ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1349/2020КОПИ от 21.08.2020 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-1349/2020 копия.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2020 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Юнусова Д.И.,

при секретаре Алатарцевой А.С.,

с участием административного истца Долженковой О.И.,

представителя административного истца Швыревой Ю.А.,

представителя административного ответчика администрации Оренбургскмй район Оренбургской области Рыманова Д.А.,

представителя административного ответчика администрации Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Инсафутдинова И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Долженковой Оксаны Ивановны к главе администрации муниципального образования Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Долженкова О.И. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что она является собственником земельного участка, площадью 1000 кв.м. и жилого дома, площадью 191 ккв.м., по адресу: <адрес>, который с 2014 года не обеспечен газоснабжением. В 1999 году указанный земельный участок предоставлялся для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства. В 2009 году земельный участок не входил в границы населенного пункта. В 2013 году истец стала собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное пользование: ведение личного подсобного хозяйства, общая площадь 1000 кв.м., расположен по адресу: <адрес>. 26.02.2014 года администрацией МО Оренбургский район выдано разрешение на строительство жилого дома. Решением совета депутатом МО Благословенский сельсовет от 24.06.2014 года земельный участок был включен в границы населенного пункта. В начале строительства жилого дома выяснилось, что отсутствует техническая возможность подключения к существующему газопроводу в связи с ограниченной пропускной способностью. 15.03.2018 года была утверждена схема газоснабжения низкого давления, но земельный участок истца в схему не вошел, только в сентябре 2018 года утверждена актуализированная схема. С 2014 года по 2018 год администрация МО Оренбургский район бездействовала. Действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории сельского поселения вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе земельных участков предназначенных для индивидуального строительства. Просила суд признать незаконным бездействие администрации МО Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области и администрации МО Оренбургский район Оренбургской области выразившееся в необеспечении газоснабжением. Обязать администрацию МО Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области и администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области обеспечить газоснабжением земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> не позднее 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Взыскать с администрации МО Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области и администрации МО Оренбургский район Оренбургской области компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

Истец неоднократно уточняла исковые требования, окончательно просила суд признать незаконным бездействие администрации МО Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области и администрации МО Оренбургский район Оренбургской области выразившееся в не подготовке населения к использованию газа и в не организации мероприятий в границах муниципального района газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Признать незаконным бездействие главы администрации МО Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области выразившееся в не вынесении решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений в части необходимости проведения мероприятий по газификации поселения в связи с недостаточной мощностью имеющегося газопровода в п. Благословенка. Обязать главу администрации МО Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области вынести решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений в части необходимости проведения мероприятий по газификации поселения в связи с недостаточной мощностью имеющегося газопровода. Обязать администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области направить предложение о включении в региональную программу газификации, утвержденную Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.11.2019 г. № 880-пп «Об утверждении региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Оренбургской области на 2019-2023 годы» в перечень объектов жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> до 01.12.2020 года. Взыскать с администрации МО Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области и администрации МО Оренбургский район Оренбургской области компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены глава администрации МО Благословенский сельсовет Оренбургского района - Филиппова И.Д., Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

Определением суда от 21.08.2020 года прекращено производство по делу в части требований к администрации МО Благославенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия выразившиеся в не обеспечении газоснабжение земельного участка, возложении обязанности обеспечить газоснабжением, о возложении обязанности подготовить проектную документацию газопровода, произвести сметный расчет стоимости капитального строительства газопровода и организовать подведение газовой точки доступа к жилому дому, о возложении обязанности обратиться в орган исполнительной власти о включении в состав региональной программы газификации мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности подключения к сетям газоснабжения объектов расположенных в восточной части с. Благословенка, о возложении обязанности организовать подведение газовой точки доступа к жилому дому, взыскании компенсации морального вреда, к администрации МО Оренбургский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия выразившиеся в не обеспечении газоснабжением земельного участка, о возложении обязанности обеспечить газоснабжением земельный участок и жилой дом, о возложении обязанности организовать подведение газовой точки доступа к жилому дому, о признании бездействия выразившегося в не подготовки населения к использованию газа и вне организации мероприятий в границах муниципального района газоснабжения поседений в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, о возложении обязанности направить предложение о включении в региональную программу газификации жилого дома и земельного участка, взыскании компенсации морального вреда, в связи с отказом истца от данной части требований.

В судебном заседании административный истец Долженкова О.И., ее представитель Швырева Ю.А., допущенная к участию деле на основании п. 6 ст. 53 ГПК РФ, отказались от вышеуказанных требований, окончательно просили суд признать незаконным бездействие главы администрации МО Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области выразившееся в не вынесении решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений в части необходимости проведения мероприятий по газификации поселения в связи с недостаточной мощностью имеющегося газопровода в п. Благословенка. Обязать главу администрации МО Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области вынести решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений в части необходимости проведения мероприятий по газификации поселения в связи с недостаточной мощностью имеющегося газопровода. Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области включить в региональную программу газификации, утвержденную Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.11.2019 г. № 880-пп «Об утверждении региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Оренбургской области на 2019-2023 годы» в перечень объектов жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> до 01.12.2020 года. Взыскать с главы администрации МО Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

Представитель административного ответчика администрации МО Оренбургский район Оренбургской области Рыманов Д.А., действующий на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца, поскольку со стороны администрации все мероприятия произведены в полном объеме, газификация это процесс платный, и администрация не наделена финансовыми средствами на эти цели.

Представитель административного ответчика администрации МО Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Инсафутдинов И.И., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснил, что у органа местного самоуправления не возникает обязанности выполнить конкретные работы по газификации, при рассмотрении вопроса организации газоснабжения принадлежащего истцу объекта администрация действовала в пределах полномочий, доказательств нарушения прав, истцом не представлено. Дополнительно указали, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с административным иском.

Представитель административного ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в соответствии с представленным в материалы дела письменным отзывом возражали против удовлетворения требований административного иска, указав, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 № 903 проект региональной программы газификации на 2019-2023 годы прошел процедуру публичных обсуждений, предложений и замечаний от администрации МО Оренбургский район Оренбургской области и администрации МО Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области не поступало. Вместе с тем, по сведениям АО «Газпром газораспределение Оренбург», подключение жилых домов по ул. Лесной возможно осуществить в соответствии с правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 года № 1314, по схеме, согласованной муниципальным образованием Благословенский сельсовет на основании заявки и договора, в котором устанавливается размер платы и срок выполнения мероприятий по подключению.

Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в соответствии с представленным в материалы дела письменным отзывом возражал против удовлетворения требований административного иска, указав, что по адресу нахождения объекта истца поставка газа в настоящий момент не осуществляется и с вопросом о заключении договора поставки газа административный истец не обращалась.

Представитель заинтересованного лица Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в соответствии с представленным в материалы дела письменным отзывом указал, что предмет спора не относится к полномочиям Правительства области.

Согласно ст. 204 КАС РФ, в ходе судебного заседания велось аудиопротоколирование.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По мнению административного истца, непринятие администрацией муниципального образования Благословенский с/с, Оренбургский район, мер для включения сведений о необходимости газификации жилого дома административного истца в Региональную программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Оренбургской области является незаконным бездействием со стороны административного ответчика.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования "Благословенский с\с", организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения сельских поселений, входящих в состав Оренбургского района Оренбургской области.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

При этом статьей 8.1 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по организации газоснабжения на соответствующих территориях отнесены: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Анализируя приведенные правовые нормы, учитывая при этом правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в Постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по подключению конкретного жилого дома к газораспределительной сети исключительно исходя только из потребностей конкретного гражданина (конкретных граждан) вне зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, а также от наличия объективных препятствий для организации осуществления такого подключения, в частности, отсутствия технической возможности подключения, равно как и не предполагается обязанность органов местного самоуправления компенсировать гражданину понесенные им как собственником жилого дома расходы на подключение данного дома к газораспределительной сети.

Правилами разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства от 10 сентября 2016 года N 903, Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 ноября 2019 г. N 880-пп «Об утверждении региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Оренбургской области на 2019 - 2023 годы», не предусмотрено сплошное включение в программу газификации всех индивидуальных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования. В соответствии с паспортом программы целями программы газификации, является повышение уровня газификации Оренбургской области, а не сплошная газификация потребителей, предусмотрено, в том числе, внебюджетное финансирование мероприятий программы.

Из материалов административного дела судом установлено, что администрацией муниципального образования Благословенский с/с осуществлена газификация населенного пункта.

Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 года N 1314.

Пунктом 16 Правил предусмотрено право заявителя в случае получения от исполнителя мотивированного отказа в выдаче технических условий обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший программу газификации, с предложением о включении в программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий.

Материалами дела установлено, что АО «Газпром газораспределение Оренбург» 21.09.2018 года было предложено администрации МО Благословенский с\с внести изменения в ранее утвержденную схему газоснабжения <адрес>. Новая схема газоснабжения была утверждена МО, техническая возможность подключения имеется, проект договора на подсоединение был направлен истцу.

С учетом того обстоятельства, что административный истец технические условия получила и имеет техническую возможность подключения принадлежащего ей объекта недвижимости к сетям газораспределения, суд приходит к выводу о том, что указанный объект не может быть включен в региональную программу газификации.

Администрация МО Благословенский с/с, ограничена в полномочиях по газификации, что отражено в законе и иных актах, в ее полномочия входит организация газоснабжения, но по определенным вопросам. Обязанность по выполнению конкретных работ по газификации жилого дома, у администрации отсутствует.

Из представленных в материалы дела доказательств, следует, что администрацией, после обращения истца, было направлено письмо в администрацию района с просьбой оказать содействие по включению в программу газификации области.

Обязанностей, о которых указывает истец у администрации поселения и ее главы, законом не возлагается.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Согласно ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Суд не вправе подменять собой указанные и иные органы исполнительной власти, вмешиваться в установленный порядок подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти; в указанной сфере нормотворческой деятельности последние, в том числе Минстрой, обладают исключительной компетенцией; суд не может в порядке главы 22 КАС РФ применительно к обстоятельствам, поименованным в части 9 статьи 226 КАС РФ, проверить оспариваемое истцом как бездействие органа государственной власти в вопросе, относящемся к его полномочиям и, тем более, возложить на орган государственной власти обязанность внесения изменения в нормативный правовой акт; такие требования не подлежат рассмотрению в судах.

Истец указывает также, что Глава МО «Благословенский с/с» проявляет бездействие, поскольку не принимает решение о подготовки предложений о внесении в генеральный план изменений в части необходимости проведения мероприятий по газификации поселения в связи с недостаточной мощностью имеющегося газопровода, просит признать его незаконным. А также возложить обязанность вынести решение о подготовке вышеуказанных предложений.

Суд находит данные требования необоснованными ввиду вышеизложенных обстоятельств, поскольку законом на главу указанные обязанности не возложены, требования истца основаны на неверном толковании норм права. При этом суд также исходит из того, что суд не вправе вмешиваться в деятельность главы, а кроме того, возложение обязанности вынести такое решение, не будет способствовать восстановлению прав истца, поскольку само по себе принятие данного решения, не влияет на газификацию ее жилого дома.

Необоснованны и требования истца о возложении на Минстрой Оренбургской области обязанности включить в состав региональной программы газификации, жилой дом истца, по <адрес>. Отказывая в удовлетворении данных требований, суд исходит из того, что включение в указанную программу не носит обязательный характер для министерства, кроме того, суд не вправе вмешиваться в деятельность данного субъекта. Обстоятельств незаконности бездействия со стороны ответчика судом не установлено.

Поскольку в удовлетворении заявленных требований, суд считает необходимым отказать, оснований для взыскания судебных расходов также не имеется.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд исходит из того, что заявленные требования не основаны на нормах закона, полномочий на принятие указных истцом действий у ответчиков не имеется, как не имеется и безусловной обязанности на принятие конкретных решений. Кроме того, истец пропустила срок для обращения в суд, поскольку о нарушении своего права ей должно было стать известно в 2018 году, после обращения в администрацию МО Благословенский с/с, что также является основанием для отказа в иске.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Долженковой Оксаны Ивановны к главе администрации муниципального образования Благословенский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании судебных расходов, отказать.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28.08.2020 года.

Судья подпись Д.И.Юнусов

Копия «Верно»

Судья

Секретарь

Подлинник хранится в материалах дела № 2а-1349/2020 в Оренбургском районном суде Оренбургской области

УИД 56RS0027-01-2020-001472-94