Дело № 2а-134/2018 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05.07.2018г. г.Армянск Армянский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Лихачевой Л.А., при секретаре Чижовой Л.Э., с участием помощника военного прокурора - войсковая часть 32015 ФИО1, представителя административного ответчика - ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Армянского городского суда Республики Крым административное дело по административному исковому заявлению Военного прокурора – войсковая часть 32015 ФИО4 в защиту интересов Российской Федерации к Призывной комиссии <адрес> Республики Крым, заинтересованные лица ФИО2, Военный комиссариат <адрес> и <адрес> Республики Крым, Военный комиссариат Республики Крым, Призывная комиссия Республики Крым, Администрация <адрес> Республики Крым, ГУ МЧС России по <адрес>, о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии, УСТАНОВИЛ : Военный прокурор – войсковая часть 32015 ФИО4 22.12.2017г. обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с административным иском к Призывной комиссии <адрес> Республики Крым о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии от 09.12.2015г. в части предоставления отсрочки от призыва на военную службу гражданину ФИО2, назначенного приказом начальника ГУ МЧС России по <адрес> от 03.02.2015г. на должность начальника караула 30 пожарно-спасательной части 7 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы по <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения надзорной проверки военным прокурором были установлены нарушения действующего законодательства, а именно протоколом призывной комиссии № от 09.12.2015г. призывнику ФИО2 предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на срок до 05.02.2018г. на основании пп.«з» п.1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с поступлением на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий – на время службы в указанных органах и учреждениях. Однако, указанное решение призывной комиссии является незаконным поскольку проверкой установлено, что ФИО2 получил диплом № об окончании в 2014 году Национального университета гражданской зашиты Украины (<адрес>) по специальности - пожарная безопасность, данное учебное заведение не относится к высшим образовательным организациям и учреждениям, указанным в пп.«з» п.1 ст.24 в Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», кроме того, ФИО2 поступил на службу в МЧС России не сразу после окончания образовательного учреждения, а спустя более полугода, заключив с начальником Главного управления МЧС России по <адрес> контракт о прохождении службы сроком на 3 года (до 05.02.2018г.). Определением судьи от 11.01.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2, Военный комиссариат <адрес> и <адрес> Республики Крым, ГУ МЧС России по <адрес>. Определением судьи от 06.06.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - Военный комиссариат Республики Крым, Призывная комиссия Республики Крым, Администрация <адрес> Республики Крым. Помощник военного прокурора ФИО5 в судебном заседании иск поддержал. Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражений против иска не указал, оставляет решение на усмотрение суда. Представитель заинтересованных лиц Военного комиссариата <адрес> и <адрес> Республики Крым, Военного комиссариата Республики Крым, военный комиссар ФИО7 в судебное заседание направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, при подготовке дела к судебному разбирательству указал, что считает административный иск обоснованным. Представитель заинтересованного лица Администрации <адрес> Республики Крым направил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, надлежаще извещался о рассмотрении дела. При подготовке дела к судебному разбирательству представитель ГУ МЧС России по <адрес>ФИО8 указала, что оставляет решение на усмотрение суда. Заинтересованное лицо ФИО2 надлежаще уведомлялся о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, при подготовке дела к судебному разбирательству указал, что считает иск необоснованным. Представитель заинтересованного лица Призывной комиссии Республики Крым надлежаще уведомлялся о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств, заявлений не направил. Суд, выслушав помощника военного прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, считает необходимым иск удовлетворить. Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ). Согласно части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном указанным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ). Судом установлено, что решением Призывной комиссии <адрес> Республики Крым от 09.12.2015г. (протокол № от 09.12.2015г. ) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, по пп."з" п.1 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а именно в связи с поступлением на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях. В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Призыв на военную службу регламентируется положениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ. В соответствии с п. 4 ст. 26 указанного Федерального закона порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. В соответствии с частью 1 статьи 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. В силу пункта "а" части 1 статьи 22 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Согласно части 2 статьи 22 настоящего Закона на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. В соответствии с пп. "з" п.1 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях. Для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу согласно Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007г. N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 663" (зарегистрирован Минюстом России 12.11.2007г. N 10454), в призывную комиссию представляются: соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании, справка с места службы с указанием в ней специального звания и даты окончания контракта (или копия контракта), заверенная печатью и подписью руководителя соответствующего органа или учреждения. Согласно материалам дела ФИО2 получил диплом бакалавра № от 07.06.2014г. об окончании Национального университета гражданской зашиты Украины (<адрес>) по специальности - пожарная безопасность. Приказом начальника ГУ МЧС России по <адрес> от 03.02.2015г. ФИО2 назначен на должность начальника караула 30 пожарно-спасательной части 7 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы по <адрес>, по контракту сроком на три года (до 05.02.2018г.). На основании указанных документов призывной комиссией было принято обжалуемое решение. Однако, как усматривается из диплома № от 07.06.2014г., учебное заведение - Национальный университет гражданской зашиты Украины (<адрес>) не относится к высшим образовательным организациям и учреждениям органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов Российской Федерации. Таким образом, решение Призывной комиссии <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления отсрочки от призыва на военную службу ФИО2, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, по пп. "з" п.1 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" является незаконным и подлежит отмене. Нарушения законодательства о призыве граждан на военную службу были выявлены Военной прокуратурой - войсковая часть 32015 в Военном комиссариате <адрес> и <адрес> Республики Крым при проведении надзорной проверки в ноябре 2017 года. В силу ст.219 КАС РФ срок обращения в суд с административным иском военным прокурором не нарушен. Доводы заинтересованного лица ФИО2 о необоснованности иска военного прокурора суд считает несостоятельными. Согласно ст.ст.23,24 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №-ФКЗ от 21.03.2014г., на территории Республики Крым со дня принятия её в Российскую Федерацию (18.03.2014г.) действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Исходя из ст.6 указанного Федерального конституционного закона переходный период действовал со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст.12 указанного Федерального конституционного закона полученный ФИО2 диплом № от 21.06.2014г. об окончании Национального университета гражданской зашиты Украины (<адрес>) является действующим. Действительность диплома и возможность трудоустройства ФИО2 в федеральной противопожарной службе по <адрес> не оспаривается военным прокурором. Заинтересованное лицо ФИО2 не принял во внимание, что Национальный университет гражданской зашиты Украины (<адрес>) не относится к высшим образовательным организациям и учреждениям органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов Российской Федерации. Также не принял во внимание, что статья 5 указанного Федерального конституционного закона, регулирующая вопросы воинской обязанности и военной службы, не содержит каких-либо особенностей относительно отсрочки от призыва на военную службу. Кроме того, предоставленная ФИО2 отсрочка от призыва на военную службу действовала до ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2, а также представитель ГУ МЧС России по <адрес>ФИО8 указали, что на основании приказа начальника ГУ МЧС России по <адрес>ФИО2 вновь назначен на должность по контракту. При этом, при призыве на военную службу в <адрес> в апреле-июле 2018 года призывнику ФИО2 не предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании пп.«з» п.1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Руководствуясь ст.ст.4,62,175-180,186,218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Административное исковое заявление Военного прокурора – войсковая часть 32015 ФИО4 в защиту интересов Российской Федерации к Призывной комиссии <адрес> Республики Крым, заинтересованные лица ФИО2, Военный комиссариат <адрес> и <адрес> Республики Крым, Военный комиссариат Республики Крым, Призывная комиссия Республики Крым, Администрация <адрес> Республики Крым, ГУ МЧС России по <адрес>, о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии - удовлетворить. Признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления отсрочки от призыва на военную службу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Армянский городской суд. СУДЬЯ (подпись) Л.А.Лихачева Решение в окончательной форме изложено 06.07.2018г. СУДЬЯ Л.А.Лихачева |