РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2021 г. <адрес>
Каларский районный суд
<адрес> в составе:
председательствующего судьи Шагеевой О.В.,
при секретаре Десятова И.В.,
с участием административного истца заместителя прокурора <адрес>Малютина Т.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску заместителя прокурора <адрес> к администрации Каларского муниципального округа <адрес>, Межведомственной комиссии Каларского муниципального округа об обязании провести обследование жилого фонда, расположенного в границах Чапо-Ологского и Чарского сельских поселений, с целью выявления аварийности состояния жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора <адрес> обратился в Каларский районный суд <адрес> с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что ими проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что администрация Каларского муниципального округа <адрес> ведет реестр жилых домов, расположенных на территории сельских поселений, с количеством квартир 2 и более, за исключением индивидуальных жилых домов, непризнанных в установленном порядке аварийными. В указанный реестр включено 38 жилых многоквартирных домов общей площадью 4 177,14 кв.м. с фактическим уровнем износа более 60%, при этом, большая часть жилых помещений в домах находятся в муниципальной собственности. Между тем, Межведомственной комиссией Каларского муниципального округа до настоящего времени не обследуется жилой фонд и не решается вопрос о возможности признания в установленном законодательством порядке жилых помещений непригодными для проживания вследствие выявления вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями, что влечет нарушение прав граждан, проживающих в данных жилых помещениях, на безопасность жизни и их здоровья. На основании п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, пп. 10, 11 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, с учетом письменных и устных уточненных требований административный истец просит суд обязать администрацию Каларского муниципального округа в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией жилых домов, расположенных по адресам <адрес>, ул. <адрес><адрес>, с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по указанным домам, в Межведомственную комиссию Каларского муниципального округа (л.д. ).
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных привлечены собственники жилых помещений по адресу <адрес> – Никифорова А.В., Новак Р.В., <адрес> – Сукнева В.А., <адрес> – Макарова Г.М., в том числе как законный представитель Макарова К.А., Макаров Д.М., <адрес> – Красикова В.В., Красиков В.Д., <адрес> – Шакирова В.Ф., <адрес> – Казадаева В.А., <адрес> – Трофимова В.Г..
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Межведомственная комиссия Каларского муниципального округа привлечена по делу в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании установлено.
Административный истец заместитель прокурора <адрес>Малютина Т.Р. уточнила требования искового заявления, исключила из числа жилых домов, которые необходимо обследовать административным ответчиком специализированной организацией на предмет аварийности, дом по адресу <адрес>. В остальной части уточненное исковое заявление поддержала, просила суд его удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Каларского муниципального округа <адрес> явку в судебное заседание не обеспечил, надлежаще уведомлен судом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской, причины неявки в суд не предоставил (л.д. ). Согласно направленному письменному отзыву административный ответчик с исковыми требованиями заместителя прокурора согласился, срок исполнения решения суда, который просит установить административный истец, считает разумным (л.д. ).
Заинтересованные лица Никифорова А.В., Новак Р.В., Сукнева В.А., Макарова Г.М., в том числе как законный представитель Макарова К.А., Макаров Д.М., Красикова В.В., Красиков В.Д., Шакирова В.Ф., Казадаева В.А., Трофимова В.Г., представитель Межведомственной комиссии Каларского муниципального округа явку в судебное заседание также не обеспечили, надлежаще извещены судом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается телефонограммами и отчетом о доставке судебной корреспонденции на электронный адрес «pochta@kalar.e-zab.ru» (л.д. ). Извещении о назначении первого судебного заседания получено Межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распиской (л.д. 24-25). Представитель Межведомственной комиссии причины неявки в суд не предоставил, иные заинтересованные лица - собственники жилых помещений просили суд исковое заявление прокуратуры рассмотреть в их отсутствие, поддержали заявленные исковые требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи (ч. 8 ст. 96 КАС РФ).
Согласно ч. 9 ст. 96 КАС РФ указанные лица, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд, выслушав пояснения административного истца, изучив и проанализировав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции РФ).
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации – далее ЖК РФ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2 ЖК РФ).
В силу п. п. 3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа, обеспечение проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 ЖК РФ).
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 принято Положение "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (п. 7 Положения).
Пунктом 45 указанного Положения установлено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения определенные документы, в числе которых - заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из приведенных положений законодательства следует, что надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления, в том числе на осуществление безопасных условий проживания граждан на территории Каларского муниципального округа <адрес>, в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям ответчика.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований жилищного законодательства.
Согласно информации, предоставленной администрацией <адрес> в адрес Министерства территориального развития <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, на территории сельских поселений имеются жилые дома с количеством квартир 2 и более, за исключением индивидуальных жилых домов, которые не признаны в установленном порядке аварийными, в том числе:
- <адрес> 1985 года постройки (уровень износа 75%, прогноз сроков признания МКД аварийным сентябрь-октябрь 2019 г., количество проживающих – 4 человека);
- <адрес> 1989 года постройки (уровень износа 75%, прогноз сроков признания МКД аварийным сентябрь-октябрь 2019 г., количество проживающих – 3 человека);
- <адрес> 2001 года постройки (уровень износа 65%, прогноз сроков признания МКД аварийным сентябрь-октябрь 2019 г., количество проживающих – 9 человек);
- <адрес> 1973 года постройки (уровень износа 85%, прогноз сроков признания МКД аварийным сентябрь-октябрь 2019 г., количество проживающих – 8 человек);
- <адрес> 1981 года постройки (уровень износа 60%, прогноз сроков признания МКД аварийным до 2020 г.);
- <адрес> 1982 года постройки (уровень износа 60%, прогноз сроков признания МКД аварийным 2019 г.);
- <адрес> 1982 года постройки (уровень износа 65%, прогноз сроков признания МКД аварийным 2019 г.);
- <адрес> (уровень износа 65%, прогноз сроков признания МКД аварийным 1 квартал 2019 г., количество проживающих – 7 человек);
- <адрес> ул. <адрес> 1979 года постройки (уровень износа 65%, прогноз сроков признания МКД 2019 г.);
- <адрес> ул. <адрес><адрес> 1978 года постройки (уровень износа 72%, прогноз сроков признания МКД аварийным до 2020 г.);
- <адрес> 1980 года постройки (уровень износа 65%, прогноз сроков признания МКД аварийным 2019 г., количество проживающих – 11 человек);
- <адрес> 1979 года постройки (уровень износа 65%, прогноз сроков признания МКД аварийным 2020 г.) (л.д. 10, 13-19).
При этом, в соответствии с перечнем имущества, передаваемого из муниципальной собственности СП «Чарское» и СП «Чапо-Олого» в муниципальную собственность Каларского муниципального округа, утвержденного решением Совета Каларского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, а также вышеуказанного ответа администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № жилые помещения по адресу <адрес>, 2, 4, ул. ВЛКСМ <адрес>, а также 3 квартиры по адресу <адрес>, 2 квартиры по адресу <адрес>, 1 квартира по адресу <адрес> являются собственностью Каларского муниципального округа <адрес> (л.д. ).
В этой связи, суд, исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, приходит к выводу о том, что имеются признаки, указывающие на то, что состояние многоквартирных домов, указанных административным истцом в уточненных исковых требованиях, не является удовлетворительным, а проживание в нем – безопасным, так как уровень износа домов составляет 60% и более. Непринятие своевременных мер по рассмотрению вопроса о пригодности или непригодности жилых помещений для проживания граждан может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций домов, что создает угрозу для жизни и здоровья, как жильцов, так и иного неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям администрации, факт признания административным ответчиком исковых требований, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований заместителя прокурора района в полном объеме.
С учетом позиции представителя административного ответчика, полагавшего срок для исполнения решения суда – 2 месяца с момента вступления его в законную силу достаточным и реальным, суд приходит к выводу об установлении административному ответчику для исполнения решения суда указанного срока.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> к администрации Каларского муниципального округа <адрес>, удовлетворить.
Обязать администрацию Каларского муниципального округа <адрес> в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией жилых домов, расположенных по адресам <адрес>, ул. <адрес><адрес>, с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по указанным домам, в Межведомственную комиссию Каларского муниципального округа.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме в <адрес>вой суд через Каларский районный суд <адрес>.
Судья Каларского
районного суда О.В. Шагеева
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
УИД 75RS0№-30