ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-134/2022 от 05.04.2022 Кулундинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-134/2022

УИД: 22RS0029-01-2022-000197-39

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Кулунда 05 апреля 2022 года

Кулундинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Клименко О.А.,

при секретаре Белан Е.В.,

с участием прокурора района Воронкова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кулундинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кулундинского района Алтайского края о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кулундинского района обратился в суд с административным иском к администрации Кулундинского района Алтайского края о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанностей, указав, что прокуратурой Кулундинского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Кулундинского района требований законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), законодательства о муниципальной собственности. В ходе проверки было установлено, что на территории Кулундинского района Алтайского края, имеются действующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: водозаборные скважины, водонапорные башни, насосные станции, водонапорные сети.

В пос. Октябрьский, Кулундинского района, Алтайского края по адресам:

- -------- расположена водозаборная скважина №№№;

- --------, расположена водозаборная скважина №№№;

- -------- (ориентир по направлению на северо-запад от окр. --------), расположена водозаборная скважина №№№;

В с. Кулунда Кулундинского района Алтайского края по адресам:

- --------, расположены водозаборная скважина №№№ и скважина №№№

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 250,0 м);

- --------, расположены водозаборная скважина №№№, водозаборная скважина №№№ и водозаборная скважина №№№

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 350,0 м);

- -------- расположена водозаборная скважина №№№

--------, расположена водозаборная скважина №№№;

-------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1300 м) (зарегистрированная сеть протяженностью 2741 – другой объект);

- --------, расположена водозаборная скважина №№№;

- р-н КЭС расположена водозаборная скважина №№№;

- Водонапорная башня (без адреса) № 1;

- Водонапорная башня (без адреса) № 2;

- Водонапорная башня (без адреса) № 3;

- Водонапорная башня (без адреса) № 4;

- Водонапорная башня (без адреса) № 5;

- Водонапорная башня (без адреса) (по Распоряжению № 47-р 50 м3);

- Водопроводные сети (без адреса);

- Водопроводные сети (без адреса); (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1178 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1076,6 м);

- распределительная трасса северная расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 400 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1307,8 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 24121,6 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 2434,0 м и 483,9 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 340,0 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 400 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 800 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 450,0 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 570,0 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1645, 9 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1214, 3 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 650 м);

- --------, расположены водопроводные сети протяженностью 36,0 м и 437,0 м (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 968 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1181,0 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 550,0 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1206,0 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1063,4 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 897,0 м);

- --------, расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1984,4 м).

Указанные объекты используются администрацией Кулундинского района для водоснабжения населения, а также с целью функционирования пожарных гидрантов. Они включены в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования Кулундинский район Алтайского края. Администрацией Кулундинского района Алтайского края объекты водоснабжения переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Теплосети» на основании распоряжения главы Кулундинского района от //////№№№ Администрацией, осуществляющей владение, пользование и распоряжение указанными объектами ЖКХ (водоснабжения), право муниципальной собственности на них, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не оформлено, то есть, администрацией муниципального образования не соблюдаются требования законодательства о муниципальной собственности в указанной части. В связи с указанными нарушениями прокуратурой района ранее в адрес главы района (//////) вносилось представление, которое было рассмотрено, однако нарушения законодательства не устранены. В связи с изложенным, прокурор просит признать незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер по регистрации права муниципальной собственности на указанные выше объекты коммунальной инфраструктуры и обязать администрацию Кулундинского района оформить правоустанавливающие документы на вышеперечисленные объекты муниципальной собственности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Воронков С.А. поддержал требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации Кулундинского района Алтайского края Балухин С.П. в судебное заседание не явился. До судебного заседания предоставил отзыв, в котором указал, что работа по оформлению объектов коммунальной инфраструктуры проводится. На 2022 г заключены договоры на проведение кадастровых работ и на выполнение работ по технической инвентаризации пяти объектов. Стоимость документации для оформления права собственности на один объект составляет от 50 000 рублей до 100 000 рублей. Просит предоставить срок для проведения работ не менее трех лет.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Алтайскому краю в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав прокурора, изучив материалы административного дела, суд пришел к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Кулундинского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Кулундинского района требований законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), законодательства о муниципальной собственности.

В ходе проверки было установлено, что на территории Кулундинского района Алтайского края, имеются действующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: водозаборные скважины, водонапорные башни, насосные станции, водонапорные сети.

В пос. Октябрьский Кулундинского района Алтайского края по адресам:

- -------- расположена водозаборная скважина №№№;

- --------А расположена водозаборная скважина №№№;

- -------- (ориентир по направлению на северо-запад от окр. -------- 550 м) расположена водозаборная скважина №№№;

В -------- по адресам:

- -------- расположены водозаборная скважина №№№ и скважина №№№

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 250,0 м);

- -------- расположены водозаборная скважина №№№, водозаборная скважина №№№ и водозаборная скважина №№№

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 350,0 м);

- --------Б расположена водозаборная скважина №№№;

-------- расположена водозаборная скважина №№№;

-------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1300 м) (зарегистрированная сеть протяженностью 2741 – другой объект);

- --------, расположена водозаборная скважина №№№;

- р-н КЭС расположена водозаборная скважина №№№;

- Водонапорная башня (без адреса) № 1;

- Водонапорная башня (без адреса) № 2;

- Водонапорная башня (без адреса) № 3;

- Водонапорная башня (без адреса) № 4;

- Водонапорная башня (без адреса) № 5;

- Водонапорная башня (без адреса) (по Распоряжению № 47-р 50 м3);

- Водопроводные сети (без адреса);

- Водопроводные сети (без адреса); (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1178 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1076,6 м);

- распред. трасса северная расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 400 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1307,8 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 24121,6 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 2434,0 м и 483,9 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 340,0 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 400 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 800 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 450,0 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 570,0 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1645, 9 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1214, 3 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 650 м);

- -------- расположены водопроводные сети протяженностью 36,0 м и 437,0 м (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 968 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1181,0 м);- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 550,0 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1206,0 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1063,4 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 897,0 м);

- -------- расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1984,4 м).

Указанные объекты используются администрацией Кулундинского района для водоснабжения населения, а также с целью функционирования пожарных гидрантов.

Указанные объекты включены в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования -------- (далее - Администрация) объекты водоснабжения переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Теплосети» на основании распоряжения главы Кулундинского района от 01.03.2019 № 47-р.

Администрацией, осуществляющей владение, пользование и распоряжение указанными объектами ЖКХ (водоснабжения), право муниципальной собственности на них в соответствии с законодательством Российской Федерации, не оформлено, то есть, администрацией муниципального образования не соблюдаются требования законодательства о муниципальной собственности в указанной части.

В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственные реестр, если иное не установлено законом.

Перечисленные в административном исковом заявлении объекты, в силу статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ № 416) являются инженерными сооружениями, входящими в состав централизованной системы холодного водоснабжения, непосредственно используемыми для холодного водоснабжения, то есть являются объектами недвижимости.

Согласно статье 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подержат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с частями 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, изменения, перехода, прекращение права на недвижимое имущество или ограничение такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, выступая от имени муниципального образования.

В соответствии со статьей 6 ФЗ № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании части 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 ФЗ-218 основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Вопреки указанным требованиям федерального законодательствам администрацией не зарегистрировано право муниципальной собственности в установленном порядке на объекты ЖКХ, что подтверждается предоставленными документами (выписка из реестра муниципальной собственности МО Кулундинский района Алтайского края; Распоряжение Администрации Кулундинского района Алтайского края от 01.03.2019 № 47-р; информация по объектам тепло- и водоснабжения, переданных в хозяйственное ведение и др.).

Указанные в административном исковом заявлении объекты муниципальной собственности являются согласно пункту 14 статьи 2 ФЗ № 416-ФЗ объектами холодного водоснабжения и служат для обеспечения потребностей населения в питьевой воде.

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52), организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием центральных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Несоблюдение указанных норм нарушает право граждан на благополучную среду обитания, как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, в соответствии со статьями 4, 8 ФЗ № 52.

Бездействие администрации Кулундинского района Алтайского края создает препятствие к предусмотренному частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации самостоятельному решению населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения местной собственностью, влечет нарушение интересов муниципального образования.

Водопользователями являются население, муниципальные учреждения, данные объекты имеют большое значение для жизнеобеспечения населенных пунктов муниципального образования Кулундинского района Алтайского края.

Владение, пользование и распоряжение объектами ЖКХ в отсутствие надлежащим образом, оформленным правом собственности создает угрозу отчуждения данных объектов третьими лицами, что в свою очередь может повлечь их не функционирование, создает угрозу жизни и здоровью населения.

Кроме того, из положений ст. ст. 7, 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», следует, на органы местного самоуправления возложены обязанности по проведению мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, которые должны проводиться заблаговременно.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ////// N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, относится: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Аналогичная норма закреплена в п. 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».

Нарушение работы пожарных гидрантов, являющихся частью объектов водоснабжения, создает опасность жизни и здоровью населения, увеличивает риск повреждения имущества неопределенного круга лиц при возникновении ЧС.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора, законны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 203 КАС РФ учитывая характер и объем работ, суд находит возможным, установить ответчику срок для совершения указанных действий 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Кулундинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кулундинского района Алтайского края о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанностей, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кулундинского района Алтайского края по непринятию мер по регистрации права муниципальной собственности на объекты коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения), а именно:

В -------- водозаборная скважина №№№; --------; водозаборная скважина №№№; -------- (ориентир по направлению на северо-запад от окр. -------- 550 м) водозаборная скважина №№№.

В с. Кулунда Кулундинского района Алтайского края по адресам:

-------- водозаборная скважина №№№ и скважина №№№; -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению №47-р протяженность 250,0 м); -------- водозаборная скважина №№№, водозаборная скважина №№№ Б1к/80 и водозаборная скважина №№№; -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 350,0 м); -------- водозаборная скважина №№№; ////// водозаборная скважина №№№; -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1300 м); --------, водозаборная скважина №№№; р-н КЭС водозаборная скважина №№№; Водонапорная башня (без адреса) №№№; Водонапорная башня (без адреса) №№№; Водонапорная башня (без адреса) №№№; Водонапорная башня (без адреса) №№№; Водонапорная башня (без адреса) №№№; Водонапорная башня (без адреса) (по Распоряжению № 47-р 50 м3); Водопроводные сети (без адреса); Водопроводные сети (без адреса); (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1178 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению №№№-р протяженность 1076,6 м); распред. трасса северная расположены водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 400 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1307,8 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 24121,6 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 2434,0 м и 483,9 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 340,0 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 400 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 800 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 450,0 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 570,0 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1645, 9 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1214, 3 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 650 м); -------- водопроводные сети протяженностью 36,0 м и 437,0 м (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 968 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1181,0 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 550,0 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1206,0 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению №№№-р протяженность 1063,4 м); -------- расположены сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 897,0 м); -------- водопроводные сети (согласно Распоряжению № 47-р протяженность 1984,4 м).

Обязать администрацию Кулундинского района Алтайского края оформить правоустанавливающие документы на вышеперечисленные объекты муниципальной собственности – объекты централизованной системы холодного водоснабжения, зарегистрировать право муниципальной собственности на указанные объекты в установленном законом порядке в течение 24 (двадцать четыре) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке через Кулундинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий О.А. Клименко