/18/38007-ИП, в части установления нового срока исполнения до 25.03.2022, и об обязании судебного пристава – исполнителя установления нового срока исполнения решения суда с учетом времени, необходимого для совершения действий по исполнению решения суда.

В обоснование требований административный истец указал, что в Братском межрайонном отделе судебных приставов по организации принудительного исполнения (далее по тексту Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области) на исполнении находится исполнительное производство 57457/18/38007-ИП, возбужденное 02.04.2018 на основании исполнительного листа по решению Братского городского суда Иркутской области по делу № 2-1745/2017 об обязании администрации МО г. Братска Иркутской области устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, согласно предписанию № *** от 21.04.2016.

Администрацией МО г. Братска Иркутской области было получено постановление судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО2 от 18.02.2022 о назначении нового срока исполнения решения суда до 25.03.2022.

С указанным постановлением администрация МО г. Братска не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения до 25.03.2022 является неразумным, тем самым нарушает права администрации г. Братска Иркутской области. За неисполнение администрацией МО г. Братска, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, повлечет привлечением судебным приставом-исполнителем её к административной ответственности и наложением штрафа. Наиболее строгим наказанием за неисполнение судебного постановления является привлечение к уголовной ответственности.

Установление срока до 25.03.2022 для добровольного исполнения нельзя признать обоснованным и достаточным, а судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках своей компетенции должен руководствоваться принципом соразмерности, законности, разумности и справедливости.

Срок исполнения должен быть достаточным и соразмерным для исполнения требования исполнительного документа, т.е. разумным. Под разумным сроком следует понимать время необходимое для совершения действий должником с учетом обстоятельств и предмета исполнения.

Администрация МО г. Братска Иркутской области предоставляла информацию и документы в Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области о невозможности исполнить решение суда в кратчайшие сроки.

Судебный пристав-исполнитель не дал оценку конкретным обстоятельствам дела, не учтены характер подлежащих исполнению требования, перечень действий, которые необходимо совершить, объём работ, применения сроков при исполнении решения в рамках законодательства РФ, имущественному положению должника, в связи с чем, установленный срок для исполнения решения суда является неразумным и необоснованным.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что требуются огромные финансовые затраты на исполнение возложенных на администрацию г. Братска обязанностей, при условии их масштабности. Для того, чтобы администрации г. Братска Иркутской области исполнить все возложенные судом обязанности требуется провести мероприятия, которые не могут быть выполнены кратковременный установленный срок, а требует планомерного исполнения.

В судебном заседании административный истец – представитель администрации МО г. Братска Иркутской области ФИО1 требования административного искового заявления поддержала в полном объеме, дала пояснения по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО2 административные исковые требования не признала, суду дала пояснения, согласно которым в соответствии с п. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Исходя из содержания требований ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ч. 2 ст. 62 КАС РФ, для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) должностного лица необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя.

Из материалов исполнительного производства следует, что на основании исполнительного листа, выданного по делу 2-1745/2017 Братским городским судом, 02.04.2018 возбуждено исполнительное производство № 57457/18/38007-ИП. Требования исполнительного документа: обязать администрацию города Братска, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности согласно предписанию № 122/1/1 от 21.04.2016:

- обеспечить противопожарные расстояния от границ - (двухэтажной) жилой застройки г. Братска до лесных насаждений в лесопарках не менее 15 метров;

- обеспечить защитную противопожарную минерализованную полосу, отделяющую жилую застройку от лесных насаждений (смешанный лес) в жилом районе Сосновый бор от дома № 33 по ул. Свободы до дома № 2 по ул. Луговой, в районе жилого дома Тупик «Крылатый»;

- устранить нарушения, выразившиеся в использовании территории защитной минерализованной полосы в жилом районе Галачинские коттеджи по ул. Боровой, 27 под застройку подсобными строениями;

- обеспечить исправное состояние пожарных гидрантов, установленных на сетях наружного противопожарного водоснабжения жилых районов города Братска;

- устранить наличие мест несанкционированных свалок горючих отходов лесопиления, бытовых отходов мусора в границах города Братска;

- обязать администрацию г. Братска устранить в срок до 01.07.2017 следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности согласно предписанию № *** от 21.04.2016;

- выполнить мероприятия по обеспечению жилого района Сухой г. Братска с источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: система наружного противопожарного водоснабжения жилого района Сухой г. Братска не обеспечивает требуемого расхода воды на нужды пожаротушения не менее 10 л/с с продолжительностью тушения не менее 3 часов в любое время года.

Определением суда от 28.03.2018 должнику предоставлялась отсрочка исполнения до 01.07.2018. По истечении срока отсрочки должником была предоставлена информация о частичном исполнении решения суда.

25.10.2018 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., и назначен новый срок исполнения до 31.11.2018.

Определением от 28.11.2018 судом в предоставлении отсрочки отказано. Решением суда от 17.12.2018 администрация освобождена от уплаты исполнительского сбора.

27.05.2019, 15.08.2019, 24.01.2020, 25.09.2020 должником предоставлялась информация о частичном исполнении решения суда и об отсутствии финансирования на исполнение решения суда в полном объеме.

29.10.2020 назначен новый срок исполнения до 30.11.2020.

11.11.2020 должник обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в части. Определением от 18.12.2020 судом отказано в прекращении. Данное определение обжаловалось администрацией в апелляционной инстанции. Определением от 04.03.2021 определение от 18.12.2020 оставлено без изменения.

16.04.2021 администрация обратилась в суд за предоставлением отсрочки. Определением суда от 30.04.2021 в предоставлении отсрочки отказано.

22.06.2021 должнику был назначен новый срок исполнения - до 23.08.2021.

Согласно предоставленной 23.08.2021 должником информации, решение суда исполнено частично, указан объем денежных средств, предусмотренных в бюджете города на исполнение неисполненных пунктов решения суда: тыс. руб. на приведение в исправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения, тыс. руб. на ликвидацию несанкционированных свалок, . руб. на выполнение проектно-сметной документации по установке источников наружного противопожарного водоснабжения в ж.р. Стениха и Сосновый Бор.

В связи с неисполнением должником решения суда во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, постановлением заместителя начальника отдела от 29.09.2021 должник был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 29.09.2021 должнику был назначен новый срок исполнения до 29.10.2021.

Таким образом, на протяжении нахождения на исполнении данного исполнительного производства должнику предоставлялась отсрочка судом - до 01.07.2018, назначались новые сроки исполнения до 30.11.2018, 30.11.2020, 23.08.2021, 29.10.2021.

Решением суда от 09.12.2021 постановление заместителя начальника отдела от 29.09.2021 отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение.

По результатам нового рассмотрения 18.02.2022 в отношении администрации МО г. Братска было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 30 000 руб.

18.02.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 25.03.2022, которое в настоящее время обжалуется должником.

До настоящего времени решение суда полностью не исполнено.

Исполнение требований неимущественного характера, содержащегося в исполнительном документе, регламентировано ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно ч. 1 данной статьи, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает новый срок для исполнения. Размер нового срока данной статьей не установлен.

В своем заявлении истец указывает, что установленный постановлением от 08.10.2019 судебным приставом-исполнителем срок до 22.10.2019 является неразумным и тем самым нарушает права должника. ФЗ «Об исполнительном производстве» не рассматривает понятие разумности при назначении нового срока исполнения, тем более по смыслу закона исполнение является принудительным и не предполагает создание удобных и благоприятных условий для должника при исполнении требований исполнительного документа. Законом не предусмотрено, что должник имеет право определять, какой срок для исполнения каждого конкретного документа пристав должен ему установить.

Хотя законом об исполнительном производстве не предусмотрена длительность устанавливаемого судебным приставом-исполнителем нового срока исполнения, но, согласно ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Одним из принципов исполнительного производства, перечисленных в ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», является своевременность совершения исполнительных действий и мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа, что соответствует задачам исполнительного производства.

Таким образом, создание удобных для должника условий, которое влечет за собой затягивание сроков исполнения, не соответствует задачам исполнительного производства.

Следует отметить, что исполнительное производство, в рамках которого вынесено обжалуемое постановление, возбуждено в 2018 году. Должнику судом предоставлялась отсрочка исполнения - до 01.07.2018. Если у должника по истечении 7 лет, на протяжении которых исполнительное производство находится на исполнении, имеются непреодолимые препятствия, которые, по мнению должника, мешают в полном объеме исполнить решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, должник в соответствии со ст. 37 ФЗ «Об исполнительном производстве» может обратиться в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда. Предоставление отсрочки исполнения решения судебным приставом-исполнителем ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусмотрено. Все обстоятельства, на которые ссылается в своем заявлении истец, а именно: характер подлежащих исполнению требований, перечень действий, которые необходимо совершить, объем работ, применение сроков при исполнении решения в рамках законодательства РФ, имущественное положение должника могут быть приняты во внимание судом при решении во -проса о предоставлении отсрочки.

Таким образом, постановление о назначении нового срока исполнения от 18.02.2022 вынесено в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» и не нарушает прав административного истца.

Административный ответчик - представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения административного дела.

В судебном заседании заинтересованное лицо помощник прокурора г. Братска Иркутской области Кайгородова Е.И. пояснила, что требования административного истца заявлены не обоснованы, так как решение суда длительное время не исполняется должником, что приводит к нарушению разумного срока исполнения решения суда, а также то, что требования пожарной безопасности должны неукоснительно соблюдаться всеми организациями.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы и основания административного иска, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу нормы ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу положений ч. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Статьями 64, 68 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.

Согласно разъяснениям пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что в производстве судебного пристава-исполнителя БМОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО2 находится исполнительное производство № 57457/18/38007-ИП, возбужденное 02.04.2018 на основании исполнительного листа серии ФС № 016515084, выданного Братским городским судом Иркутской области по гражданскому делу № 2-1745/2017 на основании решения Братского городского суда Иркутской области от 14.06.2017, предмет взыскания: обязать администрацию г. Братска, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, устранить следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности согласно предписанию № 122/1/1 от 21.04.2016: обеспечить противопожарные расстояния от границ одно- (двухэтажной) жилой застройки г. Братска до лесных насаждений в лесопарках не менее 15 метров; обеспечить защитную противопожарную минерализованную полосу, отделяющую жилую застройку от лесных насаждений (смешанный лес) в жилом районе Сосновый бор от дома № 33 по ул. Свободы до дома № 2 по ул. Луговой, в районе жилого дома Тупик «Крылатый»; устранить нарушения, выразившиеся в использовании территории защитной минерализованной полосы в жилом районе Галачинские коттеджи по ул. Боровой, 27 под застройку подсобными строениями; обеспечить исправное состояние пожарных гидрантов, установленных на сетях наружного противопожарного водоснабжения жилых районов г. Братска; устранить наличие мест несанкционированных свалок горючих отходов: отходов лесопиления, бытовых отходов мусора в границах города Братска. Обязать администрацию г. Братска устранить в срок до 01.07.2017 следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности согласно предписанию № 122/1/1 от 21.04.2016: выполнить мероприятия по обеспечению жилого района Сухой г. Братска источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: система наружного противопожарного водоснабжения жилого района Сухой г. Братска не обеспечивает требуемого расхода воды на нужды пожаротушения не менее 10 л/с с продолжительностью тушения не менее 3 часов в любое время года; выполнить мероприятия по обеспечению части жилого района Чекановский г. Братска (ул. Заречная, Речная, Средняя, ФИО3, ФИО4, Ермака, Литейная, Северная, пер. Хвойный, Новоселов, Кедровый, Березовый, Ольховый, Моховой, Лиственничный) источниками наружного противопожарного водоснабжения с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения на менее 10 л/с с продолжительностью тушения не менее 3 часов в любое время года; выполнить мероприятия по обеспечению жилого района Порожский г. Братска источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: система наружного противопожарного водоснабжения жилого района Порожский г. Братска не обеспечивает требуемого расхода воды на нужды пожаротушения не менее 10 л/с с продолжительностью тушения не менее 3 часов в любое время года; выполнить мероприятия по обеспечению жилого района Сосновый г. Братска источниками наружного противопожарного водоснабжения с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения не менее 5 л/с с продолжительностью тушения не менее 3 часов в любое время года; выполнить мероприятия по обеспечению жилого района Стениха г. Братска источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: система наружного противопожарного водоснабжения жилого района Стениха г. Братска не обеспечивает требуемого расхода воды на нужды пожаротушения не менее 5 л/с с продолжительностью тушения не менее 3 часов в любое время года.

В постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 02.04.2018 должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование, в котором указано о необходимости исполнить требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и представить не позднее пяти дней по истечении указанного срока в Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области документы, подтверждающие исполнение решения суда, а в случае неисполнения - письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решения суда.

09.04.2018 администрацией МО г. Братска Иркутской области предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому, решение суда исполнено частично. По Центральному округу г. Братска: по подпункту 2 произведена очистка придорожной полосы автодороги, ведущей на дачи п. Комсомольский на площади 500 кв. м. На полигон ТБО вывезено 400 куб.м отходов. В целях предотвращения повторного размещения отходов установлена видеокамера, работающая в онлайн-режиме; по подпунктам 4,5 произведена очистка территории на площади 1000 кв. м, вывезено 300 куб. м отходов; по подпункту 8 указанный земельный участок площадью 1,15 га передан в аренду ООО «ДеКом» (договор аренды от 03.03.2017 № 27-17). По Падунскому округу г. Братска: по подпункту 10 в соответствии с проектом завершен технический этап рекультивации земельного участка, толщина инертного слоя золошлаковой смеси составляет 50-70 см; по подпункту 11 произведена уборка территории, вывезено на полигон ТБО 100 м3 отходов; по подпункту 12 работы выполнены. По Правобережному округу: по подпункту 13 письмом от 21.10.2016 № 22054/06/16 направлена заявка в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области на включение в план финансирования мероприятий Государственной программы Иркутской области по охране окружающей среды в части ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среды на период 2017-2025 годы объект: «Склад топливной щепы бывшего завода «Стройдеталь» управления «Ангарстроя», повторно 30.01.2018 №2157/01/18; по подпункту 14 место захламления ликвидировано (акт от 16.08.2017); по подпункту 15 место размещения отходов ликвидировано (акт от 16.08.2017); по подпункту 16 муниципальной программой «Охрана окружающей среды в городе Братске» на 2016-2019 годы предусмотрено в 2018 году выполнение маркшейдерских работ по обследованию места размещения древесных отходов с целью выполнения ресурсно-сметного расчета и подготовки материалов в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области хотя включения в перечень ликвидации захламленных участков территорий за счет средств областного бюджета.

По остальным пунктам исполнить решение Братского городского суда от 14.06.2017 для администрации МО г. Братска в установленный срок, не представляется возможным, так как возникли объективные обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Необходимо дополнительный срок для исполнения решения суда. Администрация города Братска обратилась в Братский городской суд Иркутской области за отсрочкой исполнения решения суда.

Определением Братского городской суд Иркутской области от 28.03.2018 администрации МО г. Братска Иркутской области предоставлена отсрочка исполнения решения Братского городского суда Иркутской области от 14.06.2017 до 01.07.2018.

Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование, в котором указано о необходимости в срок до 25.10.2018 представить судебному приставу-исполнителю документы, подтверждающие исполнение решения суда. В случае неисполнения представить письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решение суда; указать заложены ли в бюджет денежные средства на исполнение данного решения суда и в какой сумме.

24.10.2018 администрацией МО г. Братска Иркутской области предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому решение суда исполнено частично.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО2 от 25.10.2018 с администрации МО г. Братска Иркутской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000,00 руб. по исполнительному производству № 57457/18/38007-ИП от 02.04.2018.

25.10.2018 судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 57457/18/38007-ИП от 02.04.2018 до 30.11.2018.

Определением Братского городского суда Иркутской области от 28.11.2018 в удовлетворении заявления администрации МО г. Братска Иркутской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Братского городского суда Иркутской области от 14.06.2017, отказано.

Решением Братского городского суда Иркутской области от 17.12.2018 администрация МО г. Братска Иркутской области освобождена от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб. по исполнительному производству № 57457/18/38007-ИП от 02.04.2018

Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование от 13.05.2019, в котором указано о необходимости в срок до 29.05.2019 представить судебному приставу-исполнителю информацию об исполнении решения суда. В случае неисполнения представить письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решение суда.

27.05.2019 администрацией МО г. Братска Иркутской области предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому решение суда исполнено частично.

Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование от 08.08.2019, в котором указано о необходимости в срок до 16.08.2019 представить судебному приставу-исполнителю информацию об исполнении решения суда. В случае неисполнения представить письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решение суда.

15.08.2019 администрацией МО г. Братска Иркутской области предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому решение суда исполнено частично.

Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование от 21.09.2020, в котором указано о необходимости в срок до 28.09.2020 представить судебному приставу-исполнителю информацию об исполнении решения суда. В случае неисполнения представить письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решение суда.

25.09.2020 администрацией МО г. Братска Иркутской области предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому решение суда исполнено частично.

Постановлением от 29.09.2020 судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 57457/18/38007-ИП от 02.04.2018 до 29.10.2020.

Постановлением от 29.10.2020 судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 57457/18/38007-ИП от 02.04.2018 до 30.11.2020.

Определением Братского городского суда Иркутской области от 18.12.2020 в удовлетворении заявления администрации МО г. Братска Иркутской области о прекращении в части исполнительного производства № 57457/18/38007-ИП от 02.04.2018 – отказано.

Апелляционным определением Иркутского областного суда от 04.03.2021 определение Братского городского суда Иркутской области от 18.12.2020 – оставлено без изменения, частная жалоба – без удовлетворения.

Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование от 28.01.2021, в котором указано о необходимости в срок до 11.02.2021 представить судебному приставу-исполнителю информацию об исполнении решения суда. В случае неисполнения представить письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решение суда.

11.02.2021 администрацией МО г. Братска Иркутской области предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому решение суда исполнить не представляется возможным в силу отсутствия необходимого объема финансовых средств.

Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование от 01.04.2021, в котором указано о необходимости в срок до 16.04.2021 представить судебному приставу-исполнителю информацию об исполнении решения суда. В случае неисполнения представить письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решение суда.

16.04.2021 администрацией МО г. Братска Иркутской области предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому решение суда исполнить не представляется возможным в силу отсутствия необходимого объема финансовых средств.

16.04.2021 администрация МО г. Братска Иркутской области обратилась в Братский городской Иркутской области за предоставлением отсрочки исполнения решения суда в срок до 31.12.2021.

Определением Братского городского суда Иркутской области от 30.04.2021 в удовлетворении заявления администрации МО г. Братска Иркутской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Братского городского суда иркутской области от 17.06.2017 – отказано.

22.06.2021 судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 57457/18/38007-ИП от 02.04.2018 до 23.08.2021.

Постановлением заместителя начальника Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО5 от 29.09.2021 администрация МО г. Братска Иркутской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000,00 руб.

29.09.2021 судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 57457/18/38007-ИП от 02.04.2018 до 29.10.2021.

Решением судьи Братского городского суда Иркутской области от 09.12.2021 жалоба администрации МО г. Братска Иркутской области на постановление заместителя начальника Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО5 от 29.09.2021 о привлечении юридического лица - администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб. – удовлетворена частично. Отменено постановление заместителя начальника Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО5 от 29.09.2021, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области.

Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование от 28.01.2022, в котором указано о необходимости в срок до 11.02.2022 представить судебному приставу-исполнителю краткую информацию об исполнении решения суда.

11.02.2022 администрацией МО г. Братска Иркутской области предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому решение суда исполнено частично.

Постановлением врио заместителя начальника Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО6 от 18.02.2022 администрация МО г. Братска Иркутской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000,00 руб.

18.02.2022 судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 57457/18/38007-ИП от 02.04.2018 – до 25.03.2022.

Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование, в котором указано о необходимости в срок до 30.03.2022 представить судебному приставу-исполнителю информацию об исполнении решения суда.

С учетом изложенного, судом достоверно установлено и административным истцом не оспаривается, что до настоящего времени решение суда не исполнено в полном объеме.

Оспаривая постановление судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО2 от 18.02.2022 о назначении нового срока исполнения решения суда по исполнительному производству № 57457/18/38007-ИП от 02.04.2018 в части установления нового срока исполнения требований исполнительного документа до 25.03.2022, административный истец ссылается на то, что установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения является неразумным, чем нарушает права администрации МО г. Братска Иркутской области, поскольку за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, после наложения административного штрафа повлечет привлечение должника к административной ответственности и наложением штрафа. Установление срока до 25.03.2022 для добровольного исполнения является необоснованным, недостаточным и неразумным.

Вместе с тем, разрешая требования административного истца, суд исходит из того, что судебные приставы-исполнители осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", а также руководствуются в своей деятельности положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в частности, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

В силу требований ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 118-ФЗ "О судебных приставах" на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.

В процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (ст. 12 Федерального закона N 118-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если должником добровольно не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, последний вправе установить должнику новый срок для исполнения.

Такой срок самостоятельно определяется судебным приставом-исполнителем, исходя из соображений разумности, обоснованности и с учетом конкретных обстоятельств дела.

Указанные нормы направлены на своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Поскольку требования исполнительного документа должником по исполнительному производству в добровольном порядке не были исполнены, у суда отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого постановления. При этом, суд не принимает доводы административного истца о том, что установленный судебным приставом-исполнителем новый срок исполнения является необоснованным, недостаточным и неразумным, поскольку исполнительный документ по гражданскому делу № 2-1745/2017 находится на исполнении в Братском МОСП по ОПИ с 02.04.2018 (более трёх лет), при этом решение суда было вынесено 14.06.2017, в котором обзывалась администрация провести соответствующие действия в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно до 05.03.2018, то есть длительное время, в то время как в соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Как следует из материалов административного дела, на протяжении нахождения на исполнении данного исполнительного производства администрации МО г. Братска дважды отказывалось в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. При этом, должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.

Судом не может быть отнесено к уважительным причинам неисполнения решения суда отсутствие недостаточного финансирования бюджетных средств администрации МО г. Братска Иркутской области, так как это не может ставиться в зависимость исполнения решения суда. Мэр города, имея возможность самостоятельно распоряжаться денежными средствами в рамках муниципальных программ, мог исполнить решение суда за счет средств местного бюджета путем принятия каких-либо мер, направленных на исполнение возложенной на него судом обязанности, однако данные меры приняты не были.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 6 Федерального Конституционного Закона от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о незаконности вынесенного судебным приставом оспариваемого постановления, о неправомерности действий или бездействия с его стороны, административным истцом в нарушение положений ч. 1 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.

Законом об исполнительном производстве нормы для установления нового срока для исполнения не имеется, предусмотрен срок для добровольного исполнения решения, который составляет до пяти дней.

В связи с чем, доводы административного истца о нарушении его прав, выразившиеся в том, что установленный постановлением от 18.02.2022 судебным приставом-исполнителем срок до 25.03.2022 является неразумным, и тем самым нарушает права должника, суд находит не обоснованными.

При таких обстоятельствах, проанализировав вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о законности оспариваемого постановления от 18.02.2022 о назначении нового срока исполнения, поскольку оно вынесено в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, поскольку оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, в связи с чем, нарушений прав и законных интересов административного истца не усматривается.

Кроме этого, требования пожарной безопасности должны являться приоритетным направлением для действий администрации МО г. Братска Иркутской области, так как их неисполнение может повлечь причинение имущественного ущерба и человеческие жертвы.

На основании изложенного, административные исковые требования администрации г. Братска к судебному приставу-исполнителю Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО2, УФССП России по Иркутской области о признании незаконным постановления о назначении нового срока исполнения и обязании судебного пристава-исполнителя устранить нарушения прав должника, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований администрации муниципального образования города Братска Иркутской области, предъявленных к судебному приставу-исполнителю Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании незаконным постановление от 18.02.2022 о назначении нового срока исполнения исполнительного документа по исполнительному производству № 57457/18/38007-ИП, в части установления нового срока исполнения до 25.03.2022, и об обязании судебного пристава – исполнителя установления нового срока исполнения решения суда с учетом времени, необходимого для совершения действий по исполнению решения суда, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А. Павлова

Мотивированное решение составлено 17 мая 2022 года.