ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-134/19 от 22.04.2019 Калязинского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-134/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калязинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Щербининой Т.Н.,

при секретаре Галенковой А.С.,

с участием административного истца - помощника прокурора Калязинского района Тверской области Подрезовой И.А.,

22 апреля 2019 года в городе Калязине рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Калязинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Семендяевского сельского поселения Калязинского района Тверской области о признании незаконным бездействия в части предоставления муниципальной услуги в отсутствие административного регламента, об обязании разработать административный регламент,

установил:

Прокурор Калязинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Калязинский районный суд Тверской области с административным иском к администрации Семендяевского сельского поселения Калязинского района Тверской области о признании незаконным бездействия в части предоставления муниципальной услуги в отсутствие административного регламента, об обязании разработать административный регламент.

В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой Калязинского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований градостроительного законодательства.

В ходе проверки установлено, что статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В соответствии с п. 20 ч. 1, ч. 3 ст. 14, ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014 года № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» за органами местного самоуправления поселений закреплены полномочия: принятие решения о подготовке документации по планировке территории и утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории (ч.ч. 1, 2 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ); организация и проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории; заключение соответствующего договора (ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ); предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (ч. 6 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ); предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ); предоставление градостроительного плана земельного участка (ч.ч. 5, 6 ст. 57.3 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ).

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, который содержит в себе указанные выше процедуры.

Однако на территории Семендяевского сельского поселения порядок предоставления перечисленных муниципальных услуг отсутствует, соответствующие административные регламенты не разработаны и не утверждены. Указанное может повлечь злоупотребление правом со стороны сотрудников администрации поселения, что нарушает права граждан на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг. Просит признать незаконным бездействие администрации Семендяевского сельского поселения Калязинского района Тверской области в части осуществления полномочий по предоставлению муниципальных услуг: по принятию решения о подготовке документации по планировке территории; по утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории; по организации аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории; по заключению договора о развитии застроенной территории; по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства; по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; по предоставлению градостроительного плана земельного участка в отсутствие административного регламента, обязать разработать административный регламент, регулирующий порядок предоставления муниципальных услуг: по принятию решения о подготовке документации по планировке территории; по утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории; по организации аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории; по заключению договора о развитии застроенной территории; по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства; по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; по предоставлению градостроительного плана земельного участка в срок до 01 июля 2019 года.

Административный истец - помощник прокурора Калязинского района Тверской области Подрезова А.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на обстоятельства и доводы, подробно изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации Семендяевского сельского поселения Калязинского района Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. В адрес суда поступило письменное заявление Главы администрации Семендяевского сельского поселения Калязинского района Тверской области Кондратьевой Л.А., в котором указывает, что с заявленными требованиям согласны, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Принимая во внимание, что явка стороны по административному делу не признана обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное дело по существу в отсутствие неявившегося в судебное заседание участника процесса.

Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор, в силу ст. 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 277 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, относится к вопросам местного значения сельского поселения.

В соответствии со п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно п.п. 4, 5, 7, 9, 23, 24, 27 ч. 1 раздела I Постановления Правительства РФ от 30.04.2014 № 403 (ред. от 21.04.2018) «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» (вместе с «Правилами внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства», «Правилами ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства») к процедурам, связанным с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство, относятся: принятие решения о подготовке документации по планировке территории; утверждение документации по планировке территории; организация и проведение аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории; заключение договора о развитии застроенной территории; предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства; предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; предоставление градостроительного плана земельного участка.

В судебном заседании установлено, и не оспаривалось административным ответчиком, что на территории Семендяевского сельского поселения порядок предоставления перечисленных муниципальных услуг отсутствует, соответствующие административные регламенты не разработаны и не утверждены.

В ходе рассмотрения настоящего дела административным ответчиком не представлено доказательств того, что органом местного самоуправления были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг, в том числе приняты соответствующие правовые акты, регламентирующие реализацию права граждан на получение соответствующих муниципальных услуг.

Оценивая представленные доказательства, суд считает, что выявленные прокурором Калязинского района Тверской области нарушения не отвечают требованиям, установленным действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором Калязинского района административные исковые требования о признании бездействия администрации Семендяевского сельского поселения Калязинского района Тверской области незаконным, и возложении обязанности разработать административный регламент, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд вправе указать предельные сроки его исполнения в соответствии с характером соответствующих требований.

В данном случае, с учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, суд полагает необходимым определить указанный срок до 01 июля 2019 года.

В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 177 - 180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Калязинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Семендяевского сельского поселения Калязинского района Тверской области о признании незаконным бездействия в части предоставления муниципальной услуги в отсутствие административного регламента, об обязании разработать административный регламент - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Семендяевского сельского поселения Калязинского района Тверской области в части осуществления в отсутствие административного регламента полномочий по предоставлению муниципальных услуг:

- по принятию решения о подготовке документации по планировке территории;

- по утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории;

- по организации аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории;

- по заключению договора о развитии застроенной территории;

- по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;

- по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;

- по предоставлению градостроительного плана земельного участка.

Обязать администрацию Семендяевского сельского поселения Калязинского района Тверской области срок до 01 июля 2019 года разработать административные регламенты, регулирующие порядок предоставления муниципальных услуг:

- по принятию решения о подготовке документации по планировке территории;

- по утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории;

- по организации аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории;

- по заключению договора о развитии застроенной территории;

- по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;

- по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;

- по предоставлению градостроительного плана земельного участка.

Копию решения направить в день вступления в законную силу главе Семендяевского сельского поселения Калязинского района Тверской области.

Администрации Семендяевского сельского поселения Калязинского района Тверской области необходимо сообщить об исполнении настоящего решения в Калязинский районный суд Тверской области и прокурору Калязинского района Тверской области.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26 апреля 2019 года.

Председательствующий Т.Н. Щербинина