ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-134/18 от 01.10.2018 Кологривского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-134/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Кологрив 01 октября 2018 года

Кологривский районный суд Костромской области в составе:

Председательствующего судьи Власова О.В.,

при секретаре Скворцовой Л.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» к территориальному отделению надзорной деятельности Пыщугского, Межевского и Кологривского районов УНД ГУ МЧС России по Костромской области с требованиями: отменить предписание от 23 апреля 2018 года № 8/1/4 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в части установленного срока устранения выявленных нарушений до 15 октября 2018 года, определить срок исполнения пункта 4 предписания от 23 апреля 2018 года № 8/1/4- выполнение противопожарных мероприятий по установке автономной системы пожаротушения в здании Кологривского краеведческого музея имени Г.А. Ладыженского - до 01 мая 2019 года,

у с т а н о в и л:

Административный истец ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» обратился в суд с административным иском к Территориальному отделению надзорной деятельности Пыщугского, Межевского и Кологривского районов УНД ГУ МЧС России по Костромской области с требованиями: отменить предписание от 23 апреля 2018 года № 8/1/4 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в части установленного срока устранения выявленных нарушений до 15 октября 2018 года, определить срок исполнения пункта 4 предписания от 23 апреля 2018 года № 8/1/4- выполнение противопожарных мероприятий по установке автономной системы пожаротушения в здании Кологривского краеведческого музея имени Г.А. Ладыженского - до 01 мая 2019 года.

В обоснование требований административный истец указал, что по распоряжению главного государственного инспектора Пыщугского, Межевского и Кологривского районов по пожарному надзору Громовой Е.С. от 29 января 2018 года № 8 была проведена проверка ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» - (далее - Костромской музей-заповедник) по вопросу соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в Кологривском филиале Костромского музея-заповедника - в здании Кологривского краеведческого музея имени Г.А. Ладыженского, расположенного по адресу: <адрес>, которое является объектом культурного наследия регионального значения. По результатам проверки 23 апреля 2018 года составлен акт № 8 и вынесено предписание № 8/1/4 об устранении в срок до 15 октября 2018 года выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а именно:

1. Организозать проведение проверок работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки, обеспечить наличие на объекте исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты;

2. Обеспечить исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации, принять меры по устранению неработоспособности автоматической установки пожарной сигнализации;

3. Оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей на пожаре;

4. Помещения хранения фондов, в которых хранятся музейные ценности - оборудовать автоматическими установками пожаротушения.

В соответствии со статьей 162 и частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает и исполняет бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями только в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Так как Костромской музей-заповедник является областным бюджетным учреждением, финансирование его осуществляется в виде субсидий из бюджета Костромской области, на основании утвержденного учредителем плана мероприятий.

Работы по установке в Кологривском филиале автономной системы пожаротушения и системы противопожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей на пожаре, были включены в планы мероприятий на 2017, 2018 годы. Помимо ежегодных проектных планов администрация учреждения неоднократно обращалась в департамент культуры Костромской области с ходатайствами о выделении денежных средств на вышеуказанные цели, что подтверждается письмами: исх. № 1643 от 26 ноября 2015г., исх. № 405 от 27 марта 2017 года, исх. № 430 от 20 марта 2017 года, исх. № 781 от 05 июня 2018 года. Однако в 2017 году на цели пожарной безопасности учреждению денежные субсидии выделены не были.

В 2018 году субсидии из бюджета области на оснащение объекта системой противопожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей на пожаре, были выделены только в апреле, поэтому учреждению удалось выполнить п. 1,2,3 Предписания, только после проверки Госпожнадзора. Выполнение требований противопожарной безопасности подтверждается актом выполненных работ от 31 мая 2018 года.

В связи с необходимостью выполнения п.4 Предписания от 23 апреля 2018 года № 8/1/4 учредителем - департаментом культуры Костромской области, в конце июля 2018 года учреждению были выделены субсидии в сумме <данные изъяты> на разработку проектно­сметной документации для оборудования объекта автоматической установкой газового пожаротушения.

С целью проведения закупки услуг на разработку проектно сметной документации, учреждению необходимо в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) осуществить следующие мероприятия: подготовить техническое задание, изучить рынок цен, провести одну из конклюдентных процедур, по результатам которой заключить договор.

В настоящее время специалистами учреждения подготавливается техническое задания, ориентировочный срок окончания разработки технического задания 10 августа 2018 года.

В соответствии со статьями 73-74 Федерального закона № 44-ФЗ возможно осуществить закупку путем запроса котировок (если сумма заказа до 500 000 рублей). Минимальный срок проведения данной закупочной процедуры (от момента размещения в единой информационной системе до заключения договора) - 17 календарных дней. То есть договор на разработку проектно-сметной документации может быть заключен не ранее 01 сентября 2018 года. Ориентировочный срок, выполнения проектно-сметной документации - 30 календарных дней, т.е. завершить работы возможно до 31 октября 2018г.

Администрация Костромского музея-заповедника намерена продолжить обращения в адрес учредителя о выделении субсидий из областного бюджета на 2019 год с целью выполнения работ по установке системы газового пожаротушения. Лимиты финансирования определяются Законом Костромской области «Об областном бюджете на 2019 год», планируемая дата доведения сведений о выделенных лимитах финансирования до учреждения - январь 2019 года.

В соответствии со статьями 63-69 Федерального закона № 44-ФЗ возможно осуществить закупку только путем проведения открытого аукциона, так как ориентировочная стоимость оборудования и монтажных работ превышает <данные изъяты>. Минимальный срок проведения данной закупочной процедуры (от момента размещения в единой информационной системе до заключения договора) - 37 - 41 календарный день.

Кроме того, в соответствии с постановлением от 29 ноября 2013 года № 500-а «О создании областного государственного казенного учреждения «Агентство государственных закупок Костромской области» и об утверждении Порядка взаимодействия государственных заказчиков с областным государственным казенным учреждением «Агентство закупок Костромской области» заказчики обязаны соблюсти установленный порядок согласования аукционной документации с учредителем - Департаментом культуры Костромской области и Агентством (срок согласования с учредителем - 5 рабочих дней), с Агентством - 17 рабочих дней до планируемой даты размещения заказа об осуществлении закупки. Следовательно, договор может быть подписан не ранее середины марта 2019 года. Так как здание, является объектом культурного наследия, после заключения договора в соответствии со ст.45 Федерального закона от 25.06.2002г. (ред. 08.03.2005г.) № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на производство подрядных работ необходимо получить разрешение, выдаваемое органом охраны объектов культурного наследия. Регламент, принятый Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области, предусматривает, что срок рассмотрения заявлений о выдаче разрешений составляет 30 календарных дней. Срок выполнения подрядных работ может составить не менее 30-ти календарных дней.

Обращаем внимание суда, что в ходе проведения торгов, могут возникнуть разные обстоятельства, вследствие которых увеличиваются сроки проведения конклюдентных процедур и исполнения договорных обязательств.

Исходя из перечисленных требований действующего законодательства, в случае выделения финансирования выполнить работы возможно не ранее мая 2019 года.

Административный истец обращался к главному государственному инспектору Пыщугского, Межевского и Кологривского районов по пожарному надзору Громовой Е.С. с ходатайством от 29 июня 2018 года № 892 об увеличении срока выполнения противопожарных мероприятий по установке автономной системы пожаротушения в здании Кологривского краеведческого музея имени Г.А. Ладыженского до 1 сентября 2019 года, так как на момент обращения в Госпожнадзор истцу не было известно о выделении субсидий на выполнение проектно-сметной документации в 2018 году. Территориальным отделением НД и ПР Пыщугского, Межевского и Кологривского районов обращение учреждения было рассмотрено. В ходе рассмотрения ходатайства принято решение, что в соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644 (далее Регламент), предусмотрен внесудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а так же его должностных лиц. Согласно п. 128 Регламента, обжалование решения или действия (бездействия), принятого или осуществленного по результатам проверки, производится в течении пятнадцати дней с момента принятия решения и осуществления действий должностным лицом органа ГПН. Указанный срок истек. Восстановление пропущенного срока для внесудебного порядка обжалования, Регламентом не предусмотрен.

Исходя из вышеизложенного следует, что оспариваемое предписание возлагает на административного истца обязанность по установке автономной системы пожаротушения в срок нереальный для выполнения подобных работ, что нарушает его права и законные интересы.

Определением судьи от 10 сентября 2018 года была проведена замена административного ответчика по делу с территориального отделения надзорной деятельности Пыщугского, Межевского и Кологривского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области на дознавателя ТО НД Пыщугского, Межевского и Кологривского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области Абакумова И.С.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В ходатайстве генеральный директор ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» Павличкова Н.В. просила рассмотреть дело без участия административного истца.

Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Костромской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен.

Административный ответчик - дознаватель ТО НД Пыщугского, Межевского и Кологривского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области Абакумов И. С в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что предписание было выдано 23 апреля 2018 года, в этот же день было вручено заведующей Кологривским краеведческим музеем Смирновой О.В. Срок обжалования истек 23 июля 2018 года. В отзыве пояснил, что в апреле 2018г. на основании распоряжения от 29 января 2018 года № 8 была проведена проверка ОГБУК «Костромской государственный историко - архитектурный и художественный музей - заповедник», расположенный по адресу: <адрес>. Мероприятие по контролю проходило в форме внеплановой выездной проверки, по выполнению пунктов раннее выданного предписания от 23 мая 2017 года № 17/1/4, которое не обжаловалось и вступило в законную силу. При проведении проверки, выявлен факт неисполнения пунктов 4, 5, 6, 7 ранее выданного предписания об устранении нарушения требований пожарной безопасности в здании музея, расположенного по адресу: Костромская область, г. Кологрив, ул. Некрасова,44, а именно:

п. 4. не организовано проведение проверок работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки, отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

п. 5. не обеспечено исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации, вся автоматическая установка пожарной сигнализации находится неисправном состоянии;

п. 6. помещения музея не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

п. 7. помещения хранения фондов, в которых хранятся музейные ценности не оборудованы автоматическими установками пожаротушения. По результатам проверки был составлен акт от 23 апреля 2018 года № 8, и выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 23 апреля 2018 года № 8/1/4. В ходе проведения внеплановой проверки по контролю ранее выданного предписания и оформления ее результатов, документов подтверждающих обращения ОГБУК «Костромской государственный историко - архитектурный и художественный музей -заповедник» в Департамент культуры Костромской области о выделении денежных средств на устранение выявленных нарушений не предъявлялось. Считает необоснованными доводы административного истца о том что, оспариваемое предписание возлагает на административного истца обязанность по установке автономной системы пожаротушения в срок нереальный для выполнения и нарушает его права и законные интересы. Суммарный срок для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности составляет почти 1 год и 5 месяцев (с 23 мая 2017года - дата вручения первого предписания по 15 октября 2018 года - срок, установленный во втором предписании). С момента выявления вышеуказанного нарушения на текущую дату прошло 1 год и 3 месяца (с 23 мая 2017 года по 23 августа 2018 года). Из приложенных истцом к административному исковому заявлению документов следует, что административный истец обращался с ходатайствами в департамент культуры Костромской области о выделении денежных средств на оборудование помещений хранения материальных ценностей автоматическими установками пожаротушения два раза: в ноябре 2015 года, и в марте 2017 года. В период после получения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от 23 мая 2017 года № 17/1/4 и до проведения контрольной проверки 23 апреля 2018 года, представлена одна заявка от 20 марта 2018 года о выделении денежных средств на разработку проектно-сметной документации и монтаж автоматической пожарной сигнализации. В данной заявке не оговорено выделение денежных средств на оборудование помещений автоматическими установками пожаротушения. Заявка на выделение денежных средств на оборудование помещений автоматическими установками пожаротушения направлена в адрес учредителя 05 июня 2018 года, т.е. после проведения контрольной проверки (23апреля 2018 года). Данные факты свидетельствуют о недостаточном принятии административным истцом мер для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании от 23 мая 2017 года № 17/1/4 и повторно указанных в предписании от 23 апреля 2018 года № 8/1/4. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности, в случае возникновения пожара, создают угрозу уничтожения как материальных ценностей находящихся в здании музея, так и самого здания, являющегося объектом культурного наследия и имеющим, кроме материальной, еще и историческую ценность, и, что наиболее важно, создают реальную угрозу жизни и здоровью людей находящихся в здании музея. Согласно ст. 219 КАС, установленный срок обращения с административным исковым заявлением составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод, законных интересов.

Изучив административное исковое заявление, пояснения Абакумова И.С, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки.

На основании ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного законом или назначенного судом процессуального срока.

В силу требований ч.1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный Кодексом административного судопроизводства РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен, а в соответствии с ч. 2 данной статьи, заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.

Как установлено ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 5 ст. 291 КАС РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 8 ст. 219 КАС РФ установлено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела, предписание от 23 апреля 2018 года № 8/1/4 было вручено заведующей Кологривским краеведческим музеем им. Г.А. Ладыженского Смирновой О.В. в тот же день - 23 апреля 2018 года. Административное исковое заявление было направлено в суд 10 августа 2018 года (согласно штампа на почтовом конверте). Установленный ч. 1 ст. 219 КАС срок обращения в суд (не позднее 23 июля 2018 года) пропущен административным истцом. Заявление о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин пропуска срока административным истцом суду представлено не было. Таким образом, вследствие пропуска административным истцом срока обращения в суд без уважительной причины, в удовлетворении административного иска следует отказать.

Кроме того, суд находит обоснованными доводы административных ответчиков о недостаточности мер, принятых административным истцом для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании от 23 апреля 2018 года № 8/1/4.

Как следует из материалов дела, нарушения требований пожарной безопасности, указанные в предписании от 23 апреля 2018 года № 8/1/4 были указаны и в аналогичном предписании от 23 мая 2017 года № 17/1/4, которое получено заведующей Кологривским краеведческим музеем им. Г.А. Ладыженского Смирновой О.В. в тот же день - 23 мая 2017 года.

В соответствии с письмами, представленными ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»: исх. № 1643 от 26 ноября 2015 года, исх. № 405 от 27 марта 2017 года, исх. № 430 от 20 марта 2017 года, исх. № 781 от 05 июня 2018 года, администрация учреждения неоднократно обращалась в департамент культуры Костромской области с ходатайствами о выделении денежных средств на вышеуказанные цели. Однако, после выдачи предписания от 23 мая 2017 года в адрес учредителя был направлен один запрос от 05 июня 2018 года, то есть, только после проведения контрольной проверки 23 апреля 2018 года.

Здание музея ОГБУК «Костромской государственный историко -архитектурный и художественный музей - заповедник», расположенное по адресу: <адрес>, является зданием зрелищных и культурно - просветительных учреждений, тем самым предполагается массовое нахождение в нем людей. В июле 2016 года в данном здании, в результате удара молнии в шпиль башенки музея, произошёл пожар, от которого пострадала обрешётка кровли, и только благодаря своевременному обнаружению возгорания и его ликвидации, удалось избежать крупного материального ущерба. Отсутствие в течение длительного времени противопожарной защиты объекта, неисправное состояние автоматических установок противопожарной сигнализации, отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией людей на пожаре, определенно создают угрозу для жизни и здоровья людей, которые могут находится в здании музея во время пожара.

В связи с изложенным, суд не может принять, как уважительные и обоснованные доводы административного истца о несвоевременной и недостаточном выделении учредителем денежных средств для устранения нарушений, указанных в предписаниях, а так же доводы административного истца о недостаточном времени, установленном в предписании для исправления нарушений, поскольку с момента выявления нарушений прошло более 1 года (с 23 мая 2017 года по сентябрь 2018 года), срок, установленный для устранения нарушений, в предписании от 23 апреля 2018 года № 8/1/4 - около 6 месяцев.

При таких обстоятельствах, с учетом пропуска срока для обращения в суд, а так же длительного времени неисполнения требований предписания, административному истцу в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, ст. 227 КАС РФ, суд

решил:

Административному истцу ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» в удовлетворении требований об отмене предписания от 23 апреля 2018 года № 8/1/4 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в части установленного срока устранения выявленных нарушений до 15 октября 2018 года, об определении срока исполнения пункта 4 предписания от 23 апреля 2018 года № 8/1/4- выполнение противопожарных мероприятий по установке автономной системы пожаротушения в здании Кологривского краеведческого музея имени Г.А. Ладыженского - до 01 мая 2019 года, ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в апелляционном порядке сторонами в месячный срок.

Председательствующий <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>