ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1349/2016 от 09.03.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 марта 2016 г. г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,

при секретаре Мурзагалиевой С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда <адрес>, расположенном по адресу: <адрес> административное дело № 2а-1349/2016 по административному иску Щербакова С.В. к избирательной комиссии Астраханской области об обжаловании действий,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Щербаков С.В. обратился в суд с административным иском к избирательной комиссии <адрес> (далее – ИКАО, Комиссия) об обжаловании действий, мотивируя свои требования тем, что он является членом ИКАО с правом совещательного голоса от Астраханского регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии с участием Г. А.А., было рассмотрено заявление последнего о направлении обращения Щербакова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ на имя Губернатора Астраханской области об обжаловании бездействия ИКАО в УМВД России по Астраханской области для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Считает, что действиями ИКАО, выразившимися в незаконном допуске на заседание Г. А.А., включении его заявления без регистрации в повестку дня, обсуждении данного заявления, решении обратиться с коллегиальным письмом к руководству Астраханского регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ о возможности замены члена ИКАО Щербакова С.В., нарушены его права, в том, числе право на конфиденциальность его персональных данных. Просит суд признать данные действия незаконными

В судебном заседании административный истец Щербаков С.В. требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Расламбеков В.С. с требованиями не согласился, просил в удовлетворении отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к выводу о том, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 239 КАС РФ предоставляет членам избирательной комиссии право оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

В соответствии с пунктом 23 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось, что Щербаков С.В. является членом ИКАО с правом совещательного голоса от Астраханского регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии, что подтверждается представленным в дело протоколом № .

Судом установлено, что права члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса Щербакова С.В. в соответствии с пунктом 23 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не нарушены.

Рассматривая доводы Щербакова С.В. о том, что на заседании ИКАО незаконно присутствовал Г. А.А., суд приходит к следующему.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

В силу статьи 16 Закона Астраханской области от 13.03.2007 № 13/2007-ОЗ «Об избирательной комиссии Астраханской области» на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении работы с протоколами об итогах голосования, результатах выборов вправе присутствовать члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован комиссией, либо Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях вправе присутствовать представители средств массовой информации. На заседания могут приглашаться члены других избирательных комиссий, комиссий референдума, представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, ученые, эксперты, специалисты для предоставления сведений, необходимых по рассматриваемым комиссией вопросам.

В соответствии с Регламентом ИКАО, утвержденным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ и от 12.07.2013, заседания Комиссии проводятся открыто и гласно; на заседаниях вправе присутствовать члены Центральной избирательной комиссии и работники ее аппарата, работники аппарата Комиссии, кандидат, зарегистрированный Центральной избирательной комиссией, Комиссией или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован Комиссией, либо Центральной избирательной комиссией или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представители средств массовой информации. Кроме того, при установлении Комиссией итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, референдума вправе присутствовать наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

На заседания могут приглашаться члены других избирательных комиссий, представители государственных органов, органов местного самоуправления, политических партий, иных общественных объединений, ученые, эксперты, специалисты для предоставления сведений, необходимых по рассматриваемым Комиссией вопросам.

На заседаниях Комиссии вправе присутствовать представители политических партий (статья 21 Регламента).

Из протокола заседания ИКАО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на нем присутствовал в качестве приглашенного член Астраханского регионального отделения ЛДПР Г. А.А., в связи с чем нарушений судом не установлено.

Статьей 20 Регламента ИКАО предусмотрен перечень вопросов, обязательных для рассмотрения на заседании Комиссии и принятие по ним решений в форме постановления согласно статье 32 Регламента.

Доводы Щербакова С.В. о том, что в повестку заседания Комиссии незаконно включено заявление Г. А.А., которое не было зарегистрировано в нарушение пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан», суд находит необоснованными, поскольку согласно статье 24 Регламента ИКАО вопрос, предложенный в ходе заседания Комиссии, включается в повестку дня при поддержке большинства от числа присутствующих членов Комиссии. В повестке дня заседания Комиссии в разделе «Разное» рассматриваются только вопросы, не требующие голосования.

Факт передачи Комиссией обращения Щербакова С.В. на имя Губернатора Астраханской области третьим лицам в судебном заседании своего подтверждения не нашел.

Вопреки доводам административного искового заявления, нарушений пунктов 7,8 статьи 11 Закона Астраханской области от 05.06.2006 № 24/2006-ОЗ "О выборах депутатов Думы Астраханской области" при проведении заседания ИКАО ДД.ММ.ГГГГ судом не установлено.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о незаконных действиях ИКАО при проведении заседания ДД.ММ.ГГГГ года, повлекших нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем в удовлетворении требований Щербакову С.В. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Щербакова С.В. к избирательной комиссии Астраханской области об обжаловании действий отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 14.03.2016 года.

Судья: