Дело № 2а-134/2019
УИД 70RS0005-01-2018-002522-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2019 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Айринг Е.Г.,
при секретаре Цынтиной Г.А.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации Зоркальцевского сельского поселения о признании незаконным и отмене решения об отклонении проекта планировки, межевании территории, обязании принять решение о направлении документации для утверждения,
установил:
ФИО4 обратился в суд с иском к администрации Зоркальцевского сельского поселения, в котором просил: признать не соответствующим закону и отменить решение ответчика об отклонении представленных проекта планировки и межевания территории, изложенное в письме от 24.08.2018 № 08-03-б/н; обязать ответчика принять решение о направлении документации по планировке территории, разработанной на основании постановления № 249 от 02.06.2017, Главе поселения для утверждения, мотивируя свои требования следующим.
Административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки категории земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства:
- общая площадь 62 000 кв.м.; Адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок находится примерно в 400 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Кадастровый номер: (номер)
- общая площадь 62 000 кв.м.; Адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок находится примерно в 700 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Кадастровый номер: (номер)
- общая площадь 62 000 кв.м.; Адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок находится примерно в 900 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Кадастровый номер: (номер)
- общая площадь 62 000 кв.м.; Адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок начодится примерно в 800 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Кадастровый номер: (номер)
- общая площадь 62 000 кв.м.; Адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок находится примерно в 900 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Кадастровый номер: (номер)
- общая площадь 62 000 кв.м.; Адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок, находится примерно в 400 м. от ориентира по направлению на север, кадастровый номер: (номер)
- общая площадь 62 000 кв.м.; Адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок находится примерно в 550 м. от ориентира по направлению на север, кадастровый номер: (номер)
- общая площадь 62 000 кв.м.; Адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок находится примерно в 750 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Кадастровый номер: (номер)
- общая площадь 62 000 кв.м.; Адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок находится примерно в 600 м. от ориентира по направлению на северо-восток; Кадастровый номер: (номер).
Реализуя права собственника, истец, в мае 2017 года в порядке, установленном ст. 41, 42, 43, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст. 20,21 Правил землепользования и застройки Зоркальцевского сельского поселения обратился в уполномоченный орган с заявлением о разработке проекта планировки и проекта межевания территории в границах земельных участков. На основании указанного Заявления, 02.06.2017 было издано Постановление № 249 администрации Зоркальцевского сельского поселения (далее - Администрация, Административный ответчик) «О разработке Проекта планировки и Проекта межевания территории ФИО4». На основании указанного Постановления административным истцом разработан Проект планировки и Проект межевания территории, который в соответствии с ч. 3.1. статьи 46 Градостроительного Кодекса РФ представлен на утверждение в Администрацию.
29.08.2018 административным истцом было получено Решение административного ответчика об отклонении представленных Проекта планировки и Проекта межевания территории, изложенное в письме от 24.08.2018 № 08-03-б/н (далее - Решение). Решение об отказе основано на положениях части 10 статьи 45 Градостроительного Кодекса РФ, согласно которой основанием для отклонения документации по планировке территории является несоответствие требованиям технических регламентов, сводов правил. А именно, по мнению административного ответчика, документация по планировке территории не соответствует требованиям технических регламентов, сводов правил регламентирующих строительство и эксплуатацию автодорог. В частности: указано, что представленная документация по планировке территории выполнена без учёта норм проектирования раздела 6, СП34.13330.2012 «Автомобильные дороги». Так же указано, что документация по планировке территории была направлена для согласования в ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области», представлена копия письма ОГКУ №1562 от 15.08.2018 «Управление автомобильных дорог Томской области», из которого следует, что ОГКУ выполнило проверку проекта на соответствие СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги» и пришло к выводу о том, что Проект выполнен без учета норм проектирования раздела 6. Решение Администрации об отклонении представленных административным истцом Проекта планировки и Проекта межевания территории, изложенное в письме от 24.08.2018 № 08-03-б/н является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца и подлежит отмене, а Проекты планировки и межевания территории - направлению Главе поселения на утверждение.
В судебном заседании представитель административного истца – ФИО1, действующий на основании доверенности, административный иск поддержал в полном объеме, обосновав его доводами, указанными в нем и иных письменных пояснениях.
Представитель административного ответчика – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, представил письменные отзыв и дополнения, из которых следует, что письмо № 08-03-б/н от 24.08.2018 с изложенным в нем решении об отклонении документации по планировке территории не нарушает никаких прав истца. 16.05.2017 вх. № 08-03-476 истец обратился с заявлением о разрешении на подготовку проекта планировки и межевания в границах принадлежащих ему 9-ти земельных участков в д. Петровский участок. 02.06.2017 было принято постановление № 249 о разработке проекта планировки и проекта межевания территории ФИО4 21.04.2018 вх. № 08-03-457 истец обратился с просьбой о проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекта межевания территории. Постановлением № 143 от 25.04.2018 проведение публичных слушаний было назначено на 27.06.2018. 27.06.2018 публичные слушания были проведены. На данных публичных слушаниях присутствовал представитель истца. По результатам голосования, большинством голосов представленные проект планировки и проект межевания территории были отклонены, по причине несоответствия канализационной системы проекта требованиям законодательства и отсутствия согласованного съезда с региональной автомобильной дороги. Согласно заключению по итогам проведения публичных слушаний в ходе проведения публичных слушаний были указаны замечания о несоответствии проекта правилам землепользования и застройки, а также материалам Генерального плана Зоркальцевского сельского поселения. 07.08.2018 администрацией Зоркальцевского сельского поселения в ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» было направлено письмо с просьбой о проверке проекта планировки и проекта межевания территории на предмет соответствия требованиям технических регламентов, сводов правил, регламентирующих строительство и эксплуатацию автодорог. 15.08.2018 ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» письмом № 1562 ответил, что представленные на проверку проект планировки и проект межевания территории выполнены без учета требований соответствующих нормативных актов. 24.08.2018 истец был проинформирован, что его проект планировки и проект межевания территории отклонен по причине несоответствия требований соответствующих нормативных актов. Со ссылкой на нормы ст. 45,46 Градостроительного Кодекса РФ указал, что нарушения прав истца со стороны ответчика отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных отзывах, из которых следует, что ОГКУ «Томскавтодор» является владельцем автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Объездная дорога г. Томска», протяженностью 23,656 км с местом нахождения объекта: Томская область, Томский район. В соответствии с частями 5-6 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах № 257-ФЗ) и Постановлением Администрации Томской области № 221а от 10.11.2010 «Об утверждении Перечня автомобильных дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области» автомобильная дорога «Объездная дорога г. Томска» отнесена к государственной собственности Томской области. Распоряжением Администрации Томской области от 02.03.2012 №203-ра автомобильная дорога «Объездная дорога г. Томска» передана в оперативное управление ОГКУ «Томскавтодор». На земельный участок, занимаемый автомобильной дорогой «Объездная дорога г. Томска» Администрацией Томского района Томской области выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей за № ТО-14-032505 от 22.06.1993. Постановлением администрации Томского района от 21.07.2011 № 1416-3 земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания автомобильной дороги «Левобережная объездная дорога», общая площадь 214 867 кв. м. адрес объекта: Томская область, Томский район, Левобережная объездная дорога, передан в постоянное (бессрочное) пользование ОГКУ «Томскавтодор». Проектом планировки и проектом межевания малоэтажного жилого комплекса в границах населенного пункта д. «Петровский участок», предусмотрено примыкание проектируемой автомобильной дороги к автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Объездная дорога г. Томска». В соответствии со ст. 20 Закона об автомобильных дорогах № 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт являющихся сооружениями примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом и данным Законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. Таким образом, собственник (владелец) автомобильной дороги согласовывает примыкание к автомобильной дороге и выдает технические условия примыкания, обязательные для выполнения при проектировании объекта примыкания к автомобильной дороге с целью обеспечения безопасности дорожного движения. Т.е. проектируемое примыкание должно соответствовать техническим условиям выданным владельцем автомобильной дороги, которые являются частью материалов по обоснованию проекта планировки территории. Однако, в вышеуказанном проекте планировки территории малоэтажного жилого комплекса отсутствует согласие на строительство примыкания владельца автомобильной дороги, в связи с чем данный проект не соответствует требованиям действующего законодательства. Решением Совета Зоркальцевского сельского поселения от 07.10.2014 № 21 утвержден Генеральный план муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» Томского района Томской области. В результате участок автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Объездная дорога г. Томска» расположен в границах новообразованного сельского поселения д. «Петровский участок». Таким образом, при проектировании объектов инфраструктуры в границах городских и сельских муниципальных образований подлежит применению СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 № 1034/пр. Согласно п. 11.18 СП 42.13330.2011 пересечения в одном уровне подразделяются на регулируемые и нерегулируемые, в том числе кольцевые. Проектирование пересечений следует вести на основе перспективной интенсивности движения, а также с учетом рационального распределения транспортных потоков по улично-дорожной сети. Расстояние между пересечениями в одном уровне следует принимать, м, не менее: для магистральных улиц и дорог регулируемого движения - 400; для улиц районного значения (распределительных) - 200; для улиц местного значения - 60. Для повышения пропускной способности регулируемых пересечений следует предусматривать дополнительные полосы для организации правого и левого поворотов. В сложных градостроительных условиях и условиях реконструкции расстояние между транспортными развязками следует принимать не менее 600 м. В соответствии с классификацией, приведенной в таблице 11.1 СП 42.13330.2011, автомобильная дорога «Объездная дорога г. Томска» относиться к категории магистральные городские дороги 2-го класса - регулируемого движения, основное назначение которой это транспортная связь между районами города, выходы на внешние автомобильные дороги. Для которых установлены требования к организации пересечений и примыканий не чаще, чем через 300-400 метров. Учитывая, что на данном участке автомобильной дороги «Объездная дорога г. Томска», на км 13+500 расположено пересечение автомобильных дорог, и на км 14+600 транспортная развязка «Объездной дороги г. Томска», проектируемое примыкание с учетом данных условий невозможно.
Заинтересованные лица – Муниципальное образование «Томский район» в лице администрации Томского района, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, Департамент по управлению государственной собственностью администрации г. Томска, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседании представителей не направили, о причинах не явки не сообщили.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4 является собственником следующих земельных участков:
- общей площадью 62 000 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок находится примерно в 400 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Кадастровый номер: (номер)
- общей площадью 62 000 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок находится примерно в 700 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Кадастровый номер: (номер)
- общей площадью 62 000 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок находится примерно в 900 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Кадастровый номер: (номер)
- общей площадью 62 000 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок начодится примерно в 800 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Кадастровый номер: (номер)
- общей площадью 62 000 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок находится примерно в 900 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Кадастровый номер: (номер)
- общей площадью 62 000 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок, находится примерно в 400 м. от ориентира по направлению на север, кадастровый номер: (номер)
- общей площадью 62 000 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок находится примерно в 550 м. от ориентира по направлению на север, кадастровый номер: (номер)
- общей площадью 62 000 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок находится примерно в 750 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Кадастровый номер: (номер)
- общей площадью 62 000 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Водонапорная башня. Участок находится примерно в 600 м. от ориентира по направлению на северо-восток; Кадастровый номер: (номер)
указанные земельные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилищного строительства, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 70-АВ № 272228 от 22.05.2012; серии 70 АБ № 118663, серии 70 АБ 118665, серии 70 АБ № 118666 от 09.08.2007; серии 70 АБ № 126169, серии 70 АБ № 126168, серии 70 АБ № 126162, серии 70 АБ № 126149, серии 70 АБ № 126165, серии 70 АБ № 126164 от 02.08.2017.
02.06.2017 постановлением Главы Муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» ФИО4 разрешено разработать документацию по проекту планировки и проекту межевания территории в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: (номер), (номер) (п.1). Также рекомендовано: документацию по проекту планировки и проекту межевания территории разработать в соответствии с действующим законодательством и документами территориального планирования Муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» (п.2.1). В составе проекта планировки территории выполнить проект межевания территории в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, в том числе для установления границ земельных участков, на которых расположены объекты транспортной инфраструктуры, объекты инженерно-технического обеспечения и объекты социального обслуживания (п.2.5). Согласовать место размещения объектов с федеральными надзорными органами в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 3 ФИО4 был предупрежден, что неисполнение условий данного постановления является основанием для признания его утратившим силу без возмещения понесенных затрат.
Установлено, что на основании данного постановления Муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» от 02.06.2017 по заказу ФИО4 ООО «Томск Спецпроект» был разработан Проект планировки и Проект межевания территории для строительства малоэтажного жилого комплекса, расположенного по адресу: Томская область, Муниципальное образование «Зоркальцевское сельское поселение, д. Петровский участок» и направлен на утверждение в администрацию Зоркальцевского сельского поселения.
27.06.2018 на собрании по проведению публичных слушаний проект планировки территории и проект межевания территории для строительства для строительства малоэтажного жилого комплекса, расположенного по адресу: Томская область, Муниципальное образование «Зоркальцевское сельское поселение, д. Петровский участок», был отклонен, что подтверждается протоколом публичных слушаний и заключением по итогам проведения публичных слушаний от 27.06.2018 (л.д. 135, 136, том 1).
Из материалов дела также следует, что администрация Зоркальцевского сельского поселения приняла решение об отклонении представленной ФИО4 документации по планировке территории по следующим основаниям: несоответствие документации по планировке территории для строительства для строительства малоэтажного жилого комплекса, расположенного по адресу: Томская область, Муниципальное образование «Зоркальцевское сельское поселение, д. Петровский участок» требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, которое установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки… в соответствии с требованиями технических регламентов, сводов правил. В целях проверки предоставленной документации по планировке территории на предмет соответствия требованиям технических регламентов, сводов правил, регламентирующих строительство и эксплуатацию автодорог (в частности: СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменениями №1), администрацией был направлен запрос в ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области». Согласно поступившему ответу, представленный проект нарушает положения следующих норм: Строительство примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге общего пользования регламентируется ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Представленная документация по планировке территории малоэтажного жилого комплекса, расположенного по адресу: Томская область, муниципальное образование Зоркальцевское сельское поселение, деревня Петровский участок выполнена без учёта норм проектирования раздела 6; СП34.13330.2012 «Автомобильные дороги». Вследствие указанных обстоятельств Документация по планировке территории отклоняется. Рекомендовано привести представленную Документацию в соответствие с требованиями технических регламентов, сводов правил.
Данный отказ оформлен письмом Главы Муниципального образования «Зоркальцевского сельского поселения» № 08-03-б/н от 24.08.2018, где разъяснены причины отклонения документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории), которые указаны выше.
Не согласившись с ответом администрации Зоркальцевского сельского поселения от 24.08.2018, ФИО4 22.11.2018 обратился в суд с настоящим административным иском.
Согласно пункту 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство должно осуществляться на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Порядок осуществления проекта планировки территории предусмотрен главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (части 1, 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
При этом в силу части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Частью 14 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что документация по планировке территории, представленная уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, утверждается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.
В силу пункта 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
Согласно п. 13 указанной статьи, глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Частью 13.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рамках рассмотрения настоящего дела по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта – отчету по проведению экспертизы по административному делу № 2а-134/2019, выполненному ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет» (далее - СибАДИ) 18.07.2019, спорный проект планировки и проект межевания не соответствует требованиям технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ зон с особыми условиями использования территории.
Экспертом выявлены следующие нарушения, допущенные в утверждённом проекте планировки и проекте межевания территории:
- Проект планировки территории, разработанный ООО «ТомскСпецПроект», содержит значительные отклонения от Генерального плана поселения, тем самым не соответствует постановлению № 249 администрации Зоркальцевского сельского поселения от 02.06.2017. На основании выявленных противоречий между представленным ФИО4 Проектом планировки территории, разработанного ООО «ТомскСпецПроект», и Генеральным планом поселения можно признать, что проект планировки территории не был разработан на основе Генерального плана сельского поселения. Таким образом, указанный Проект планировки не соответствует части 10 статьи 45 Градостроительного кодекс РФ, в части необходимости разработки на основании документов территориального планирования.
- Отсутствие в «Проекте планировки территории» согласия в письменном виде владельца автомобильной дороги «Объездная дорога г. Томска» свидетельствует о не соответствии проект п.1 ст. 20 ФЗ-257.
- Размещение транспортного узла (примыкание улично-дорожной сети к автомобильной дороге) принятое в проекте планировки территории, в части обеспечения доступа на автомобильную дорогу «Объездная дорога г. Томска» (необходимость расположения на изолированном земляном полотне) не соответствует требованиям п. 8.21 СП 42.13330.2016, а в части расположения относительно линии застройки населенного пункта не соответствует п. 4.10 СП 34.13330.2012. Тем самым «Проект планировки территории» не соответствует требованиям Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
- Размещение транспортного узла (примыкание улично-дорожной сети к автомобильной дороге), принятое в проекте планировке территории, в части доступа на автомобильную дорогу «Объездная дорога г. Томска» (частоты расположения пересечений и примыканий друг от друга) не соответствует требованиям п. 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 и тем самым не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).
- Проведенный анализ выявил, что представленный ФИО4 «Проект планировки территории», разработанный ООО «ТомскСпецПроект», не соответствует требованиям технических регламентов: «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» №384-ФЗ от 30.12.2009 и Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), а также не соответствует требованиям сводов правил: СП 34.13330.2012 и СП 42.13330.2016. Таким образом, указанный Проект планировки не соответствует части 10 статьи 45 ГрК РФ, в части выполнения (соответствия) требований технических регламентов и сводов правил.
- Указанный Проект планировки и межевания территории предполагает съезд/выезд на автомобильную дорогу «Объездная дорога г. Томска», тип транспортного узла – примыкание. Местоположение указанного примыкания назначено ориентировочно в 395 м от перекрестка автомобильной дороги «Объездная дорога г. Томска» с дорогой с. Петрово – с. Кайдаловка в сторону Зоркальцевского сельского поселения. Выполнять (или организовать работу по выполнению) архитектурностроительное проектирование и разработку проектно-сметной документации для размещения примыкания в данном месте имеет возможность только владелец автомобильной дороги «Объездная дорога г. Томска» (ОГКУ «Томскавтодор») в рамках Проекта по реконструкции участка дороги, потому что необходим дополнительный землеотвод, в части увеличения полосы отвода автомобильной дороги.
- Размещение на данном участке примыкания в одном уровне не допустимо исходя из условий обеспечения безопасности дорожного движения. Наличия примыкания/пересечения в одном уровне на данном месте приводит к несоблюдению предельных значений коэффициента аварийности и коэффициента безопасности, тем самым создает условия возникновения потенциально опасных участков и повышения тяжести последствий от возможных ДТП.
- Дополнительно при анализе местоположения указанного примыкания установлено: наличие противоречивых сведений о виде зоны с особыми условиями использования территории в «проекте планировки территории» в месте пересечения и сведений о границах охранных зон, внесенных в государственный кадастр недвижимости; не выполнены положения постановления Правительства РФ от 24.02.2009 №160 (или же постановления Правительства РФ от 09.06.1995 № 578, в зависимости от вида охранной зоны) в части наличия письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся сети на возможность размещение примыкания.
Данное заключение соответствует требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ и ФЗ от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», не содержит неоднозначного толкования и отражает сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результата проведения оценки.
В связи с чем оснований сомневаться в выводах экспертов у суда не имеется, эксперты, проводивший судебную экспертизу, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, даны полные ответы на все поставленные судом вопросы, которые истолкованы в точном соответствии с их действительным смыслом, экспертами произведено изучение и анализ технической документации и материалов дела, в заключении отражены источники получения фактических данных.
При этом заключение, данное по результатам проведения по делу первичной судебной экспертизы ООО «Простор», не может быть принято судом в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу, в связи с чем не может быть положено в основу судебного решения, поскольку выводы эксперта ФИО5 и ФИО6, опровергнуты заключением, данным по результатам повторной судебной экспертизы.
Довод представителя административного истца о том, что в экспертном заключении не указано о нарушении раздела 6 «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНИП 2.05.02-85*» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266) при подготовке документации по планировке и межеванию территории, послужившим отклонению данной документации ответчиком, является не состоятельным, исходя из следующего.
Так, из описательной части заключения судебной строительно-технической экспертизы СибАДИ от 18.07.2019 следует, что по сведениям предоставленным ОГКУ «Управления автомобильных дорог Томской области» и информации имеющейся в системе «Дорожный фонд РФ» участок автомобильной дороги «Объездная дорога г. Томска» идентификационный номер 69 ОП РЗ 69К-4: – относится к классу: обычная автомобильная дорога (не скоростная автомобильная дорога); – категория дороги: IВ, III, II (переменная, в зависимости от участка); – проектная пропускная способность 7586 авт/сут; – на участке 0+400 по 5+000 имеет 4 полосы движения (соответствует IВ технической категории), на участке 5+000 по 16+416 имеет 2 полосы движения (соответствует II технической категории). Установлено, что рассматриваемый участок автомобильной дороги относится к автомобильным дорогам общего пользования II технической категории, тогда для него необходимо выполнение требований СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» (в том числе с учетом требований 6 раздела данного свода правил), поскольку альтернативных вариантов обеспечения безопасности Застройщиком не было предложено. СП 34.13330.2012 является доказательной базой «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» и составлен с учетом федеральных законов: - от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», - от 22 июня 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», - от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», - от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; и постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации». Дороги и улицы, размещаемые на территории земельного участка для которого выполняется «Проект планировки территории» (находящийся на экспертизе) относятся к улично-дорожной сети, классификация которых и Страница 23 из 64 назначение технических требований из условий безопасности, производится в соответствии с СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01- 89*». Данный СП составлен в целях повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выполнения требований федеральных законов от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (описательная часть ответа на первый вопрос стр. 21, 22, 23 заключения судебной экспертизы).
Также в описательной части заключения судебной экспертизы указано, что предлагаемое решение узла примыкания к автомобильной дороге «Объездная дорога г. Томска», указанного в «Проекте планировки территории» предполагает его размещение на земельном участке, не принадлежащем ФИО4 Данный земельный участок является полосой отвода автомобильной дороги, принадлежащей ОГКУ «Томскавтодор». Взаимоотношения сторон по использованию земельного участка расположенного в границах полосы отвода автомобильных дорог регламентируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с п.1 ст. 20 ФЗ-257 установлены следующие взаимоотношения сторон: «Строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с ГрК ФР и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог». В случае размещения примыкания на автомобильной дороге «Объездная дорога г. Томска» в соответствии требованиями п. 6.38 СП 34.13330.2012 необходимо предусмотреть устройство переходноскоростных полос (ПСП). До места съезда необходимо устройства переходно-скоростной полосы торможения, длиной не менее 180 м, а после съезда – переходно-скоростной полосы разгона, длиной не менее 260 м. Ширина переходно-скоростных полос назначается равной 3,75 м. Для размещения ПСП существующей полосы отвода автомобильной дороги недостаточно. Таким образом, для обеспечения возможности размещения ПСП необходимо увеличение полосы отвода за счет приобретения части земельных участков, принадлежащих физическим лицам (в том числе ФИО4), на протяжении указанных длин ПСП. Поскольку происходит изменение границ полосы отвода, то устройство примыкания (съезда к земельным участкам) должно рассматриваться не в рамках проекта планировки территории смежного земельного участка, а в плоскости Реконструкции участка автомобильной дороги «Объездная дорога г. Томска», Заказчиком которого может выступать только владелец объекта, то есть ОГКУ «Томскавтодор». Таким образом установлено, что выполнять (или организовать работу по выполнению) архитектурно-строительное проектирование и разработку проектно-сметной документации для размещения примыкания в данном месте должен ОГКУ «Томскавтодор». В соответствии с п. 6.37 СП 34.13330.2012 «в охранных зонах строительство и реконструкцию проводят на основании письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети». Данное положение строительных норм нашло отражение в Постановлении Правительства РФ от 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах Страница 52 из 64 таких зон». Так пунктом «а», статьи 10 главы III постановления Правительства РФ от 24.02.2009 №160 установлено: «запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам». Письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся указанные сети на размещения примыкания в Проекте планировки территории не содержится, что противоречит постановлению Правительства РФ от 24.02.2009 №160 и СП 34.13330.2012 (описательная часть ответа на третий вопрос – стр. 33, 48, 49, 51, 52 заключения судебной экспертизы).
Таким образом, Проект планировки и межевания территории, подготовленный ООО «ТомскСпецПроект» по заказу ФИО4, не соответствует, в том числе и разделу 6 СП 34.13330.2012«Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», тем самым нарушает положения части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на что было обоснованно указано в письме Главы Муниципального образования «Зоркальцевского сельского поселения» № 08-03-б/н от 24.08.2018.
Так, в силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
При этом при выдачи технических условий учитываются положения п. 6.3 СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*", утвержденного приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266, в котором указано, что в целях уменьшения помех от местного движения, повышения скоростей, удобства и безопасности движения основных потоков на автомобильных дорогах категорий I - III, количество пересечений, съездов и въездов должно быть возможно меньшим. Пересечения и примыкания на дорогах категории III вне пределов населенных пунктов предусматривают не чаще 2 км с учетом конкретных условий (застройка, начертание существующей сети дорог и т.д.).
В силу части 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Согласно частям 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ведется Единый государственный реестр автомобильных дорог (далее также - реестр), который представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.
Формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, на основании данных учета автомобильных дорог.
Из материалов дела следует, что участок автомобильной дороги «Объездная дорога г. Томска» идентификационный номер 69 ОП РЗ 69К-4: – относится к классу: обычная автомобильная дорога (не скоростная автомобильная дорога); – категория дороги: IВ, III, II (переменная, в зависимости от участка); – проектная пропускная способность 7586 авт/сут; – на участке 0+400 по 5+000 имеет 4 полосы движения (соответствует IВ технической категории), на участке 5+000 по 16+416 имеет 2 полосы движения (соответствует II технической категории), согласно распоряжению администрации Томской области закреплен за ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 70-АВ № 288754 от 04.07.2012.
Участок автомобильной дороги «Объездная дорога г. Томска» идентификационный номер 69 ОП РЗ 69К-4 включен в Единый государственный реестр автомобильных дорог.
Довод представителя административного истца о том, что СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» не является обязательным для исполнения при подготовке Проекта планировки и межевания территории, не может быть принят судом, поскольку данный свод правил зарегистрирован в Росстандарте и включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федеральных законов от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 22.06.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации».
Таким образом, анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что при разработке Проекта планировки и Проекта межевания территории для строительства малоэтажного жилого комплекса, расположенного по адресу: Томская область, Муниципальное образование «Зоркальцевское сельское поселение, д. Петровский участок», истцом не были выполнены требования, установленные частью 10 статьи 45 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
При этом документация по планировке территории может быть отклонена уполномоченным органом не только в связи с наличием замечаний по результатам публичных слушаний, но и в случае выявления после проведения публичных слушаний замечаний к данной документации, иное привело бы к принятию решения об утверждении проектной документации, не отвечающей требованиям действующего законодательства, что в свою очередь, противоречит ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что действия ответчика по отклонению Проекта планировки и межеванию территории (письмо от 24.08.2018 № 08-03-б/н), принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в связи с чем оснований для признания действий ответчика не соответствующими закону и отмены решения не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая также и то, что надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов административным истцом не приведено, нарушения требований закона при вынесении оспариваемого постановления не допущено, то универсальная совокупность условий для признания его незаконным отсутствует.
Доводы представителя административного истца о том, что проектная документация не может быть отклонена и направлена доработку, основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм права.
По смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
В данном случае уполномоченный орган власти исходил из баланса частных интересов заказчиков проектов и публичных интересов жителей территории поселения.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 06.11.2003 № 387-0, от 15.07.2010 № 931-0-0 и от 25.02.2016 № 242-0, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В силу положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий главы Муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» с соблюдением требований законодательства к его форме, при отсутствии нарушения существенных положений закона и правовых актов, регулирующих процедуру его принятия, закону и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод административного истца, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами, не нарушает, правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО4 требований не имеется.
Суд при этом отмечает, что административный истец не лишен возможности повторно обратиться к административному ответчику с заявлением о согласовании проектной документации, доработав ее с учетом замечаний изложенных в оспариваемом решении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО4 к администрации Зоркальцевского сельского поселения о признании незаконным и отмене решения об отклонении проекта планировки, межевании территории, обязании принять решение о направлении документации для утверждения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Г. Айринг
Мотивированный текст решения изготовлен 30.08.2019.