Дело №2а-1349/2016 Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2016 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Чайка О.Н.
при секретаре Личковаха Д.И.
с участием административного истца –
помощника прокурора г. Кировска
Мурманской области ФИО1
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Кировска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Кировска с подведомственной территорией Мурманской области об оспаривании нормативного правового акта,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Кировска Мурманской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к Администрации города Кировска с подведомственной территорией Мурманской области об оспаривании нормативного правового акта.
В обоснование заявленных требований указал, что Постановлением Администрации г. Кировска от 09.09.2013 №1244 утверждено Положение о составе, порядке подготовки документов территориального планирования, внесения в них изменений и порядке подготовки планов реализации таких документов на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, в которое постановлением Администрации г. Кировска от 22.12.2014 №1652 внесены изменения.
Отдельные нормы указанного положения в новой редакции противоречат требованиям федерального законодательства.
Подпункт 4.4.4 раздела 4 Положения не в полной мере соответствует требованиям ст.ст. 9, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В пп. 4.4.4 Положения указаны не все документы, определенные в ч. 5 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании которых осуществляется подготовка документов территориального планирования.
В пп. 4.4.7 Положения неверно указаны ссылки на нормы ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие случаи, когда проект генерального плана подлежит согласованию с соответствующими органами. Также в пп. 4.4.7 Положения указано, что проект генерального плана считается согласованным в случае непоступления главе администрации г.Кировска в установленный срок заключений на него от соответствующих органов.
Указанное положение противоречит ч. 8 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой проект считается согласованным в случае непоступления заключений на него в установленный срок главе городского округа.
Полагает, что нормы пп. 4.4.7 Положения содержат в себе признаки коррупциогенного фактора, поскольку отношения, связанные с согласованием генерального плана городского округа, урегулированы федеральным законодателем; право принятия правовых актов в указанной сфере органам местного самоуправления не предоставлено (ч. 3 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Изменяя в муниципальном правовом акте порядок согласования проекта генерального плана и определяя, что проект считается согласованным в случае непоступления заключений на него главе администрации города, а не главе города, администрация города создает возможность для коррупционных злоупотреблений, например, в сфере земельных отношений.
Коррупциогенный фактор содержится также в пп. 4.4.10 Положения, в котором не установлен срок принятия главой администрации города решения по результатам публичных слушаний. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия по определению порядка подготовки документов территориального планирования муниципальных образований и порядка подготовки изменений и внесения их в такие документы предоставлены органам местного самоуправления. Неустановление срока принятия должностным лицом такого решения создает возможность для коррупционных правонарушений.
Пунктом 4.6 Положения предусмотрена возможность направления проектов документов территориального планирования на государственную экспертизу. Вместе с тем, ст. 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ранее устанавливающая возможность направления таких документов на государственную экспертизу, Федеральным законом от 20.03.2011 №41-ФЗ признана утратившей силу.
Указывает, что прокурором города принимались меры реагирования в целях понуждения Администрации г. Кировска к приведению Положения в соответствие с федеральным законодательством. На указанный нормативный правовой акт 21.01.2015 прокуратурой города принесен протест, по результатам рассмотрения которого принято решение о его удовлетворении, однако на момент подачи административного искового заявления нормативный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством не приведен.
Просит суд признать Положение о составе, порядке подготовки документов территориального планирования, внесения в них изменений и порядке подготовки планов реализации таких документов на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, утвержденное постановлением администрации г. Кировска от 09.09.2013 №1244 (в редакции постановления от 22.12.2014 №1652), недействующим в части в связи с несоответствием подпунктов 4.4.4, 4.4.7, 4.4.10 и пункта 4.6 Положения требованиям статей 9, 18, 24, 25, 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кировска заявленные требования поддержал, настаивая на их удовлетворении. Полагал возможным признать недействительным оспариваемые нормы указанного Положения со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что Администрация г. Кировска полагает требования прокурора г. Кировска обоснованными. В настоящее время изменения в указанное Положение с учетом требований прокурора г. Кировска находятся на экспертизе, срок проведения которой составляет один месяц.
Выслушав пояснения помощника прокурора г. Кировска, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов.
Как установлено в судебном заседании, постановлением Администрации г. Кировска от 09.09.2013 №1244 утверждено Положение о составе, порядке подготовки документов территориального планирования, внесения в них изменений и порядке подготовки планов реализации таких документов на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией (далее – Положение).
Постановлением Администрации г. Кировска от 22.12.2014 №1652 в указанное Положение внесены изменения. Постановление опубликовано в газете «Кировский Рабочий», №52 от 25.12.2014, вступило в силу со дня его официального опубликования, является действующим.
Судом установлено, что требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого нормативного правового акта, форму и вид, в котором принят нормативный правовой акт, процедуру принятия и правила введения оспариваемого нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу, соблюдены.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что отдельные нормы Положения (в редакции постановления от 22.12.2014 №1652) противоречат требованиям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из административного искового заявления, постановлением администрации г. Кировска от 22.12.2014 №1652 в новой редакции изложен раздел 4 Положения.
Подпунктом 4.4.4 Положения установлено, что подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании: результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов; с учетом комплексных программ развития муниципального образования г. Кировск с подведомственной территорией; положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования Мурманской области, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования; результатов публичных слушаний по проекту генплана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Приведённая норма Положения не в полной мере соответствует требованиям ст.ст. 9, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц.
Согласно ч. 5 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система территориального планирования).
Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч. 6 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В пп. 4.4.4 Положения указаны не все документы, определенные в ч. 5 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании которых осуществляется подготовка документов территориального планирования.
В пп. 4.4.7 Положения неверно указаны ссылки на нормы ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие случаи, когда проект генерального плана подлежит согласованию с соответствующими органами. Так, в соответствии с пп. 4.4.7 Положения проект генплана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случаях, установленных п. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем случаи согласования генерального плана с указанным органом определены в ч. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также в пп. 4.4.7 Положения указано, что проект генерального плана считается согласованным в случае непоступления главе администрации г.Кировска в установленный срок заключений на него от соответствующих органов.
Указанное положение противоречит ч. 8 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой проект считается согласованным в случае непоступления заключений на него в установленный срок главе городского округа.
При таких обстоятельствах приведённое положение (пп. 4.4.7 Положения) содержит в себе признаки коррупциогенного фактора (пп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96), поскольку отношения, связанные с согласованием генерального плана городского округа, урегулированы федеральным законодателем; право принятия правовых актов в указанной сфере органам местного самоуправления не предоставлено (ч. 3 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Изменяя в муниципальном правовом акте порядок согласования проекта генерального плана и определяя, что проект считается согласованным в случае непоступления заключений на него главе администрации города, а не главе города, администрация города создает возможность для коррупционных злоупотреблений, например, в сфере земельных отношений.
Коррупциогенный фактор (пп. «а» п. 3 названной Методики) содержится также в пп. 4.4.10 Положения, в котором не установлен срок принятия главой администрации города решения по результатам публичных слушаний. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия по определению порядка подготовки документов территориального планирования муниципальных образований и порядка подготовки изменений и внесения их в такие документы предоставлены органам местного самоуправления. Неустановление срока принятия должностным лицом такого решения создает возможность для коррупционных правонарушений.
Пунктом 4.6 Положения предусмотрена возможность направления проектов документов территориального планирования на государственную экспертизу. Вместе с тем, ст. 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ранее устанавливающая возможность направления таких документов на государственную экспертизу, Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ признана утратившей силу.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что приведенные выше нормы Положения противоречат требованиям федерального законодательства о градостроительной деятельности и применение их в правоприменительной деятельности нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
Как пояснил в судебном заседании помощник прокурора г. Кировска, прокурором г. Кировска принимались меры реагирования в целях понуждения Администрации г. Кировска к приведению Положения в соответствие с требованиями федерального законодательства.
На указанный нормативный правовой акт прокуратурой города 25 января 2015 года принесен протест №..., по результатам рассмотрения которого административным ответчиком принято решение о его удовлетворении.
Вместе с тем на момент подачи административного искового заявления нормативный правовой акт в соответствие с федеральным градостроительным законодательством не приведён, что не оспаривается представителем административного ответчика.
В соответствии с подпунктами 9, 19 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Таким образом, согласно части 3 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 213, 215-216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора города Кировска Мурманской области удовлетворить.
Признать подпункты 4.4.4, 4.4.7, 4.4.10 и пункт 4.6 Положения о составе, порядке подготовки документов территориального планирования, внесения в них изменений и порядке подготовки планов реализации таких документов на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, утвержденного постановлением Администрации г. Кировска от 09.09.2013 №1244 (в редакции постановления Администрации г. Кировска от 22.12.2014 №1652), недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию г. Кировска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором было опубликовано Положение о составе, порядке подготовки документов территориального планирования, внесения в них изменений и порядке подготовки планов реализации таких документов на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией.
Если опубликование сообщения о принятии решения суда невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: О.Н. Чайка